Московский. Государственный (Картина 2)

МОСКОВСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Картина 2)
 
 
Непросто выстраивал Московский университет отношения с властью – переживал и «опальные» времена, и периоды «милости». Он прошёл «огонь, воду и медные трубы».
1905 г. начало борьбы ректора С.Н. Трубецкого за автономию университета.
«Что НАУКА есть МОГУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, это – прописная истина, которую признают и у нас; НО её исповедуют лишь устами, её ещё не чувствуют осязательно, ОНА ЕЩЁ НЕ СОСТАВЛЯЕТ ЖИЗНЕННОГО УБЕЖДЕНИЯ, проникшего в плоть и кровь нашего общества. Что УНИВЕРСИТЕТ ЕСТЬ РАССАДНИК ВЫСШЕГО НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, это опять-таки признаётся на словах и у нас, хотя МАЛО КТО СОЗНАЁТ, как много это значит, СО ВСЕХ СТОРОН ХОТЯТ НАВЯЗАТЬ УНИВЕРСИТЕТУ ВНЕШНИЕ ЧУЖДЫЕ ЕМУ ЦЕЛИ, не отдавая себе отчёта в том, что этим унижается университет и умаляется его значение. УНИВЕРСИТЕТ может быть только университетом и, оставаясь верным себе, он ДЕЛАЕТ ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДЕЛО, которого кроме него некому делать. Он не может, не должен служить двум господам. Он имеет свою самостоятельную цель и там, где он свободно и беспрепятственно преследует только её, – там просветительное действие его растет в ширь и глубь, и общественное значение его становится могущественным.
ЦЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА довлеет себе, она в полном смысле этого слова САМОСТОЯТЕЛЬНА, АВТОНОМНА, и вот почему АВТОНОМИЯ СОСТАВЛЯЕТ как бы ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО УНИВЕРСИТЕТА, при нарушении которого он процветать не может и по необходимости колеблется между противоположными и одинаково чуждыми ему внешними стремлениями».
(Трубецкой С.Н. Татьянин день. 1904)
 
 
 
 
 
 
1933 г.восстановление кафедрально-факультетской структуры университета при ректоре В.Н. Касаткине. Целью университетской подготовки становятся научные исследователи, участвующие в работе научно-исследовательских лабораторий предприятий и институтов, а также преподаватели вузов и втузов по различным специальностям.
«Два года назад после выделения гуманитарных факультетов университет представлял собою в организационном отношении в значительной мере аморфное тело, лишённое чёткой структуры и периферийного руководства. Отсутствовало чёткое разграничение специальностей, не было кафедр. Наладить сверху руководство этим организмом, лишенным устойчивости и чёткости внизу, было невозможно без раздробления его на более мелкие подразделения и приближения руководства к этим мелким подразделениям. За два истекшие года эта задача в основном выполнена… ФАКУЛЬТЕТСКАЯ СИСТЕМА, ОХВАТЫВАЮЩАЯ ВСЮ РАБОТУ НАУЧНОГО РАБОТНИКА ИЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ПОЗВОЛЯЕТ и БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО И ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ ЛИНИИ. Более квалифицированным станет административно-учебное и хозяйственное руководство. Научно-исследовательские институты сохраняют всю полноту своих научных функций. СМЫСЛ ВСЕЙ РЕФОРМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РЕЗКОМ ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА».
(Касаткин В.Н. О факультетах. 1933)
 
«ГИБЕЛЬ ИЛИ УПАДОК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ НЕСЧАСТЬЕ...».
(Вернадский В.И. Разгром1911)
«ГОСУДАРСТВУ НИЧЕГО НЕ СТОИТ при каком угодно режиме ЗАКРЫТЬ двери театров так же, как и ДВЕРИ УНИВЕРСИТЕТОВ. Это – маленькое движение щупальцев, движение на отдалённой периферии, сразу почти незаметное в центре. Сила государства (пресловутая страшная «мощь») такова, что сразу никто – ни общество, ни отдельные люди – ничего не сумеют противопоставить гибели целых учреждений (театров) и отдельных людей (художников).
Но если это случится, то ГОРЕ ГОСУДАРСТВУ В БУДУЩЕМ.»
(Блок А.А. Письмо о театре. 1918)
 
1911 г. «разгром» университета правительством П.А. Столыпина и министром народного просвещения Л.А. Кассо. Отставка ректора А.А. Мануйлова, его помощника М.А. Мензбира и проректора П.А. Минакова от всякой деятельности в университете.
 
