ЭС: В.А.Садовничий
САДОВНИЧИЙ ВИКТОР АНТОНОВИЧ (р. 3.04.1939, с. Краснопавловка Лозовского р-на Харьковской обл., Украинская ССР), математик, ректор МГУ.
Окончил механико-математический факультет МГУ (1963). Кандидат физико-математических наук (1966, «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференциальных уравнений»). Доктор физико-математических наук (1974, «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра»). Профессор (1975).
Академик отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации (математические методы анализа сложных систем) РАН (1997, член-корреспондент с 1994, вице-президент 2008–2013).
Заведующий кафедрой математического анализа (1982–н.вр.); заведующий отделом прикладных исследований по математике и механике (1987–н.вр.) механико-математического факультета. Заведующий кафедрой функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики (1981–1982). Директор Института математических исследований сложных систем (1995–н.вр.). Президент Франко-русского центра по прикладной математике и информатике имени А.М. Ляпунова (1993–2013). Проректор по учебно-научной работе естественных факультетов (1982–1986), первый проректор (1986–1992).
Ректор (1992–н.вр.).
В Московском университете. В 1946 г. поступил в Краснопавловскую сельскую школу. Рано начал трудовую деятельность, чтобы помочь семье (1954–1958): работал в колхозе помощником комбайнёра, грузчиком на Краснопавловском свёклопункте Лихачёвской сахарной базы. Затем переезд в Донбасс – электрик, крепильщик на шахте «Комсомолец» треста «Горловск-уголь» Ростовской области. Окончил среднюю (вечернюю) школу №6 рабочей молодёжи Горловки.
«На I курсе я учился неважно. Я пришёл в Московский университет после шахты. Можно себе представить: парень два года в забое – и вдруг сел за парту мехмата. Мне очень трудно давались занятия. И я делал следующее: уходил после лекции в аудиторию мехмата, закрывался и работал до 12 ночи. Начиная со II курса, я учился только на “отлично” и окончил университет с отличием. Первокурсники спрашивали, с чего начать путь в науку, и получили рецепт – с семинаров. В своё время я выбирал столько семинаров, сколько позволяло время. Единственное, что могу сказать: сначала при посещении семинаров всё будет непонятно, будто говорят на другом языке. Так может быть полгода, год, но через какое-то время наступит прозрение, когда ты поймёшь связь разных наук, терминологий. Только тот, кто обогатит себя разными взглядами, обречён на успех в науке. Другого пути нет».
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов математика, информатика, прикладная математика, космическая медицина, теория и история Московского университета.
Внёс существенный вклад в разработку спектральной теории дифференциальных операторов. Получил фундаментальные результаты в теории следов таких операторов, вошедшие в соответствующие разделы современного функционального анализа. Организатор на механико-математическом факультете научного семинара по спектральной теории, посвящённого регуляризованным следам несамосопряжённых операторов (1967), получившего статус общемосковского научного семинара «Спектральная теория дифференциальных операторов» (1973). С 1995 г. в рамках семинара Институт математических исследований сложных систем проводит заседания междисциплинарного лектория-семинара «Время, хаос, математические проблемы».
Имеет ряд важных достижений в области космических исследований. Занимался проблемой динамической имитации управляемых полётов и движений, в частности – управления движением космического корабля и летательного аппарата. Участвовал в вводе в эксплуатацию в Центре подготовки космонавтов уникальной установки, моделирующей на земле условия невесомости – центрифуги с длиной консоли 18 м с кабиной в кардановом подвесе (ЦФ-18). На радиусе вращения более 16 м доля влияния кориолисова ускорения на вестибулярный аппарат становится незначительной, и человек уже не замечает, что его крутят, ему кажется, что он летит по прямой. Отсутствие ощущения вращения даёт возможность представить перегрузки в наиболее чистом виде – так, как они ощущались бы при линейном движении корабля. На ЦФ-18 оказалось возможным реализовать реакцию двух наиболее важных групп механорецепторов человеческого организма – барорецепторов системы кровообращения и механорецепторов вестибулярного аппарата, аналогично реакции этих механорецепторов на орбите. Таким образом, были сымитированы два первых этапа аэрокосмического полёта – подъём на орбиту и орбитальный полёт. Поскольку персональное управление спуском с орбиты происходит в экстремальных условиях визуальной дезориентации, которая имеет место и после схода с орбиты, был разработан алгоритм динамической имитации и третьего этапа космического полёта – управляемого спуска с орбиты. Эти работы дали возможность улучшить подготовку командиров космических экипажей.
Руководитель ряда проектов по изучению физиологии поведения человека в невесомости, в том числе исследования негативного влияния вестибуло-сенсорного конфликта на точность визуального управления космическими объектами (космический манипулятор, перестыковка корабля, автономное устройство спасения космонавта и др.). В проведённых экспериментах на борту орбитальной станции «Мир» были обнаружены хронические глазо-двигательные нарушения, приводящие к запаздыванию в стабилизации взора, что, в свою очередь, могло привести к авариям при визуальном управлении в космосе. Разработан метод максиминного тестирования точности визуальной стабилизации космических объектов.
Соавтор патента, включённого в список «100 лучших изобретений России» за 2013 г. в области «Медицина и медицинская техника», – «Устройство автоматической коррекции установки взора человека при визуальном управлении движением в условиях микрогравитации».
На университетском спутнике «Ломоносов», запущенном в 2016 г., в космос был отправлен инновационный прибор (ИМИСС–1), созданный под руководством В.А. Садовничего, с помощью которого проводится экспериментальное исследование расстройства вестибулярного аппарата, одним из проявлений которого является запаздывание стабилизации взора человека в условиях полёта.
Президент Московского общества испытателей природы (1999–н.вр.).
Лауреат Государственной премии РФ за работу «Управление движением при сенсорных нарушениях в условиях микрогравитации и информационное обеспечение максимального контроля качества визуальной стабилизации космических объектов» (2002, соавт.).
