ЭС: В.В.Давыдов

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (31.08.1930, Москва – 19.03.1998, Кагалым Тюменской обл.).
 
Окончил философский факультет МГУ (1953). Ученик П.Я. Гальперина.
Кандидат психологических наук (1958, «Образование начального понятия о количестве у детей: к вопросу о психологических механизмах понятий, возникающих при формировании умственной деятельности»). Доктор психологических наук (1970, «Виды обобщения в обучении»). Профессор (1973).
Академик АПН СССР (1978, член-корреспондент с 1974). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1992).
 
Профессор кафедры детской/возрастной психологии факультета психологии (1978–1982).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория и история психологии, возрастная и педагогическая психология, теория учебной деятельности, психология младшего школьника.
Соавтор теории и автор термина «развивающее обучение». Предложил и обосновал логико-психологическую концепцию о двух основных типах мышления человека – рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Опираясь на гипотезу Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития», разработал фундаментальную полидисциплинарную теорию учебной деятельности, согласно которой содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, раскрывающие учащимся условия происхождения различных понятий и способов их использования. Школьник должен понимать и словесно уметь выражать понимание происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, уметь проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Усвоение таких знаний происходит при решении учебных задач, осуществляемом посредством системы учебных действий под руководством учителя.
Созданная теория и практика развивающего обучения представляют собой уникальный образец системной психологической работы, выстроенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории развития сознания и частных теорий становления определённых возрастных новообразований вплоть до уровня конкретных педагогических технологий культивирования этих новообразований, оснащённых психологическими методами для диагностики развивающих эффектов обучения. На основе этой теории были созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам, способствующие эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Эксперимент по внедрению развивающего обучения проводился на базе московской школы №91 (1959–2016).
Директор Института общей и педагогической психологии АПН СССР/РАО (1974–1983; 1991–1992).
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание учебно-методического комплекса «Система развивающего обучения» (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову) для общеобразовательных учреждений (1997, соавт.).
Заслуженный деятель науки РФ (1996).
 
Основные труды: «Виды обобщения в обучении» (1972), «Учебная деятельность и моделирование» (соавт., 1981), «Формирование учебной деятельности школьников» (соавт., 1982), «Проблемы развивающего обучения» (1986), «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении» (1992), «Теория развивающего обучения» (1996), «Последние выступления» (1998).
 
Литература: В.В.Давыдов. Факультет психологии МГУ.