ЭС: Лекторий МГУ

ЛЕКТОРИЙ МГУ, публичные лекции, даваемые ведущими учёными и касающиеся наиболее важных проблем современной науки.
 
Решение о его открытии было принято 7 апреля 1999 г. на заседании Совета лектория МГУ под председательством ректора МГУ В.А. Садовничего при участии академиков РАН Л.Б. Окуня, В.П. Скулачёва, А.С. Спирина, В.Е. Хаина, чл.-корр. РАН В.Б. Брагинского. Предполагалось, что лекции будут рассчитаны на широкий круг слушателей: научных сотрудников, преподавателей, студентов, аспирантов, учителей средних школ, школьников старших классов, а также всех желающих. Первое заседание лектория прошло в мае 1999 г., на котором А.С. Спирин прочёл лекцию «РНК, биосинтез белков и происхождение жизни».
 
Подавляющее количество докладов лектория посвящено здоровью и качеству жизни человека: «Поведение человека и биохимия мозга» (проф. И.П. Ашмарин, 2000), «Генные и клеточные технологии в современной медицине» (чл.-корр. РАН В.А. Ткачук, 2004), «Старение как программа-атавизм, подлежащая отмене» (акад. РАН В.П. Скулачёв, 2005), «Кровеносные сосуды человека: дороги жизни и основная причина смерти» (чл.-корр. РАН В.А. Ткачук, 2006), «Причины развития рака и его профилактика» (чл.-корр. РАМН Д.Г. Заридзе, 2006), «Рибосома и антибиотики. Давид и Голиаф» (акад. РАН А.А. Богданов,2007), «Молекулярные механизмы зрения» (акад. РАН М.А. Островский, 2007), «Врожденный иммунитет: на стыке наук» (чл.-корр. РАН С.А. Недоспасов, 2008), «Физические поля человека: новые методы неинвазивной медицинской диагностики» (акад. РАН Ю.В. Гуляев, 2008), «Вклад метагеномики в микробиологию, экологию и медицину» (акад. РАН С.В. Шестаков, 2009), «Геномика в решении задач медицины, эволюции и истории» (проф. Е.И. Рогаев, 2009), «Homo sapiens liberatus: человек разумный, освободившийся: от тирании генома: старения и других контрпродуктивных программ» (акад. РАН В.П. Скулачёв, 2010), «Генетика и геномика человека» (чл.-корр. РАН Н.К. Янковский, 2010), «Сравнительный анализ геномов» (проф. А.С. Кондрашов, 2011), «Новости биохимии мозга – окислительный стресс как фактор адаптации» (проф. А.А. Болдырев, 2011), «Собираемся ли мы лечить все болезни? О развитии лекарственной терапии в XXI в.» (Аарон Чехановер/Aaron Ciechanover, 2011), «Психиатрия: взаимосвязь нервной и иммунной систем» (проф. Т.П. Клюшник, 2012), «Программируемая гибель клеток: всякое дело концом хорошо» (проф. Б.Д. Животовский, 2012), «Программированная клеточная смерть: чем растения отличаются от животных» (проф. А.Б. Вартапетян, 2013), «Жизнь без старости» (акад. РАН В.П. Скулачёв, 2015), «ВИЧ/СПИД: что мы знаем и что хотим узнать, чтобы остановить эпидемию» (проф. Л.Б. Марголис, 2016), «Магическая пуля и проблемы современной биофармацевтики» (акад. РАН А.Г. Габибов, 2017), «Могут ли молекулярные медиаторы иммунитета быть мишенью лекарств» (акад. РАН С.А. Недоспасов, 2017), «Рибосомы и ренессанс антибиотиков» (акад. РАН А.А. Богданов, 2017).
 
