МГУ–2018: Факультет психологии

 
Декан факультета Ю.П. Зинченко избран президентом РАО.
 
Юбилеи.
16 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения профессора-консультанта кафедры психологии образования и педагогики Решетовой Зои Алексеевны. Специалист в области психологии обучения. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за цикл работ «Формирование системного мышления и общего механизма усвоения знаний в обучении» (2003). Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (соавт., 1997).
Участник Великой Отечественной войны, в составе 2-й Гвардейской армии прошла боевой путь от первого до последнего дня войны. Награждена орденом Отечественной войны (II ст. – 1985), медалями «За оборону Сталинграда» (1943), «За боевые заслуги» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1986). Заслуженный профессор Московского университета (2003). Заслуженный деятель науки РФ (1999). Почётный работник высшего профессионального образования РФ.
В рамках международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе» проведено торжественное заседание, посвящённое юбилею (13 дек.). Зоя Алексеевна награждена Почётной грамотой ректора МГУ, золотой медалью «За достижения в науке РАО», медалью МЧС России «За содружество во имя спасения», Почётной грамотой факультета психологии.
 
13 ноября исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры психологии труда и инженерной психологии Носковой Ольги Геннадьевны. Специалист в области истории отечественной и зарубежной психологии труда и смежных направлений прикладной психологии, проблемы психологии труда, психологии профессий, типологии профессий, карьерного консультирования. Куратор специализации «Психология управления персоналом» (2011–2018), программ по специальности «Психология служебной деятельности» (2018–н.вр.). Заслуженный профессор Московского университета (2012).
 
23 сентября исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой психофизиологии Черноризова Александра Михайловича. Специалист в области изучения психофизиологических механизмов зрительного восприятия. Заслуженный профессор Московского университета (2013). Заслуженный работник высшего профессионального образования (2004).
 
22 мая исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры общей психологии Умрихина Владимира Владимировича. Специалист в области общей психологии, истории психологии (в т.ч. история психологии советского периода), методологических проблем психологии. Участник и организатор многих зимних и летних студенческих научных школ факультета. Лауреат им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2005).
 
Юбилеи отметили
70 лет
Глотова Галина Анатольевна, ведущий научный сотрудник лаборатории педагогической психологии кафедры психологии образования и педагогики. Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2002).
Ениколопова Елена Владимировна, доцент кафедры нейро- и патопсихологии. Заслуженный преподаватель Московского университета (2012).
Исайчев Сергей Александрович, доцент кафедры психофизиологии. Активный популяризатор психологической и психофизиологической науки, организатор многих выставок, фестивалей и форумов, в т.ч. «Образование и карьера», «Фестиваль науки в г. Москве», «Здоровье нации – основа процветания России».
Матвеева Лидия Владимировна, профессор кафедры методологии психологии.
Солнцева Галина Николаевна, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии.
Кокурина Ирина Георгиевна, доцент кафедры социальной психологии.
65 лет
Плахтиенко Галина Нимаевна, психолог 2-ой категории кафедры психологии труда и инженерной психологии. Награждена медалью «За трудовую доблесть».
Фролов Юрий Иванович, доцент кафедры возрастной психологии. Специалист в области изучения специфики психического развития человека в подростковом (переходном) и взрослых периодах жизни.
60 лет
Большакова Наталья Геннадьевна, старший преподаватель кафедры психофизиологии.
Жданова Галина Евгеньевна, старший научный сотрудник кафедры психофизиологии. Секретарь диссертационных советов факультета.
Патяева Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры психологии личности. Специалист в области мотивационного строения самоопределяемого действия, развития личности в истории и онтогенезе, конструирования психологических практик личностного развития.
Шелина Светлана Леонидовна, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики.
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с Программой развития МГУ в рамках приоритетных направлений «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированные для психологической науки следующими направлениями: «Культурно-историческая психология развития психики, сознания и личности», «Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Продолжена работа Центра коллективного пользования, включающего в свой состав 4 комплекса для проведения научно-исследовательской и научно-образовательной работы:
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Виртуальная реальность»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Психофизиология»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Движения глаз»;
– Научно-образовательный комплекс мультимедийного образования.
В 2018 г. зарегистрирован 1 патент: Способ оценки способности к запоминанию иностранных слов с использованием анализа глазодвигательной активности (ст.н.с. И.В. Блинникова, н.с. А.И. Измалкова).
 
«Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках»
 
Проводились исследования в области нормальной и клинической векторной психофизиологии, молекулярной психофизиологии, фундаментальной когнитивной нейронауки, клинической и эволюционной психофизиологии. В исследованиях когнитивных процессов (восприятия, распределения внимания, памяти и др.) использовались технологии виртуальной реальности и айтрекинга (зав. лаб. Г.Я. Меньшикова, ст.н.с. А.И. Ковалёв, научные сотрудники А.В. Гарусев, В.Е. Дубровский, асп. О.А. Савельева).
В области нормальной и клинической векторной психофизиологии построена шестимерная сферическая модель субъективного семантического пространства эмоций, с помощью методики семантического дифференциала исследована кластерная и корреляционная структура взаимосвязи цветовой и эмоциональной семантики, проведено цветоопосредованное исследование имплицитной эмоциогенной нагруженности семантических объектов при тревожно-депрессивной симптоматике (ст. научные сотрудники А.В. Вартанов, Г.Е. Жданова, А.А. Кисельников). В области молекулярной психофизиологии разработана гипотеза пресинаптического ожидания как аффорданса на нейронном уровне (ст.н.с. Т.А. Палихова).
В области фундаментальной когнитивной нейронауки, клинической и эволюционной психофизиологии продолжены исследования мозговых механизмов понятийного опосредования когнитивных функций, механизмов речевой деятельности и роли эмоций в звуковой коммуникации, проведены работы по созданию и модификации программных средств анализа ЭЭГ и МРТ данных; в рамках эволюционно-психофизиологического подхода к развитию сложных систем продолжен анализ явлений адаптации и преадаптации (ст. научные сотрудники Н.А. Варако, С.Г. Коршунова, Е.Д. Шехтер, мл.н.с. Е.Ю. Никонова).
На основе анализа движений глаз в задаче опознания экспрессий композитных лиц выявлены индивидуальные стратегии движения глаз, обозначенные как аналитическая, холистическая и промежуточная стратегии (ст.н.с. Е.Г. Лунякова). Разработан качественный критерий выделения стратегий движения глаз. Разработан инновационный метод диагностики и коррекции нарушений пространственных представлений при помощи технологий виртуальной реальности (ст.н.с. А.И. Ковалёв). Благодаря использованию комплексной методики регистрации движений глаз и электроэнцефалограммы обнаружены характерные изменения в мозговой активности, соответствующие времени возникновения иллюзии движения собственного тела. Впервые измерен порог обнаружения видимого движения для двух точек со сверхмалыми угловыми размерами и временами предъявления. Экспериментально показано, что видимое движение наблюдается при угловых смещениях меньших предела разрешения двух точек.
Проведено исследование индивидуально-психологических особенностей ребёнка (зав. лаб. С.Б. Малых) с целью исследования факторов и механизмов формирования успешности в обучении на протяжении всей его школьной жизни. Оценивались различные характеристики когнитивного развития (интеллект, рабочая память, скорость переработки информации, чувство числа и др.), личностные черты, особенности мотивации, специфика восприятия школьником семейных отношений, образовательной среды школ. Проведено четыре волны лонгитюдного исследования, охватывающих весь период начального уровня школьного образования. Получены 12 тыс. наборов многомерных данных, каждый из которых содержит большое число индивидуальных данных каждого ребенка по ряду когнитивных характеристик, особенностей личности, мотивации, детско-родительских отношений, особенностей среды и показателей успешности обучения. Эти уникальные данные дадут возможность проверить ряд фундаментальных гипотез, связанных с соотношением психического развития и обучения ребёнка; стабильности и изменчивости психологических характеристик в ходе обучения; роли когнитивных и не-когнитивных факторов в успешности обучения; сложных процессов генно-средового взаимодействия; эффекта учителя; роли образовательной и семейной среды в разных популяциях, различающихся по языку и культуре. В результате планируется создание уникальной базы междисциплинарных данных, которая будет включать 33 0 тыс. наборов индивидуальных данных, которые в дальнейшем могут быть использованы учёными и специалистами, работающими в сфере образования, для верификации множества гипотез о факторах развития и обучения современного ребёнка, которые не были проверены в данной работе.
В рамках направления велась работа в области экстремальной психологии и психологической помощи (доц. Ю.С. Шойгу). Проведены исследования эффективности тренировки памяти и внимания с использованием компьютерных программ у специалистов МЧС России. Получены результаты исследования стратегий совладания, предпочитаемых способов восстановления и оценки потенциально стрессовых событий, результаты используемых способов совладания с трудными жизненными ситуациями у молодёжи (доц. Е.В. Битюцкая, н.с. Д.В. Юхненко). Разработана методика оценки поведения человека в экстремальных ситуациях (ст.н.с. Т.А. Шмарина). Проанализированы методологические аспекты оценки эффективности психологических исследований в психологической службе МЧС России (ст.н.с. Н.А. Лебедева).
 