Лауреат Государственной премии СССР за работы по имитационному моделированию трёх этапов космического полёта: подъёма на орбиту, орбитального полёта и управляемого спуска с орбиты (1989, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку и внедрение государственной территориально-распределённой системы космического мониторинга окружающей среды (2012, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области образования за работу «Создание инновационной научно-образовательной системы междисциплинарной подготовки кадров в области конвергентных нано-, био-, информационных и когнитивных технологий» (2012, соавт.).
Лауреат премии Правительства РФ в области образования за научно-практическую работу «Разработка и создание государственной системы подготовки специалистов в области информационной безопасности» для образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (2006, соавт.).
Лауреат Государственной премии Республики Казахстан (2004).
Лауреат Государственной премии Республики Башкортостан (2011).
Награждён золотой медалью имени М.В. Келдыша за цикл работ по спектральной теории операторов (РАН, 2006).
Лауреат Демидовской премии в номинации «Прикладная математика» за выдающийся вклад в развитие математических наук (Международный Демидовский фонд, 2020).
Лауреат премии имени М.В.Ломоносова за цикл работ «Обратные задачи спектрального анализа» (1973).
Заслуженный деятель науки Кабардино-Балкарской республики (2003). Заслуженный деятель науки Карачаево-Черкесской республики (2014).
Звезда Московского университета (2005, первое присуждение звания, номинация «За развитие Московского университета»).
«Я не получаю ни одного гранта. Точнее я получаю самые ведущие гранты, но принципиально от них отказываюсь. Я получил три государственные премии за последние два года – и все отдал студентам. Первая присуждена Башкирской Республикой по математике. Её я отдал талантливым студентам и победителям разных олимпиад. Вторую премию за науку, присуждённую нашим правительством, я отдал студентам нуждающимся, приехавшим из регионов и хорошо учащимся. А третью государственную премию за вклад в область образования я перечислил в наш эндаунмент вот только неделю назад»[1].
Административная деятельность. Избран на должность ректора в результате альтернативных выборов 23 марта 1992 г. на заседании Совета Учёных советов МГУ. Также были выдвинуты кандидатуры экономиста А.М. Емельянова, химика В.В. Лунина, биолога В.П. Скулачёва.
«Я не согласен, когда говорят, что коллектив университета разделился на четыре части по числу кандидатов в ректоры. Я уверен, что наш коллектив един. В основе этого единства – общее дело, общая забота о судьбе университета. Когда заговорили о выборах ректора, я не собирался выдвигать собственную кандидатуру»[2].
Выборы 1992 г. В.А. Садовничий, А.М. Емельянов, В.П. Скулачёв, В.В. Лунин
|
На последующих выборах вновь избирался ректором (1996, 2001, 2005). Указами президента РФ №1455 от 21 декабря 2009 г., №798 от 20 декабря 2014 г. и №578 от 4 декабря 2019 г. назначался ректором сроком на 5 лет. В 1993 г. В.А. Садовничий установил традицию ежегодного отчёта о проделанной работе перед Учёным советом и Конференцией трудового коллектива и обучающихся МГУ.
Структурные преобразования. В условиях острейшего политического, социального и экономического кризиса начала 1990-х гг. университету пришлось заново выстраивать систему взаимоотношений с государством, учиться искать баланс между необходимостью реагирования на общественные нужды и удовлетворением своих потребностей. На повестке дня стояла программа выжить и сохранить уникальный потенциал. Первые шаги были сделаны в направлении поиска оптимальной системы управления. Упразднялись должности проректоров по гуманитарным и естественным факультетам, появилась дифференциация руководства по научным вопросам, по учебной работе, по социальной политике и другим. Одновременно начался процесс обновления факультетско-кафедральной структуры, определение наиболее перспективных научно-образовательных направлений и создание «под них» специализированных подразделений.
К середине 1995 г. стало ясно, что борьба за физическое выживание выиграна и пора думать о переходе в режим поступательного движения. 5 июня 1996 г. Совет Учёных советов МГУ «при слушании последнего по итогам работы за истекший период отчёта ректора, принял за основу предложенную им программу развития “Московский университет на пороге XXI в.”. Её цель – энергично и направленно наращивая и рационально используя интеллектуальный, учебный, научный и экономический потенциал, войти в ряд ведущих университетов мира, существенно расширить и углубить вклад Московского университета в преображение России»[3]. Идея движения вперёд заключалась в гармоничном сочетании традиционных факультетов, составляющих ядро университета и готовящих всё более широкий круг специалистов с фундаментальным образованием, с системой школ, программ, проектов, центров, в которых ведётся практически индивидуальная подготовка небольшого количества студентов по наиболее актуальным направлениям науки, в соответствии с меняющимися потребностями общества. Выстраивание такой системы, непрерывный поиск нового – одна из главных перспектив развития университета. Курс на устойчивое поступательное развитие был подтверждён выборными программами ректора 2001 г. («Московский университет в начале XXI в.») и 2005 г. («Московский университет: к устойчивому развитию»), а также принятыми «Программой развития Московского университета до 2020 г.» (2010) и «Программой развития Московского университета до 2030 г.» (2021).
По сравнению с советским периодом, за 25 лет ректорства В.А. Садовничего, университет вырос в два раза:
«Общество меняется, меняется и его отношение к образованию. Наука тоже не стоит на месте. В итоге сегодня появилось много новых направлений, которые находятся на стыке фундаментальных, классических наук. Среди таких новых направлений – фундаментальная медицина, генетика, биоинформатика, и они совершенно не вписываются в рамки классического биофака или химфака[4]».
Созданы факультеты: фундаментальной медицины (1992), государственного управления (1993), Высшая школа бизнеса (1994), педагогического образования (1997), дополнительного образования (1999), искусств (2001), биоинженерии и биоинформатики (2002), мировой политики (2003), Московская школа экономики (2004), Высшая школа государственного администрирования (2005), Высшая школа перевода (2005), физико-химический/фундаментальной физико-химической инженерии (2006), Высшая школа государственного аудита (2006), Высшая школа инновационного бизнеса (2006), Высшая школа управления и инноваций (2006), Высшая школа современных социальных наук (2007), Высшая школа телевидения (2007), глобальных процессов (2007), политологии (2008), Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (2011), биотехнологический (2013), космических исследований (2017), Филиал МГУ в Сарове (2021), Филиал МГУ в Дубне (2021), Филиал МГУ в Грозном (2022). Было открыто свыше 150 принципиально новых кафедр, специальностей и специализаций, уникальных форм обучения и организации научных исследований.
Профессорско-преподавательская корпорация. Поддержка высококвалифицированного коллектива научных и педагогических работников, сохранение научных школ, обеспечение достойных условий для работы, для саморазвития являются приоритетом. «Первый приказ будет по заработной плате и стипендии»[5], – такой категоричный ответ дал ректор в одном из газетных интервью 1992 г. Борьба за финансирование фундаментальной науки развернулась в начале 1990-х гг., когда на государственном уровне появилась опасная тенденция рассматривать науку сквозь призму краткосрочной экономической целесообразности, быстрой финансовой отдачи. В условиях массового оттока учёных за границу и в бизнес-структуры ректорат МГУ принял ряд стабилизирующих мер. В первую очередь Учёный совет МГУ во главе с В.А. Садовничим инициировал дополнительно к обычным кадровым процедурам программу, позже названную «100+100». Используя право присваивать учёные звания, университет уже более 25 лет эффективно пополняет профессорский корпус докторами наук (до 50 лет), продвигает наиболее талантливых представителей молодого поколения (до 33 лет), активно работающих в науке, на должности доцентов. Эти меры позволили придать процессу смены кадров эволюционный и спокойный характер, сохранить научно-педагогический потенциал. Внебюджетные источники университета позволили развернуть на постоянной основе ряд инициатив, таких как «100 стипендий для молодых талантливых преподавателей и научных сотрудников» (2000), программа «постдоков» для молодых перспективных кандидатов наук, оставляющая их на 3 года для продолжения учёбы и проявления себя в науке (2000), «Конкурс работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета» (2015).
Для учёных, не достигших 45-летнего возраста, была учреждена премия имени И.И. Шувалова за фундаментальные разработки в области естественных и гуманитарных наук (1993). Мастерство лекторов, авторов уникальных курсов, учебников и методик стало отмечаться премией имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (1992). Важным проявлением внимательного отношения к коллективу явилось учреждение почётных званий «Заслуженный профессор Московского университета», «Заслуженный преподаватель Московского университета», «Заслуженный научный сотрудник Московского университета», «Заслуженный работник Московского университета» (1997).
Соглашения о сотрудничестве с Правительством Москвы (мэры Ю.М. Лужков (1992–2010), С.С.Собянин (2010–н.вр.)) дали возможность частично решить жилищную проблему и проблему прописки для перспективных аспирантов и молодых сотрудников.
2008 г. Ю.М. Лужков поздравляет В.А. Садовничего со званием Почётного гражданина Москвы
|
В.А. Садовничий открывает традиционную торжественную церемонию награждения членов университетского коллектива
|
Студенчество. Конец 1980-х – начало 1990-х гг. характеризуются серьёзными проблемами в молодёжной среде. В это время первый проректор В.А. Садовничий уже отмечал тревожные настроения в среде абитуриентов и студентов – потерю приоритетности высшего образования, переставшего служить «маяком, к которому стремились лучшие слои общества»; массовую эмиграцию; рост стоимости обучения; снижение жизненного уровня; падение престижа научной и преподавательской деятельности. Более 25 тыс. студентов дневного, вечернего и заочного отделений почувствовали настолько «огромный потенциальный заряд неудовлетворённости», столкнулись с «низкой материальной обеспеченностью, социальной и правовой незащищённостью», что были вынуждены обратиться к Президенту СССР М.С. Горбачёву через газету «Московский университет» (16 ноября 1990 г.). Осознав угрозу наступления эпохи рыночных отношений, коммерциализации и приватизации российского образования Совет МГУ уже в июне 1991 г. принял решение: «Получение первого высшего образования в МГУ осуществлять бесплатно». С тех пор доля студентов, принимаемых на договорной, контрактной основе строго ограничена и контролируется. В.А.Садовничий сохранил повышенные именные стипендии для студентов-отличников, ранее находившиеся в ведении Совета министров СССР (имени В.Г. Белинского, имени Д.И. Менделеева, имени А.С. Пушкина и другие), и учредил новые (имени С.Н. Вернова, Учёного совета МГУ, имени Е.Н. Кондратьевой, имени А.Н. Тихонова и другие). Средства на их выплату находят во внебюджетных заработках университетского коллектива. Открыты двери и для благотворительной деятельности ряда коммерческих структур, учредивших ряд целевых стипендий и грантов.
В.А. Садовничий выступил на Учёном совете МГУ с докладом «О концепции двухступенчатого университетского образования» (1990) и выдвинул задачу разработки новой стратегии, предполагающей введение разноуровневой подготовки выпускников – «двухступенчатой системы». Была создана комиссия и два факультета – экономический и вычислительной математики и кибернетики – начали эксперимент (1992). Когда Россия присоединилась к Болонской системе (2003), МГУ уже обладал определённым знанием и опытом работы такой организации учебного процесса, что позволило ему проявлять творческую гибкость и манёвренность. После принятия федерального закона №259-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определившего особый статус ведущих университетов, МГУ приступил к созданию собственных образовательных стандартов. В 2016 г. переход на двухуровневую систему образования бакалавр–магистр был завершён. По инициативе ректора были разработаны особые программы «интегрированного магистра», предполагающие шестилетнюю моноподготовку магистров по стандарту, практически сопоставимому с университетским стандартом шестилетнего специалиста. Работа над созданием новой национальной системы высшего образования была начата в 2022 г.
К главным новшествам учебного процесса необходимо также отнести введение межфакультетских учебных курсов. Первые курсы появились в 2013 г. Основная цель сотен таких лекций, читаемых каждый семестр, – вызвать интерес к междисциплинарной научной проблематике и настроить студентов на синтез разных научных направлений, осознать, что факультетская наука не является чем-то изолированным, а тесно связана с другими научными направлениями и имеет широкие приложения. Этой же цели служит широкомасштабный международный студенческий форум по фундаментальным наукам «Ломоносов». Первый форум «Ломоносов–1994», проведённый как международная конференция «Воробьёвы горы», прошёл в новом формате. К его работе массово были привлечены студенты и аспиранты многих вузов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Теперь оргкомитет конференции получает тысячи заявок, тезисы лучших выступлений публикуются.
Огромную роль в формировании личности молодого специалиста, наряду с профессиональными знаниями и навыками, играет нравственное и патриотическое воспитание, высокая гражданственность и ответственность перед обществом. Зародившееся в конце 1950-х гг. в университете движение студенческих строительных отрядов есть яркий пример тому. В 2001 г. на встрече руководителей студенческих организаций и командиров МГУ разных лет по инициативе В.А. Садовничего было принято решение о возрождении движения ССО. Инициатива была поддержана многими учебными заведениями. Сегодня молодёжно-студенческие отряды Москвы – это более 18 тыс. бойцов, 50 штабов крупнейших вузов и более десяти различных направлений отрядной деятельности – строительные, педагогические, транспортные. Возрождена традиция военно-патриотических походов. На протяжении последних 15 лет ежегодно студенты всех факультетов во главе с ректором приезжают в небольшой смоленский город Ельню, почтить память студентов, аспирантов, сотрудников и преподавателей университета, ушедших в июльские дни 1941 г. на фронт в составе 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения.
Собираются студенты вместе с В.А. Садовничим и в главный праздник – Татьянин день на «Огонёк у ректора». На встрече награждают «Лучших из лучших», проводят конкурсы и приглашают интересных людей. Были возрождены красивые традиции – День выпускника и День первокурсника.
В 2016 г. были значительно улучшены бытовые условия иногородних студентов. На новой территории за Ломоносовским проспектом открылся 1-й корпус нового общежития «Дом студентов на Ломоносовском», рассчитанный более чем на 2500 человек.
22 июня – День Памяти и Скорби в Ельне
|
Татьянин день – Огонёк у ректора
|
Научные исследования. Программа развития до 2020 г. Программа развития до 2030 г. Темой, тесно связанной с научно-преподавательским и студенческим коллективом, является тема технического и научного переоснащения институтов, лабораторий и аудиторий Московского университета. С развалом СССР университет практически лишился заказов промышленности и народного хозяйства, исполнение которых вносило важный вклад в обновление оборудования. На повестку дня встал вопрос поиска и развития системы грантов, отечественных и зарубежных. Одновременно В.А. Садовничий начал борьбу за кардинальное изменение отношения государства к проблеме финансирования науки, подошедшей к рубежу деградации в плане материально-технического обеспечения. Многочисленные, многолетние встречи ректора с вице-премьерами правительства, министрами финансов, председателями Государственной думы (И.П. Рыбкин (1994–1996), Г.Н. Селезнёв (1996–2003)), председателями Правительства РФ В.С. Черномырдиным (1992–1998) и Е.М. Примаковым (1998–1999), Президентом РФ Б.Н. Ельциным (1991–1999) позволили не только отстоять, но и увеличить университетский бюджет. Московский университет боролся не только за свои права – вся российская наука и образование переживали тяжёлые времена. Он взял на себя большую организационную и, во многом, экспертную сторону дела. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина №424 от 27 марта 1996 г. «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и вузов РФ» были учреждены 100 ежегодно выделяемых грантов президента РФ для поддержки научных исследований молодых российских учёных – докторов наук. Указом Президента РФ В.В. Путина №120 от 3 февраля 2005 г. «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов наук и их научных руководителей» были выделены 500 ежегодных грантов президента РФ. Указом Президента РФ Д.А. Медведева №1144 от 30 июля 2008 г. были учреждены четыре премии президента РФ в области науки и инноваций для молодых учёных.
Масштабное переоснащение университетской науки ознаменовано распоряжением Правительства РФ №289-р от 3 марта 2001 г., утвердившем программу подготовки к 250-летию основания Московского университета. В ней было предусмотрено приобретение нового научного оборудования и приборов, в частности, в рамках многомиллионного германского кредита. Совместная работа с верховной властью на благо отечественной науки и образования продолжается до сих пор. Новейшее уникальное оборудование, последние достижения современного приборостроения требуют разработки тщательно продуманной стратегии дальнейшего развития экспериментальной базы подразделений университета.
«Университету не под силу охватить в одиночку всё естествознание. Да это сегодня не под силу ни одному даже самому крупному и богатому университету мира. Следовательно, предстоит быстро и точно определить, в каких именно областях современной фундаментальной науки Московский университет действительно имеет крупные теоретические прорывы и сосредоточиться на их приоритетной поддержке» [6], – эта мысль ректора, высказанная в 1993 г., стала системообразующей для всей дальнейшей научной политики МГУ.
По заданию ректора началась работа научных групп и учёных советов факультетов и институтов по определению целей, задач и приоритетных направлений развития МГУ. Так появилась «Программа развития Московского университета до 2020 г.», презентованная В.А. Садовничим на заседании Учёного совета МГУ 15 февраля 2010 г. Программа была одобрена распоряжением Правительства РФ №1617-р от 27 сентября 2010 г. (председатель В.В. Путин (2008–2012)) и получила финансовую поддержку. Её стратегическая цель – создание российского университета будущего, основанного на принципе единства научных, образовательных и социальных процессов и служащего процветанию государства и общества. Распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2021 г. №1494-р утверждена Программа развития Московского университета до 2030 г.
Организация научных исследований в новых условиях потребовала преобразования организационно-административной структуры. Одной из эффективных форм коллективного использования современного оборудования не только подразделениями МГУ, но и другими отечественными и зарубежными организациями стали Научно-образовательные центры (НОЦ), руководимые научными советами. Яркими примерами служит здесь работа Суперкомпьютерного комплекса МГУ (2009) и Медицинского научно-образовательного центра МГУ (2013).