Часто обсуждаются вопросы, касающиеся взаимодействия человека и природы: «Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле» (проф. С.П. Капица, 1999), «Система Земля. Как она устроена и как она работает» (акад. РАН В.Е. Хаин, 1999), «Интегративная биология» (проф. М.В. Гусев, 2000), «Океан и изменение климата» (чл.-корр. РАН С.А. Добролюбов, 2015), «Регионы и города России: интегральная оценка экологического состояния» (акад. РАН Н.С. Касимов, 2015), «Что мы знаем о Земле?» (проф. Н.В. Короновский, 2015).
Ведущие специалисты знакомили слушателей с актуальными направлениями развития современной: математики – «Экспериментальная математика и обучение ей» (акад. РАН В.И. Арнольд, 2005), «Наука математика и искусство математиков» (акад. РАН В.И. Арнольд, 2008); компьютерных технологий – «Параллельные компьютерные миры» (чл.-корр. РАН Вл.В. Воеводин, 2007); физики – «Мощные ударные волны и экстремальное состояние вещества» (акад. РАН В.Е. Фортов, 2003), «Эктон: электронная лавина из металла» (акад. РАН Г.А. Месяц, 2004), «Экстремальные состояния вещества в природе и лаборатории» (акад. РАН В.Е. Фортов, 2006); химии – «Что мы знаем о кислороде» (акад. РАН И.И. Моисеев, 2000), «Химики, проявившие себя в иных областях» (акад. РАН Ю.А. Золотов, 2002), «Химия твёрдых тел нанометрового размера» (чл.-корр. РАН И.В. Мелихов, 2002), «Теоретическая химия: от мечты к реальности» (проф. Н.Ф. Степанов, 2003), «Органический синтез: успехи и перспективы» (акад. РАН Н.С. Зефиров, 2003), «Полимеры в контексте НАНО» (акад. РАН А.Р. Хохлов, 2013), «Молекулярная динамика: Нобелевская премия по химии 2013 г.: М.Карплюс, М.Левитт, А.Уоршел» (ст.н.с. Д.А. Черепанов, 2013); биохимии – «Молекулярная биоэнергетика» (проф. А.Д. Виноградов, 2000), «Эволюция белков – реконструктивный подход» (проф. Дэн Тафик/DanTawfik, 2009); зоологии – «Бескишечные животные в глубинах океана» (чл.-корр. РАН В.В. Малахов, 2002), «Культурные традиции в поведении косаток» (д.б.н. О.А. Филатова, 2016); микробиологии и вирусологии – «Прокариотная биосфера» (акад. РАН Г.А. Заварзин, 2005), «Вирусы: неизведанная вселенная вокруг нас» (проф. А.Е. Горбаленя, 2012), «Вирусы: место и роль в природе» (чл.-корр. РАН В.И. Агол, 2013); геологии и палеонтологии – «Происхождение животных» (чл.-корр. РАН М.А. Федонкин, 2004), «Симметрия – диссимметрия в эволюции мира» (акад. РАН В.С. Урусов, 2006), «Элегантные и таинственные минералы» (чл.-корр. РАН Д.Ю. Пущаровский, 2007), «Границы и возможности современной палеоантропологии» (акад. РАН А.П. Бужилова, 2017); почвоведения – «Физика и почва» (проф. Е.В. Шеин,2008).
О тайнах космоса и об освоении его человеком рассказано в лекциях: «Сверхновые звёзды» (проф. В.С. Имшенник, 2000), «Поиск нового вида материи: гравитационные волны» (чл.-корр. РАН В.Б. Брагинский, 2001), «Человек и космос. Проблемы жизни и работы на орбите» (акад. РАН В.А. Садовничий, 2001), «Медико-биологические проблемы длительных космических полётов» (акад. РАН А.И. Григорьев, 2003), «Поиски чёрных дыр во Вселенной» (чл.-корр. РАН А.М. Черепащук, 2004), «Многоликая Вселенная» (проф. А.Д. Линде, 2005), «Материя, антиматерия, тёмная материя…» (чл.-корр. РАН М.В. Данилов, 2006), «Современные проблемы астрономии: от тёмной материи до чёрных дыр» (акад. РАН А.М. Черепащук, 2013), «Роботы летят на Марс» (ст.н.с. В.Г. Сурдин, 2013), «Новости астрономии: гравитационные волны, чёрные дыры, новые планеты» (акад. РАН А.М. Черепащук, 2016).
 
Гуманитарная составляющая лектория была представлена докладами историков – «Византийская цивилизация» (проф. С.П. Карпов, 2000), «Раскопки в Новгороде: итоги и перспективы» (акад. РАН В.Л. Янин, 2003), «Великая, но неудачная. К 150-летию крестьянской реформы 1861 г.» (проф. С.В. Мироненко, 2011), «Начало русской государственности: ключевые проблемы» (проф. А.А. Горский, 2012); филологов – «М.Ю.Лермонтов как феномен русской культуры» (проф. С.И. Кормилов, 2004), «Безумный, но изумительный. Велимир Хлебников – наш Эйнштейн от гуманитарии?» (проф. В.П. Григорьев, 2005), «Берестяные грамоты и их значение для истории русского языка» (акад. РАН А.А. Зализняк, 2006), «Происхождение этрусков по данным гуманитарных и естественных наук» (акад. РАН В.В. Иванов, 2008), «Русский язык: лексическая семантика: о проекте активного словаря русского языка» (акад. РАН Ю.Д. Апресян, 2009), «“Слово о полку Игореве” и пушкинские тексты» (чл.-корр. РАН Т.М. Николаева, 2010), «Языковое разнообразие человечества: как изучать и как сравнивать разные языки?» (чл.-корр. РАН В.А. Плунгян, 2012), «С цифрами сквозь стих: от ритма к смыслу» (акад. РАН М.Л. Гаспаров, 1999); экономистов – «О теоретических основах экономической политики в России» (акад. РАН А.Д. Некипелов, 2005), «Траектории экономического развития: воздействие социокультурных кодов?» (проф. А.А. Аузан, 2014); психологов – «Историко-эволюционный подход к пониманию развития личности» (акад. РАО А.Г. Асмолов, 2010); социологов – «Индустриальная социология в контексте новых задач промышленно-технологической политики» (проф. Д.В. Мантуров, 2014), «Мужчина в изменяющемся мире» (акад. РАО И.С. Кон, 2001); политиков и политологов – «Развитие капитализма в России 100 лет спустя» (мэр Москвы Ю.М. Лужков,2005), «Политическая культура России: история и современность» (акад. РАН Ю.С. Пивоваров, 2009); музееведов – «Музей как энциклопедия. Эрмитаж» (чл.-корр. РАН М.Б. Пиотровский, 2010).
 
