ЭС: Э.В.Ильенков

ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ (18.02.1924, Смоленск – 21.03.1979, Москва), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1950). Ученик Т.И. Ойзермана.
Кандидат философских наук (1953, «Некоторые вопросы материалистической диалектики в работах К.Маркса “К критике политической экономии”»). Доктор философских наук (1968, «К вопросу о природе мышления: на материалах анализа немецкой классической диалектики»).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философия Нового времени, немецкая классическая философия, марксизм, диалектическая логика, проблемы теории культуры, теория познания, теория и методология воспитания, тифлосурдопедагогика, философские проблемы психологии, этика, эстетика.
После демобилизации из Красной армии вернулся к учёбе на философском факультете. Это было не только тяжёлое время восстановления разрушенного войной народного хозяйства, но время начала борьбы с космополитизмом, время острых идеологических и научных дискуссий. Его товарищами стали Б.А. Грушин, А.А. Зиновьев, Ю.А. Левада, А.М. Пятигорский, Г.П. Щедровицкий. Впоследствии некоторые из них объединились в Московский логический кружок, ставивший целью построение на новых основаниях теории мышления, «содержательной логики» и гносеологии (1952–1957).
Практически одновременно с А.А. Зиновьевым обратился к изучению новой для советской философии проблемной области – логики и диалектики «Капитала» К.Маркса, утверждая необходимость переосмысления роли диалектической логики в его трудах.
В.А. Лекторский, ученик Э.В. Ильенкова, подчёркивал:
«Дело не в том, что Э.В. Ильенков и А.А. Зиновьев были просто родоначальниками каких-то интересных школ в советской философии того времени. Я считаю, что их идеи и их программы означали принципиальный рубеж, новую точку отсчёта в развитии нашей философии того времени. Так же, как мы делим немецкую философию на докантовскую и послекантовскую, а русскую литературу на допушкинскую и догоголевскую и послепушкинскую и послегоголевскую, так же мы можем делить советскую философию послевоенного времени на доильенковскую и дозиновьевскую и послеильенковскую и послезиновьевскую».
 
При разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному сформулировал проблему строения теоретической системы и её генезиса на основе некоторой «клеточки». Проанализировал связь метода восхождения с проблематикой диалектики логического и исторического и проблемой разрешения противоречий в теоретическом мышлении. Его разработка проблем ядра теории соприкасается с лакатосовским методом научных исследовательских программ, а критика философского эмпиризма сопрягается с тем, что позднее стало обсуждаться как проблема теоретической нагруженности эмпирического факта.
Одна из основных проблем, которую пытался разрешить учёный – снятие картезианской дихотомии субъективного и объективного, сознания как чего-то чисто «внутреннего» и внешней реальности. В этой связи Э.В. Ильенков развивал идею о «тождестве бытия и мышления», имея в виду, что содержание мышления (и сознания вообще) характеризует не сознание, а саму реальную предметность.
Одновременно Э.В. Ильенков подчеркивал, что реальность даётся сознанию человека в формах его деятельности, развивая традицию Фихте, Гегеля и Маркса и давая философскую интерпретацию психологической теории деятельности, развитой С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым.
На основании теоретической реконструкции категории идеального разработал глубоко оригинальную концепцию идеала, преодолевающую недостатки кантовской теории и развивающую учение Маркса о движении общества к коммунизму как о преодолении отчуждения. Концепция идеального, которое истолковывается Э.В. Ильенковым как способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также с перспективой изменения этого тела в ходе развития культуры. Последняя и является первоначальной формой бытия идеального, которое, таким образом, первоначально и исходно существует не в голове человека, не в его сознании, а в исторически развивающихся формах деятельности и культуре. Это даёт ключ к пониманию и субъективных форм идеального, и человеческой личности. Его решение проблемы, снимающее традиционную философскую дихотомию психологизма и антипсихологизма, было объявлено крамолой. В то же время эта концепция оказала влияние на теорию и практику отечественной тифлосурдопедагогики, в частности, на исследование проблемы психического (личностного) развития слепоглухонемого ребёнка.
 
Вёл научные семинары на философском факультете по логике «Капитала» К. Маркса (1953–1954) и факультете психологии, посвящённый методам и результатам исследований в области проблем психологии (1975–1979). Принимал участие в «Загорском эксперименте» – попытке обучения на факультете психологии МГУ четырёх молодых людей с полной потерей зрения и слуха (1970-е гг.). Целью Э.В. Ильенкова была попытка доказать, что для развития человеческой психики необходимо обучение человеческим способам владения предметами и развитие речи, тогда индивиду будут открыты все возможности интеллекта.
 
Награждён премией имени Н.Г. Чернышевского за исследования актуальных проблем теории познания диалектического материализма, результаты которых опубликованы в коллективных работах «Диалектика и логика. Законы мышления», «Диалектика – теория познания. Проблемы научного метода», «Диалектика – теория познания. Историко-философские очерки» (АН СССР, 1964, соавт.)
 
Великая Отечественная война. В 1942 г. призван в Красную армию со II курса философского факультета. После окончания Одесского артиллерийского училища имени М.В. Фрунзе был направлен на Западный фронт (1943). В составе 2-го и 1-го Белорусских фронтов участвовал в боях на Сандомирском плацдарме, дошёл до Берлина, участвовал в штурме рейхстага. Демобилизован в 1946 г. и вернулся на философский факультет.
 
Государственные награды: ордена Отечественной войны (II ст. – 1945), Красной Звезды.
 
Основные труды: «Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса» (1960), «Об идолах и идеалах» (1968), «Диалектическая логика. Очерки теории и истории» (1974).
 
Память. С 1991 г. на разных площадках проводится международная научная конференция «Ильенковские чтения». ХХ чтения прошли в 2018 г. на философском факультете по теме «Ильенков и Маркс».
В 2017 г. был снят документальный фильм «Ильенков» (режиссёр А. Рожков).
 
Литература: Иллеш Е.Э. Страсти по тезисам о предмете философии. 1954–1955. – М., 2016; Мареев С.Н. Э.В.Ильенков: жить философией. – М., 2015; Пущаев Ю.В. Философия советского времени: М.Мамардашвили и Э.Ильенков: энергии отталкивания и притяжения. – М., 2018; Э.В.Ильенков: личность и творчество / ред.-сост. И.П.Фарман. – М., 1999; Эвальд Васильевич Ильенков в воспоминаниях / под ред. Г.В.Лобастова. – М., 2004; Эвальд Васильевич Ильенков / под ред. В.И.Толстых. – М., 2009.