ЭС: А.В.Запорожец

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (30.08.(12.09.)1905, Киев Киевской губ., Российская империя – 7.10.1981, Москва), психолог.
 
Окончил 2-й МГУ (1930). Ученик Л.С. Выготского.
 
Кандидат педагогических наук (1936). Доктор педагогических наук (1958, «Развитие произвольных движений»). Профессор (1960).
Член-корреспондент АПН РСФСР (1959). Академик отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968).
 
Доцент, профессор кафедры психологии философского факультета (1954–1966). Профессор кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии (1966–1970). Работал в МГУ с 1943 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов общая психология, детская психология, психология сенсорных процессов, психология деятельности.
Для дошкольной психологии и педагогики начальной школы ценно научное положение А.В. Запорожца о непреходящем значении детства. Внёс крупный вклад в решение проблем психики детей раннего и дошкольного возраста, изучал зависимость между особенностями умственного развития ребенка и социокультурными условиями с позиций культурно-исторической теории. Выявил закономерности возрастного развития психики, его качественно своеобразные периоды, стадии и уровни. Ввёл в дошкольную педагогику и наметил научную концепцию амплификации (обогащения) детского развития, предусматривающую необходимость полноценного целенаправленного использования специфических условий и возможностей каждого периода жизни ребенка раннего и дошкольного возраста. Эта концепция практически важна для организации полноценного развития детей до поступления их в школу.
 
Особое место в творчестве А.В. Запорожца занимают исследования формирования произвольных движений и действий в онтогенезе, а также их восстановление после травматических повреждений. Выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения. Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, учёный пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к выводу, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить её ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.
 
В начале 1970-х гг. начал цикл исследований, посвящённых развитию эмоциональной регуляции поведения ребёнка. Развил и дал экспериментальное обоснование известного положения Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта, выявил не только отражательную, но и регуляторную функцию эмоций.
Директор Института дошкольного воспитания АПН СССР (1960–1981).
 
Великая Отечественная война. Работал в опытном восстановительном госпитале под руководством А.Н. Леонтьева (1941–1943, Свердловская обл.).
 
Государственные награды: ордена – Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени.
 
Основные труды: «Методика восстановительной трудотерапии при ранении верхних конечностей» (1942), «Восстановление движения: психофизиологическое исследование восстановления функции руки после ранения» (1945), «Развитие произвольных движений» (1960), учебник «Психология» (1955).
 
Литература: А.В.Запорожец. Факультет психологии МГУ; А.В.Запорожец. Психологическая газета; Саломатова О.В. Ко дню рождения А.В.Запорожца.
А.Н. Ждан