ЭС: В.В.Лунин

ЛУНИН ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (31.01.1940, д. Богдановка Орловской обл. – 9.03.2020, Москва), физикохимик.
 
Окончил химический факультет МГУ (1967). Ученик А.А. Баландина.
Кандидат химических наук (1972, «Исследование каталитической активности металлов IVб и VIб групп, содержащих водород в кристаллической решётке, в реакциях гидро-дегидрогенизации и изомеризации углеводородов»). Доктор химических наук (1982, «Структура и свойства катализаторов на основе гидридов интерметаллидов»). Профессор (1987).
Академик отделения общей и технической химии РАН (2000, член-корреспондент с 1991).
 
Президент (2018–2020), декан (1992–2018); заведующий кафедрой физической химии (1994–2020); профессор кафедры химии нефти и органического катализа (1986–1994); заведующий лабораторией катализа и газовой электрохимии (1988–2020) химического факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов гетерогенный катализ и физическая химия поверхности.
Основатель и руководитель ведущей научной школы России «Фундаментальные представления о закономерностях формирования новых каталитически активных систем на базе интерметаллических соединений и их гидридов». Открыл и изучил явление ускорения структурных и фазовых превращений в полиметаллических системах под влиянием водорода гидридных фаз. Создал принципиально новые катализаторы для важнейших процессов промышленного органического синтеза, нефтехимии и нефтепереработки, в том числе углублённой переработки тяжёлых нефтяных остатков, синтеза метанола и высших спиртов из СО и Н2, процессов экологической защиты водной и воздушной среды, разложения и утилизации хлорсодержащих органических отходов.
Работы последних лет посвящены изучению воздействия нетрадиционных видов энергии на физико-химические и каталитические свойства твёрдого тела, исследованиям по использованию сверхкритических флюидов для создания новых технологий и материалов. Внёс крупный вклад в химию озона, в том числе по его применению в процессах водоочистки, гетерогенно-каталитических процессах, делигнификации лигнинсодержащих материалов.
Автор учебника «Основы физической химии. Теория и задачи. Серия “Классический университетский учебник”» (2005), линейки базовых школьных учебников по химии для 8–11 классов (2007–2009).
«По учебникам… Какое-то время назад, когда я понял, что в школьных учебниках химии повторяются преимущественно столетние истины, в них нет представления о современных достижениях науки, я собрал своих ближайших помощников, и мы написали целую линейку для 8–11-х классов, которую издаёт “Российский учебник”. До этого, например, преподаватели не рассказывали о том, как работает подушка безопасности, – чисто химический процесс. У нас есть учебник для общеобразовательной школы – привлекательный для всех ребят и простой в освоении. И есть профильные – для углублённого изучения химии в лицеях и специализированных классах. Многие школы уже перешли на нашу линейку, и сейчас она расширяется: в процессе подготовки – цифровая версия. При этом следует помнить, что оцифровать можно лишь фундаментальный материал, нельзя оцифровать эксперимент. Доказано статистикой: за 10 лет международных олимпиад из 40 медалей у нас 27 золотых, 12 серебряных и одна бронзовая, золота не было там, где ребята допускали ошибки в эксперименте».
 
Главный редактор журналов «Вестник Московского университета. Серия. Химия», «Журнал физической химии», «Сверхкритические флюиды».

Лауреат Государственной премии РФ за работу «Полиядерные соединения: молекулярные магнетики и катализ» (2003, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку, промышленное производство и масштабное внедрение высокоэффективных катализаторов двойного назначения для синтеза химических продуктов, получения технологических и очистки выбросных газов на предприятиях химической, нефтехимической, металлургической, машиностроительной, пищевой, атомной, оборонной, медицинской и других отраслей промышленности, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства (2017, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за исследование физико-химических основ синтеза озона, разработку и широкое внедрение принципиально новых лечебных технологий с использованием озона (2006, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и промышленную реализацию технологии двухступенчатого окисления аммиака в производстве азотной кислоты на основе сотового оксидного катализатора (2000, соавт.). Эта технология в 1995–1998 гг. была внедрена на предприятиях ОАО «Азот» в городах Березники, Череповец и Невинномысск. Предложил оригинальный способ создания тонких ферромагнитных плёнок на поверхности немагнитных соединений.
Лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку концепции «Новые подходы к взаимодействию средней и высшей школы в области химического образования. Концепция и практическая реализация» для высших учебных заведений и учебных заведений среднего профессионального образования (1998).
Награждён премией имени В.А. Коптюга за серию работ «Разработка новых катализаторов процессов экологического катализа» (РАН, 2017, соавт.).
Награждён премией имени В.Н. Ипатьева за работу «Физико-химические основы промышленной технологии производства водостойких катализаторов очистки газов от озона» (РАН, 2009).
Награждён премией имени А.А. Баландина за цикл работ «Новые гетерогенные катализаторы на основе интерметаллических соединений и их гидридов» (РАН, 1995).
Лауреат премии имени М.В.Ломоносова за цикл работ «Эффекты синергизма в промышленных процессах гидрирования и гидродехлорирования» (2009, соавт.).
 
