МГУ–2015: Факультет психологии

Юбилеи. 5 июля исполнилось 95 лет со дня рождения доцента кафедры психологии образования и педагогики Кривицкого Бориса Хацкелевича. Специалист в области повышения эффективности учебно-воспитательного процесса с помощью использования современных технических средств обучения. Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны (II ст.), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Заслуженный преподаватель Московского университета (2004). Почётный радист СССР.
 
16 мая исполнилось 85 лет со дня рождения профессора кафедры психофизиологии Даниловой Нины Николаевны. Читала курсы «Физиология высшей нервной деятельности», «Психофизиология», «Психофизиологическая диагностика функциональных состояний», «Когнитивная психофизиология». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2004). Заслуженный профессор Московского университета (2001). Заслуженный работник высшей школы РФ (2002). Почётный работник высшего профессионального образования (2001).
 
28 декабря исполнилось 75 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника лаборатории нейропсихологии Глозман Жанны Марковны. Специалист в области нейролингвистики, нейропсихологии старческого возраста, детской нейропсихологии. Обосновала и развила новое научное направление «Нейропсихология общения», представляющее системный анализ нарушений общения в их взаимосвязи с изменениями личности. Автор оригинальной шкалы количественной оценки данных Луриевского нейропсихологического обследования для взрослых и детей. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2001). Ветеран труда (1994).
 
1 марта исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры психологии личности академика РАО Иванникова Вячеслава Андреевича. Специалист в области общей психологии и психофизиологии. Автор оригинальных подходов к пониманию потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности человека; концепций социальной помощи детям и взрослого населения. Заслуженный профессор Московского университета (2005). Ветеран труда (1987). Отличник народного просвещения.
 
19 апреля исполнилось 70 лет со дня рождения заведующего кафедрой общей психологии члена-корреспондента РАО Братуся Бориса Сергеевича. Специалист в области общей и прикладной психологии личности, патопсихологии, методологии и философии психологии. Редактор университетского учебника по общей психологии в 7-и томах, некоторые из которых удостоены диплома Российского Психологического общества «За лучший учебник». Заслуженный профессор Московского университета (2002).
 
5 июня исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры общей психологии Васильева Игоря Александровича. Специалист в области эмоциональной и мотивационной регуляции мыслительной деятельности человека. Читает курсы «Мышление и речь», «Психология мотивации и целеобразования», межфакультетский курс «Фундаментальная психология перед вызовами современности». Заслуженный профессор Московского университета (2010).
 
5 июля исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии Жукова Юрия Михайловича. Специалист в области методологии социальной психологии, коммуникативной компетентности, социального интеллекта, командообразования и методов работы с большими группами; руководитель практико-ориентированных проектов в области командообразования и организационного развития. Заслуженный профессор Московского университета (2015).
 
17 апреля исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии Соколовой Елены Теодоровны. Специалист в области психологических закономерностей аномального развития личности и расстройств самосознания. Руководитель специализации «Психотерапия, психоаналитическая психология и консультирование» в рамках специальности «Клинической психологии». Заслуженный профессор Московского университета (2004). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
8 июля исполнилось 65 лет со дня рождения профессора кафедры методологии психологии Кричевца Анатолия Николаевича. Специалист в области экспериментальной и практической психологии, применения математических методов в психологии, исследований математического мышления, философии математики и психологии.
 
7 мая исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры социальной психологии Базарова Тахира Юсуповича. Специалист в области психологии управления и лидерства, развития организаций, оценки и отбора управленческого персонала, социально-психологического тренинга. Исполнительный директор (1994–н.вр.), первый вице-президент (2003–н.вр.) Российского психологического общества.
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с Программой развития МГУ в рамках приоритетных направлений «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированные для психологической науки следующими приоритетными направлениями «Культурно-историческая психология развития психики, сознания и личности», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Особого внимания заслуживают научные проекты с участием студентов и аспирантов, поддержанные грантами российских научных фондов: РНФ ‒ «Влияние социальных факторов на формирование когнитивных карт пространства в CAVE системе виртуальной реальности» (Н.О. Красильщикова, М.С. Степаненко); РГНФ ‒ «Психологический смысл переживания и предъявления соматических симптомов в норме и патологии» (Т.А. Лысова, И.М. Завалко, Ю.М. Мигунова, А.Ю. Жеймо), грант Президента РФ ‒ «Отношение к болезни и качество жизни при психических заболеваниях» (Ю.В. Мигунова, Т.Ю. Лысова, И.М. Завалко, А.Ю. Жеймо); РФФИ ‒ «Роль структурных и метаболических ресурсов головного мозга в обеспечении функций дорсолатеральной префронтальной коры» (Я.Р. Паникратова, И.В. Клочкова).
Продолжалась работа Центра коллективного пользования факультета психологии, включающего в свой состав 4 научно-исследовательских комплекса: Виртуальная реальность; Психофизиология; Движения глаз; Мультимедийного образования.
 
«Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках»
 
Проведён комплекс научно-исследовательских работ по изучению механизмов когнитивных процессов (восприятие, внимание, принятие решений, рабочая память) и функциональных состояний (эмоции, стресс).
В рамках ведущих научных подходов к изучению нейрональных и психофизиологических процессов и состояний «Человек, нейрон, модель», «Принцип векторного кодирования информации в нейронных сетях», разработанных на факультете, проведён цикл исследований на клеточном, психофизическом, психофизиологическом и поведенческом уровне. В частности, методами вызванных потенциалов (ВП) мозга и методами психофизики экспериментально исследована психофизиологическая модель вычисления перцептивных эмоциональных различий в нейронных сетях. Показано, что информация об интенсивности эмоций проводится на ранних этапах перцептивного анализа лицевых экспрессий. Продолжены исследования в русле векторной психофизиологии, развивающие научные традиции академика Е.Н. Соколова. Исследованы мозговые механизмы понятийного опосредования когнитивных функций, феномена сознания, процессов формирования, удержания и сохранения информации. Изучались механизмы речевой деятельности и формирования знаковой системы (языка) с учётом роли эмоций в звуковой коммуникации. Продолжались исследования механизмов и роли индивидуального разнообразия в биологических, социальных и ментальных системах. Проведены комплексные междисциплинарные исследования в парадигме векторной психофизиологии сознания с помощью многомерного анализа перцептивных, семантических и эмоциональных процессов. Уточнены сферические модели эмоций и цвета на перцептивном и семантическом уровне, изучены механизмы межмодального взаимодействия этих моделей. Большое внимание было уделено развитию экспериментального психодиагностического направления в рамках векторной психофизиологии сознания. Изучены психофизиологические механизмы нарушения когнитивной деятельности при болезни Паркинсона. Механизмы стрессоустойчивости были исследованы в контексте использования инновационных методов биологической обратной связи (профессора А.М. Черноризов, Н.Н. Данилова).
С помощью технологий виртуальной реальности завершено экспериментальное исследование влияния операциональной, целевой и смысловой установок и эффектов их взаимодействия на время зрительного поиска при восприятии инвертированной зрительной сцены (проф. А.Н. Гусев).
Продолжена разработка «Метода микроструктурного анализа осцилляторной активности мозга» для изучения мозговых механизмов реакции антиципации, целенаправленного внимания, когнитивных процессов в экспериментах с рабочей памятью.
В изучении рабочей памяти обнаружена связь феномена присутствия с функциями переключения внимания, контроля интерференции и обновления рабочей памяти. Полученные результаты раскрывают психологические механизмы возникновения феномена присутствия (доц. Б.Б. Величковский).
Исследовалось влияние эмоциональных состояний человека на формирование когнитивных карт пространства. Изучены особенности формирования вестибулярных нарушений, которые инициировались при помощи переживания иллюзии векции, возникающей в виртуальной движущейся среде. Для оценки нарушений была разработана комплексная методика, включающая бальную оценку негативных последствий иллюзии векции, а также анализ движений глаз (числа и амплитуды фиксаций и амплитуды саккад) во время переживания иллюзии векции (зав. лаб. Г.Я. Меньшикова).
В исследованиях на поведенческом уровне реализован комплекс психофизиологических исследований, посвящённых разработке технологий по использованию методов биологической обратной связи (БОС) для формирования отдельных профессионально важных качеств спортсменов: стрессоустойчивости, произвольной релаксации, произвольной концентрации и мобилизации внимания.
В рамках психологии спорта на примере команд борцов, лыжников была проведена апробация комплексной системы психологической, психофизиологической, молекулярно-генетической диагностики развития утомления у профессиональных спортсменов (проф. Ю.П. Зинченко, доценты А.Н. Веракса, С.В. Леонов). Продолжен анализ психометрической пригодности русскоязычной версии опросника, направленного на оценку спонтанного использования спортсменами образных представлений. Проведена апробация модели психологической подготовки спортсменов с применением технологии отслеживания глазодвигательной активности на примере лучников, скалолазов, гольфистов. Выделены различия в особенностях глазодвигательных параметров при выполнении разных заданий, моделирующих профессионально специфическую ситуацию. Подготовлены материалы, адресованные родителям детей – будущих спортсменов (доценты А.Н. Веракса, С.В. Леонов).
Проводилась разработка системы развития когнитивных процессов в детском возрасте с применением современных технологий (проф. Ю.П. Зинченко, доценты А.Н. Веракса, С.В. Леонов). Полученные результаты позволяют говорить о том, что символические и знаковые средства обучения являются эффективными для освоения различного содержания в дошкольном возрасте. Проведена апробация ряда тестов, направленных на диагностику регуляторных функций в дошкольном возрасте.
Велась разработка инновационных методов изучения становления перцептивных процессов при восприятии математических изображений. Целью исследования является микроанализ совместной деятельности ребёнка и взрослого, протекающей в момент обучения. Регистрация движения глаз (айтрекинг) служит индикатором направления внимания человека. Данные позволяют выяснить, каким образом развивается специфический навык математического восприятия (ст.н.с. А.Ю. Шварц).
Апробирована комплексная система ресоциализации с использованием инновационных методов для лиц, зависимых от психоактивных веществ (доценты А.Н. Веракса, С.В. Леонов). Проведена апробация, оценены психометрические свойства методического комплекса для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в группу потребителей наркотических средств (доценты С.А. Капустин, Р.С. Шилко).
С позиций культурно-деятельностного подхода осуществлено теоретико-аналитическое и эмпирическое исследование когнитивно-стилевой и личностной специфики пользователей информационных и коммуникационных технологий. Значительные усилия были направлены на эмпирическое изучение особенностей деятельности геймеров (игроков в компьютерные игры) и на исследование их личностных характеристик вместе с когнитивными показателями (вед.н.с. А.Е. Войскунский).
Подготовлены аналитический теоретический обзор отечественных и зарубежных теорий этнокультурной идентичности и подходов к ее исследованию, а также современных исследований этносоциальных процессов, проводимых с применением технологии виртуальной реальности и других аппаратных методик (проф. Ю.П. Зинченко, доц. Л.А. Шайгерова, зав. лаб. Г.Я. Меньшикова).
 
