ЭС: Биологический факультет

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (в 1949–1973 гг. – биолого-почвенный), один из крупных естественнонаучных факультетов, был создан на основании приказов МГУ №83б от 21 августа 1930 г. и №166 от 22 октября 1930 г. в результате реорганизации физико-математического факультета. Первым деканом была назначена А.М. Быховская. С 2006 г. факультетом руководит акад. РАН М.П. Кирпичников.
 
Биологический факультет является ведущим исследовательским центром России во всех областях современной биологии с учётом новейших научных тенденций. Среди приоритетных научных направлений – «Физико-химические основы биологии и биотехнологии», «Физиологические механизмы деятельности, развития и устойчивости организма человека и животных», «Общая биология и экология». Труды учёных вносят существенный вклад в развитие фундаментальных и прикладных проблем биологии, медицины и сельского хозяйства. Плодотворно и интенсивно проводятся исследования закономерностей развития органического мира, многообразия живых существ нашей планеты, их эволюции, различных аспектов использования и сохранения ресурсов биосферы и их воспроизведения. Изучаются фауна и флора разных природных зон, продуктивность биоценозов, популяционная структура видов растений и животных, эволюционная и экологическая физиология, поведение животных, генетика популяций человека, происхождение и состав этнических групп и народов, закладываются теоретические основы моделирования биологических систем. Биохимия, биофизика, молекулярная биология решают проблемы физико-биохимических основ организации биологических систем; физиологии и биохимии фототрофных и хемотрофных микроорганизмов; выясняют особенности структуры, синтеза и функционирования белков и нуклеиновых кислот, являющихся основой генной инженерии.
 
В составе факультета около 30 кафедр, представляющих все современные направления биологической науки и соответствующие специализации, по которым ведётся подготовка биологов высокой квалификации. Научной и учебной базой для работы сотрудников и студентов являются Ботанический сад, Зоологический музей, Беломорская биологическая станция имени Н.А.Перцова и Звенигородская биологическая станция имени С.Н.Скадовского.
 
Выпускники факультета востребованы для работы в научно-исследовательских институтах и промышленных лабораториях, на опытных станциях, в заповедниках, в лабораториях охраны природы и других научно-исследовательских учреждениях экономико-биологического профиля.
 
Учебная работа. Факультет осуществляет приём на программы высшего профессионального образования в рамках самостоятельно установленных образовательных стандартов МГУ по направлениям подготовки бакалавриата («Биология», «Экология и природопользование»), магистратуры («Биология», «Экология и природопользование») и аспирантуры («Биологические науки»).
Независимо от будущей специализации все студенты в течение первых трёх лет получают широкую общебиологическую и общеобразовательную подготовку. На факультетских биостанциях проводятся летние и зимние практики, которые знакомят студентов с многообразием живого мира, помогают сделать первые самостоятельные научные работы. Производственная и преддипломная практики проходят в экспедициях, на биотехнологических производствах, опытных станциях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, заповедниках.
Обучение в бакалавриате по направлению «Биология» предусматривает изучение зоологии, ботаники, микробиологии, теории эволюции, биохимии, молекулярной биологии, генетики, физиологии человека и животных, физиологии растений, антропологии, клеточной биологии и гистологии, гуманитарных предметов, иностранного языка. Специализация начинается на III–IV курсах и предполагает фундаментальную подготовку в области зоологии, ботаники и антропологии. На кафедрах общебиологического профиля читаются курсы гистологии, эмбриологии, экологии животных и растений, зоогеографии и географии растений, прикладной энтомологии, генетики и геносистематики, антропогенеза и этнической антропологии. Физиологи осваивают физико-химические методы исследований, занимаются морфологией мозга, эндокринологией, физиологией кровообращения, обменом веществ и энергией, общей нейрофизиологией, физиологией анализаторов, нейрохимией, биологией опухолевых клеток, биологией размножения. Студенты, избравшие молекулярно-биохимическое направление, получают подготовку по молекулярной биологии, микробиологии, биохимии, вирусологии, биоорганической химии, иммунологии, физиологии растений, молекулярной генетике, энзимологии, биотехнологии. Обучающиеся на кафедрах клеточной биологии, эмбриологии и генетики изучают современные методы цитологии и цитогенетики, биологию развития, генетику животных и растений, гистогенез и морфогенез. Специализация по биоинженерии и биотехнологии предусматривает подготовку по молекулярной биофизике, биоинформатике, физической химии, компьютерным методам молекулярного дизайна, математическому моделированию биологических процессов, квантовой биофизике, биофизике клеточных процессов, белковой инженерии и клеточной инженерии.
План приёма на направление «Биология» составляет 189 человек на бюджетные места и 60 – на договорной основе[1].
В 2022 г. вступительные экзамены включали дополнительное вступительное испытание по биологии (письменно), а также ЕГЭ по биологии, математике, химии, русскому языку.
 
Учебный план по направлению подготовки «Экология и природопользование» предполагает сочетание углублённой биологической подготовки с изучением современной экологии, охраны природы, биоразнообразия, геоэкологии. Обучение ведётся по межкафедральному принципу.
План приёма на направление «Экология и природопользование» составляет 22 человека на бюджетные места и 5 – на договорной основе[2].
В 2022 г. вступительные экзамены включали дополнительное вступительное испытание по биологии (письменно), а также ЕГЭ по биологии, математике, химии, русскому языку.
После окончания бакалавриата студенты могут продолжить свое обучение по тому же профилю в магистратуре или сменить специализацию. На все программы магистратуры открыт приём и для бакалавров, не являвшихся студентами факультета.
 
Обучение в магистратуре по направлению подготовки «Биология» ведётся по образовательным программам:
– «Биология», ориентированной на выпускников бакалавриата биологического факультета, чей учебный план является продолжением учебного плана бакалавриата на кафедрах антропологии, биоинженерии, биологической эволюции, биоорганической химии, биофизики, биохимии, вирусологии, высшей нервной деятельности, высших растений, генетики, геоботаники, гидробиологии, зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, иммунологии, ихтиологии, клеточной биологии и гистологии, микологии и альгологии, микробиологии, молекулярной биологии, физиологии растений, физиологии человека и животных, эмбриологии и энтомологии.
– «Фундаментальная и прикладная биология», подготовленной для выпускников бакалавриата других вузов.
– «Биоинженерия, биотехнология, биоэкономика», открытой совместно с экономическим факультетом для подготовки кадров, обладающих управленческими компетенциями в сфере биотехнологии и биофармацевтики для работы в корпоративном секторе, инновационных компаниях, научно-исследовательских центрах и госструктурах.
– «Структурная биология и биотехнология» (научный руководитель К. Вютрих), направленной на подготовку специалистов с глубокими знаниями современной биофизики, молекулярной биологии, нанобиотехнологии и протеомики, ориентирующихся в принципах функционирования рынков биотехнологий.
– «Геномика и здоровье человека», созданной совместно с компанией «Роснефть» и направленной на подготовку специалистов, решающих задачи, связанные с изучением структуры, генетической изменчивости и функционирования геномов, интерпретации популяционной и индивидуальной вариабельности геномов и отдельных генов, применения новых геномных и информационных технологий в научно-исследовательских разработках и медико-генетической практике.
План приёма магистров на направление: «Биология» составляет 171 человек на бюджетные места и 5 – на договорной основе; на программу «Фундаментальная и прикладная биология» – 5 человек на бюджетные места и 5 – на договорной основе;
«Биоинженерия, биотехнология, биоэкономика» – 5 человек на договорной основе; «Геномика и здоровье человека» – 10 человек на договорной основе[3].
Приём в магистратуру по направлению подготовки «Экология и природопользование» открыт в 2020 г. План приёма составляет 25 человек на бюджетные места и 5 – на договорной основе[4].
В 2022 г. вступительные испытания в магистратуру проходили в форме письменных экзаменов, соответствующим направлениям подготовки.
Срок обучения в бакалавриате 4 года, в магистратуре – 2 года.
Выпускники получают диплом с присвоением степени магистра по направлениям «Биология» или «Экология и природопользование».
 