Административная деятельность. Избран деканом химического факультета в 1992 г. на конкурсной основе. С 1 февраля 2018 г. – президент химического факультета.
Возглавляя факультет в трудные 1990-е гг., проводил политику сохранения педагогических и научных кадров, что позволило поддержать учебный процесс и исследования на должном уровне.
«Когда в 1991 г. единственный раз в истории химического факультета случился недобор, был отменён вступительный экзамен по физике. Конкурс вырос, но в итоге из того набора университет закончило всего порядка 50%. Остальные были отчислены за время обучения. Первое, что я сделал, став деканом факультета в 1992 г., – восстановил обязательный экзамен по физике. Когда ввели ЕГЭ, мы сохранили требование предоставления сертификата по физике при поступлении на факультет. На физическом факультете долгое время не было преподавания химии, что не давало им стать лучшими среди лучших: они были только равными среди многих (есть МИФИ, есть МФТИ…). Затем мне удалось убедить Учёный совет физического факультета ввести преподавание химии на физфак. Чтобы понять суть химического процесса, нужно знать физические законы, по которым он протекает. Нужно знать термодинамику, нужно знать кинетику. И наоборот: основы должны быть, и слава богу, что сейчас физики изучают химию. И потом есть биофизика, например, где без химии нельзя».
 
На химическом факультете за последние 15 лет появилось несколько новых актуальных специализаций, в том числе медицинская химия, химия и науки о материалах, экологическая химия.
По его инициативе введена «Клятва химика», которую произносят первокурсники, поступившие на химические факультеты университетов России.
В.В. Лунин наладил рабочие связи с организациями среднего образования, передовыми школьными учителями, что позволило обеспечивать качественный приём абитуриентов. Инициатор проведения всероссийских съездов учителей химии (2011, 2014).
«Мы регулярно проводим мастер-классы по всем предметам в замечательном многопрофильном Брянском лицее №1. Уже лет 15 действует Союз лицеев, который создали МГУ, РАН и руководители областей Центральной России, – идёт активная работа. В начале февраля мы на площадке МГУ провели уже Второй съезд учителей химии, собравший около 600 человек из всех регионов страны, – это отличная площадка для обмена опытом и повышения квалификации. Создана Ассоциация учителей химии РФ, работа которой должна стать очень мощным стимулом для развития образования не только химического, но и других естественно-математических предметов. Очевидно, что это хороший пример для других предметников: создавайте ассоциации, которые будут отрабатывать методики преподавания, берите судьбу “цеха” в свои руки».
 
Благодаря его деятельности и авторитету удалось сохранить традиции бывшей Всесоюзной химической олимпиады. С 1997 г. факультет участвует в подготовке команд для Всероссийской олимпиады школьников по химии, Международной Менделеевской олимпиады, а также Международной химической олимпиады для школьников, проходившей в МГУ в1996, 2007 и 2013 гг.
«Мы, наверное, единственная страна в мире, где не просто сохранилась, но и сильно развилась и приумножилась созданная в советские годы система школьных химических олимпиад. И это чрезвычайно важно. Когда все рушилось, распался Союз, мы понимали, что химию делить нельзя между государствами, и обратились к правительству с просьбой сохранить бывшую всесоюзную олимпиаду школьников по химии, трансформируя её в Международную Менделеевскую олимпиаду школьников стран Содружества и Балтии. И на этом этапе все химические общества стран новых государств, бывших республик, эту идею поддержали. До 1996 г. мы проводили её в Москве и Подмосковье, затем стали проводить и за пределами России – в Армении, Киргизии, Беларуси. Сейчас расширилась география олимпиады: к нам присоединились Болгария, Румыния, Македония, Венгрия, Монголия, Израиль, Саудовская Аравия, Кувейт… Также во всех субъектах РФ проводятся региональные олимпиады. Такая система позволяет нам мотивировать ребят к более глубокому изучению химии, расширять кругозор. И учителя тоже стараются готовить своих детей как можно лучше. Будут прогрессировать талантливые – за ними потянутся остальные».
 
Как председатель Учебно-методического совета Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по химии добился того, что наряду с новыми ступенями (бакалавр и магистр) для химических факультетов классических университетов была сохранена ступень специалист, срок обучения на которой с 2011 г. увеличен до 6 лет. ФУМО удалось разработать и законодательно закрепить обязательный минимальный набор реактивов, необходимых для качественной подготовки специалистов на химических факультетах классических университетов. Активно выступал против сокращения аудиторной нагрузки, в результате чего на химических факультетах университетов удалось сохранить её уровень в 32 часа в неделю, тогда как большинство технологических вузов вынуждены были перейти на 23 часа в неделю.
Один из авторов идеи интеграции высших учебных заведений и РАН. В 1994 г. при его активном участии был создан филиал химического факультета на базе институтов Научного центра РАН в г. Черноголовке, реорганизованный впоследствии в факультет фундаментальной физико-химической инженерии.
 
Общественная деятельность. Всю свою жизнь занимал активную гражданскую позицию. Депутат Верховного совета РФ (1990–1993).
В студенческие годы по комсомольской путёвке уехал на строительство Красноярской ГЭС. В 1988 г. был избран секретарём партийной организации химического факультета. В годы перестройки выступал за реальную демократизацию партийных органов, за отмену монополии КПСС на власть, за равные права и возможности деятельности различных партий и политических структур и общественных движений, действующих в интересах всех народов РФ на принципах общечеловеческих ценностей.
В 1992 г. баллотировался на пост ректора МГУ вместе с А.М. Емельяновым, В.П. Скулачёвым и В.А. Садовничим.
 
Выборы 1992 г. В.А. Садовничий, А.М. Емельянов, В.П. Скулачёв, В.В. Лунин
Государственные награды: ордена – Почёта (1999), «За заслуги перед Отечеством» (IV ст. – 2005), Дружбы (2011).
 
Основные труды: «Физическая химия озона» (соавт., 1998), «Физическая химия лигнина» (соавт., 2009), учебное пособие «Сборник задач по общей химии с производственным содержанием» (соавт., 1977); «Химический факультет МГУ. Путь в три четверти века» (отв. ред., 2005).
 
Литература: В.В.Лунин. Интервью.
***
 
2018 г. Всероссийский химический диктант
2016 г. День победы
2006 г. День химика