«Культурно-историческая психология развития сознания и личности»
 
Разработан проект Междисциплинарного научно-образовательного центра фундаментальных исследований детства (профессора А.Г. Асмолов, Ю.П. Зинченко, О.А. Карабанова); начата реализация научно-исследовательского проекта «Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия» как попытка рефлексии различных измерений современности. Особый акцент делается на изучении механизмов выработки неопределённости в развитии открытых структур (проф. А.Г. Асмолов). Проведён анализ теоретических взглядов на проблему межкультурной коммуникации в поисках возможных способов уменьшения неопределенности межличностного и межгруппового контакта с другой культурой (проф. Г.У. Солдатова).
Разработана конкретная методология этопсихологического подхода к изучению межличностного взаимодействия в условиях высокой автономности при моделировании межпланетного полёта (эксперимент «Марс-500»). Изучались особенности когнитивной сферы участников космического полёта на МКС и особенности их общения с национальными ЦУП (ст.н.с. А.И. Чекалина). Продолжена разработка проблемы здоровья человека как системного образования в русле идей и принципов культурно-деятельностного подхода. Рассмотрена связь возрастных кризисов с изменением отношения человека к проблеме смерти. Специальное внимание уделено кризису среднего возраста (проф. Б.С. Братусь). Продолжены исследования роли устойчивых механизмов личностной регуляции, определяющих стратегии решения наблюдателями пороговой сенсорной задачи, а также специфики формирования сенсорного пространства в процессе тренировки (ст.н.с. С.А. Емельянова).
В рамках исследований по зоопсихологии изучались высшие социо-когнитивные способности человекообразных обезьян, (ст.н.с. Е.Ю. Федорович, доц. Е.Е. Соколова); проводились исследования поведения животных в ситуациях «новизны» как функции их деятельности, невербальной коммуникации между людьми и животными, процессов атрибуции антропоморфных характеристик животным, роли животных-домашних питомцев в регуляции функционирования семейных систем (ст.н.с. Е.Ю. Федорович).
Проведено историко-теоретическое исследование направлений и результатов психологической науки и практики в годы Великой Отечественной войны; выявлено влияние достижений психологической науки военных лет на её последующее развитие. В контексте философско-психологических проблем образования произведён анализ опыта по обучению слепоглухонемых студентов на факультете психологии в 1970-х гг. (проф. А.Н. Ждан).
Закончено теоретико-эмпирическое исследование психологических механизмов порождения и функционирования устойчивых форм волевой саморегуляции, как смысловых установок, в разных видах деятельности (проф. В.А. Иванников).
Реализован цикл работ по анализу политических, экономических, моральных, ценностных, эстетических, межличностных представлений людей из различных социальных групп. В рамках политической психологии было проведено построение семантических пространств имиджей политических партий, выделение типологии политического менталитета населения, анализ динамики менталитета населения, анализ представлений населения о качестве жизни.
 
«Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения и воспитания»
 
Завершены циклы исследований по психологии родительства, материнского и отцовского отношения – изучены особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО; специфика родительских функций в семьях с детьми разного возраста; установки молодых мужчин в отношении отцовства (доц. Е.И. Захарова).
Продолжены исследования по семейной психологии: изучалось доверие как фактор функционирования молодой семьи (доц. Т.Ю. Садовникова), представления о брачном партнёре у современной молодёжи (доц. С.В. Молчанов); эмоциональной привязанности к матери (доц. Г.В. Бурменская); особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполной семьи (доц. Ю.И. Фролов).
Завершён цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в дошкольном, младшем школьном, в подростковом и юношеском возрасте: развитие планирующей функции речи дошкольников в условиях различных типов семейного воспитания (проф. О.А. Карабанова); соотношение одарённости и трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста (доц. С.М. Чурбанова); особенностей понимания иронии детьми младшего школьного возраста (доц. О.Б. Чеснокова); соотношение декларируемых и реальнодействующих ценностей в жизненных выборах подростков (доц. Ю.И. Фролов); связь личностной автономии и популярности у подростков (доц. Н.Н. Поскрёбышева); исследование профессиональной мотивации в юношеском возрасте (проф. Н.С. Пряжников); изучались межкультурные различия эмоциональной регуляции юношей и девушек (ст.н.с. А.А. Панкратова); эмоциональное благополучие подростков (проф. Н.А. Рождественская).
Проводились теоретические и эмпирические исследования, направленные на оптимизацию образовательного процесса. Проведён теоретический анализ компетентностного подхода, взятого за основу ФГОС высшего образования (вед.н.с. Г.А. Глотова). Изучалось формирование в художественном образовании «знаково-символической» компетенции. Проведено аналитическое исследование теоретических и практических аспектов контрольно-оценочного компонента педагогической деятельности, принципов и вариантов реализации педагогического контроля знаний (доц. И.А. Володарская). Проводился анализ моральных суждений взрослых, непосредственно связанных с процессом социализации молодого поколения (родителей, учителей, воспитателей) (ст.н.с., С.Л. Шелина). Проведён теоретический анализ и эмпирическое исследование способов оптимизации состояния готовности учащихся к коррекционным занятиям (н.с. А.Х. Киракосян). Исследовались защитные механизмы личности как психологические факторы успеваемости учащихся. Составлены рекомендации для работы с учащимися на основе изученных и описанных раннее разных форм личностных защит у старшеклассников (мл.н.с. В.А. Негрий). Построена теоретическая модель детерминации формирования и развития содержания познавательных структур как сложной самоорганизующейся системы (доц. И.Н. Погожина). Создан проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивающей развитие личности (проф. Н.Г. Салмина). Проведено исследование корреляционной связи стилей преподавания с уровнем выгорания у учителей (проф. Н.А. Рождественская). Описаны варианты протекания познавательных и мнемических умений в учении при разных методах обучения (проф. И.И. Ильясов). С позиций деятельностного подхода разработаны занятия по формированию базовых логических приёмов (ст.н.с. И.В. Коротаева). Выделена инвариантная структура учебной задачи; проведены классификации расчётных задач и некоторых видов качественных задач по типу их структур; определено соответствие между вариантом структуры расчётной задачи и способом её решения, а также между вариантом структуры качественной задачи (задачи-цепочки) и набором приёмов для её решения. Разработаны методики формирования умения решать расчётные и качественные задачи на основе системного и деятельностного подходов (доц. Н.Е. Дерябина).
 
«Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала»
 