По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
 
Лекцию для первокурсников читает декан М.П. Кирпичников
День Биолога 2016
Традиции и современность. Одним из самых известных университетских студенческих праздников является День биолога, который проводится с конца 1980-х гг. (первоначально март – апрель, в настоящее время – последняя суббота мая). Основная тема праздника – встреча биологов разных поколений. На ступеньках биолого-почвенного корпуса выступают музыкальные и танцевальные группы; организованы игровые площадки для детей и взрослых как на открытом воздухе, так и в аудиториях факультета. В программу включено множество конкурсов и развлечений, проводится любимая азартная игра биологов – мышиные бега, сеанс одновременной игры в шахматы, организована выставка уникальных фоторабот «Я – биолог».
 
Премии и звания. Выдающиеся достижения выпускников, профессоров, преподавателей и сотрудников факультета отмечены множеством государственных и университетских наград. Среди них: 6 человек удостоены звания Героя Социалистического Труда; 10 человек – лауреаты Ленинской премии, 92 – лауреаты Государственной премии СССР (в том числе 7 – дважды), 31 – лауреаты Государственной премии РФ (в том числе 2 – дважды); 29 человек награждены премией имени М.В.Ломоносова (в том числе 1 – дважды), 10 – премией имени М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность, 9 – премией имени И.И.Шувалова. Почётного звания «Заслуженный профессор Московского университета» удостоены 74 сотрудника, «Заслуженный преподаватель Московского университета» – 47, «Заслуженный научный сотрудник Московского университета» – 65.
Академиками и членами-корреспондентами АН СССР/РАН избраны 132 выпускника и сотрудника факультета (в том числе академиками – 66 человек).
 
Дополнительное образование. Факультет предлагает широкий спектр программ дополнительного образования как общеобразовательных, так и профессиональной подготовки, рассчитанных на разные категории слушателей.
Для широкого круга лиц – заочная общеобразовательная программа «Профессиональное садоводство» (48 часов).
Для дипломированных специалистов действуют программа профессиональной переподготовки очной формы обучения «Генетика, биоинформатика, геномика» (3,5 месяца), направленная на формирование знаний и умений в области методической базы современных медицинских, биологических и медико-биологических исследований, сбора экспериментальных данных и их обработки, создания баз данных, анализа больших данных, необходимых для научной и научно-практической работы в области практической и фундаментальной медицины, медицинской генетики и генетики человека, генетической паспортизации и предиктивной медицины.
Для научно-педагогических работников образовательных и научных организаций, сотрудников компаний биотехнологического и биохимического направлений открыт ряд очных и очно-заочных программ повышения квалификации.
 
Школьный экологический урок с участием С.Н. Рязанского
Всероссийская биологическая Олимпиада 2019 г.
Мастер-класс кафедры зоологии беспозвоночных для школьников в рамках Фестиваля науки 2017 г.
 
МГУ–школе. Факультет активно участвует в олимпиадном движении, занимается подготовкой команд к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии и Международной олимпиады школьников по биологии.
Проводится набор на общеобразовательную программу для 1–4 классов «Мир ботаники: с игрой и серьёзно» (2 месяца, очно и заочно). Программа знакомит школьников с основами ботаники, со строением, разнообразием и экологией дикорастущих и культурных растений различных регионов, позволяет получить навыки работы с бинокулярным микроскопом и познакомиться с устройством светового микроскопа.
Ботанический сад МГУ разработал программу для школьников 5–7 классов «Уроки экологии», направленную на ознакомление ребят с представлениями о методах научного познания природы, ценностного отношения к природе; знакомства с профессиями биолога и агронома (7 месяцев).
 
«Клуб выпускников» – широкие перспективы. Как великая школа, Московский университет даёт не только глубокое профессиональное образование, но и способствует всестороннему развитию и раскрытию интеллектуальных и творческих сторон человеческой личности. Безусловно, каждый выпускник биологического факультета – высококлассный специалист, но интересно узнать, что многие выдающиеся и известные персоны получили образование биолога в стенах МГУ. Среди них хирург В.П. Демихов (1940); космонавт С.Н. Рязанский (1996); музыкант А.А. Аграновский, музыкальный критик А.В. Парин (1966), поэт-песенник Б.В. Баркас (1975); писатели А.К. Михальская (1974), А.Н. Студитский (1930), Л.Е. Улицкая (1968); художники – В.М. Смирин (1954), В.И. Преображенская (1943); кинорежиссёр Т.Г. Пименова (1972); фотограф А. Ланге (1985); епископ Пётр (1981); правозащитник С.А. Ковалёв (1954); Президент Сомали Абдулкасим Салад Хасан (1965), замбийский врач и политический деятель Нканду Фоэбе Луо (1977).
 
Территория. Аудитории и лаборатории факультета расположены в нескольких отдельно стоящих зданиях, основным из которых является биолого-почвенный корпус (Ленинские горы, д. 1, стр. 12).
 
 
***
Из истории
 
До организации самостоятельного биологического факультета подготовка зоологов и ботаников проходила на физико-математическом факультете. Первое простое разделение биологических курсов было зафиксировано Уставом 1804 г., определившим на отделении физических и математических наук кафедру натуральной истории (демидовская; Г.И. Фишер фон Вальдгейм) и кафедру ботаники (Г.Ф. Гофман). Демидовская кафедра опиралась на обширные собрания Музея естественной истории/Кабинета натуральной истории, основу которого составили дары уральских горнопромышленников братьев-меценатов Прокофия, Григория и Никиты Демидовых (1791), вторая – на коллекции Ботанического сада/Аптекарского огорода – старейшего сада Москвы, восходящего ко временам Петра I (1706).
Кафедра зоологии, долгое время заключавшая в себе изучение всего животного мира, была создана на физико-математическом отделении философского факультета (1835, И.Т. Глебов, К.Ф. Рулье), затем переведена на физико-математический, получив название кафедры зоологии, сравнительной анатомии и физиологии (1884). Она располагалась на первом этаже здания Зоологического музея (ул. Б.Никитская/Герцена, 6) и активно использовала его коллекции в образовательном процессе.
 
Процесс дифференциации науки, обозначившийся к концу XIX – началу XX вв., отразился в привлечении на факультет значительного числа приват-доцентов. Молодые исследователи получили разрешение читать для студентов свои оригинальные специальные курсы (Ю.А. Белоголовый, Н.В. Богоявленский, Б.М. Житков, Н.К. Кольцов, Н.М. Кулагин, М.Е. Макушок, П.П. Сушкин, С.А. Усов, М.Н. Шатерников). Как отмечают историки науки, дореволюционный зоолог «знал и реально занимался практически всеми группами животных – от губок до лосей, от насекомых до птиц». К сожалению, в 1911 г. в результате определённых действий министра просвещения Л.А. Кассо, университет покинули многие талантливые учёные; некоторые из них вернулись после Февральской революции 1917 г.
 