«На меры репрессий часть профессоров ответила добровольными отставками. Кассо ответил общей чисткой. БОЛЕЕ СТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УШЛИ ИЛИ БЫЛИ ВЫБРОШЕНЫ. Кассо назначил на их место своих ставленников. Подобные же события произошли в Киевском политехническом институте, в Донском институте и в Томском университете. «Неблагонадежные» были заменены «благонадежными», и УРОВЕНЬ ПРЕПОДАВАНИЯ БЫЛ СИЛЬНО ПОНИЖЕН».
(Милюков П.Н. Воспоминания)
 
«Ко всем бывшим и настоящим волнениям сейчас прибавилась ОДНА ГЛОЖУЩАЯ ЗАБОТА – УНИВЕРСИТЕТ. С тревогой и ужасом слежу за событиями в Петербурге и в Москве по итальянским и русским газетам. Сейчас под впечатлением возвещенной телеграфом отставки московских профессоров. Каких? Вот источник волнения! Чувствую, что правительство решилось вышвырнуть вон все порядочное или заставить профессоров выйти самих, сделав им жизнь невозможною. Вообще положение безвыходное: если победят студенты, университет превратится в революционный клуб. Если, что вероятнее, победит правительство, университет превратится во что-то среднее между участком или чайною русского народа. Я люблю университет, крайне боюсь поэтому, что отставка с минуты на минуту может стать нравственно обязательною. Написал Мануйлову, чтобы получить от него точные сведения на этот счёт. Вообще невесело, потому что УНИВЕРСИТЕТ В ДАННОМ СЛУЧАЕ – ЧАСТНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЗЛА БОЛЕЕ ОБЩЕГО И БОЛЬШЕГО — РАЗРУШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДИКАРЯМИ СЛЕВА И СПРАВА. Неужели не дадут они ничему порядочному у нас образоваться?»
(Из писем Е.Н.Трубецкого. 1911)
 
 
1940,  Май  7
МГУ награждён орденом Ленина в ознаменование 185-летнего юбилея и «за выдающиеся заслуги в области развития науки, культуры и подготовки высококвалифицированных специалистов».
В связи со 185-летием МГУ государственными орденами и медалями были награждены 49 сотрудников, в т.ч. Н.Д. Зелинский, И.Д. Удальцов, А.С. Бутягин, Л.И. Курсанов, В.Ф. Каган
 
1955,  Май  6
МГУ награждён орденом Трудового Красного Знамени в ознаменование 200-летнего юбилея и «за большую роль в развитии науки, культуры и подготовки квалифицированных кадров».
 
 
1980,  Январь  22
МГУ награждён орденом Октябрьской Революции в ознаменование 225-летнего юбилея. 
Ректор А.А. Логунов со знаменем МГУ на церемонии вручения ордена Октябрьской революции в Колонном зале Дома Союзов (23 января 1980 г.)
 
 

 
   
 
   
 
«ПОРА СТАРИКУ-УНИВЕРСИТЕТУ НА 175-летнем ЮБИЛЕЕ СВОЕЙ ЖИЗНИ – НА ПОКОЙ».
(Удальцов И.Д. Красное студенчество. 1930)
 
1929–1930 г.советская власть пытается реорганизовать и направить высшую школу на обслуживание чисто технических нужд промышленности и сельского хозяйства. Перестройка университета на принципах единоначалия доводит его учебно-научную структуру под руководством ректора И.Д. Удальцова до рабочего факультета и семи небольших отделений естественных наук.
 
«СЕЙЧАС ЭТА ФОРМА, СВЯЗАННАЯ С РУССКИМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕМ, УЖЕ ОТЖИЛА СВОЙ ВЕК. Она вступает в конфликт с жизнью… Университет, разросшийся в чудовищно громоздкое учреждение, объединяющее в себе 6 разнородных факультетов, не может с нужной быстротой разрешать выдвигаемые жизнью вопросы. Университет не в состоянии приспособиться к условиям и темпам социалистического строительства. Университет ОТСТАЁТ ОТ ЖИЗНИ, и, в сущности, он ОКАЗЫВАЕТСЯ не двигателем, а ТОРМОЗОМ РАЗВИТИЯ НАУКИ».
(Удальцов И.Д. Красное студенчество. 1930)
 
«1. НАУКА – ТОЛЬКО ДЛЯ РАБОЧИХ (только для бедных – поправка Ленина);
2. Уничтожение “свободы преподавания”, ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО НАШИМ УКАЗАНИЯМ;
3. Улучшение материального положения работников МГУ».
(Боголепов Д.П. Из записки В.И. Ленину. 1920)
 

МОСКОВСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Картина 3)