«Культурно-историческая психология развития сознания и личности»
 
Проведён анализ уникальности развития личности через призму историко-эволюционного подхода; анализ изменений представлений о природе и сущности человека, его наиважнейших свойствах и качествах в неопределённости (проф. А.Г. Асмолов). Разработаны задачи повышения психологической компетентности человека, живущего в сетевом социуме. Обосновано создание специальных тренинговых программ, направленных на развитие психологической компетентности (ст. препод. Е.Ю. Патяева). Проведены исследования, в которых установлена связь величины показателей самооценки волевых качеств с ориентацией человека на действие (проф. В.А. Иванников). Проведено исследование влияния когнитивных стилей на скорость и точность решения сенсорных задач по обнаружению зрительного сигнала. Проведён анализ возможностей и преимуществ использования компьютерных систем LVA-i, FaceReader, The Observer XT в анализе аудио- и видеозаписей при проведении судебно-психологических экспертиз (проф. А.Н. Гусев). Проведён теоретический анализ категории личностных ресурсов, которые представляют собой неспецифические индивидуально-психологические переменные, связанные с осуществлением деятельности и ощущением психологического благополучия личности (проф. Д.А. Леонтьев). Проведён анализ триадической структуры предмета психологии искусства (доц. Е.В. Насиновская), выполнен ряд исследований, посвящённых изучению смыслопорождающей функции искусства в жизни человека и анализа психопрактик с точки зрения культурно-исторического подхода (ст.н.с. А.М. Айламазьян). Проведён анализ взросления как становления внутренних опор личности в рамках феноменологического и культурно-исторического подходов (доц. С.В. Кривцова). Продолжен анализ содержания общения переговоров космонавтов и Центра управления полётами (космический эксперимент «Контент») (ст.н.с. А.И. Чекалина). Проведён ряд исследований связи и взаимодействия креативности и девиантности (доц. С.Н. Ениколопов). Проведено изучение личностных особенностей и реакций на фрустрацию у студентов-актёров (проф. В.С. Собкин).
В рамках исследования общих проблем психологии интеллекта выполнен научный анализ: на уровне индивидуальных различий – развивается структурно-динамическая теория интеллекта; на уровне анализа интеллекта как фактора социально-экономического развития стран и регионов предложена математическая модель, которая позволяет объяснять данные международных исследований (чл.-корр. РАН Д.В. Ушаков). Выполнен историко-методологический анализ исследований по психологии мышления (проф. И.А. Васильев). Проведён теоретический анализ современных подходов к пониманию неопределённости, прогнозируемых и непрогнозируемых событий в междисциплинарном подходе. Выявлена роль толерантности и интолерантности к неопределённости, а также интеллекта и эмоционального интеллекта как предикторов игровых стратегий в ситуации неопределённости (проф. Т.В. Корнилова). Проведено обзорно-аналитическое исследование различных подходов к изучению особенностей регуляции человека при решении когнитивных задач в условиях высокой степени субъективной неопределённости. Выполнен анализ теоретических и эмпирических исследований психологических механизмов процесса решения психофизических задач в рамках различных моделей и подходов (ст.н.с. С.А. Емельянова). Проведён анализ процессов компьютеризации и интернетизации современного цифрового общества в соотношении с проблемой удовлетворения разного типа потребностей человека (вед.н.с. А.Е. Войскунский, асп. Е.А. Брызгалин). Раскрыто психологическое понимание шахматного мастерства в связи с феноменом одарённости, сформулированы принципы развития шахматного мастерства (ст.н.с. Е.Е. Васюкова). Проведён анализ особенностей восприятия детьми и подростками отечественных и зарубежных мультфильмов и их персонажей (проф. Л.В. Матвеева, ст.н.с. Т.Я. Аникеева, н.с. Ю.В. Мочалова). Осуществлён анализ сравнительно-психологических исследований механизмов сотрудничества людей и совместных форм активности человекообразных обезьян. Продолжено изучение форм невербальной коммуникации между людьми и животными (ст.н.с. Е.Ю. Федорович, доц. Е.Е. Соколова).
Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ (проф. А.Н. Ждан). Проанализированы работы раннего периода творчества Л.С. Выготского. Показано становление и развитие понятия экзистенциальной вины в философии и психологии (ст.н.с. М.Г. Чеснокова). Обоснован методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (в т.ч. мистико-религиозных). Проведено аналитико-теоретическое исследование накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с пациентами, пережившими околосмертный опыт (доц. О.В. Гордеева, инж. И.В. Соленов).
Исследованы ценностно-смысловые основания теории экзистенциальной психологии, показана необходимость учёта духовных компонентов в психотерапевтической практике (проф. Б.С. Братусь). Проведено теоретико-эмпирическое исследование типов ориентаций в трудных ситуациях, разработана и апробирована методика для изучения ориентаций в трудных ситуациях (доц. Е.В. Битюцкая). Выполнено исследование личностных особенностей и ценностной сферы, внутренней картины болезни у офтальмологических больных (доц. О.Н. Арестова).
Проведены психосемантические исследования в области:
политической психологии – сопоставительное исследование геополитических представлений китайских студентов, живущих в Китае и России;
возрастной психологии – психометрический анализ методики «Сказочный семантический дифференциал», в т.ч. валидизация, построение нормативных показателей;
психологии искусства – анализ восприятия художественного фильма и на этой основе построение картины мира обобщённого субъекта исследования;
психологии спорта – исследование отношения спортсменов и тренеров к употреблению стимулирующих веществ (допинга) и определение характера взаимосвязи между личностными особенностями и этими представлениями;
психологии профессий – исследование представлений о профессиональной мотивации в разных профессиональных группах, как у профессионалов, имеющих опыт работы по профессии, так и студентов, обучающихся данной профессии (чл.-корр. РАН В.Ф. Петренко, О.В. Митина).
Были изучены психологические аспекты цифровой социализации и кибербезопасности и психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия. Проведено комплексное исследование особенностей использования инфокоммуникационных технологий в современных семьях и их влияние на высшие психические функции, апробирована русскоязычная версия расширенной Шкалы культурного интеллекта (проф. Г.У. Солдатова). Продолжен цикл исследований влияния ситуации неопределённости в разных поколенческих группах, исследование ресурсов совладания в ситуации переговоров, цикл исследований состояния гражданской идентичности у разных слоёв населения в ситуации высокой степени неопределённости (вед.н.с. Е.И. Шлягина). Продолжено исследование глобальной идентичности в условиях неопределённости, сложности и разнообразия. Уточнены типы и психологические функции глобальной идентичности. Продолжено исследование временной перспективы личности, выделены психологические функции образа будущего социальной группы в условиях неопределённости (вед.н.с. Т.А. Нестик).
 
«Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания»
 
Проведены исследования и получены научные результаты по направлениям семейной психологии, детско-родительских отношений, типологического подхода, выявления психологических закономерностей в познавательной, эмоционально-личностной и моральной сфере в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и зрелых возрастах.
Исследованы: тип воспитания в семье как фактор развития эмпатии в подростковом возрасте (доц. С.В. Молчанов), особенности временной перспективы подростков в разных культурах (доц. Ю.И. Фролов); связь образа будущего и особенностей становления автономии у старших подростков (доц. Н.Н. Поскребышева); личностные особенности подростков с высоким уровнем чувствительности к отвержению (доц. Г.В. Бурменская); развитие самосознания старших подростков в условиях реализации творческой сценической деятельности (проф. О.А. Карабанова); особенности взаимоотношений со сверстниками у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов (доц. О.В. Алмазова); связь самоотношения с отношением к общению в социальных сетях и реальной жизни у старших подростков (проф. Н.А. Рождественская); связь типов привязанности к матери и уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте (доц. О.В. Алмазова); тип привязанности к родителям как фактор построения межличностных отношений в юношеском возрасте (проф. О.А. Карабанова); семейные ценности супругов как условие распределения ролей в молодой семье (доц. Т.Ю. Садовникова); организация рефлексии автобиографических воспоминаний как фактор эго-интеграции личности в период старения и старости (проф. О.А. Карабанова).
Изучены личностные и семейные факторы, определяющие эмоционально-смысловое отношение к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость (проф. О.А. Карабанова). Эмпирически выделены пять типов отношения к родительской позиции матери:
1) приоритет и принятие материнской роли;
2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство;
3) материнство как долженствование;
4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство;
5) отвержение материнства и материнской роли.
Выявлена роль принятия/отвержения со стороны матери и типа привязанности для формирования отношения к родительской позиции. Изучена связь базисных убеждений личности с типом отношения к родительской позиции матери. Проведён теоретический анализ влияния метода арттерапии и, синематерапии на формировании ценностных установок в отношении материнства. Разработаны и апробированы в эмпирическом исследовании критерии эффективного родительства.
Получены результаты по мотивационному, эмоциональному и когнитивному компонентам развития учащихся в условиях современной образовательной среды. Выявлены взаимосвязи между выделенными факторами-мотивами эмоционального отношения и вариантами сознательного объяснения причин обучения в школе (мотивировками). Обнаружено, что возрастные изменения мотивации в старшем школьном возрасте имеют выраженную половую специфику. Показано, что при взрослении ориентировка в смыслах учёбы становится все более обобщённой, причём у мальчиков это выражено сильнее, чем у девочек (ст.н.с. И.И. Вартанова)
Исследовалось эмоционально-психологическое благополучие педагогов средних школ. Установлена взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия педагогов с особенностями их социально-психологической адаптации и показателями профессионального выгорания (вед.н.с. Г.А.Глотова). Проведены исследования взаимосвязи уровня психологического благополучия с видами мотивации к учебной деятельности учащихся младших классов, а также с программой, по которой работает школа (доц. Т.О. Гордеева, ст. научные сотрудники Д.В. Пшеничнюк, А.Н. Сиднева).
Построена теоретическая модель детерминации формирования и развития познавательных структур (ст.н.с. Д.В. Пшеничнюк). Выявлены три типа переструктурирования исходного состояния действия (группы действий) и форм взаимодействия субъектов. Проведено изучение источников и условий освоения различных форм взаимодействия; усвоения и присвоения норм, правил взаимодействия детьми разного возраста (ст.н.с. С.Л. Шелина).
 
«Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала»
 