С появлением Советского государства, поставившего перед наукой и образованием задачи увеличения выпуска высококвалифицированных кадров, в университете начался процесс реорганизации. На физико-математическом факультете родственные специализации группировались в учебные отделения (биологическое, геолого-географическое, геофизическое, химии и другие), появилась группа научных учреждений, составившая Ассоциацию научно-исследовательских институтов (1922). Процесс преобразования отделения биологии завершился созданием 21 августа 1930 г. биологического факультета. Однако продолжающаяся реформа высшего образования не дала ему окрепнуть, и факультет был закрыт в апреле 1931 г. Его второе рождение состоялось 1 мая 1933 г., когда в МГУ окончательно была восстановлена кафедрально-факультетская система. К этому времени университеты были определены как ведущие учебные заведения, целью которых являлась подготовка научных и преподавательских кадров для исследовательских лабораторий предприятий и институтов, вузов, втузов, рабфаков и старших классов средней школы.
Учебные планы биологического факультета включали широкий набор специальностей – динамику развития (изучение причин и условий развития организмов); генетику и селекцию животных; гистологию и эмбриологию; зоологию позвоночных (морфология, систематика, зоогеография, экология); зоологию беспозвоночных; паразитологию; энтомологию; геоботанику; морфологию и систематику низших растений; физиологию и анатомию растений; микробиологию; антропологию. Как и в настоящее время подготовка специалиста опиралась на объёмные курсы математики, физики, общей, органической и аналитической химии и качественного анализа, среди гуманитарных предметов обязательными для изучения считались ленинизм, диалектический и исторический материализм, политическая экономия, военные предметы; основным иностранным языком был немецкий.
Факультет открылся в составе 25 кафедр. Не все они сохранились до наших дней: одни – имели слишком узкую практическую направленность (в том числе шелководства, охотоведения, паразитологии), другие – были переведены на новые факультеты. Старейшей кафедрой, хранящей традиции императорского Московского университета, является кафедра зоологии позвоночных (Р.Л. Бёме, В.М. Гаврилов, В.Г. Гептнер, Г.П. Дементьев, Ф.Я. Дзержинский, Б.М. Житков, Л.П. Корзун, Б.С. Матвеев, В.М. Модестов, Н.П. Наумов, В.Е. Соколов, О.А. Филатова, А.Н. Формозов, И.А. Шилов). Учёные работают над проблемами биологии и физиологии конкретных групп позвоночных; сравнительной анатомии; систематики, зоогеографии, фаунистики и экологии; медицинской зоологии; функциональной морфологии и биомеханики. Совместно с Зоологическим музеем, академическими институтами и другими заинтересованными организациями ведутся исследования по охране природы, биологии охотничье-промысловых зверей и птиц, организуются фаунистические экспедиции в различные регионы страны и мира. Государственной премией СССР за комплексное исследование млекопитающих награждены В.Е. Соколов и И.А. Шилов (1990), Г.П. Дементьев за сводку «Птицы Советского Союза. В 6-и т.» (1952).
 
В числе позвоночных, для изучения которых выделены отдельные кафедры, находится человек (кафедра антропологии) и рыбы (кафедра ихтиологии). Говоря об истории изучения развития человека и человечества, заметим, что у истоков всех антропологических учреждений Московского университета – кафедры, музея, научно-исследовательского института, стояло Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, организованное при активном участии А.П. Богданова (1863). А.П. Богданов рассматривал антропологию как науку преимущественно естественную, учитывающую данные таких гуманитарных наук, как археология и история. Основой для развития антропологии должен был стать музей, который смог бы предоставить наглядные пособия для изучения вариаций человека во времени и пространстве. Его ученик Д.Н. Анучин основал Антропологический музей (1883) и Институт антропологии (1922), а также первую кафедру антропологии, выделившуюся из кафедры географии и этнографии физико-математического факультета (Б.Ф. Адлер, Д.Н. Анучин, В.В. Бунак, М.А. Гремяцкий, Б.С. Жуков, Б.А. Куфтин, Н.А. Синельников, В.Г. Штефко). С образованием биологического факультета кафедра антропологии вошла в его состав (1930, Т.И. Алексеева, А.П. Бужилова, В.В. Бунак, М.А. Гремяцкий, Г.Ф. Дебец, М.Ф. Нестурх, Ю.Г. Рычков, Е.Н. Хрисанфова, В.П. Чтецов, В.П. Якимов, Я.Я. Рогинский). Сотрудники совместно с другими организациями участвуют в десятках археологических, этнографических, медико-антропологических экспедиций. Выдающимся событием стало открытие ленинградским археологом А.П. Окладниковым черепа и остатков скелета ребёнка-неандертальца 9–10 лет на территории Узбекской ССР в пещере Тешик-Таш (1938). Как и большинство палеоантропологических находок, они были переданы для дальнейшего изучения Музею антропологии. Первое предварительное описание детского черепа дал Г.Ф. Дебец, подробное описание черепа и длинных костей – М.А. Гремяцкий и Н.А. Синельников (1950, Государственная премия СССР). В настоящее время на кафедре развиваются такие перспективные направления, как возрастная и конституциональная антропология, гормональная антропология, эволюционная антропология, молекулярная антропология, этология человека и приматов. Исследования направлены на построение современных концепций эволюции человека; изучение формирования морфофункциональных особенностей человека в фило- и онтогенезе; определение факторов роста и развития детей и подростков; морфологической конституции и её интегральных междисциплинарных аспектов.
 
Издания сотрудников кафедры ихтиологии
Большой практикум по антропологии ведёт Н.А. Синельников
 
Развитие ихтиологии было тесно связано с лимнологией и гидробиологией и обусловлено проблемами рыболовства, нестабильностью объёмов улова, загрязнением пресных и морских вод. Спецификой кафедры ихтиологии является необыкновенное многообразие и многочисленность рыбного мира, в силу чего важную роль играют экспедиции и сборы. Известны первые сводки и попытки классификации рыб, составленные выпускниками Московского университета, – «Опыт обзора рыб Российской империи в систематическом и географическом отношении» (1907, В.И. Грацианов), «Рыбы России» (1911–1913, Л.С. Берг), «Система рыбообразных и рыб, ныне живущих и ископаемых» (1940, Л.С. Берг). Самостоятельная кафедра ихтиологии под началом специалиста в области рыбного хозяйства П.Г. Борисова просуществовала всего год (1930–1931). Вопреки необходимости продолжения этих исследований, ихтиологическая специализация была передана на кафедру гидробиологии и восстановлена только перед войной (1940, В.В. Васнецов, Е.А. Криксунов, С.Г. Крыжановский, К.В. Кузищин, В.Д. Лебедев, Г.В. Никольский, Г.Г. Новиков, Д.С. Павлов, К.А. Савваитова, С.Г. Соин). Военное время требовало решения конкретных задач по исследованию состава ихтиофауны страны, выявлению и освоению новых районов промысла. Экспедиции были снаряжены в Среднюю Азию, Печорский бассейн и Подмосковье. Важные результаты были получены экспедицией под руководством Г.В. Никольского на р. Амур (1945–1949) – значительно пополнен список видов обитателей реки (некоторые виды описаны заново), уточнены списки кормовых беспозвоночных (1950, Государственная премия СССР, В.В. Васнецов, С.Г. Крыжановский, В.Д. Лебедев, Г.В. Никольский, С.Г. Соин). Материалы экспедиции заняли 4 тома, а Г.В. Никольский опубликовал монографию «Рыбы бассейна Амура» (1956). В дальнейшем экспедиции на Дальний Восток стали традиционными. С восстановлением ББС имени Н.А. Перцова появилась возможность проводить учебную практику и исследования по морской биологии на Белом и Баренцевом морях.
В последние годы на кафедре сделан акцент на общетеоретические вопросы, такие как структура вида и изменчивость рыб, динамика численности популяций, закономерности онтогенеза и формирование адаптаций, поведение и хемокоммуникация, биологические основы рыбопродуктивности. С учётом материалов десятков экспедиций на водоёмы арктического побережья Азии, Дальнего Востока, Камчатки, Северной и Южной Америки, предложен ряд стратегических принципов по охране водных биологических ресурсов, редких и исчезающих рыб мировой фауны, создана теория управления массовыми перемещениями рыб с целью сохранения их естественного воспроизводства, в том числе при гидротехническом строительстве (2013, Государственная премия РФ, Д.С. Павлов; 2008, премия имени М.В.Ломоносова, К.В. Кузищин, Д.С. Павлов, К.А. Савваитова).
Сотрудники проводят непрерывный мониторинг репродуктивной системы рыб разных экологических групп и трофических уровней из водоёмов, подвергнутых значительному антропогенному загрязнению, в том числе радионуклидами цезия и стронция в результате Чернобыльской аварии на территориях России, Украины и Беларуси (Н.В. Белова, В.А. Долгов, А.П. Макеева).
 