Проводился анализ механизмов актуализации и функционирования системы психологических ресурсов и средств регуляции профессиональной деятельности субъекта труда на разных уровнях организационных взаимодействий. Выполненный цикл работ включал экспериментальные и эмпирические исследования, к участию в которых были привлечены специалисты, работающие в сфере услуг, образования, здравоохранения, энергетики, торговли, телекоммуникаций, химической промышленности, члены волонтёрских организаций. Анализ полученных эмпирических данных позволил выделить критерии для оценки и прогноза эффективности деятельности персонала организаций, а также ключевые мотивационные факторы произвольной регуляции деятельности индивидуального и коллективного субъекта труда, обеспечивающие успешную адаптацию специалистов к напряжённым рабочим условиям (доценты В.В. Барабанщикова, А.С. Кузнецова, М.М. Абдуллаева, старшие научные сотрудники Ю.Д. Бабаева, А.А. Качина, И.А. Мотовилина, н.с. М.М. Заварцева). Результаты экспериментальных исследований распределения функциональных ресурсов в зависимости от условий реализации поисковой активности пользователя на веб-страницах позволили описать когнитивную архитектуру решения задач при использовании режима пролистывания («скроллинга») и выделить окуломоторные стратегии поиска нескольких целевых стимулов в сложноорганизованном информационном контексте. Выявлен характер соотношений показателей результативности решения поисковых задач в сложной Интернет-среде и «ценой» затрат внутренних ресурсов, оцениваемых по комплексу рефлексивно-оценочных и когнитивных показателей, а также наличию признаков баланса/дисбаланса в системе вегетативной регуляции деятельности (проф. А.Б. Леонова, вед.н.с. М.С. Капица, старшие научные сотрудники И.В. Блинникова, Т.А. Злоказова, С.С. Григорович, научные сотрудники И.В. Бурмистров, А.И. Измалкова).
Велось изучение психологических условий становления профессионала; психологии конфликтного поведения; разрабатывались научные представления о психологической структуре профессионализма (старшие научные сотрудники Т.М. Буякас, В.А. Фокин).
Исследовались психологические возможности профориентации детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Построена модель «служебной картины мира профессий» для педагога-психолога и профконсультанта, осуществляющих профориентационую деятельность в инклюзивных образовательных учреждениях (ст.н.с. В.В. Пчелинова).
Обоснована эргатическая модель учебной и трудовой деятельности; дана оценка психологического и дидактического потенциала данной модели (проф. Ю.А. Самоненко). Продолжены исследования вариантов организации учебного процесса в высшей школе с точки зрения оптимизации подготовки профессиональных психологов (ст.н.с. Е.П. Кринчик). Разработаны новые версии онлайн-инструментов для интеграции компьютеризированных психометрических и профессионально-квалификационных тестовых методик (проф. А.Г. Шмелёв, мл.н.с. А.Г. Серебряков). Разработана методика сравнительной оценки смысловых отношений личности к труду в системе других видов жизнедеятельности (проф. О.Г. Носкова). Разработаны принципы и подходы к оценке эффективности профориентации учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений (мл.н.с. А.Г. Серебряков). Показана роль вовлечённости в работу и субъективной значимости отдыха как факторов, интегрирующих мотивационный потенциал сотрудников организаций (доц. А.С. Кузнецова, ст.н.с. Т.А. Нежнова). Эргономическое экспресс-обследование позволило оценить доступность среды московского метрополитена для пассажиров с ограниченной мобильностью и наметить перспективы расширения этой доступности (проф. О.Г. Носкова, доц. О.Н. Чернышёва).
 
«Психология социального познания»
 
Проводились кросс-культурные исследования особенностей конфликтного взаимодействия, выявлены межкультурные различия стратегий урегулирования конфликтов (ст.н.с. Е.О.Голынчик, проф. Т.Г. Стефаненко). Продолжен анализ макропсихологической ситуации в России в сравнении с ситуациями в других европейских странах (мл.н.с. И.А. Зеленев).
Проанализированы социально-психологические факторы принятия потребительских решений в разных контекстах (доц. Т.В. Фоломеева). Создаются технологии общественной экспертизы масштабных проектов – в этом году особое внимание уделено изучению роли визуализации в формировании консенсуса в ходе диалога между менеджментом компании и её заинтересованными сторонами. Эмпирически разработана и апробирована новая схема проведения диалогов с заинтересованными сторонами (ст.н.с. А.В. Журавлёв).
Разрабатывается оригинальная технология консультативной работы с организационными ценностями (ст.н.с. М.А. Иванов). Исследовалась точность межличностного восприятия в условиях компьютерно-опосредованного общения (проф. Е.П. Белинская).
Продолжено изучение гендерных стереотипов и их роли в семейных отношениях, в межличностном общении, связь с различными аттитюдами (доц. О.А. Тихомандрицкая).
Предпринят анализ методологии групповой работы с позиций социального конструкционизма (доц. О.В. Соловьёва). Продолжается разработка мультимодального подхода в качественной методологии (проф. О.Т. Мельникова, ст.н.с. Д.А. Хорошилов).
 
«Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция, психологическое консультирование»
 
