ЭС: В.А.Лекторский

ЛЕКТОРСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 23.08.1932, Москва), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1955). Кандидат философских наук (1964, «К проблеме субъекта – объекта в теории познания»). Доктор философских наук (1978, «Познавательное отношение: пути исследования его природы»). Профессор (1980).
Академик отделения общественных наук (философия, политология, социология, психология и право) РАН (2006, член-корреспондент с 1997).
Академик отделения образования и культуры РАО (1995).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория познания, философия когнитивных наук, история и философия науки, философия культуры, философия психологии, социальная философия, этика, философская антропология, философия образования, философские проблемы гуманизма и толерантности.
Создатель научной школы исследования познания и знания в междисциплинарном и культурно-историческом контексте. Во время обучения на философском факультете был старостой спецсеминара Э.В. Ильенкова, посвящённого логике «Капитала». Выступил в защиту знаменитых «тезисов Э.В. Ильенкова – В.И. Коровикова» (1954–1955), основная суть которых состояла в утверждении теории познания в качестве предмета философии. Участие в этой дискуссии сформировало научный интерес к проблемам познания. В монографии «Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии» (1965) выдвинул идею взаимной соотносительности понятий субъекта и объекта познания, предпринял попытку деятельностной интерпретации познания, ввёл новое понятие «предмета–посредника».
В 1980-х гг. проблематика исследования была расширена. Обосновав единство познания, коммуникации и деятельности, разработал концепцию взаимосвязи объекта сознания и самосознания субъекта, осмысления и преобразования объекта в ходе рефлексии. Подверг углублённому анализу понятие рефлексии, представив теорию познания в целом как особый вид рефлексии знания. В ходе исследований в области эпистемологии и проведения культурно-исторического анализа познания и сознания, осмысленных в работе «Эпистемология классическая и неклассическая» (2001), связал ряд проблем философии культуры, психологии, социальной философии и этики с разработками по теории познания, что позволило поставить на новом уровне проблему сознания и самосознания и построить концепцию конструктивного реализма.
 
Важной сферой его деятельности является философия образования.  Отстаивает идею о том, что от характера образования зависит будущее человека и культуры:
«Я осознал важность философского анализа проблем образования в начале 1990-х гг. К этому времени для меня стало ясным, что изменение нашего общества невозможно, в числе прочего, без формирования определённого типа личности – творчески и критически мыслящей, способной находить решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за свои поступки. А это проблема образования, его реформирования».
 
Внёс особый вклад в изучение философии советского периода. Под его редакцией изданы: «Философия не кончается... Из истории отечественной философии. ХХ век. В 2-х кн.» (1998), более 20-ти книг серии «Философия России второй половины ХХ в.» (2007–2010, при участии В.С. Стёпина). Главный редактор журнала «Вопросы философии» (1987–2009). В непростое время жизни страны сумел не только сохранить высокий уровень и приумножить достижения журнала, но и способствовать выживанию философии в целом.
«В начале 1990-х гг. в массовой печати широко насаждалось мнение о том, что не только марксистская философия, но и философия в целом дискредитировала себя, что нужно отказаться от её преподавания и изучения. Журнал способствовал не только сохранению уважения к философской проблематике среди интеллигенции, но и повышению роли философии в жизни человека и общества».
 
Награждён премией имени Г.В. Плеханова за книгу «Человек и культура. Избранные статьи» (РАН, 2021).
 
Государственные награды: орден «Знак Почёта» (1979), Благодарность президента РФ (2024).
 
Основные труды: «Субъект, объект, познание» (1980), «Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории» (соавт., 1980), «Введение в философию» (соавт., 1988), «Трансформация рациональности в современной культуре» (2005), «Философия в современной культуре» (2007), «Философия. Познание. Культура» (2012), «Человек и системы искусственного интеллекта» (соавт., 2022).
 
Литература: О жизни и философии. Беседа Б.И.Пружинина с В.А.Лекторским // Вопросы философии. 2012. № 8; Лекторский В.А. Серия «РАН. Материалы к биобиблиографии учёных». Философия. Вып. 9. – М., 2014.