ЭС: Г.И.Челпанов

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (16(28).04.1862, Мариуполь Мариупольского уезда Екатеринославской губ., Российская империя – 13.02.1936, Москва), философ, психолог.
 
Окончил Новороссийский университет (Одесса, 1887). Ученик Н.Я. Грота.
Магистр (1896, «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Ч. 1. Представление пространства с точки зрения психологии»). Доктор философии (1904, «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Ч. 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии»).
 
Профессор кафедры философии факультета общественных наук (1921–1923). Декан (1919, и.о.), ординарный профессор кафедры философии (1904–1921) историко-филологического факультета. Директор Психологического института имени Л.Г. Щукиной (1914–1923).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философские проблемы психологии, экспериментальная психология, логика. Работал в Лейпцигской лаборатории В. Вундта (1897), прослушал курсы известных германских учёных: физиологию – у Э. Дюбуа-Реймона, К. Геринга, А. Кенига; психологию – у В. Вундта и К. Штумпфа.
По возвращении организовал при Московском университете психологический семинарий. Университет выделил профессору три комнаты для занятий: кабинет заведующего, читальню, лабораторию и некоторое количество средств. Это сразу позволило сформировать начальную библиотеку и закупить приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. Членами семинария студенты становились после успешного прохождения предварительного испытания (психология, немецкий язык, сдача реферата).
«На место покойного С.Н. Трубецкого выбран киевский профессор Г.И. Челпанов. Ему предшествовала слава блестящего лектора и серьёзного учёного, автора двухтомной книги "Учение о пространстве и времени" (магистерская и докторская диссертации) и курса популярных лекций, посвящённых критике материализма, – “Мозг и душа”. Кроме того, о нём было известно, что он человек кипучей энергии, хороший педагог и организатор. Он издавал, например, в Киеве труды своего философского семинара, где помещались кандидатские сочинения (например, “Учение Юма о причинности” Г.Г. Шпета, “Учение Беркли” П.П. Блонского) и отдельные крупные рефераты. Самые семинары были у него организованы очень рационально: рефераты выкладывались на стол за неделю до дня их прочтения референтом, и желающие могли ознакомиться с ними заранее и подготовиться к вопросам или возражениям. Всё это вызывало большое оживление в нашей студенческой среде, и мы с интересом и нетерпением ждали первой лекции нового профессора».
 
В своей психологической концепции Г.И. Челпанов последовательно отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии, считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них, продолжая традиции западноевропейской психологии, и прежде всего Вундта и Вюрцбургской школы. Доказывал, что к психическому неприменимо понятие протяжённости и этим оно в корне отличается от материального мира, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука, а её предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые столь же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Этим позиция резко отличалась от взглядов других ведущих учёных того времени, считавших необходимым объединение психологии с другими науками, главным образом, физиологией или философией.
Полагая, что психология должна исследовать природу души и сознания, он считал материализм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку, по его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умозрительными, а не опытными. Показывал, что возможны чисто психологические эксперименты, не нуждающиеся в специальных приборах. Это был выход к феноменологии познания, который открывал перспективы для дальнейшего развития психологии, преодоления ею методологического кризиса.
Задачи психологического исследования видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на данных самонаблюдения. Разъяснению этой позиции и взгляда на взаимоотношения психического и физического посвящена его книга «Душа и мозг» (1900). В психике он видел два полюса – материю, головной мозг, с одной стороны, и субъективные переживания – с другой. Исходя из этого, он не мог не прийти к идее о параллелизме души и тела. В этой работе он писал, что «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет психические явления, чем монизм».
Заслуженный профессор Московского университета (1916).
 
Основные труды: «Демократизация школы. По поводу проекта Государственного комитета по народному образованию» (1918), учебные пособия «Введение в философию» (1905), «Психологические лекции» (1909), «Дополнительный курс логики» (1909), «Психология. Основной курс» (1909), «Элементарный курс философии» (1910), «Психология и школа» (1912), «Введение в экспериментальную психологию» (1915); «Психологический институт имени Л.Г.Щукиной при императорском Московском университете. История, описание, устройство и организация занятий» (1914).
 
Литература: Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И.Челпанове; Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. Георгий Иванович Челпанов – создатель Психологического института (1862–1936) / Выдающиеся психологи Москвы // под ред. М.Г.Ярошевского, В.В.Рубцова. – М., 1997. С. 79–87.
***
                                               Г.И. Челпанов со студентами в Психологическом институте. Крайний справа – А.Ф. Лосев