Продолжено «психоаналитически-информированное» изучение структуры и динамики идентичности, защитной организации, а также объектных отношений у пациентов с параноидной шизофренией, шизоаффективным психозом и аффективными расстройствами (доц. И.М. Кадыров). Продолжалось исследование психологических особенностей подростков с интернет-аддикцией (доц. Р.Ф. Теперик), развитие методов беатотерапии (проф. А.С. Спиваковская).
В области изучения аномалий психического развития в детском возрасте разработана и внедрена в практику авторская методика уровневой оценки психического развития. Методика включена в стандарт комплексного обследования детей в ведущем медицинском учреждении Москвы, оказывающем помощь детям с общими расстройствами развития (расстройствами аутистического спектра) (доц. М.К. Бардышевская).
Изучалось восприятие кровной и приёмной семьи детьми и подростками с различным опытом эмоциональной депривации (отказные с рождения, имеющие опыт проживания в кровной семье), воспитывающимися в различных принимающих семьях (ст.н.с. А.Л. Рыжов, доц. Л.С. Печникова).
В соответствии с культурно-историческим подходом в психологии телесности продолжено теоретико-эмпирическое исследование психологических факторов здорового и рискового поведения в подростковом возрасте. Центральная роль отведена феномену ценности здоровья как сложноорганизованной иерархизированной системе, включающей когнитивные представления, эмоционально-ценностные отношения, мотивационно-регуляторные механизмы. Продолжается теоретико-эмпирическая разработка проблемы развития в онтогенезе средств саморегуляции в стрессовых ситуациях, в т.ч. при хронических соматических заболеваниях (проф. В.В. Николаева, ст. препод. Г.А. Арина). Проведён психологический анализ проблемы регуляции сна с позиций культурно-исторического подхода в психосоматике, приводится обзор современных исследований по данной проблеме (проф. А.Ш. Тхостов, доц. Е.И. Рассказова).
Проведена разработка и эмпирическое обоснование модели описания уровней и механизмов регуляции эмоций в норме и при сердечно-сосудистых заболеваниях с позиций культурно-деятельностного подхода (на модели пролапса митрального клапана и эссенциальной артериальной гипертензии), клапана и «гипертонии на рабочем месте» (доц. Е.И. Первичко).
Продолжено изучение взаимосвязи аффективных и когнитивных процессов на материале особенностей психической деятельности больных с расстройствами личности. Исследовались особенности категоризации телесного опыта при бредовых расстройствах, расстройствах личности и в норме.
В рамках «Образовательной программы для специалистов мультидисциплинарных бригад региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений» проведена подготовка образовательных программ и методических разработок по прикладным аспектам клинико-психологической реабилитации, проведены мастер-классы и лекции по прикладным аспектам клинико-психологической реабилитации в клинике инсульта. Подготовлены и утверждены на VII международном конгрессе «Нейрореабилитация-2015» клинические рекомендации «Клинико-психологическая диагностика и клинико-психологическая реабилитация больных с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга», являющиеся руководством для работы психологов в учреждениях Минздрава (профессора Ю.П. Зинченко, Ю.В. Микадзе, М.С. Ковязина, ст.н.с. Н.К. Корсакова, ст.н.с. Н.А. Варако, доценты И.В. Плужников, Е.И. Рассказова). Подготовлены и утверждены клинические рекомендации: «Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти», «Клинико-психологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями регуляторных функций» (доц. Н.А. Варако).
Проведена работа по анализу изменений скорости кровотока в сосудистых системах правого и левого полушарий при разных видах когнитивных нагрузок вербального и невербального типа. Получены данные о возможности использования разработанных процедур для определения доминантности полушарий по речи в период подготовки к нейрохирургическим операциям, для оценки изменений в функциональной специализации полушарий при унилатеральных поражениях мозга (проф. Ю.В. Микадзе). Проводилось исследование особенностей функционирования лобных долей мозга в юношеском возрасте, исследование ВПФ у детей в норме и после черепно-мозговой травмы лёгкой степени тяжести (проф. Ю.В. Микадзе, н.с. И.С. Горина); обоснован нейропсихологический подход к изучению нейрокогнитивного дефицита при психической патологии (ст.н.с. Н.К. Корсакова, доц. И.В. Плужников).
Проведён анализ процессов регуляции активации у младших школьников, который позволил показать различную динамику двух вариантов их дефицита: с преобладанием гиперактивности-импульсивности или утомляемости и низкого темпа когнитивных процессов (проф. Т.В. Ахутина). Созданы и апробированы новые методы компьютерной нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у учеников начальной школы. Проведено исследование возрастных особенностей наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС), показана дефицитарность процессов переработки зрительного материала и его усвоения у таких детей. Исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз позволило уточнить психофизиологические механизмы когнитивных и регуляторных дефектов у детей с трудностями обучения, что открывает перспективы коррекции с помощью использования метода записи движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания. Проведено исследование нейропсихологических механизмов нарушений категоризации при паркинсонизме (вед.н.с. Ж.М. Глозман).
Продолжены исследования условий трансформации идентичности личности российских граждан. Выявлялись особенности психологического воздействия на личность человека ситуации геополитического кризиса. Начато изучение проблемы маргинализации личности в её поликультурном бытии с целью выявления трансформации личности, её идентичности, предполагающей трансформацию смысловой структуры личности. На различном эмпирическом материале разнородных экстремальных ситуаций показано приложение смысловой концепции травмы (проф. М.Ш. Магомед-Эминов, доценты О.Г. Квасова, О.О. Савина). Проведена серия исследований для изучения характера реакций водителей на травматический опыт во время автомобильных аварий (проф. М.Ш. Магомед-Эминов, доц. О.Г. Квасова, н.с. И.П. Приходько). Продолжена работа над созданием методов и программ оказания психологической помощи людям, испытывающим горе из-за утраты значимого Другого. Проведено исследование травматического опыта у детей и подростков в плане выявления позитивных аспектов его преодоления – адаптация, самосохранение, совладания и роста личности, а также смысловых составляющих психологической травмы.
 