Публичные лекции читаются обычно в одной из самых вместительных лекционных аудиторий круглого фойе Главного здания МГУ – аудитории 01. Приглашаются все желающие.
 
***
Из истории
 
Распространение и популяризация научного знания в широких слоях общества были заложены в задачах Московского университета уже при его создании в 1755 г. В «Проекте об Учреждении Московского университета и двух гимназий», утверждённого императрицей Елизаветой Петровной, было прописано: «§ 6. Каждый профессор должен, по крайней мере два часа в день, выключая воскресные и в табели предписанные праздничные дни, также и субботу, в университетском доме публично и не требуя за то от слушателей особливой платы о своей науке лекции давать…».
Фактически, первые публичные лекции с демонстрацией опытов и экспонатов университетского Музея натуральной истории, профессора начали читать с 1803 г. Инициатором чтений выступил попечитель Московского университета М.Н. Муравьёв. Ф.Г. Политковский читал естественную историю, X.А. Шлёцер – историю европейских государств (на нем. яз.), И.А. Гейм – систематическое обозрение торговли, П.И. Страхов – опытную физику. Впоследствии профессора, часто через посредство популярных журналов, объявляли тематику и годовое расписание своих публичных курсов. Сохранились сведения о циклах лекций А.Ф. Мерзлякова по русской словесности, М.Г. Павлова по сельскому хозяйству и изучению природы, С.П. Шевырёва по истории русской литературы, Р.Г. Геймана по технической химии, К.Ф. Рулье об образе жизни животных, И.К. Бабста по политической экономии. Публичные лекции по всеобщей истории Т.Н. Грановского современники называли выдающимся явлением общественно-культурной жизни России.
В советское время эта «частная» инициатива начала постепенно упорядочиваться. К середине 1920-х гг. университет, пережив период коренных преобразований и встав на путь устойчивого развития, обратился к организации культурно-просветительской работы среди широких масс трудящихся. И первым опытом здесь стал Народный/Воскресный университет, в котором профессора начали читать научно-популярные лекции по двум циклам: общественно-гуманитарному и физико-математическому.
 
Настоящий лекторий, в современном понимании, был организован в 1930–1931 гг. и располагался в одном из университетских зданий по адресу Моховая, 9. Каждый год он предлагал сотни лекций по различным вопросам науки и культуры и проводил десятки тематических вечеров-встреч. Например, перед войной в 1940 г., был открыт цикл лекций по проблемам физики атомного ядра, который вели «творцы» этой науки – чл.-корр. АН СССР И.Е. Тамм, профессора Л.А. Арцимович, И.В. Курчатов, А.И. Алиханьян. А проф. С.В. Бахрушин начал читать лекции по истории Московского университета. В этом же году, на вечер, посвящённый творчеству В.В. Маяковского, пришли его сестра Л.В. Маяковская, писатели Л.А. Кассиль, И.Г. Эренбург, поэтесса В.М. Инбер.
Как писала газета «Московский университет» за 16 января 1940 г.:
«Лекторий пользуется большой популярностью среди москвичей – каждый выходной день его посещают около 6000 человек».
 
Во время Великой Отечественной войны профессора Московского университета продолжали благородное дело – выезжали с чтением лекций на линию фронта, выступали в госпиталях, на заводах и фабриках Москвы и Московской области.
В 1947 г. постановлением Совета министров была создана просветительская организация «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» и её Центральный лекторий, под эгидой которого ведущие профессора МГУ продолжали читать научно-популярные лекции.
Отдельные лекторские группы продолжали работать и в самом университете. Они существовали на ряде факультетов, при комитете ВЛКСМ МГУ, создавались под конкретную идею, вроде лектория по эстетическому воспитанию.
20 мая 1971 г. был создан совет Центрального лектория МГУ для координации культурно-просветительской деятельности. В него вошли академик-биолог А.Н. Белозерский, психолог А.Н. Леонтьев, историк В.И. Кузищин, проректор Ф.М. Волков и секретарь партийной организации МГУ В.А. Протопопов. По предложению ректора И.Г. Петровского, председательствовал в совете выдающийся физик – акад. АН СССР С.Н. Вернов. Университет давал ежегодно около 30 лекций, по самой актуальной тематике, например, «Теория массового обслуживания», «Вычислительные машины и их использование», «Новейшая история зарубежных стран Азии и Африки». К середине 1980-х гг. деятельность Центрального лектория практически прекратилась.