Создание кафедры гидробиологии/гидробиологии и общей экологии (из которой была выделена кафедра ихтиологии) диктовалось, скорее, углублением в теоретические вопросы – разработку теории повышения продуктивности пресноводных и морских водоёмов, изучение экологической физиологии промысловых рыб и водных беспозвоночных, играющих основную роль в превращениях органических веществ в водной среде (А.И. Азовский, В.Н. Безносов, В.Г. Богоров, Л.Б. Братковская, М.Е. Виноградов, Ю.Ю. Дгебуадзе, Д.Г. Замолодчиков, В.В. Ильинский, Л.В. Ильяш, Д.Н. Кавтарадзе, Т.В. Коронелли, В.Н. Максимов, П.В. Матёкин, А.В. Олескин, В.А. Сёмин, А.В. Смуров, Н.С. Строганов, М.М. Телитченко, В.Д. Фёдоров, О.Ф. Филенко, В.М. Хромов). Основатель кафедры – ученик Н.К. Кольцова С.Н. Скадовский, работал над развитием и применением методов физической химии к изучению биологических процессов и влияния физических и химических факторов на живые организмы (1929, Ленинская премия). В настоящее время это направление не потеряло своей актуальности. Сотрудники кафедры анализируют состав и распределение донной фауны, планктона в мировом океане, сообществ водорослей, групп беспозвоночных (моллюски, ракообразные). С начала 1960-х гг. получили развитие теоретические и прикладные проблемы охраны водной среды, изучаются последствия техногенных изменений, разрабатываются меры борьбы с биологическим повреждением материалов, появились такие разделы как водная токсикология, санитарная гидробиология. Активное применение вычислительных средств и суперкомпьютеров позволяет моделировать процессы управления взаимодействием общества и природы, решать проблемы рационального водопользования, анализировать данные экологического мониторинга для оценки антропогенного воздействия на водные экосистемы. Большую помощь кафедре в научных исследованиях и учебной практике оказывают Звенигородская и Беломорская биологические станции, Зоологический музей. В пресноводной среде и на морях проводится экологическая диагностика, разрабатываются вопросы устойчивости гидробионтов разных таксономических групп к загрязнению, изучается сезонность проявления токсического эффекта на уровне особи и популяции, выявляются нарушения эмбрионального развития под воздействием неблагоприятных условий.
 
Начало чтения курсов по зоологии беспозвоночных, которое происходило на базе Зоологического музея, восходит к временам К.Ф. Рулье и А.П. Богданова. Особое значение имели работы Г.А. Кожевникова, который специализировался по биологии медоносной пчелы. В то же время он участвовал в организации Косинской биологической станции на подмосковном оз. Белом, предназначавшейся для проведения гидробиологических работ и практики студентов (1908). Создание этой станции позволило приступить к систематическому изучению флоры и фауны водоёмов. Его ученик Л.А. Зенкевич, возглавив в 1934 г. кафедру зоологии беспозвоночных, открыл новое направление – морскую биологию/биологию океана (Г.Г. Абрикосов, В.В. Алпатов, В.Н. Беклемишев, Г.М. Беляев, Е.В. Боруцкий, Я.А. Бирштейн, К.А. Воскресенский, Л.А. Зенкевич, М.С. Гиляров, Г.Б. Зевина, В.В. Малахов, Н.Н. Марфенин, П.В. Матёкин, В.А. Свешников, Е.Н. Темерева, А.Б. Цетлин, А.В. Чесунов). М.С. Гиляровым и его учениками заложены основы почвенной зоологии. Специалисты кафедры изучают многочисленные группы морских беспозвоночных – мшанок, полипов, моллюсков, многощетинковых червей, нематод, губок, форонид, различные отряды ракообразных; не остались в стороне полезные пчёлы и кровососущие насекомые. По причине многообразия и распространённости по всему земному шару представителей изучаемых типов основную роль играют экспедиционные сборы. Огромное значение имеет работа студентов и сотрудников на ББС имени Н.А.Перцова, позволяющая дополнять, уточнять и развивать представления о зоопланктоне и донной фауне в целом. Результаты исследований были удостоены высших наград страны: Ленинской премии (1965, Л.А. Зенкевич, за работу «Биология морей СССР»), Государственной премии СССР – В.Н. Беклемишев (1946, за научный труд «Основы сравнительной анатомии беспозвоночных»), Л.А. Зенкевич (1951, за океанологические исследования), В.Н. Беклемишев (1952, за борьбу с малярией), М.С. Гиляров (1980, за монографию «Определитель обитающих в почве клещей. В 3-х т.», соавт.). Премией имени И.И. Шувалова за описание новых для науки морских беспозвоночных – форонид награждена Е.Н. Темерева (2013).
 
