ЭС: Г.И.Челпанов

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (16(28).04.1862, Мариуполь Мариупольского уезда Екатеринославской губ., Российская империя – 13.02.1936, Москва), философ, психолог.
 
Окончил Новороссийский университет (Одесса, 1887). Ученик Н.Я. Грота.
Магистр (1896, «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Ч. 1. Представление пространства с точки зрения психологии»). Доктор философии (1904, «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врождённости. Ч. 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии»).
 
Профессор кафедры философии факультета общественных наук (1921–1923). Декан (1919, и.о.); ординарный профессор кафедры философии (1904–1921) историко-филологического факультета. Директор Психологического института имени Л.Г. Щукиной (1914–1923).
 
В Московском университете. Г.И. Челпанов создал первую научную школу отечественной психологии. Это была по преимуществу школа научно-образовательного типа. Из неё вышли многие известные психологии, ставшие крупными организаторами науки, основателями собственных научных школ, в том числе С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов.
«На место покойного С.Н. Трубецкого выбран киевский профессор Г.И. Челпанов. Ему предшествовала слава блестящего лектора и серьёзного учёного, автора двухтомной книги “Учение о пространстве и времени” (магистерская и докторская диссертации) и курса популярных лекций, посвящённых критике материализма, – “Мозг и душа”. Кроме того, о нём было известно, что он человек кипучей энергии, хороший педагог и организатор. Он издавал, например, в Киеве труды своего философского семинара, где помещались кандидатские сочинения (например, “Учение Юма о причинности” Г.Г. Шпета, “Учение Беркли” П.П. Блонского) и отдельные крупные рефераты. Самые семинары были у него организованы очень рационально: рефераты выкладывались на стол за неделю до дня их прочтения референтом, и желающие могли ознакомиться с ними заранее и подготовиться к вопросам или возражениям. Всё это вызывало большое оживление в нашей студенческой среде, и мы с интересом и нетерпением ждали первой лекции нового профессора» (Г.О. Гордон).
 
Система подготовки Г.И. Челпанова основывалась на высоком уровне философского и теоретического знания, владении экспериментальными методами исследования и неразрывной связи преподавания с исследовательской деятельностью. «Усвоение знаний, – считал учёный, – должно происходить путём ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как научная истина добывается». Г.И. Челпанов создал продуманную организацию занятий, при которой каждый курс был связан с другими, дополнявшими и расширявшими его. Большое внимание уделялось самостоятельной домашней работе студентов. Важным нововведением стала организация психологического семинария. Университет выделил профессору три комнаты для занятий: кабинет заведующего, читальню, лабораторию и некоторое количество средств. Это сразу позволило сформировать начальную библиотеку и закупить приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. Членами семинария студенты становились после успешного прохождения предварительного испытания (психология, немецкий язык, сдача реферата). Учебник «Введение в экспериментальную психологию» (1915) стал основным пособием, которым пользовались студенты.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философские проблемы психологии, экспериментальная психология, логика. Работал в Лейпцигской лаборатории В. Вундта (1897), прослушал курсы известных германских учёных: физиологию – у Э. Дюбуа-Реймона, К. Геринга, А. Кенига; психологию – у В. Вундта и К. Штумпфа.
В своей психологической концепции Г.И. Челпанов последовательно отстаивал принцип «чистой, эмпирической» психологии, считал психологию наукой о сознании индивида, феномены которого не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них, продолжая традиции западноевропейской психологии, и прежде всего Вундта и Вюрцбургской школы. Доказывал, что к психическому неприменимо понятие протяжённости, и этим оно в корне отличается от материального мира, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука, а её предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые столь же реальны, как и любые другие явления внешнего мира. Этим позиция резко отличалась от взглядов других ведущих учёных того времени, считавших необходимым объединение психологии с другими науками, главным образом, физиологией или философией.
Полагая, что психология должна исследовать природу души и сознания, он считал материализм учением, непригодным для решения этих задач, поскольку, по его мнению, такие понятия, как материя и атом, являются умозрительными, а не опытными. Показывал, что возможны чисто психологические эксперименты, не нуждающиеся в специальных приборах. Это был выход к феноменологии познания, который открывал перспективы для дальнейшего развития психологии, преодоления ею методологического кризиса.
Задачи психологического исследования видел в точном и объективном изучении отдельных элементов и фактов психической жизни, основанном как на экспериментальных данных, так и на данных самонаблюдения. Разъяснению этой позиции и взгляда на взаимоотношения психического и физического посвящена его книга «Душа и мозг» (1900). В психике он видел два полюса – материю, головной мозг, с одной стороны, и субъективные переживания – с другой. Исходя из этого, он не мог не прийти к идее о параллелизме души и тела. В этой работе он писал, что «дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае, лучше объясняет психические явления, чем монизм».
Написанные Г.И. Челпановым учебники – по психологии (16 прижизненных изданий), логике (10 изданий) для гимназий и самообразования, по философии – для вузов (7 изданий) были образцовыми с дидактической стороны и отвечали задаче систематического ознакомления с основами этих областей знания.
 
Заслуженный профессор Московского университета (1916).
 
Основные труды: «Демократизация школы. По поводу проекта Государственного комитета по народному образованию» (1918), учебные пособия «Введение в философию» (1905), «Психологические лекции» (1909), «Дополнительный курс логики» (1909), «Психология. Основной курс» (1909), «Элементарный курс философии» (1910), «Психология и школа» (1912); «Психологический институт имени Л.Г.Щукиной при императорском Московском университете. История, описание, устройство и организация занятий» (1914).
 
Литература: Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И.Челпанове; Ярошевский М.Г., Марцинковская Т.Д. Георгий Иванович Челпанов – создатель Психологического института (1862–1936) / Выдающиеся психологи Москвы // под ред. М.Г.Ярошевского, В.В.Рубцова. – М., 1997. С. 79–87.
А.Н. Ждан
***
                                               Г.И. Челпанов среди членов Психологического института. Слева – К.Н. Корнилов, справа – Н.Н. Ладыгигна-Котц, во втором ряду, четвёртый слева – А.А. Смирнов, шестой – С.В. Кравков, седьмой – А.Ф. Лосев