Портрет: М.В.Алпатов

АЛПАТОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ (27.11.(10.12.)1902, Москва – 9.05.1986, Москва), искусствовед.
 
Окончил историко-филологический факультет МГУ (1921). Кандидат исторических наук (1925). Доктор искусствоведения (1940, «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто»).
 
Профессор (1941–1947), заведующий кафедрой истории русского искусствознания (1943–1945) филологического факультета. Профессор кафедры истории русского искусства этнологического факультета (1926–1930).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история искусства Древней Руси, эпохи Возрождения, Западной Европы и России Нового и Новейшего времени, творчество Андрея Рублёва.
После окончания МГУ работал в Музее изобразительных искусств, связи с которым не прерывал всю жизнь. В Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина хранится самостоятельная коллекция, собранная М.В. Алпатовым: несколько древнерусских икон, произведения ряда современных ему художников – Р. Фалька, П. Кузнецова, Д. Штеренберга, А. Матвеева, С. Лебедевой, а также более 200 его собственных живописных работ.
Автор фундаментального труда «Всеобщая история искусств. В 3-х т.» (1948–1955). Монография охватывает искусство Древнего мира и Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени, рассказывает о русском искусстве с древнейших времён до начала XVIII в.
 
Заведующий кафедрой искусства МИФЛИ (1937–1941).
«Педагогический опыт автора убедил его, что изучение истории искусств плодотворно лишь тогда, когда знакомство с памятниками и мастерами, запоминание имён и дат сопровождается успехами в деле понимания искусства, развитием художественного вкуса. Эта уверенность автора определила построение его книги. Она обращается не только к умственным способностям читателя и к его памяти, но и к его эстетическому чувству, к его критическому чутью. Её следует читать не только для того, чтобы усвоить высказанные в ней общие положения и заучить сообщаемые ею сведения, но, в первую очередь, для того, чтобы уяснить себе основные пути исторического развития художественной культуры человечества и научиться понимать и ценить старое и современное искусство. Это заставило автора несколько отступить от общепринятого типа истории искусств с его изобилием всевозможных сведений, которые нередко лишь перегружают память, но не развивают глаза и критических способностей».
 
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры за труды по истории русского и советского искусства «Этюды по истории русского искусства», «Сокровища русского искусства XI–XVI вв.: живопись», «Андрей Рублёв» (1974).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Академик Академии художеств СССР (1954).
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1954), Трудового Красного Знамени (1972).
 
Основные труды: «Питер Брейгель Мужицкий» (1933), «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1939), «Композиция в живописи. Исторический очерк» (1940), «Андрей Рублёв: русский художник XV в.» (1943), «Исаак Ильич Левитан. 1861–1900» (1945), «Иван Петрович Мартос. 1752–1835» (1947), «Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. 1806–1858. В 2-х т.» (1956), «Памятник древнерусской живописи конца XV в. икона “Апокалипсис” Успенского собора Московского Кремля» (1964), «Этюды по истории русского искусства. В 2-х т.» (1967), «Матисс» (1969), «Сокровища русского искусства XI–XVI вв. Живопись» (1971), «Древнерусская иконопись» (1974), «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976), «Феофан Грек» (1979), «Камиль Коро» (1984).
 
Литература: Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3-х т.