Учебная работа. По программам специалитета первого высшего образования обучались 712 человек на дневной и 179 на вечерней формах обучения; по программам магистратуры – на дневном отделении 52 человека, на очно-заочном (вечернем) – 37, второе высшее образование – 15, в аспирантуре – 100; слушателей по программам дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации – более 500 человек. На подготовительных курсах проходили обучение свыше 100 человек. В Школе юного психолога проходили обучение свыше 400 старшеклассников.
Приём на программы специалитета составил 116 человек (бюджет); в магистратуру – 31 человек (15 на бюджет); 48 человек поступили на вечернее отделение.
Дипломы специалиста по специальностям «Психолог. Преподаватель психологии» и «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии» получили 143 выпускника дневного отделения, 34 – вечернего, 17 – магистратуры и 54 – бакалавра.
Студенты I–IV курсов обучаются по специальностям:
– Психология служебной деятельности (направление 37.05.02; бюджет, договор). Специализации: «Психология СМИ и связей с общественностью», «Организационное консультирование», «Психология развития и обучения», «Психология кадрового менеджмента», «Психология переговоров и разрешения конфликтов», «Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности»;
– Клиническая психология (направление 37.05.01; бюджет, договор). Специализации: «Психотерапия, психоаналитическая психология и консультирование», «Клиническая психофизиология», «Патопсихология. Психосоматика. Психология аномального развития», «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций», «Нейропсихология, нейрореабилитация, коррекционно-развивающее обучение», «Психология спорта»;
– Педагогика и психология девиантного поведения (направление 44.05.01; договор). Специализации: «Психологическая помощь семье», «Психологическое консультирование в образовательной среде».
Проводилось обучение второму иностранному языку: английскому, немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, японскому.
Срок обучения на дневном отделении – 6 лет, вечернем – 7. Подготовка специалистов позволит выпускникам получить Европейский диплом по психологии EuroPsy, соответствующий стандарту EuroPsy, который включает в себя: академический диплом о высшем психологическом образовании, соответствующий Европейскому стандарту психологического образования, и квалификационный сертификат, подтверждающий готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области практической психологии.
 
Обучение в аспирантуре осуществлялась по 8 научным специальностям: Общая психология, психология личности, история психологии; Психофизиология; Психология труда, инженерная психология, эргономика; Медицинская психология; Социальная психология; Педагогическая психология; Психология развития, акмеология (психологические науки); Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). Подготовку проходил  91 аспирант.
 
На факультете действует ряд дополнительных образовательных проектов. Продолжает работу научно-популярный лекторий Praxis, в котором проходят лекции «Большого лектория» (лекторы – профессора и преподаватели факультета, эксперты) и занятия «Малого лектория» (участники – студенты и аспиранты), дебаты. В рамках специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов» организован лекционный проект «Искусство переговоров: опыт профессионалов». Идут занятия в Школе социального психолога и Школе психофизиолога, служившие для студентов дополнительным инструментом профессиональной ориентации.
В рамках студенческого самоуправления на факультете появился проект «Активный студент» – система электронных референдумов, позволяющих высказать личное мнение по актуальным вопросам.
 
Работает Научное студенческое общество, в которое входят более 20 студентов и аспирантов факультета (председатель асп. Н.А.Хохлов). В 2015 г. было проведено 3 групповых и 7 индивидуальных исследований. Для студентов I курса организованы факультативные занятия «Введение в научную работу», заседания дискуссионного клуба: «Математика и психология – друзья или враги?», «Военная психология: вчера, сегодня, завтра», «Этика научных исследований».
Студенты приняли участие в волонтёрском движении и движении помощи детским домам.
 
К чтению лекций и проведению мастер-классов привлекались профессора и преподаватели: Карлы Ануате (Университет Сан Пауло, Бразилия); Жао Вэй (Политехнический университет Цзянсу, КНР); Эккерт Хельга, Эрбе Вальтер (Центр психо-терапевтической помощи, Германия); Джонасон Петер Карл (University of Western Sydney, Австралия); Абэ Цунэюки, Сакаи Нобуки, Сато Ёсикадзу (Университет Тохоку, Япония).
 