Семинар по перепончатокрылым
Препараты кафедры зоологии беспозвоночных
З.С. Родионов и А.А. Захваткин изучают вредителей злаковых
Первостепенное значение имеет для человека изучение представителей огромного класса беспозвоночных членистоногих животных – насекомых и клещей. Одним из основателей кафедры энтомологии был Н.М. Кулагин, широта интересов которого распространялась как на полезную медоносную пчелу, так и всевозможных вредителей сельского хозяйства, паразитов человека и животных. В настоящее время на кафедре развиваются традиционные и инновационные направления, касающиеся систематики, физиологии и экологии беспозвоночных членистоногих; сельскохозяйственная, лесная, медицинская и техническая энтомология, биотехнология (Э.Г. Беккер, Е.М. Буланова-Захваткина, Г.А. Викторов, Б.В. Добровольский, Ю.А. Елизаров, Р.Д. Жантиев, Д.П. Жужиков, А.А. Захваткин, Н.М. Кулагин, Г.А. Мазохин-Поршняков, А.Д. Никитина, А.А. Полилов, З.С. Родионов, Е.С. Смирнов, Н.А. Тамарина, Л.И. Федосеева, В.Б. Чернышёв). В результате многолетнего мониторинга таксономического состава паразитических членистоногих выявлены виды, имеющие медицинское значение в условиях города. Усилия учёных направлены на разработку различных методов снижения до безопасного уровня численности насекомых, в числе которых переносчики возбудителей заболеваний человека и сельскохозяйственных животных (синантропные мухи, слепни и кровососущие комары, иксодовые клещи), вредители плодово-ягодных и зерновых культур (перелётная саранча, амбарные и почвенные клещи, мухи, бабочки), вредители промышленных материалов – бетонов, металлов, древесины, полимеров (термиты); оказание помощи в диагностике и лечении заболеваний, переносимых беспозвоночными животными; поиск способов получения ферментов насекомых для производства лекарственных препаратов. О необходимости подобных исследований свидетельствует тот факт, что первая Государственная премия СССР, полученная биологами, была присуждена энтомологам З.С. Родионову и А.А. Захваткину в годы Великой Отечественной войны за участие в сохранении хлебных запасов страны (1941, за работы по биологии, систематике амбарных клещей и за разработку методов борьбы с ними) и одна из первых премий имени М.В. Ломоносова З.С. Родионову и Л.И. Федосеевой – за открытие способа определения скрытой заражённости зерна долгоносиком (1949). Работы по изучению клещей были значительно расширены после прихода в МГУ М.С. Гилярова, который много внимания уделял разработке мер борьбы с почвенными вредителями. Итогом работы межкафедральной группы под его руководством стала монография «Определитель обитающих в почве клещей. В 3-х т.» (1980, Государственная премия СССР, Е.М. Буланова-Захваткина, А.Д. Никитина).
В области теоретической энтомологии ведутся оригинальные комплексные исследования циркадианного ритма активности насекомых; получены данные по биоакустике целого ряда обширных групп, позволившие выдвинуть предположения о возможных путях возникновения и эволюции системы акустической коммуникации у насекомых (1987, Государственная премия СССР, Ю.А. Елизаров, Р.Д. Жантиев, Г.А. Мазохин-Поршняков). В последние годы получило развитие необычное эволюционное направление, связанное с определением строения и пределов миниатюризации мельчайших многоклеточных живых организмов (2014, премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных, А.А. Полилов). Анализ распределения количества изменений по функциональным системам и изменения относительного объёма органов при уменьшении размеров показал, что наибольшей трансформации подвержены опорно-двигательная и метаболическая системы; нервная и половая системы изменяются в меньшей степени.
 
В составе факультета находится ряд кафедр, работа которых тесно связана с медицинской тематикой. К ним в первую очередь относится кафедра физиологии животных/физиологии человека и животных (Д.В. Абрамочкин, Г.В. Андреенко, И.П. Ашмарин, А.А. Каменский, И.Л. Кан, А.Я. Каплан, К.Х. Кекчеев, В.Б. Кошелев, Х.С. Коштоянц, Б.А. Кудряшов, М.А. Островский, М.Г. Удельнов, П.Д. Улитина). Исследования состава и свойств крови, заболеваний сердечно-сосудистой системы человека, центральной и периферической нервной системы нашли отражение в открытиях и патентах, методиках и лекарственных препаратах, изготавливаемых в промышленных масштабах. Широко известно кровосвёртывающее действие тромбина, применявшегося на фронтах Великой Отечественной войны (1951, Государственная премия СССР, Б.А. Кудряшов), результативные методы по улучшению зрения и слуха в условиях военных действий (К.Х. Кекчеев), эффективность нового противоинсультного препарата – пептидного стимулятора обучения и памяти «Семакс–0,1% раствор» (2002, премия Правительства РФ, И.П. Ашмарин, А.А. Каменский, А.Я. Каплан, В.Б. Кошелев).
 
Кафедру высшей нервной деятельности, образованную после переезда университета в новые здания на Ленинских горах, возглавил ленинградский физиолог Л.Г. Воронин (1953, Л.Г. Воронин, Л.В. Крушинский, Н.А. Тушмалова, В.Г. Скребицкий, В.В. Шульговский). Основные интересы сотрудников концентрировались вокруг проблематики поведения животных, наличия у них элементов рассудочной деятельности. Эталонными животными в подобного рода исследованиях стали дельфины. Л.Г. Воронин (совместно с В.Е. Соколовым) являлся научным руководителем первого в СССР Океанариума, созданного в составе Военно-морского флота СССР в 1966 г. Учёные занимались всесторонним исследованием физиологии и поведения дельфинов и их дрессировкой (1984, Государственная премия СССР). Обобщение многолетних исследований по элементарной рассудочной деятельности всех классов позвоночных животных от рыб до приматов нашло в монографии Л.В. Крушинского «Биологические основы рассудочной деятельности» (1988, Ленинская премия). В настоящее время развивается тематика, связанная с изучением и математическим моделированием работы человеческого мозга, нейрофизиологических механизмов обучения, психофизиологических основ деятельности человека, нейрофизиологии и психофизиологии сенсорных процессов (обонятельная и зрительная системы).
 
Изучение высших форм рассудочной деятельности неразрывно связано с биологией клетки, эмбриологией и гистологией. У истоков отечественной гистологии стояли А.И. Бабухин и И.Ф. Огнёв, сделавшие ряд ценных экспериментов и наблюдений различных составляющих нервной ткани; В.П. Карпов, занимавшийся прямым делением клеток и прижизненным строением ядра. Современная кафедра гистологии/клеточной биологии и гистологии была создана Г.И. Роскиным, достигшим определённых успехов в изучении строения и метаболизма нервных и опухолевых клеток. В дальнейшем эти исследования были расширены за счёт детального изучения клеточного ядра, реактивности клеток, подвергающихся действию различных повреждающих факторов (В.Я. Бродский, И.А. Воробьёв, Е.А. Воротеляк, Л.Б. Левинсон, Г.Е. Онищенко, Г.И. Роскин, Е.А. Смирнова, А.Н. Студитский, Ю.С. Ченцов).
 
В лаборатории микробиологии
В малой операционной
 
Основные научные направления кафедры эмбриологии – экспериментальная и эволюционная эмбриология, биофизика развития, клеточная биология развития и старения (Л.В. Белоусов, А.В. Васильев, К.Г. Газарян, В.А. Голиченков, Ю.К. Доронин, С.Т. Захидов, В.В. Попов, Д.В. Попов, М.Л. Семёнова, Д.П. Филатов). Учебный план кафедры сочетает фундаментальные классические направления науки о развитии (гаметогенез, эмбриология беспозвоночных, сравнительная эмбриология позвоночных, эмбриология млекопитающих) и экспериментальное изучение онтогенеза (экспериментальная эмбриология, регенерация, биология размножения, репродуктивные технологии, основы биологии старения) с достижениями современной биологии развития (биология эмбриональной клетки, морфогенез, иммунология эмбриогенеза, метаболизм эмбриональной клетки, биоэнергетика развития, молекулярная эмбриология развития, генетика онтогенеза, биология стволовой клетки). Сотрудники активно занимаются проблемой, связанной с ролью механических напряжений при гаструляции в дифференцировке зародышевых листков. Эта проблема остаётся актуальной в биологии развития, и её разрешение явится большим вкладом в познание механизмов индивидуального развития организмов. В последнее время совместно с кафедрой биоинженерии начаты работы в области регенеративной медицины, создания инновационных технологий для биомедицины путём регуляции дифференцировки и индукции плюрипотентности клеток.
 