Выполнен цикл эмпирических работ на базе комплексных обследований сотрудников организаций разного типа и форм собственности, служащих разного должностного статуса и опыта работы, включённых в систему профессиональные взаимодействия на трёх основных уровнях функционирования организации: человек–работа, специалист–рабочая группа, служащий–организация.
Исследования реализованы по следующей тематике: разработка структурно-иерархической модели оценки факторов роста напряжённости деятельности в динамичной инновационной среде; оценка прогностического потенциала разработанных комплексных диагностико-превентивных систем «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности» (проф. А.Б. Леонова); анализ прогностических и результирующих психологических критериев оценки профессиональной успешности в инновационной организационной среде (доценты А.С. Кузнецова, Г.Н. Солнцева; ст. препод. М.А. Титова); выявление и систематизация индикаторов психологического благополучиях и уровня стабильности психологических ресурсов как предикторов эффективности деятельности сотрудников в инновационной организационной среде (проф. А.Б.Леонова; доц. М.М. Абдуллаева); оценка способности к эффективной саморегуляции функциональных состояний как профессиональной компетенции и фактора профессиональной успешности в напряжённых и спокойных условиях труда (доц. А.С. Кузнецова, ст. препод. М.А. Титова); анализ психологических проблем профилактики аварийности и травматизма в организациях, ориентированных на обоснование технологий развития безопасного рабочего поведения (доц. О.Н. Чернышёва, н.с. М.М. Заварцева); оптимизация средств навигации, используемых в среде городского скоростного транспорта для повышения эффективности ориентировки в сложной пространственной среде (проф. О.Г. Носкова, доц. О.Н. Чернышёва); разработка психологических технологий и специализированных методик для оценки профессиональных компетенций и психологических ресурсов, способствующих повышению эффективности труда (проф. А.Г. Шмелёв, доц. М.М. Абдуллаева, ст.н.с. Т.А. Нежнова; психолог А.Ф. Гасимов); анализ психологических особенностей школьников как потенциальных предикторов их будущей профессиональной успешности и обоснование новых технологий оценки эффективности профориентационной работы и карьерного консультировании (проф. О.Г. Носкова, ст. препод. М.А. Титова, ст.н.с., Ю.Д. Бабаева, инженер Е.Ф. Шубина); подготовка и апробация специализированных программ по профилактике и коррекции синдромов профессионального стресса, рекомендованных для сотрудников организаций разного типа (проф. А.Б. Леонова, ст. препод. Ф.Р. Султанова); развитие методологии научного знания о трудовой деятельности в современных профессиях как основы для создания психологической систематизации подходов к разработке алгоритмов оценки психологических ресурсов профессиональной эффективности (проф. А.Б. Леонова; проф. О.Г. Носкова; ст.н.с. Б.И. Беспалов).
По результатам обобщения собранных данных предложены основания для дифференциации психологических критериев оценки эффективности труда и профессиональной успешности, обоснованы принципы применения психологических критериев разного уровня для экспертизы эффективности и качества выполнения рабочих задач и оценки уровня ресурсного обеспечения, требуемого для их выполнения (профессора А.Б. Леонова, О.Г. Носкова, ст.н.с. Б.И. Беспалов). Разработаны модифицированные модули для прогнозирования динамики работоспособности, включающие традиционные и новые методы и психологические технологии восстановления оптимального функционального состояния в спокойных условиях выполнения работы и в напряжённых трудовых ситуациях (доц. А.С. Кузнецова; ст. препод. М.А. Титова).
Задачи научных работ: 1) выявление основных причин развития деструктивных или адаптивных механизмов реализации профессиональной деятельности у субъекта труда в динамично развивающихся организационных средах; 2) построение прогностической модели профессиональной успешности в разных трудовых ситуациях; 3) разработка психологических средств, методов и технологий, позволяющих обеспечить повышение эффективности труда и психологического благополучия профессионалов.
