ЭС: К.Н.Корнилов

КОРНИЛОВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (24.02.(8.03.)1879, Тюмень – 10.07.1957, Москва), философ, психолог.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1910). Ученик Г.И. Челпанова.
Доктор педагогических наук (1935, без защиты диссертации). Профессор (1926).
Академик отделения психологии АПН РСФСР (1944, первый состав; вице-президент 1944–1950).
 
Заведующий кафедрой психологии с психологическим институтом историко-философского факультета (1930–1931). Профессор кафедры психологии этнологического факультета (1926–1930). Профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук (1921–1925). Директор Психологического института (1923–1925). Работал в МГУ с 1910 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов педагогика, психология личности, экспериментальная психология, проблемы воли и характера.
Окончил Омскую учительскую семинарию (1898) и до поступления в Московский университет (1905) работал народным учителем в глухих уголках Алтайского края. Разрабатывал концепцию реактологии, ключевым понятием которой стало понятие реакции, охватывающее любое жизненное проявление. В процессе экспериментальной работы в Психологическом институте обнаружил разделение групп испытуемых на «быстро» и «медленно» реагирующих. Считал, что открыл новый закон – «закон однополюсной траты энергии». Используя понятие «мозговой энергии», К.Н. Корнилов объяснил феномен тем, что у «медленно реагирующих» «мозговая энергия» тратится на сенсорные процессы, что обусловливает возникновение интенсивных ощущений, а у «быстро реагирующих» она сразу переходит в двигающийся орган. Одновременно он пришёл к заключению, что классический эксперимент по исследованию скорости реакции нуждается в существенном дополнении. Новая методология, предложенная им, была ориентирована на изучение «динамических аспектов» реакции.
Выступил на I Всероссийском съезде исследователей поведения с программным докладом «Психология и марксизм» (1923), провозгласив, что психология в новых условиях не может быть оторвана от идеологии. Разработанная им реактология была призвана изучать человеческое поведение как совокупность реакций на биосоциальные раздражители. В конце 1930 г. в Психологическом институте развернулась «реактологическая дискуссия», в ходе которой К.Н. Корнилову было предъявлено обвинение в непонимании им сущности социального обусловливания сознания человека, лежащего, по мнению противоборствующей стороны, «в истории труда».
Отказ от реактологии не затеняет основную научную заслугу К.Н. Корнилова, первым расширившим рамки экспериментальной психологии, замыкавшейся до этого на чисто «схоластических» вопросах о душевной субстанции, психической причинности, мало связанных и с методологией естественнонаучных исследований, и с практикой воспитания. Статьи и выступления учёного побудили научно-психологическую общественность осознать важность вопросов, действительно ключевых для психологии, – о диалектическом характере формирования психического, о роли в этом социального окружения, об активности личности.
Директор Психологического института РАНИОН (1926–1930, 1938–1941). Декан-организатор педагогического факультета, заведующий кафедрой психологии 2-го МГУ/Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (1921–1957).
 
Государственные награды: ордена – Ленина, Красного Знамени.
 
Основные труды: «Очерк психологии ребёнка дошкольного возраста» (1916), «Конституция республики учащихся» (1918), «Методика исследования ребёнка раннего возраста. Руководство для педагогов и врачей» (1921), «Учение о реакциях человека с психологической точки зрения. “Реактология”» (1922), «Современная психология и марксизм» (1924), «Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма» (1926). Автор учебников и учебных пособий по психологии для общеобразовательной школы.
 
Литература: Кондаков И.М. Константин Николаевич Корнилов – талантливый организатор науки (1879–1957) / Выдающиеся психологи Москвы // под ред. М.Г.Ярошевского, В.В.Рубцова. – М., 1997. С. 109–119.