ЭС: В.Н.Касаткин
КАСАТКИН ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ (24.11.(6.12.)1891, д. Нероново Чухломского уезда Костромской губ. – 1961, Москва), педагог, директор МГУ.
Окончил Петербургский учительский институт (1912).
Профессор общеуниверситетской кафедры педагогики (1931–1934).
Директор (1930–1934).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов организация народного образования, вопросы методологии руководства педагогическим образованием и планирования просветительской работы.
В своих работах проводил мысль об увязке задач образования с развитием народного хозяйства. Остро ставил ключевую проблему культурной революции, замедляющей перспективы ближайшего развития страны, – «ножниц» между уровнем современной техники и уровнем образовательного и культурного развития трудящихся, несоответствие их качественной подготовки предъявляемым требованиям.
Административная деятельность. Перед вступлением в должность директора МГУ работал заместителем заведующего Главным управлением профессионального образования и заведующим отделом высших учебных заведений, начальником организационно-планового управления (1924–1929) НКП РСФСР, директором Донского политехнического института (Новочеркасск Северо-Кавказский край, 1929–1930, расформирован).
Период директорства В.Н. Касаткина является в истории университета одним из самых насыщенных значимыми структурными преобразованиями и радикальными изменениями. Первыми действиями нового ректора стало завершение «разукрупнения» МГУ, начатого И.Д. Удальцовым. Государственная политика по «разукрупнению» университетов была направлена на упрощение их структуры и облегчение оперативного руководства ими. В соответствии с апрельским 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О целевых установках университетов» на университеты возлагалась подготовка кадров по естественнонаучному и математическому циклу непосредственно для нужд производства, а также педагогических кадров для вузов и втузов («ввинтить до отказа науку в производство»).
Реформа привела к упразднению кафедрально-факультетской системы МГУ (кроме рабочего факультета), существовавшей с момента его основания, и организации на её остатках отделений специального профиля – механического, физического, астрономо-математического, зоологического, ботанического, почвенного и географического. Одновременно существенной переделке подвергся учебный процесс – был осуществлён переход к активному бригадно-лабораторному методу занятий. Студенческие группы, разделённые на бригады по 3–5 человек, без систематического руководства квалифицированных преподавателей, должны были заниматься «проработкой» учебных заданий. Чтение общих и специальных курсов заменялось вступительными лекциями учёных и самостоятельной работой студенческих бригад, а экзамены и зачёты как индивидуальная форма оценки знаний – коллективным отчётом бригад (одной из весомых причин для введения «бригадного метода» была острая нехватка учебников и учебных пособий). Учебные планы отделений были пересоставлены с расчётом на продолжительность обучения 4–4,5 года, где половина учебного времени уделялась производственной практике, а на работу с преподавателями отводилось менее четверти. Уже в первый год применения этого метода были отмечены серьёзные недостатки в преподавании, в том числе слабое участие профессоров и преподавателей в учебной работе и низкая успеваемость студентов. Производственная практика почти всюду также не достигала цели. Она проводилась без достаточной теоретической подготовки студентов, которые часто находились в цехах сами по себе – без руководителя производственным процессом.
Косвенным образом эти радикальные изменения отразились в переименовании общеуниверситетского печатного органа «Первый Университет» в газету «За пролетарские кадры» (21 октября 1930 г.).
Огромной заслугой В.Н. Касаткина является его борьба за возрождение МГУ как первого вуза страны. В январе 1932 г. он выступил с отчётным докладом на коллегии НКП РСФСР и добился от наркома просвещения А.С. Бубнова принятия постановления, направленного на превращение университета «в образцовый, отвечающий полностью предъявляемым к нему требованиям», обосновал необходимость возвращения в состав университета геологического и химического отделений, инициировал и обеспечил успешное проведение решения о создании нового учебно-научного центра – ГАИШ, потребовал увеличения финансовых ассигнований на повышение заработной платы сотрудникам и аспирантам, проведение ремонтных работ в обветшавших помещениях.