Появление инновационных биотехнологий XXI в. было бы невозможно без всестороннего развития микробиологии, вирусологии, молекулярной биологии, основы которых были заложены трудами выдающихся университетских биологов, генетиков, эмбриологов и химиков. Микробиологии отводится особая роль в жизни общества в связи с проблемами пищевых и энергетических ресурсов, получения препаратов для медицины, химии, сельского хозяйства, повышения добычи полезных ископаемых и защиты окружающей среды. Микроорганизмы являются одной из основных моделей при изучении общебиологических проблем. Именно на основании их исследования были сделаны такие фундаментальные открытия в биологии, как расшифровка генетического кода и механизмов мутагенеза.
Кафедра микробиологии возникла в структуре физико-математического факультета и была сохранена при образовании биологического факультета (1924, Е.А. Бонч-Осмоловская, Н.С. Егоров, Г.А. Заварзин, М.В. Иванов, Н.Д. Иерусалимский, Е.Н. Кондратьева, С.И. Кузнецов, М.Н. Мейсель, С.Н. Муромцев, А.И. Нетрусов, Е.Е. Успенский, В.Н. Шапошников). Создание кафедры было в первую очередь обусловлено запросами пищевой промышленности и сельского хозяйства. Фундаментальный подход охватывал не только физиологию и биохимию самих микроорганизмов, но включал также изучение образованных ими биологически активных веществ (ферментов, антибиотиков, витаминов, полисахаридов), в спектр исследований включались всевозможные виды – фотосинтезирующие бактерии, светящиеся бактерии, бактерии использующие углеводороды. Научная школа В.Н. Шапошникова внесла крупный вклад в создание микробиологических методов и способов получения молочной, лимонной, уксусной, масляной кислот, ацетона, бутанола и других практически важных веществ, и организовала их внедрение в промышленное производство по всей стране (1950, Государственная премия СССР, В.Н. Шапошников). Н.Д. Иерусалимский инициировал развитие тематики, связанной с получением микробного белка из углеводородов нефти (1971, Государственная премия СССР). Открытие британским учёным А. Флемингом пенициллина (1928) стимулировало исследование биосинтеза микроорганизмами антибиотиков, витаминов, аминокислот, различных ферментов медицинского и иного назначения (1989, Государственная премия СССР, Н.С. Егоров). В настоящее время все эти направления не потеряли своей актуальности – в практику внедряются оригинальные способы получения ряда ферментов, аминокислот, лечебно-профилактических и других препаратов; ведутся работы, связанные с защитой окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
 
В середине 1930-х гг. А.Н.Белозерским и А.Р. Кизелем, работавшими на кафедре биохимии растений, было сделано одно из принципиальных открытий XX в. (из растительных клеток ими была выделена ДНК), положившее окончание делению нуклеиновых кислот на «растительные» и «животные» и утвердившее представление об универсальном присутствии ДНК в животных и растительных клетках, а также в бактериях и других микроорганизмах. Под руководством А.Н. Белозерского был исследован состав ДНК и РНК практически всех таксономических групп живых организмов; созданы основы новой отрасли – эволюционной геносистематики. Переименование кафедры биохимии растений в кафедру молекулярной биологии отразило интерес коллектива к физическим и химическим процессам, происходящих в живых организмах и их влиянию на жизнедеятельность этих организмов (А.Н. Белозерский, В.А. Гвоздев, П.А. Каменский, А.Р. Кизель, С.А. Лукьянов, А.И. Опарин, С.В. Разин, Е.Д. Свердлов, Н.М. Сисакян, А.С. Спирин). Пионерные исследования А.С. Спирина заложили основы понимания механизма синтеза белка, итогом чего стала разработка концепции рибосомы как молекулярной наномашины, использующей броуновское движение для направленного перемещения вдоль цепи информационной РНК (1976, Ленинская премия; 1986, Государственная премия СССР; 2000, Государственная премия РФ; соавт.). Необходимо отметить, что гипотеза о возникновении жизни на Земле на основе ансамблей молекул рибонуклеиновых кислот/Мир РНК в XXI в. приобретает всё большее число сторонников по сравнению с белково-коацерватной моделью А.И. Опарина (1974, Ленинская премия). Современные работы ведутся в направлении изучения роли структурно-функциональной организации эукариотического генома.
 
С микробиологией и молекулярной биологией непрерывно связана вирусология. Ректор И.Г. Петровский считал изучение вирусов «одной из центральных проблем биологической науки», поскольку решение проблемы нуклеиновых кислот, выяснение их структуры и биологической функции, «приведёт к целому ряду важнейших последствий: разработке новых методов лечения вирусных инфекций и рака, новых методов направленной изменчивости организмов» (1961). Организацию кафедры вирусологии он поручил А.Н. Белозерскому, который подобрал исключительно сильный научный коллектив и наметил молекулярную биологию вирусов как основное направление его деятельности (1963, Г.И. Абелев, В.И. Агол, А.А. Аграновский, И.Г. Атабеков, Ю.Л. Дорохов, Ю.М. Васильев, О.В. Карпова, М.Э. Тальянский, Т.И. Тихоненко). Кафедра с большим успехом работает в разделах медицинской и ветеринарной вирусологии, которые посвящены исследованию групп вирусов, способных инфицировать человека, животных и сельскохозяйственные растения; над изучением молекулярной природы устойчивости организмов к вирусным заболеваниям. Особый вклад в исследование структуры и функций вирусных нуклеиновых кислот, механизмов экспрессии вирусных генов, особенностей репликации вирусов внёс коллектив под руководством И.Г. Атабекова (1994, Государственная премия РФ, И.Г. Атабеков, Ю.Л. Дорохов, С.И. Малышенко, М.Э. Тальянский). Нельзя не отметить Государственную премию РФ, присуждённую выпускнику кафедры А.Л. Гинцбургу, за разработку и внедрение в практику отечественного здравоохранения эффективной вакцины против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (2021). Под руководством О.В. Карповой создаётся поливалентная рекомбинантная вакцина на основе вируса табачной мозаики, доклинические испытания которой переданы в 48-й Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны РФ (2022). В настоящее время, по информации правительства, в России на 14 платформах создаются 47 вакцин от коронавируса.
 
Задача разработки учёными биологического факультета «новых методов направленной изменчивости организмов», провозглашённая И.Г. Петровским, несколько опережала время. В довоенное десятилетие на факультете и в Институте антропологии работали крупные исследователи, добившиеся определённых успехов – С.И. Алиханян, В.В. Алпатов, В.В. Бунак, А.С. Серебровский. Достижения университетской школы признавались не только научным сообществом – в 1936 г. правительством СССР было принято решение о проведении на базе МГУ VII Международного генетического конгресса (в 1937 г. он был отменён). Однако после августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. работы по «формальной генетике» находились под запретом государства, профессиональные кадры были разогнаны. На факультет пришли сторонники Т.Д. Лысенко – участники сессии, специалисты в сельском хозяйстве; в его состав были переданы с геолого-почвенного факультета почвоведческие кафедры (Н.С. Авдонин, Д.Г. Виленский, А.Г. Гаель, В.В. Геммерлинг, Г.В. Добровольский, Н.А. Качинский, В.А. Ковда, Н.А. Красильников, В.Т. Макаров). Отделение почвоведения стало основой самостоятельного факультета почвоведения только в 1973 г.
Деканом, теперь уже биолого-почвенного факультета, был назначен активный лысенковец И.И. Презент, утверждавший, что «никто никогда не видел и не увидит этот маленький, кругленький ген; ген – это миф». Конкурс для поступающих был высоким – незнание успехов советских агрономов и селекционеров последних лет грозило провалом. Но в 1948 г. был проведён дополнительный «мичуринский» набор, в который попали ребята, немного недобравшие до проходного балла, и чей выбор ограничивался кафедрами генетики, дарвинизма или эмбриологии. Многие, вдохновлённые, в том числе, популярными работами О.Б. Лепешинской (выпускница медицинского факультета 1915 г.) о новообразовании клеток из бесструктурного «живого вещества», сознательно шли на это направление:
«Большинство из нас, вчерашних школьников, ставших студентами, не в состоянии были оценить истинное положение вещей. Наши глаза, уши и души были распахнуты ко всему, что было для нас знанием. Поэтому нам нравились зажигательные выступления нового декана И.И. Презента...
И.И. Презент читал лекции “Введение в биологию”, блестяще, увлекательно, держал аудиторию в напряжении, часто лекции заканчивались аплодисментами. “Пшеница не растёт на асфальте!”, – призывал он нас, и мы готовы были поехать туда, куда он нас пошлёт...
Лекции по генетике были заполнены в основном сведениями из области селекции. Эту подмену я остро ощутила на себе годы спустя. Работая с бактериофагами, я вплотную столкнулась с молекулярной биологией и генетикой. Увы, фундаментальных знаний у меня не было. Пришлось самостоятельно учиться заново…
“Что это видно в ядре чёрненькое?” – “Раньше мы эти структуры называли хромосомами, а теперь я затрудняюсь дать правильный ответ”…
Но даже на кафедре генетики и селекции, где, казалось бы, после 1948 г. мало чему можно было научиться, нас всё-таки учили разбираться во многом самостоятельно. Ной Ильич Фейгенсон на первом же семинаре под громким названием “Критика основ менделизма-морганизма” сказал такую фразу “Чтобы критиковать, надо знать самим основы менделизма-морганизма”. И в то время, когда по классической генетике всё было изъято из библиотек и с кафедры, у него можно было взять и читать и Вейсмана, и Менделя...», – вспоминали выпускники тех лет.
 
Мичуринский набор. Газета «Московский университет». 1948. 16 октября
Курсы по дарвинизму закрылись. Газета «Московский университет». 1949. 4 марта
 
Вслух нельзя было произносить многие вещи, но в порядке частных бесед и консультаций преподаватели советовали поступать на зоологические или экспериментальные кафедры, где влияние Т.Д. Лысенко сказывалось меньше и давалось больше сопредельных дисциплин.
Постановлением государственных органов была введена специальность «дарвинизм и генетика». Прошло время, прежде чем на кафедре генетики появились специалисты в области «формальной генетики» (1930, Ю.П. Алтухов, М.М. Асланян, Н.П. Бочков, С.И. Исаев, Е.И. Рогаев, А.С. Серебровский, К.Г. Скрябин, В.Н. Столетов, С.В. Шестаков). Развиваются направления молекулярной, популяционной, медицинской генетики, генетической инженерии, генетики растений и животных, геномики, генетики развития; широко применяются методы молекулярно-генетического анализа и компьютерной обработки генетических данных. За последние годы генетиками сделан существенный вклад в изучение ряда заболеваний человека, отмеченный Государственной премией РФ (1996 Ю.П. Алтухов; 1998, Н.П. Бочков; 2018, Е.И. Рогаев).
Кафедра дарвинизма, с которой был уволен И.И. Шмальгаузен, в настоящее время работает как кафедра биологической эволюции, сосредоточив свои интересы на изучении закономерностей эволюционного процесса (1937, Ф.А .Дворянкин, Г.М. Длусский, А.В. Марков, И.И. Презент, А.С. Северцов, И.И. Шмальгаузен, Г.Г. Щёголев).
 
Мощное развитие атомной физики после войны способствовало проникновению физических методов в другие науки, в том числе в биологию. Возник интерес к изучению биологически значимых физико-химических процессов в живых организмах и биосистемах на разных уровнях – от клеток до биосферы, последствий воздействия на организмы разных физических факторов. После открытия территории на Ленинских горах в составе факультета была создана кафедра биофизики (1953, С.И. Аксёнов, Е.В. Бурлакова, Е.Н. Гончаренко, Б.А. Гуляев, И.И. Иванов, О.Р. Кольс, А.А. Красновский, Ю.Б. Кудряшов, Г.В. Максимов, Д.Н. Маторин, А.Б. Рубин, А.С. Соболев, Б.Н. Тарусов, Д.С. Чернавский, Ю.А. Чизмаджев, К.В. Шайтан). В круг интересов сотрудников входят биофизика мембранных процессов, флуоресценция хлорофилла и биофизика фотосинтеза, биоэнергетика; радиобиология, механизмы действия ионизирующей радиации на животные организмы, способы противолучевой защиты. Достижения учёных отмечены Государственной премией СССР – И.И. Иванов, Ю.Б. Кудряшов, Б.Н. Тарусов (1983, за цикл работ «Физико-химические механизмы свободнорадикального и перекисного окисления липидов в биологических мембранах»); Ю.А. Чизмаджев (1986, за цикл работ «Принципы функционирования транспортных систем биологических и модельных мембран и создание селективных ионометрических устройств», соавт.); А.Б. Рубин (1988, за цикл работ по биологии и биотехнологии фотосинтезирующих микроорганизмов, соавт.); А.А.Красновский (1991, за раскрытие молекулярных механизмов фотобиохимических превращений хлорофиллов в реакционных центрах фотосинтеза, соавт.). На физическом факультете кафедра биофизики была создана значительно позже – в 1966 г.
 
Пограничные исследования в биологии и химии ведутся на двух кафедрах – биохимии животных/биохимии (1939, И.П. Ашмарин, А.Д. Виноградов, Н.Б. Гусев, Ю.П. Козлов, Т.Ю. Липская, Ф.Ф. Литвин, В.И. Муронец, Е.В. Петушкова, А.М. Рубцов, С.Е. Северин, В.П. Скулачёв, В.А. Энгельгардт) и биоорганической химии (1975, В.Л. Воейков, Е.В. Гришин, В.Т. Иванов, Ю.А. Овчинников, Е.С. Северин). Оба эти направления имеют прямую связь не только с химией, но и с молекулярной медициной. Выпускники медицинского факультета С.Е. Северин и В.А. Энгельгардт внесли вклад в изучение белков одной из наиболее распространённых тканей организма – мышечной (1982, Ленинская премия, С.Е. Северин; 1943, Государственная премия СССР, В.А. Энгельгардт), новые лекарственные средства были созданы И.П. Ашмариным (2002, премия Правительства РФ, соавт.). Биоорганическая химия получила развитие в начале 1960-х гг., когда на химическом факультете заинтересовались основными органическими соединениями, играющими ключевую роль в жизни клетки и организма – белками, нуклеиновыми кислотами, полисахаридами и липидами (кафедра химии природных соединений). Выпускники химического факультета Ю.А. Овчинников и В.Т. Иванов развивали химию белково-пептидных веществ, находящих применение в биологии и медицине, в частности с созданием на их основе синтетических вакцин против опасных болезней человека и животных (1978, Ленинская премия, В.Т. Иванов, Ю.А. Овчинников; 1997, 2006, премия Правительства РФ, В.Т. Иванов). Исследования свойств биологически важных природных и синтетических соединений ведутся в кооперации с сотрудниками Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н.Белозерского.
 
Кафедры биоинженерии (2000, М.П. Кирпичников, Е.С. Лобакова, А.В. Феофанов, К.В. Шайтан), биотехнологии/синтетической биологии (2007, В.О. Попов, К.Г. Скрябин), молекулярной физиологии (2007, М.А. Островский), иммунологии (2009, Д.В. Купраш, М.А. Лагарькова, С.А. Недоспасов) – это новые перспективные кафедры, активно развивающие междисциплинарные направления современной биологической науки, находящиеся на стыке физико-химической биологии, биофизики, медицины, генной инженерии и компьютерных технологий. Достижения учёных отмечены Государственной премией РФ (2006, С.А. Недоспасов, за работы по созданию уникальных биомедицинских моделей), премией Правительства РФ в области науки и техники – за научное обоснование, разработку и внедрение в офтальмологическую практику фотопротекторных искусственных хрусталиков с естественной спектральной характеристикой (2006, М.А. Островский), за создание и внедрение в отечественную практику биотехнологических методов анализа для решения социально значимых задач неонатального скрининга, контроля наркопотребления и безопасности продуктов питания (2011, В.О. Попов), за инновационные технологии промышленного производства биопрепаратов в агропромышленном комплексе РФ (2016, М.П. Кирпичников).
 
 
Практика по мхам и лишайникам на ББС имени Н.А. Перцова
Лист гербария
Практика по ботанике
 
Изучение мира растений началось одновременно с приобретением Московским университетом сада–огорода, принадлежавшего упразднявшейся Медико-хирургической академии (1805). Уже тогда в планы университетского руководства входило использование его для учебной и научной деятельности. Первым профессором ботаники стал главный садовник и специалист по лишайникам Г.Ф. Гофман, а первые учебные пособия были написаны И.А. Двигубским («Начальные основания ботаники» (1805), «Московская флора, или описание растений, дикорастущих в Московской губернии» (1828)). Среди известных ботаников прошлого А.Г. Фишер фон Вальдгейм, Н.Н. Кауфман, И.Н. Горожанкин, и, конечно, первооткрыватель механизма фотосинтеза К.А. Тимирязев. После реконструкции университетского квартала на Моховой в начале XIX в. кафедра ботаники размещалась в Ботаническом корпусе (ул. Б.Никитская/Герцена, 4) по соседству с Зоологическим музеем. На крыше корпуса К.А. Тимирязев построил небольшую оранжерею для исследований по физиологии растений (в настоящее время здесь размещены аудитории факультета психологии).
Кафедра физиологии растений была образована в числе первых (1930, С.С. Андреенко, М.В. Гусев, И.П. Ермаков, Ф.Н. Крашенинников, А.Л. Курсанов, А.Т. Мокроносов, А.М. Носов, Б.А. Рубин, Д.А. Сабинин, В.В. Чуб). После важных исследований К.А. Тимирязева, обратившего внимание ботаников на лист растения, следующий шаг сделал Д.А. Сабинин, предложивший рассматривать растение как целостную систему, включающую надземные органы и корень, тесно связанную со структурой и составом почвы. С учётом такого подхода к рассмотрению физических основ жизнедеятельности растений активно привлекаются знания из органической химии, биохимии, используются физико-химические методы, генная инженерия. В настоящее время исследование функционирования растения включает изучение фотосинтеза, дыхания, минерального питания и азотного обмена, водного обмена и транспорта веществ по растению.
 
Новые возможности молекулярной биологии и достижения других смежных экспериментальных дисциплин положены в основу научной работы кафедры морфологии и систематики высших растений/высших растений (Н.А. Базилевская, Р.П. Барыкина, В.В. Вартапетян, А.С. Зернов, К.И. Мейер, А.П. Меликян, Д.Н. Кавтарадзе, Л.М. Кречетович, Л.В. Кудряшов, Д.Д. Соколов, А.К. Тимонин, В.Н. Тихомиров). Действующие учебные планы нацелены на подготовку специалистов по широкому спектру ботанических дисциплин от цитологии и биологии развития растений (на стыке с физиологией растений), до примыкающих к экологии флористики и биоморфологии при глубоком овладении методами лабораторных и полевых работ. В рамках структурной ботаники изучается внешнее и внутреннее строение растений для выявления особенностей адаптации растений к условиям внешней среды и закономерностей их эволюции; в области систематики разрабатываются вопросы видообразования и системы конкретных групп растений. Большое значение имеет разработка методов неинструментального контроля за состоянием окружающей среды, основанная на знании особенностей развития определённых растений в разных условиях и выявлении видового состава растений на конкретных территориях России. Отдельную сферу деятельности составляют прикладные исследования в интересах медицины, археологии, истории культуры, городского и сельского хозяйства, охраны природных объектов, криминалистики и безопасности России. Сотрудники кафедры координируют работу сети станций наблюдения за пыльцой в воздухе по всей России: почасовой количественный учёт взвешенных в воздухе города пыльцевых зёрен растений, позволяет по международным стандартам оценивать опасность возникновения аллергических заболеваний у населения.
С именем В.Н. Тихомирова связана организация первой в СССР студенческой Дружины по охране природы (1960). Под девизом «Решение практических проблем охраны природы на научной базе своей профессии» дружина ведёт полевые исследования, организует борьбу с природными пожарами, контролирует состояние охраняемых природных территорий, работает со СМИ, защищает места отдыха и гнездования птиц. По инициативе членов дружины организовано более 130 особо охраняемых природных территорий, областного и федерального значения, в том числе национальные парки «Мещёрский» и «Мещера», заказник «Журавлиная родина».
 
В составе факультета находится единственная в отечественных вузах кафедра морфологии и систематики низших растений/микологии и альгологии, дающая подготовку в области грибов и водорослей – их биоразнообразия, морфологии, цитологии, физиологии, биохимии и генетики (1930, Л.В. Гарибова, М.В. Горленко, Ю.Т. Дьяков, А.В. Кураков, Л.И. Курсанов). Талломные организмы играют важную роль в жизни на Земле: водоросли являются основным источником органического вещества в Мировом океане, грибы – основными редуцентами на суше. Грибы и водоросли могут использоваться в качестве продуцентов разнообразных биологически активных веществ – антибиотиков и ферментов; известно также множество видов грибов болезнетворных для человека, животных и растений. Сотрудники проводят полевые практики на Звенигородской и Беломорской биостанциях, в заповедниках средней полосы России.
 
Кафедра геоботаники/экологии и географии растений изучает наземные экосистемы во всем их многообразии, особое внимание уделяя растительному покрову (1930, В.В. Алёхин, М.С. Двораковский, В.Г. Онипченко, В.Н. Павлов, Т.А. Работнов, С.С. Станков, С.Н. Тюремнов). История развития ботанико-географического направления восходит к началу XX в., когда в результате аграрной реформы министра внутренних дел П.А. Столыпина началось массовое переселение крестьян на неосвоенные земли Сибири. Выпускниками Московского университета Б.А. Федченко (1897) и А.Ф. Флёровым (1895) были составлены первые описания флоры ряда российских губерний, в том числе «Водяные растения Средней России» (1897), «Флора Европейской России. В 3-х ч.» (1908). Под руководством В.В. Алёхина были организованы обширные территориальные исследования растительности некоторых областей Средней России. С течением времени география экспедиций расширилась до пустынь Калмыкии, равнин Дагестана и гор Кавказа и Приморского края. Сотрудники кафедры участвовали в таких важных государственных проектах, как создание лесополос на трассе Камышин–Сталинград (1948–1950) и комплексное исследование территорий, прилежащих к Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1974–1984). В русле современной научной проблемы, заключающейся в выявлении механизмов формирования наземных экосистем в различных пространственных и временных масштабах, исследуются глобальные экологические процессы и экология человека, наземная экология растений и палеоэкология, биоморфология и популяционная экология растений, флористика и география растений, растительность тропиков и болот, лугов и лесов, степей и пустынь, гор и тундр.
 
В составе биологического факультета существовал Учебно-научный филиал в г. Пущино на Оке (1968–2013).
 
 

[1] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: http://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[2] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: http://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_bak.pdf
[3] Центральная приёмная комиссия МГУ. http://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_mag.pdf
[4] Центральная приёмная комиссия МГУ. http://cpk.msu.ru/files/2022/kcp_mag.pdf