ЭС: В.А.Ватагин
ВАТАГИН ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (20.12.1883/1.01.1884, Москва – 30.05.1969, Москва), художник, график, скульптор-анималист.
Окончил физико-математический факультет Московского университета (1907).
Сотрудник Зоологического музея (1931–1958).
Деятельность на благо Московского университета. Совмещал обучение в университете с классами рисования К.Ф. Юона (1904–1906). Студентом начал работать с М.А. Мензбиром. Учёный отправил талантливого студента в зоопарки и музеи Западной Европы для сбора и подготовки иллюстративного материала для его «Зоогеографического атласа» (1908–1912).
«Мысль иллюстрировать свой курс картинами была у меня давно, но я почти оставил её за невозможностью в течение долгих лет найти художника, способного справиться с подобной задачей... По мере того, как я знакомился с талантом В.А. Ватагина, я всё более убеждался в возможности осуществления моего давнишнего желания», – писал М.А. Мензбир (из объяснительного текста к «Зоогеографическому атласу»).
«Работа шла оригинальным способом. Мензбир давал мне список характерной для данной области фауны и ничего более. Я натягивал на подрамник белый холст, покрывал его желатином и принимался за работу… Я не делал подготовительных эскизов и прямо на большом холсте начинал с левого угла жидкой краской намеченную композицию и прописывал весь холст», – вспоминал художник.
В те времена, когда искусство и техника фотографии только находились в стадии развития, биологический рисунок имел почти такую же ценность, как научная работа. В составе практически каждой серьёзной экспедиции имелся штатный художник, который был обязан вести изобразительный дневник экспедиции, зарисовывать животных и растения, анатомические исследования и многое другое.
Как зоолог В.А. Ватагин «рисовал правильно, а как художник – ещё и красиво!». Его иллюстрации украшают также издания Г.П. Дементьева «Сокола-кречеты» (1951), С.И. Огнёва «Звери» (1928). Скульптурные работы выставлены в Музее антропологии и Музее землеведения.
В качестве сотрудника, а затем художественного консультанта Зоологического музея, он создал около 30 монументальных панно, фресок, более 100 картин и ряд скульптур для оформления залов и экспозиций, которые помимо огромной художественной ценности имеют и особое научное значение. Музей обладает крупнейшей коллекцией графики В.А. Ватагина, которая до сих пор полностью не опубликована.
«Человек, который приходит в Зоологический музей, он сам того не понимая, сразу берётся в плен Ватагиным. Будучи биологом сначала, а только потом художником, он положил первый камень в здание нашей анималистики. Его рисунок – исключительно правильный биологический рисунок. И любой биолог произведения Ватагина воспринимает не просто как художественные работы – потому что с точки зрения учёного они безупречны. С любой точки зрения – как устроено животное, как оно двигается, как устроены его покровы, будь то мех или перья. Ведь это очень сложно – изобразить птичье перо. Возьмите 5–10 художников, которые рисуют птиц, и сравните – у кого достигнута не только похожесть, но и достоверность, ощущение живого. Могу поручиться, что найдёте немногих» (М.В. Калякин).
«Питекантроп» в Музее антропологии
|
Центральный холл Зоологического музея
|
«Мамонты» на 26-м этаже Музея землеведения
|
Профессиональная деятельность. Один из основателей отечественной анималистики, мастер широкого диапазона – живописец, иллюстратор, график-станковист, скульптор. Вместе с А.Ф. Котсом является основателем Дарвиновского музея.
С 1908 г. начал придумывать и совершенствовать разные техники, работать с широким диапазоном скульптурных материалов – деревом, камнем, фаянсом, костью, черепаховой пластиной, перламутром; научился применять вместе с ними металл и стекло. Изобрёл метод карандашного наброска с живой подвижной натуры – на одном листе, следуя за основными движениями животного, одновременно начинаются несколько рисунков, на протяжении сеанса художник возвращается к тому из них, который отвечает позе, принятой моделью в данный момент. В результате возникает ряд быстрых, лёгких изображений животного с разных точек зрения. Первостепенное внимание уделял поиску психологии животного.
Художник-иллюстратор произведений В.В. Бианки, Р. Киплинга, Д. Лондона, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Э. Сетон-Томпсона. Самой знаменитой из них является «Маугли» из «Книги Джунглей» Р.Киплинга (1922), рисунки к которой в дальнейшем он постоянно совершенствовал.
«С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных. Отвергнуть такое отношение может лишь тот, кто не знаком с этим миром, не обращал на него внимания...
Как художник я преклоняюсь перед животным миром – мощным проявлением красоты. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного – предшественника человека на Земле. Как человек я не могу забыть огромной, жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации» (В.А. Ватагин).
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы и искусства за скульптурные работы на анималистические темы (1952).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за серию анималистических скульптур (1968).
Народный художник РСФСР (1964).
Основные труды: «Изображение животного. Записки анималиста» (1957).
Литература: В.А.Ватагин. Зоологический музей МГУ; В.А.Ватагин. Фундаментальная наука живописи. Научная Россия; В.А.Ватагин. Мастера книжной и журнальной графики; Птицы и звери Василия Ватагина. Клуб художников-анималистов; Как изображал зверей Ватагин. Чудесный мир скульптуры.
***
С сотрудниками Дарвиновского музея: Ф.Е. Федуловым, А.Ф. Котсом, Н.Н. Ладыгиной-Котс
|