28 марта 1996 г. Б.Н. Ельцин и В.А. Садовничий на IV съезде РСР
|
1 сентября 1999 г. В.В. Путин и В.А. Садовничий на Дне первокурсника
|
25 ноября 2009 г. Д.А. Медведев и В.А. Садовничий в суперкомпьютерном центре МГУ
|
Особый статус. 250-летний юбилей Московского университета. Курс Московского университета на выживание, сохранение, а затем на устойчивое развитие, был бы невозможен без одновременной его борьбы за право внутренней свободы, права как первого государственного вуза, самостоятельно выстраивать свою жизненную траекторию. В советский период такого понятия как вузовская автономия вообще не было. Однако к концу 1980-х гг. излишняя опека со стороны государства создавала определённые неудобства, порождала скованность и заторможенность в реагировании на общественные изменения.
«Насколько МГУ самостоятелен в принимаемых решениях? Как складываются отношения с Минвузом СССР?»[7], – спрашивали журналисты первого проректора В.А. Садовничего в 1987 г. – «В целом неплохо, но в ряде вопросов, мы считаем, не надо Минвузу нас ограничивать… Нам нужна самостоятельность. Но самостоятельность не от государства, а самостоятельность при решении тех непростых задач, которые стоят перед нами».
Постановлением Совета министров СССР №1245 от 8 декабря 1990 г. «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова» университету был предоставлен «статус общесоюзного самоуправляющегося (автономного) государственного высшего учебного заведения».
После подписания Беловежских соглашений 8 декабря 1991 г. работу пришлось начать заново. Твёрдая позиция В.А. Садовничего принесла университету возможность действовать на качественно иной основе. Одними из первых указов Президента РФ Б.Н. Ельцина стали указы по Московскому университету. Указом №294 от 18 декабря 1991 г. «Об особо ценных объектах национального наследия России» МГУ был объявлен «достоянием народов России». Указом №48 от 24 января 1992 г. «О Московском государственном университете» он получил статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения, осуществляющего свою деятельность на основе законодательства РФ и собственного устава». Акт государственной регистрации Устава МГУ был проведён 8 июня 1993 г. Автономия позволила предотвратить растаскивание и расчленение университета «по кусочкам», сохранить в целости всю его собственность и землю – 2000 га, более 1000 зданий общей площадью свыше 1 млн м2.
Московский университет смог не только выжить, но и сплотить вокруг себя другие университеты и вузы на всем постсоветском пространстве. Одним из признаний заслуг Московского университета и его ректора стало празднование 250-летия университета. Подготовка к юбилею была объявлена указом Президента РФ В.В. Путина №1795 от 27 октября 2000 г. «О праздновании 250-летия основания Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова». Для торжества 25 января 2005 г. был предоставлен главный зал страны – Кремлёвский дворец съездов. В Государственном Историческом музее открылась выставка «Первый университет российский. 250 лет Московскому государственному университету». День основания Московского университета стал по указу Президента РФ В.В. Путина №76 от 25 января 2005 г. Днём российского студенчества. Таково было «рубежное» признание заслуг университетского коллектива в истории, культуре, образовании и науки страны.
На сегодняшний день самым важным документом, регулирующим деятельность МГУ, является федеральный закон №259-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определяющий особенности правового положения ведущих российских классических университетов как научно-образовательных комплексов, их структуру, порядок финансирования и особенности осуществления образовательной деятельности. Закон подписан Президентом РФ Д.А. Медведевым 11 ноября 2009 г. Особое положение, в первую очередь, даёт право университетам реализовывать образовательные программы на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований, а также выдавать собственные дипломы равнозначные в юридическом отношении с государственными.
Новая территория за Ломоносовским проспектом. Вопрос о выделении для МГУ новой территории по другую сторону Ломоносовского проспекта встал на повестку дня в начале 1980-х гг., но действия развивались крайне медленно. А когда сама государственная бюрократическая машина СССР была сломлена социальными потрясениями конца 1980-х – начала 1990-х гг. дело совсем остановилось. В этих исключительно тяжёлых условиях дело с «мёртвой точки» сдвинули только высокий статус ректора Московского университета и личный авторитет ректора В.А. Садовничего. Воплощение планов университета по обустройству новой территории немыслимо без всесторонней поддержки федерального и московского правительств, особенно с учётом экономического кризиса в России и фактического отсутствия бюджетного финансирования на развитие. В.А. Садовничий наладил и находится в постоянном рабочем контакте с Президентом РФ В.В. Путиным и мэрами Москвы. Освоение новой территории представляет собой разделённый на несколько этапов процесс создания масштабного комплекса зданий. На сегодняшний день уже построены и введены в эксплуатацию Фундаментальная библиотека, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса, Университетская гимназия (школа-интернат) и Дом студентов на Ломоносовском. Завершающим этапом освоения новой территории является создание Научно-технологической долины «Воробьёвы горы».
Научно-технологическая долина «Воробьёвы горы». В.А. Садовничий инициатор и руководитель, инновационного научно-исследовательского проекта «Научно-технологическая долина “Воробьёвы горы”», завершающего освоение новой территории за Ломоносовским проспектом.
«На территории около 100 га мы планируем объединить в рамках одного многопрофильного кластера различные площадки: от лабораторий, проводящих фундаментальные исследования и эксперименты, до внедрения инновационных разработок и опытных производств по приоритетным направлениям научно-технологического развития нашей страны. Всё это разместится в специально построенных и оборудованных зданиях, корпусах и лабораториях. Это первый такой проект в истории российского университетского образования», – так он сформулировал задачи по освоению новой территории на заседании Попечительского совета МГУ под председательством Президента РФ В.В. Путина 3 декабря 2013 г.
О ходе развития проекта В.А. Садовничий информирует государство и общественность на заседаниях Попечительского совета МГУ (2013, 2015, 2017, 2019). 26 января 2021 г. В.А. Садовничий и С.С. Собянин объявили о начале строительства научно-технологического центра «Воробьёвы горы», заложив первый и самый большой корпус с символическим названием «Ломоносов».
26 января 2021 г. Закладка корпуса «Ломоносов»
|
Макет комплекса
|
Международные достижения. Острая внешнеполитическая ситуация, возникшая в начале 1990-х гг. в связи с развалом СССР, лишила Московский университет наработанных образовательных связей со странами социалистического лагеря, с братскими республиками, превратившимися в независимые суверенные государства.
«Как наш университет должен взаимодействовать с мировым сообществом. Университетов в мире много, а Московский университет – один. Наша стратегия должна обеспечить его самобытность, независимость, уникальность… Я – за равноправное партнёрство, сотрудничество на равных»[8].
Принципы долгосрочной политики были заложены сразу. МГУ первым в 1992 г. объявил о приёме на обучение любого гражданина, независимо от национальности и места проживания, если он сдал вступительные экзамены и прошёл по конкурсу. Университет имеет договоры и соглашения с 200 университетами и организациями 60 стран. Взаимовыгодное сотрудничество традиционно ведётся в рамках научной работы, студенческого и преподавательского обмена. В.А. Садовничий как член правительственных делегаций принимает непосредственное участие в формировании международного поля Московского университета. Каждый регион требует выработки определённых подходов, расстановки специальных акцентов, не только с учётом университетских научно-образовательных интересов, но и государственной политики.
Создание Евразийской ассоциации университетов, укрепление деловых связей с главами новых суверенных государств, открыли совершенно новую форму международного сотрудничества – зарубежные филиалы МГУ. Первым таким филиалом стал Черноморский/Севастопольский филиал, организованный в Украине в 1999 г., ныне находящийся на территории России. На территории бывшего СССР в настоящее время работают пять филиалов в городах: Астане (Казахстанский филиал, Республика Казахстан, 2000), Ташкенте (Республика Узбекистан, 2006), Баку (Республика Азербайджан, 2007), Душанбе (Республика Таджикистан, 2009), Ереване (Республика Армения, 2015). Открылся приём в совместный русско-китайский университет МГУ–Пекинский политехнический институт в Шэньчжэне (2017), создан первый европейский филиал в Копере (2017–2023, Республика Словения). Деятельность Московского университета в разных странах расширяется. Открываются центры по распространению русского языка и культуры – «Ломоносов», заключаются все новые договоры и соглашения, создаются международные региональные ассоциации университетов.
18 сентября 2015 г. Торжественное открытие Дома студентов в Казахстанском филиале
|
5 сентября 2014 г. Подписание Договора о создании совместного российско-китайского университета в Шэньчжэне (КНР)
|
20 ноября 2017 г. Торжественная церемония открытия Филиала МГУ в Копере (Словения)
|
МГУ–школе. Школьный вопрос «архиважен» – отбор поступающих, правила приёма, создание школьных учебников, распределение выпускников – эти вопросы всегда были в центре внимания ректора. «Талантливые дети – бесценное национальное достояние, они составляют тот ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Из них вырастут профессионалы, которые будут способны создавать культурные и материальные ценности необходимые государству, народу»[9].
Средняя школа, как и высшая, оказалась захвачена созданием разнообразных федеральных стандартов: начального, основного общего, среднего. Сжимается количество учебного времени на математику, географию, русский язык, появляются «меловая физика», «меловая химия», поскольку необходимого оборудования не хватает, лабораторная база разрушена. Школьники оказываются оторванными от реального мира, отучаются думать и рассуждать. Вплоть до 2009 г., когда был принят закон «О Едином государственном экзамене», В.А. Садовничий постоянно выступал, доказывал и отстаивал необходимость содержательного, неформального отношения к проверке знаний выпускников школ.
«Единый экзамен – это слишком просто! Единый экзамен – тоже неравенство возможностей: ученики из продвинутого столичного лицея и сельской школы, в которой один учитель преподаёт несколько предметов, садятся решать один вариант»[10], хотя роль «социального лифта» для ребят с периферии он выполняет. Самый главный его недостаток, это тестовая форма, ориентированная только на правильный ответ, в то время как экзамен даёт возможность оценить умение мыслить и кругозор школьника.
Закон был принят, но борьба бесплодной не была. ЕГЭ не стал единственным и абсолютным показателем при поступлении в вуз. Московский университет добился возможности для себя и ряда других вузов права проводить собственные дополнительные испытания. Кроме того, принятие закона стимулировало университет к новой инициативе. Он начал большую работу по систематизации огромного количества олимпиад, творческих конкурсов и интеллектуальных состязаний школьников, проводившихся в стране. В 2007 г. был сформирован Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) под председательством В.А. Садовничего при поддержке Министерства образования и науки РФ, РАН и Российского союза ректоров.
Параллельно начала возрождаться планомерная работа с преподавателями-предметниками: летние школы, курсы повышения квалификации, методические семинары. 2010 г. по инициативе В.А. Садовничего был объявлен Годом учителя. И уже в октябре этого года состоялся I Всероссийский съезд учителей математики. С тех пор МГУ провёл ряд всероссийских съездов учителей по основным школьным предметам: математике, информатике, физике, биологии, географии, химии, русскому языку и литературе. На каждом съезде присутствовали более 1000 российских учителей. Съезды объединяют в одну заинтересованную аудиторию представителей средней и высшей школы, академической науки, органов власти, бизнес-сообщества.
«Через диалог школьного учителя и вузовского преподавателя происходит согласование качества образования, наполнения его содержания научным дыханием и пониманием высоких интеллектуальных стандартов, которые должны быть едиными для школы и вуза. Это – действенный инструмент восстановления статуса учителя»[11].
Инициативы Московского университета тщательно разработаны и продуманы. В рамках программы «МГУ–школе» предусмотрены не только «парадные» учительские съезды и курсы повышения квалификации. Студенты всех факультетов, чувствующие педагогическое призвание, могут получить специальную подготовку на факультете педагогического образования, организованном в 1997 г.
Университет ведёт кропотливую работу по рецензированию и созданию школьных учебников и пособий для поступающих в вузы.
1 сентября 2016 г., в День знаний, открылась Университетская гимназия, принимающая самых талантливых детей страны; 31 октября 2022 г. – Первый университетский лицей имени Н.И. Лобачевского – филиал МГУ в Усть-Лабинске.
24 марта 2011 г. Открытие Всероссийского съезда учителей информатики
|
1 сентября 2016 г. Открытие Университетской гимназии
|
Традиции и современность. Ректор ясно понимает роль традиций, оказывающих большую духовную поддержку в непростой университетской жизни. Какие-то из них имеют корни, уходящие в глубь истории, у истоков других стоял он сам.
«Это та нить, которая тянется от поколения к поколению. Да, был период в жизни страны, когда об университетских традициях почти не вспоминали. И вот мы стали их постепенно возвращать. Сегодня они столь прочно вошли в нашу повседневность, что порой трудно представить: а ведь этого долгие годы не было! Скажем, ежегодный отчёт ректора на собрании или встречи с именитыми выпускниками, со студентами-отличниками, церемония посвящения в первокурсники, занятия в университетском лектории... Мы возобновили издание “Ежегодников Московского университета”, рассказывающих о наиболее значительных событиях в текущей жизни университета. Привыкли к тому, что у МГУ есть свой Устав, Герб, Гимн, что зачисления абитуриентов проходят публично, что летом организуются специальные занятия для школьных учителей... Всё это – традиции Московского университета… и многие живут не только в его стенах!»[12]
Новый смысл обрёл Татьянин день как праздник образования и науки всей России. Между последним годом его празднования 1920-м и 1991-м образовалась 70-летняя пропасть. Однако, сегодняшний студент знает не только каков двухвековой ритуал торжественного события, он одновременно активный его участник. Ректор внёс свой «Огонёк» и угощение медовухой. Студенты – конкурсы и концерты.
О двух традициях необходимо сказать особо. Сначала о Фестивале науки – уникальной форме коммуникации научных сообществ и широкой общественности. Первый российский фестиваль был проведён в МГУ в октябре 2006 г. по инициативе В.А. Садовничего. Он быстро завоевал популярность. В 2007 г. при поддержке правительства Москвы фестиваль стал общегородским. В 2011 г. стартовал Всероссийский фестиваль NАUKА 0+. В 2017 г. в Москве работало уже 90 площадок (вузов, музеев, научных центров), собравших более 860 тыс. человек. Главные площадки научного праздника Интеллектуальный центр – Фундаментальная библиотека МГУ и учебный корпус «Шуваловский» на новой территории университета за Ломоносовским проспектом.
Вторая традиция возрождает связи университета с выдающимися художественными коллективами страны, мастерами высокой культуры – «Ректор Московского университета приглашает…». Гостями университета стали М. Плисецкая и М. Ростропович, Е. Максимова и В. Васильев, Е. Светланов, В. Гергиев, В. Федосеев, В. Спиваков, Ю. Башмет, Д. Мацуев, Х. Герзмава, А. Уткин и многие другие.
Храм св. Татианы. В.А.Садовничий сыграл одну из главных ролей в восстановлении храма св. Татианы при Московском университете.
«В основе поддержки Московским университетом православной церкви в немалой степени лежит необходимость её защиты от навалившихся на Россию миссионеров, мистических и иных проповедников, никогда и ничего не приносивших положительного для судеб русского народа»[13].
Помещение домового храма – церкви св. Татианы было отдано под университетский клуб и театр в начале 1920-х гг. Мнение о целесообразности возвращения здания на Моховой церкви было высказано ректором А.А. Логуновым на первом праздновании Татьянина дня в 1991 г., которое поддержал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Учёный совет МГУ принял решение о восстановлении в прежнем виде домовой церкви Московского университета (ул. Герцена, 1) на заседании 20 декабря 1993 г. С этих пор литургия в Татьянин день является неотъемлемой частью торжества. В настоящее время эту традицию продолжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Студенческий театр переехал в Главное здание МГУ на Ленинских/Воробьёвых горах.
Заслуги В.А. Садовничего перед Русской православной церковью отмечены орденами святого Благоверного князя Даниила Московского (I ст. – 2019, II ст. – 1997), святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (I ст. – 2024, II ст. – 1999), преподобного Сергея Радонежского (I ст. – 2009, II ст. – 2002).
25 января 2012 г. В.А. Садовничий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
|
Среди наград ректора религиозными организациями есть также мусульманский орден Почёта Совета муфтиев России – «Аль-Фахр» (2015). Под руководством В.А. Садовничего в Институте стан Азии и Африки шла работа по реализации Правительственной программы в области исламского и исламоведческого образования.
История и теория Московского университета. В.А. Садовничему принадлежит инициатива сбора информации об историческом пути Московского университета и пропаганда его достижений с высокой ректорской трибуны. Им создан уникальный цикл лекций «Слово о Московском университете», собранный из двух десятков выступлений на Татьянином дне. По традиции, актовая речь ректора освещает ту или иную сторону жизни университета, его идеалы и служение обществу. В.А. Садовничий в своих выступлениях часто рассказывает о выдающихся людях Московского университета – учёных-профессорах, выпускниках, прославивших Россию. Им изданы статьи и книги на эту тему. Огромную роль играют сборники его выступлений, речей и статей, касающиеся судеб и путей развития университета в разные периоды его существования. В первую очередь это книги «Россия. Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью 1992–1998» (1999) и «Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. В 3-х т.» (т. 1, 2 – 2009, т. 3 –2017). В.А. Садовничий один из основателей серии «Архив Московского университета». К 250-летию университета издана наиболее полная «Летопись Московского университета. 1755–2005. В 3-х т.», энциклопедические словари многих факультетов и институтов. По его инициативе возрождено издание «Ежегодников Московского университета» – кратких ежегодных отчётов.
Общественная деятельность. В.А. Садовничий возглавляет крупнейшие вузовские объединения – Российский союз ректоров/РСР (президент 1994–н.вр.) и Евразийскую ассоциацию университетов/ЕАУ (президент 1992–н.вр.). Обе организации играют огромную роль в выработке коллективных мер, направленных на обеспечение функционирования высших учебных заведений в новых условиях постсоветской России. В условиях стремительной модернизации экономической и политической жизни страны кардинально усилилась ответственность университетов и всей системы образования за сохранение культурной идентичности и национального достоинства всех народов, населяющих её. РСР предпринимает энергичные меры для объединения лучших научно-педагогических сил в интересах выработки более взвешенного курса реформ в области образования, гарантирующего реализацию названных нововведений в опоре на устоявшиеся традиции. О признании заслуг РСР говорит факт присутствия на его съездах высших лиц государства – Президента РФ Б.Н. Ельцина (IV съезд, 28 марта 1996 г.), Президента РФ В.В. Путина (VII съезд, 6 декабря 2002 г.; VIII съезд, 8–9 июня 2006 г., Х съезд, 30 октября 2014 г.), Президента РФ Д.А. Медведева (IX съезд, 19–21 марта 2009 г.).
В.А. Садовничий находился и находится в постоянном рабочем контакте с президентами суверенных государств А.А. Акаевым, Г.А. Алиевым, И.Г. Алиевым, И.А. Каримовым, Р.С. Кочаряном, Л.Д. Кучмой, А.Г. Лукашенко, Н.А. Назарбаевым, Э. Рахмоном, С.А. Саргсяном. Во многих странах СНГ успешно работают филиалы Московского университета.
Государственные награды: Герой Труда РФ (2024). Ордена – Александра Невского (2014), «За заслуги перед Отечеством» (I ст. – 2019, IV ст. – 2009, II ст. – 2005, III ст. – 1999), Трудового Красного Знамени (1980, 1986), Благодарность президента РФ (2003, 2006).
Награды иностранных государств: ордена – «Почётного легиона/Ordre national de la Légion d'honneur» (Французская Республика, ст. Командор – 1997), «Дружбы/Достық» (Республика Казахстан, 1998), «За личное мужество» (Приднестровская Молдавская Республика, 2000), Франциска Скорины (Белоруссия, 2001), «За заслуги» (Украина, III ст. – 1999, II ст. – 2002), «Данакер» (Республика Киргизия, 2003), «За заслуги дипломатической службы» (Республика Корея, 2004), Восходящего солнца (Япония, знак Шейной ленты – 2008), «Честь и слава/Ахьдз Апша» (Республика Абхазия, 2010), «Барса/Барыс» (Республика Казахстан, III ст. – 2011), «Дружбы» (Социалистическая Республика Вьетнам, 2018).
Основные труды: «Спектральный анализ многочастичного оператора Шрёдингера» (соавт., 1984), «Математические задачи динамической имитации полёта» (соавт., 1986), «Университетское образование: приглашение к размышлению» (соавт., 1995), «Российский Интернет в цифрах и фактах» (соавт., 1999), «Применение методов механики контактных взаимодействий для диагностики патологических состояний мягких биологических тканей» (соавт., 2009), «Инновационные решения для космической механики, физики, астрофизики, биологии и медицины» (соавт., 2010), «Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией» (соавт., 2010), «Избранные труды. Математика, механика и их приложения. В 5-и т.» (2014), «Комплексное моделирование и прогнозирование развития стран БРИКС в контексте мировой динамики» (соавт., 2014), «Интеллектуальная система тематического исследования научно-технической информации: “ИСТИНА”» (соавт., 2014), «МГУ и школа: траектория сотрудничества» (соавт., 2016), «Качество образования, эффективность НИОКР и экономический рост: количественный анализ и математическое моделирование» (соавт., 2016), «Анализ и моделирование мировой и страновой динамики» (соавт., 2016), «Глобальные модели развития человечества» (соавт., 2016), «Университеты в евразийском образовательном пространстве» (соавт., 2017), «Наукометрия. Индикаторы науки и технологии» (соавт., 2018), «Евразийская ассоциация профсоюзных организаций университетов и социальная миссия университетов» (соавт., 2019), «Социальные науки и образование в условиях становления электронно-цифровой цивилизации» (соавт., 2020), «Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России» (соавт., 2020), «Социальный Мегапроект XXI в. “Единая Евразия: Транс- Евразийский Пояс Развития/ТЕПР – Интегральная Евразийская Транспортная Система /ИЕТС”» (соавт., 2021), учебники и учебные пособия «Аналитические методы в спектральной теории дифференциальных операторов. Курс лекций» (1973), «Математический анализ» (соавт., 1979), «Теория операторов» (1979), «Задачи и упражнения по математическому анализу» (соавт., 1988), «Математический анализ в задачах и упражнениях» (соавт., 1991), «Лекции по математическому анализу» (соавт., 1995), «Математический анализ в задачах и упражнениях. Числовые и функциональные ряды» (соавт., 1996), «Математический анализ в задачах и упражнениях. Несобственные интегралы и ряды Фурье» (соавт., 1998), «Математический анализ в задачах и упражнениях: В 3-х т.» (соавт., 2017); «О людях Московского университета» (2015).
Факт. Имя Sаdovnicij присвоено астероиду №7075 (1999). Планета открыта 24 сентября 1979 г. сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Н.С. Черных. Её диаметр 10 км, минимальное расстояние от Солнца – 331 млн км, минимальное расстояние от Земли – 181 млн км.
Материал К 75-летию В.А. Садовничего
[1] Разве можно давать совет президенту? URL: https://lenta.ru/articles/2013/03/01/sadmgu/
[2] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 41–42
[3] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 165–166
[4] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 2. – М., 2009. С. 564
[5] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 43
[6] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 114–115
[7] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 1. – М., 2009. С. 23–24
[8] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 40
[9] Олимпиадное движение призвано стать национально значимым // Из интервью «Учительской газете». 2008. 16 сентября
[10] МГУ станет трудно досягаемым // Из интервью газете «Московские новости». 2006. 20–26 января
[11] О съездах учителей
[12] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 2. – М., 2009. С. 140–141
[13] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 89
[14] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 61