«Для всякого человека, хотя бы немного знакомого с МГУ, должна быть очевидна невозможность уложить МГУ в “средние” нормы… Необходимо решительно пресечь попытки финансовой группы наводить режим экономии таким оригинальным способом… МГУ предлагает обсудить эти вопросы с заместителем НКП М.С. Эпштейном, так как их удовлетворение является необходимым условием для превращения МГУ в образцовый университет и будет служить в глазах правительства лучшим доказательством того, что и сам НКП как-то выделяет МГУ, а не только просит правительство об этом».
Директор отстаивал идею возвращения в структуру МГУ факультетов и их совместную работу с научными институтами:
«Факультетская система, охватывающая всю работу научного работника или преподавателя, позволяет и более эффективно использовать его и по производственной, и по общественной линии… Задача университета в настоящее время формулируется как подготовка научно-исследовательских работников массового и высшего типа для опытных станций, лабораторий и НУЧей, в то же время обладающих педагогическими навыками, чтобы дать кадры преподавателей для вузов и втузов. Эта задача осуществляется факультетами и институтами, которые составляют университет. Эти два этажа должны быть теснейшим образом связаны между собой по линии учебной, хозяйственной и административно-распорядительной. Всякий преподаватель вуза или втуза должен быть не только педагогом, но и научным работником, а потому университет должен обладать и иметь в полном своём распоряжении такие учреждения, где могла бы протекать учебная работа его преподавателей и в то же время их научная работа. Такое учреждение должно находиться в полном распоряжении и подчинении у дирекции университета, как органа, планирующего, наблюдающего и ответственного за все течение и учебной и научной работы университета. … Смысл всей реформы заключается в резком повышении научного значения университета».
Задача восстановления авторитета высшей школы была определена постановлением ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе». Постановлением НКП от 4 апреля 1933 г. в университет были возвращены и с 1 мая 1933 г. начали работу факультеты – механико-математический, физический, химический, биологический и почвенно-географический. За два месяца до ухода В.Н. Касаткина с должности ректора вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР», объявившего о создании в системе МГУ исторического факультета.
К важнейшим итогам работы В.Н. Касаткина следует отнести также формирование первоклассного профессорско-преподавательского и научного состава университета. В это время были осуществлены решающие кадровые назначения на факультетах и в институтах, появилось современное понимание кафедры как объединения «всех органично близких научных и учебных дисциплин, составляющих законченный цикл знаний».
При освобождении от должности В.Н. Касаткину была объявлена благодарность А.С. Бубнова «за исключительно энергичную и плодотворную работу по улучшению всех сторон деятельности университета». В дальнейшем он занимал невысокие педагогические должности в различных учреждениях Москвы и других городов, в том числе ректора Нижегородского государственного педагогического университета (1936–1937).
1934 г. В.Н. Касаткин (в очках) с членами партийного бюро МГУ
|
Первая мировая и Гражданская войны. В октябре 1916 г. призван в Русскую армию (с должности учителя городского училища в Череповце) и служил рядовым 1-го пехотного запасного полка в Петрограде. Демобилизован в феврале 1917 г.
Мобилизован на Западный фронт (Смоленск) в качестве помощника командующего войсками фронта по политчасти, начальника политуправления штаба фронта, временно исполнял должность члена Революционного Военного Совета Западного фронта (8 февраля – 5 декабря 1923 г.). В 1924 г. переведён в Москву.
Основные труды: «Основные узаконения и распоряжения по народному просвещению» (1929), «Планирование народного образования. Руководство для студентов старших курсов педвузов и педфаков, педтехникумов, а также для преподавателей педвузов, педтехникумов и школ с педуклоном и ответственных руководителей-работников органов народного образования» (1929), «Ресурсы культурного фронта. О культурной пятилетке» (1930).
Литература: Корсаков С.Н. Забытый директор МГУ. Журнал «Высшее образование в России». 2002. №2. С. 145–149; В.Н.Касаткин.