ЭС: А.С.Барков

БАРКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (13(25).05.1873, с. Покровское Епифанского уезда Тульской губ. – 28.12.1953, Москва), географ, карстовед, методист.
 
Окончил физико-математический факультет Московского университета (1898). Ученик Д.Н. Анучина.
Доктор географических наук (1935, без защиты диссертации). Профессор (1926).
Академик отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР (1944).
 
Профессор (1938–1950), заведующий кафедрой физической географии внесоюзных стран (1941–1950) географического факультета. Заведующий кафедрой физической географии почвенно-географического факультета (1934–1938).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов физическая география. Известен как крупный исследователь карстовых явлений, страновед, один из лучших знатоков природы Африки, создатель современной методики преподавания физической географии в средней школе.
На выбор будущей специальности повлияла, по его признанию, проведённая в старших классах Тульской гимназии экскурсия в весенний пригородный лес с изучением местной растительности. Первая научная работа А.С. Баркова была посвящена тульской флоре (1897), но вскоре интерес сместился в сторону географии. Полевая работа учёного была связана с изучением карстовых процессов в различных районах Советского Союза: Московской области, Крыма, Пинеги, Жигулей, района Белгорода. Открыл карстовые явления в Коломенском уезде. Интересны его наблюдения над связью карстовых процессов с речной и овражной сетью, а также над карстообразующим влиянием трещиноватости известняков.
Провёл анализ проектно-изыскательских работ по подготовке строительства Куйбышевского гидроузла, в том числе, связанных с техническими, научными и экономическими исследованиями (Самарское Поволжье, 1930, соавт.). Особую ценность представляли его данные о доюрском карсте в районе Самарской Луки.
Перед войной географический факультет совместно с геолого-почвенным и биологическим факультетами организовал комплексную экспедицию для всестороннего исследования природы и хозяйства Копетдага (Туркмения) и проведения его физико-географического районирования в связи с практическими задачами по развитию производительных сил района. А.С. Барков возглавлял географическую часть работ.
 
С гимназических лет зарабатывал на жизнь уроками. По окончании университета начал преподавать географию в учебных заведениях. Директор мужской гимназии А.Е. Флёрова/школа №110 (1911–1923). Разделяя взгляды Д.Н. Анучина, стремился изменить процесс преподавания школьной географии, ориентированной на формальное заучивание географических названий. Старался отойти от сухости и бессистемности изложения, ввести в курс последние научные достижения. С целью изучения методов преподавания естествознания несколько раз выезжал за границу (Франция, Швейцария, Италия, Германия, Австро-Венгрия).
«Наш директор… преподавал географию… Он был очень хороший человек. Ну, у него вели себя всегда все примерно, он директор был, начальство, Их Превосходительство. Он заботился о том, чтобы у нас поддерживались кружки, всегда говорил, что официально я не обязан знать, но устраивайте кружки. И, в частности, он принимал участие вне стен гимназии в нашем географическом кружке. Это первый наш кружок был, который потом перерос в “Сикамбр”» (Н.В. Тимофеев-Ресовский).
 
Один из соавторов хрестоматий и учебников по географии для средней школы (С.Г. Григорьев, А.А. Крубер, Л.Д. Синицкий, С.В. Чефранов. 1900–1917). Эти учебники отличались содержательностью и глубиной материала, живостью и увлекательностью изложения. В них впервые раскрывались причинные и генетические связи между описываемыми явлениями и были помещены в большом количестве содержательные иллюстрации. Соавтор классического учебника для 5-го класса средней школы «Физическая география» (1935), который многократно переиздавался и был переведён почти на все языки народов СССР. Совместно с А.А. Борзовым разработал серию учебных карт по ландшафтам России.
Заведующий школьным подотделом Московского отдела народного образования (1920–1924). Руководитель кабинета методики географии Научно-исследовательского института методов обучения АПН РСФСР (1944–1947).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Отличник народного просвещения (1945).
 
Великая Отечественная война. В 1941 г. эвакуирован с МГУ в Ашхабад. Читал лекции в Ашхабадском государственном педагогическом институте. Руководил географической частью работ комплексной экспедиции географического, геолого-почвенного и биологического факультетов по всестороннему исследованию природы и хозяйства Копетдага и проведению его физико-географического районирования в связи с практическими задачами по развитию производительных сил района. Помимо общих проблем в задачу экспедиции входило изучение специальных вопросов научного, хозяйственного и оборонного значения. Работы продолжались до осени 1942 г. и прекратились в связи с переездом университета в Свердловск. К этому времени значительная часть запланированных исследований была выполнена.
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1951), Трудового Красного Знамени (1944), медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945).
 
Основные труды: «Растения скал и песков» (1904), «Очерки географии. Европа, Азия, Африка, Америка и Австралия» (1909), «Внеевропейские страны» (соавт., 1916), «Университетская география и средняя школа» (1940), учебники и учебные пособия «Начальный курс географии» (соавт., 1903), «Словарь-справочник по физической географии. Пособие для преподавателей географии» (1940), «Физическая география частей света. Африка» (1953); «Из моей жизни» (1957).
 
Память. Его именем названа одна из вершин у кальдеры Карпинского на о-ве Парамушир (Курильские о-ва).
 
Литература: Овчинников Д.А. А.С.Барков – географ из села Покровского // География и экология в школе XXI в. 2018. №3. С. 22–26; Холопова Н.Т. Александр Сергеевич Барков. Географ. 1873–1953. Серия «Замечательные учёные Московского университета» (1961).
***
 
Учебник "географической четвёрки". 1909 г.
Страница учебника "Физическая география" для средней школы на финском языке. 1949 г.