Крупным планом: Московский лингвистический кружок
МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК (МЛК), научное общество, основанное в 1915 г. по инициативе студентов историко-филологического факультета.
Среди основателей и членов МЛК, известные в будущем крупные учёные-лингвисты: Р.О. Якобсон (председатель 1915–1919), Г.О. Винокур (председатель 1922–1924), Б.И. Ярхо, Н.С. Трубецкой, кавказоведы Н.Ф. Яковлев и Л.И. Жирков, фольклористы П.Г. Богатырёв и Ю.М. Соколов, психолингвист Н.И. Жинкин, методист А.М. Пешковский. Работу кружка активно поддерживал руководитель Московской диалектологической комиссии Д.Н. Ушаков.
По мнению современных исследователей
«МЛК был едва ли не самым значительным объединением русских филологов – и по созвездию выдающихся талантов, и по влиянию (часто опосредованному и косвенному) на развитие филологической мысли, и по не востребованному до сих пор научному потенциалу. Вклад кружка в лингвистику и поэтику ХХ в., не только отечественную, но и мировую, не сравним с каким бы то ни было другим. Но отсутствие своих печатных органов и издательской базы, недостаток авангардной броскости в организации научного быта, а также глубокие внутренние противоречия привели к тому, что символом русского “формализма” стал всемирно известный Опояз, тогда как основная работа по созданию новой филологии велась в недрах МЛК».
В задачи МЛК входило изучение языка и языковые вопросы литературы и фольклора: диалектология, этнография, поэтика, стиховедение и теория поэтической речи; популяризация лингвистических знаний и методов. Художественная форма трактовалась участниками кружка не как нечто самоценное, а как лингвистически обусловленное и функционально организованное явление («поэтическое языкознание», «поэтическая диалектология», «язык в его поэтической функции»).
Занятия кружка, проходившие в формате дебатов, дополнялись летними экспедициями (регионы России, Северного Кавказа, Дагестана), сочетавшими сбор диалектных материалов с записями фольклорных текстов и этнографическими наблюдениями. В экспедициях записывали не только былины, сказки, песни, но и народные анекдоты, заговоры, заклинания, духовные стихи, легенды и революционные частушки. Собирался материал по свадьбе, народному театру, быту, материальной культуре. Вырабатывались новые методологические подходы к изучению фольклора, в частности к типологической классификации и реконструкции фольклорных текстов, впервые было выдвинуто требование характеристики индивидуальности сказителя, эстетических склонностей среды его слушателей. Исследовалось отражение фольклора в русской литературе.
МЛК активно участвовал в практической работе – в перестройке преподавания языка в советской школе, проведении орфографической реформы 1917–1918 гг., создании письменностей для бесписьменных народов, борьбе за культуру речи.
Его членами были поэты и писатели: Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак, Ю.Н. Тынянов, О.Э. Мандельштам, В.Б. Шкловский. На заседании МЛК В.В. Маяковский впервые прочитал поэму «150 000 000» (1920).
В ноябре 1924 г. кружок прекратил работу. Многие его идеи были развиты Пражским лингвистическим кружком, повторившим МЛК организационно и включившим в свой состав ряд его членов.
Литература: Якобсон Р.О. Московский лингвистический кружок.