Школа юного психолога (ШЮП). В Школе юного психолога проходили обучение более 400 учащихся школьников из средних и старших классов. Был организован конкурс научных докладов «ШЮП Talks». Группа учащихся заняла I место в Международной олимпиаде по психологии для школьников (весна). В олимпиаде «Ломоносов» участвовали 105 членов ШЮП, из них 46 стали победителями в отборочном туре.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– XXII международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2015. Секция Психология» (10–17 апр.). В 32 подсекциях было представлено более 120 устных и стендовых докладов;
– IX всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» (9–11 апр.). Стенд достижений психологической науки в области сохранения здоровья населения и реабилитации больных с различными сердечно-сосудистыми заболеваниями;
‒ VI международная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи» (30 сент. – 3 окт.);
‒ IV международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (28‒30 мая);
‒ научная конференция «Проблемы непрерывного психолого-педагогического сопровождения одарённых детей: отечественный и зарубежный опыт» (30 нояб.);
‒ российско-британская конференция «Реабилитация ветеранов локальных конфликтов» (29 сент.);
‒ Летняя школа для учителей «Психолого-педагогические условия формирования учебных действий» (июнь);
– X фестиваль науки (9–11 окт.). Были представлены инновационные разработки факультета, направленные на диагностику, профилактику и коррекцию психологических процессов и состояний, оптимизацию когнитивных функций человека;
круглый стол «Социальная психология как система знания», посвящённый памяти Г.М. Андреевой.
 
Доктора и кандидаты наук 2015 г. Вед.н.с. кафедры психологии личности Нестик Тимофей Александрович защитил докторскую диссертацию «Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени».
Н.с. кафедры психологии образования и педагогики Киракосян Анна Хачатуровна защитила кандидатскую диссертацию «Оптимизация психологической готовности к усвоению познавательных действий: на материале чтения в начальной школе».
 
Персоналии. Проф. В.А.Иванников избран академиком по Отделению психологии и возрастной физиологии РАО.
Лауреатами премий Конкурса молодых научных сотрудников МГУ стали: мл.н.с. лаборатории «Восприятие» А.И. Ковалёв, ст.н.с. кафедры психофизиологии А.А. Кисельников, ст.н.с. лаборатории нейропсихологии А.А. Корнеев, мл.н.с. лаборатории педагогической психологии В.А. Негрий, ст.н.с. кафедры психогенетики А.А. Панкратова.
 
Публикации. Факультет издаёт журналы «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология», «Национальный психологический журнал», «Psychology in Russia: State of the Art».
Опубликовано 55 монографий и учебных пособий, 497 статей в научных журналах, в т.ч. 118 – в зарубежных журналах (из них 94 в научных журналах, индексируемых в базах данных WOS и Scopus). Студентами факультета опубликовано более 20 статей в отечественных и зарубежных научных журналах и более 30 тезисов докладов в сборниках всероссийских и международных конференций.
Из наиболее значимых статей следует отметить:
Pervichko E., Zinchenko Y. Psychological Syndrome Analysis Concept (Vygotsky-Luria School) in Comprehensive Diagnosis and Personalized Care: Traditions and Postnonclassical Perspectives // European Psychiatry. ‒ Vol. 30, no. S 1. ‒ P.1536–1536;
Pervichko E., Zinchenko Y., Ostroumova O. «Hypertension at Work»: the Real Challenge or Much Ado About Nothing? Clinical and Psychological Study // European Psychiatry. ‒ Vol. 30, no. S 1. ‒ P.1785–1785;
Emelin V., Tkhostov A. Deformation Chronotop in a Socio-Cultural Acceleration // Voprosy filosofii / Akademiia Nauk SSSR, Institut Filosofii. ‒ No. 2. ‒ P.14–24;
Burmistrov I.V., Zlokazova T.A., Leonova A.B., at al. Flat Design vs Traditional Design: Comparative Experimental Study // Human-Computer Interaction, Lawrence Erlbaum Associates Inc. (United States), vol. 2, pp. 106‒114.
 
Монографии
 
Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций;
Величковский Б.Б. Рабочая память человека: структура и механизмы;
Соколова Е.Т. Клиническая психология утраты Я;
Стефаненко Т.Г., Липатов С.А. (ред.) Коллективные переживания социальных проблем.
 
Учебники, учебные пособия
 
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения;
Донцов А.И., Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю., и др. Психология безопасности;
Леонтьев Д.А., Овчинникова Е.Ю., Рассказова Е.И., и др. Психология выбора;
Нестик Т.А. и др. Психология современного терроризма;
Носкова О.Г., Солнцева Г.Н. (ред.) Психология труда, инженерная психология и эргономика;
Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков.