ЭС: Ю.П.Зинченко

ЗИНЧЕНКО ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ (р. 23.12.1966, Краснодар), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (1993). Кандидат психологических наук (1998, «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: на модели психогенной импотенции»). Доктор психологических наук (2003, «Психология функциональных сексуальных расстройств»). Доцент (2001). Профессор (2010).
Президент (2018–2021); академик отделения психологии и возрастной физиологии (2014, член-корреспондент с 2009) РАО.
 
Декан (2006–н.вр.); заведующий кафедрой методологии психологии (2003–н.вр.) факультета психологии. Проректор-начальник Управления делами и административной политики (2001–2003). Президент Студенческого союза МГУ (1992–1997). Директор-организатор Центра средств массовой информации (1996–2001). Главный редактор газеты «Московский университет» (1995–2001).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов методология психологии, психология безопасности, этика психологических исследований, развитие высшего психологического образования.
Внёс значительный вклад в становление нового направления – психологии безопасности и противодействия терроризму. В качестве интеграционной концептуальной основы психологического изучения терроризма предложил культурно-исторический подход Л.С. Выготского и психологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Обратил внимание на специфику работы психологических служб, направленную на ликвидацию последствий террористических актов (работа с пострадавшими и работа с личным составом), предупреждение вовлечения в террористическую деятельность, профилактику распространения террористической идеологии, психологическую подготовку специалистов по противодействию терроризму. Уделяет особое внимание мотивационно-смысловому аспекту террористической деятельности человека на этапах вовлечения в террористические организации и участия в них. Под его руководством были разработаны и внедрены социокультурные и образовательные технологии формирования толерантности и гражданской идентичности личности и методы мониторинга социальной напряжённости в системе общего образования. Созданы учебные программы и материалы, способствующие формированию установок толерантности, веротерпимости, миролюбия у подрастающего поколения, научно-методические основы профилактики экстремизма и повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, способности противодействовать экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.
 
Показал, что на разных этапах психической травматизации (начиная от момента воздействия события до отдалённых этапов реакции) психологическая помощь будет различной, как с точки зрения целей и задач, так и с точки зрения возможности использования различных методов. Нецелесообразно предлагать специальные методики, направленные на оптимизацию психического состояния, вне специального контекста, без наличия специального запроса. Выявил индивидуально-психологические и личностные характеристики, выступающие как фактор риска и фактор устойчивости при решении задач первичной профилактики, психологической коррекции и реабилитации в ходе проведения антитеррористических мероприятий. Под его руководством разработана психологическая модель специалистов, работающих с пострадавшими в результате террористических актов, позволившая создать технологию профессионального подбора и обучения специалистов соответствующего профиля. В программу подготовки такого персонала, могут быть включены: организация и проведение дебрифингов; проведение Балинтовских групп; тренинги, направленные на развитие культурной сензитивности, навыков разговора; организация тренингов по профилактике стресса и эмоционального выгорания. Были выработаны методические рекомендации для средств массовой информации о принципах, правилах и этических нормах информирования населения о террористических актах и угрозах. Методические рекомендации по комплексному психологическому сопровождению ликвидации последствий террористических актов создали необходимую основу преодоления их психотравмирующего воздействия и уменьшения социальных рисков.
 
Предложил и использовал суперкомпьютерные вычисления для обработки массивов данных и формализации моделей комплексных функциональных состояний человека в экстремальных ситуациях. Внедрил в практику проведения психологических исследований технологии виртуальной реальности (CAVE-формат).
 
Под его руководством были реализованы проекты «Формирование системы инновационного образования в МГУ в области психологии» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности: разработка системной модели изучения и формирования позитивных межэтнических и межконфессиональных установок с позиции постнеклассической парадигмы: с использованием технологии виртуальной реальности и аппаратных программных комплексов» (РНФ, 2015–2017); «Концепция информационной безопасности детей и подростков», утверждённая Правительством РФ в 2015 г.
Президент Российского психологического общества (2007–н.вр.).
 
Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010, соавт.).
Заслуженный деятель науки РФ (2022). Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
 
Административная деятельность. Перед вступлением в должность декана Ю.П. Зинченко получил значительный опыт администратора и организатора, работая в различных структурах ректората МГУ. Избран деканом на альтернативной основе. Под его руководством началась разработка новых учебных стандартов и планов, ориентированных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области психологических наук по специальностям «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения» и по программе магистратуры «Психология». В целях расширения научных связей факультета, повышения эффективности трудоустройства его выпускников был подписан ряд договоров с министерствами и ведомствами страны. В 2010 г. состоялся первый выпуск студентов, обучавшихся по совместной программе МГУ и МЧС России по специальности «Психология безопасности»; открыта кафедра экстремальной психологии (2016); созданы инновационные программы подготовки магистров «Психология безопасности», «Психология переговоров и разрешения конфликтов». В психологической службе МЧС в настоящее время работают около 700 специалистов с университетским дипломом, и предполагается, что эта цифра будет только расти.
На базе соглашения о партнёрстве МГУ и Министерства спорта РФ развивается специализация и работает программа краткосрочного повышения квалификации «Психология спорта».
Факультет организует информационные стенды по перспективным технологиям изучения когнитивных и аффективных процессов и является постоянным участником фестиваля науки «Nauka 0+», всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России», различных выставок, патронируемых Министерством обороны России. В 2017 г. факультет представил свою экспозицию на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи.
Активизировались связи с зарубежными научными центрами (Франция, Великобритания, Швейцария, Япония) в направлении создания совместных программ подготовки магистров, позволяющих выпускникам получить двойной диплом по психологии.
Соавтор и редактор фундаментальных изданий по истории факультета «Психология в Московском университете 1755–2005» (2007), «Факультет психологии. К 50-летию основания. 1966‒2016» (2018).
 
Государственные награды: Благодарность президента РФ (2020).
 
Основные труды: «Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода» (2003), «Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения» (2007), «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), «Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ» (соавт., 2007) «Современный образ России: перспективы развития» (соавт., 2008), «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска» (соавт., 2011), «Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение» (2011), «Психология спорта» (соавт., 2011), «Психология виртуальной реальности» (соавт., 2011), «Методологические проблемы психологии безопасности. Личность, общество, государство» (2011), «Макропсихологические аспекты безопасности России» (соавт., 2012), «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. В 2-х т.» (соавт., 2016), «Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность» (2017), «Векторная психофизиология: от поведения к нейрону» (соавт., 2019), учебники и учебные пособия «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), «Философия социальных и гуманитарных наук» (соавт., 2008), «Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т.» (соавт., 2008), «Психосоматика: телесность и культура» (соавт., 2009), «Психология корпоративной безопасности» (соавт., 2010), «Психология государственной службы» (соавт., 2011), «Введение в профессию: клиническая психология» (соавт., 2012), «Психология безопасности» (соавт., 2015), «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне» (соавт., 2016), «Консультативная психология» (соавт., 2020), «Психологическая безопасность личности» (соавт., 2020), «Паническое расстройство (F41.0, взрослые). Клинические рекомендации» (соавт., 2021), «Генерализованное тревожное расстройство (F41.1, взрослые). Клинические рекомендации» (соавт., 2021).