Проведено три блока исследований для решения этих задач: серия лабораторных экспериментов (вед.н.с. М.С. Капица, ст. научные сотрудники И.В. Блинникова, С.С. Григорович, Т.А. Злоказова, научные сотрудники И.В. Бурмистров, А.И. Измалкова); серия исследований, моделирующих влияние отдельных факторов на функциональное состояние и эффективность выполнения задач с участием разных групп испытуемых (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, ст. научные сотрудники И.В. Блинникова, А.А. Качина, О.Н. Родина, н.с. О.А. Климова); серия полевых исследований, проведенных с участниками непосредственно на рабочем месте (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, вед.н.с. Н.Н. Симонова, ст.н.с. О.Н. Родина, н.с. М.М.З аварцева). Сбор данных затрагивал специалистов самых разных видов труда, в исследовании приняли участие более 2000 человек.
Получены результаты, раскрывающие причины снижения показателей результативности и надёжности выполнения трудовых задач, выявлены характерные признаки, свидетельствующие о нарастании негативных функциональных состояний и использовании неэффективных когнитивных и поведенческих стратегий. В качестве детерминант надёжности трудовой деятельности рассматривались климатические факторы, формы организации трудовой деятельности, условия труда (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, вед.н.с. Н.Н. Симонова, н.с. М.М. Заварцева); уровень операциональной и эмоциональной напряжённости (ст.н.с. И.В. Блинникова), особенности социальных взаимодействий сотрудников (ст.н.с. А.А. Качина), состояние их физического и психического здоровья (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, вед.н.с. Н.Н. Симонова), профессиональный опыт (ст.н.с. И.В. Блинникова), мотивационные установки, личностные свойства, опосредующие характер трудовой деятельности (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, вед.н.с. Н.Н. Симонова). Одним из центральных направлений исследований выступил анализ видов профессиональных деформаций в профессиях инновационного типа, уникальные данные были получены на выборке высококлассных спортсменов и тренеров (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, н.с. О.А. Климова).
Выявлены закономерности влияния на эффективность и надёжность выполнения профессиональных задач организации информационной среды и когнитивной нагрузки (ст. научные сотрудники И.В. Блинникова, С.С. Григорович, Т.А. Злоказова, н.с. И.В. Бурмистров), неопределённости целевых установок (вед.н.с. М.С. Капица, ст.н.с. И.В. Блинникова, н.с. А.И. Измалкова). Впервые получены данные о характере анализа сложных химических процессов профессионалами с разным уровнем квалификации (ст.н.с. И.В. Блинникова), восприятия профессиональных ситуаций спортсменами с разной выраженностью личностных деформаций (зав. лаб. В.В. Барабанщикова, н.с. О.А. Климова), оценке угроз информационной безопасности (ст.н.с. С.С. Григорович).
Завершён трехлётний цикл исследований, направленный на анализ стратегий совладания с напряжёнными профессиональными ситуациями сотрудников ИТ-компании, проанализированы особые способы поддержания их оптимального состояния. Созданы уникальные методы с использованием регистрации движений глаз, открывающие возможности для диагностики и прогностической оценки эффективности и надёжности профессиональной деятельности (ст.н.с. А.А. Качина). Отдельное внимание уделялось анализу эффектов и разработке новых методов эффективной целевой саморегуляции функционального состояния работающего человека. Реализована программа экспериментального исследования и получены данные о влиянии целевых и спонтанных приёмов психологической саморегуляции функционального состояния на функционирование рабочей памяти (ст.н.с. Т.А. Злоказова).
 
«Психология социального познания»
 
Продолжились исследования значимых проблем в области качественной методологии и методов. Обосновано трансдисциплинарное положение качественных исследований между наукой и эстетикой, особая логика качественного анализа в социальных науках (проф. О.Т. Мельникова, ст.н.с. Д.А. Хорошилов). Несколько исследований посвящено анализу преимуществ использования качественных методов при изучении социально-перцептивных процессов в конфликтном взаимодействии (ст.н.с. Е.О. Голынчик).
Продолжилась разработка эстетической парадигмы как теоретического инструмента исследования повседневной жизни общества и культуры в ситуации транзитивности. В продолжение научной традиции Г.М. Андреевой анализируются различные знаковые системы (визуальные языки искусства и медиа), опосредующие процесс конструирования образа социального мира в современном российском обществе (ст.н.с. Д.А. Хорошилов).
Разработан и апробирован метод и программное обеспечение на языке Python для автоматического контент-анализа социальных сетей в Интернете с использованием алгоритмов машинного обучения, позволяющие проводить тематическое моделирование латентным размещением Дирехле (LDA) (ст.н.с. Ф.Н. Винокуров).
Продолжен анализ взаимосвязи истории и теории психологии пропаганды (ст.н.с. Ю.Э. Ширков). На основе баз данных массовых социологических опросов продолжено сравнение макропсихологической ситуации в европейских странах и в России. Конвертация социального и культурного капиталов рассматривается как один из индикаторов социальной справедливости (мл.н.с. И.А. Зеленев). Продолжено исследование роли обратной связи в подростковом возрасте. Выявлено, что получаемая в ходе коммуникативного тренинга обратная связь от одноклассников способствует развитию Я-концепции, эмоционального интеллекта и повышению адекватности самооценки (ст.н.с. М.А. Иванов). Продолжено изучение восприятия конфликтов между преподавателями и студентами: студенты воспринимают более широкий спектр ситуаций как конфликтные (ст.н.с. Е.О. Голынчик). Проведён анализ структурных преимуществ групповой дискуссии, по сравнению с индивидуальным экспертным подходом. Обнаружено влияние фактора компетентности в интерпретации результата творческой работы группы – максимальная адекватность интерпретации группового результата наблюдается при среднем уровне компетентности участников в обсуждаемом вопросе (ст.н.с. Ю.Э. Ширков).
Проведено исследование субъективных факторов удовлетворённости браком у людей с разным стажем семейной жизни. Выявлены прямые значимые корреляции удовлетворённости браком и удовлетворённости работой (ст.н.с. В.А. Баранова). Проанализированы представления о самопрезентации организационного и политического лидера у взрослых. Обнаружены сходства в оценке стратегии «Аттрактивное поведение» и ассертивный тип самопрезентации как предпочтительных для лидеров в обоих сферах (ст.н.с. В.А. Баранова).
Особое внимание уделено изучению организационного контекста. Проведены эмпирические исследования представлений сотрудников коммерческих компаний с разным типом организационных культур о приёмах и методах социального влияния в процессе управления (ст.н.с. М.А. Иванов). Предложена модель мониторинга культурной и психологической готовности сотрудников и организации в целом к цифровой трансформации. В качестве индикаторов готовности выделены 3 показателя: цифровая эрудиция, цифровой энтузиазм и культура эксперимента. Начато исследование представлений сотрудников о личной истории в истории организации, идентичности и вовлечённости (ст.н.с. А.Н. Онучин).
Начато исследование факторов предпринимательской мотивации и предпринимательского самоопределения молодёжи. Разработаны и апробированы три формата сопровождения предпринимательского самоопределения начинающих специалистов. Продолжается лонгитюдное исследование этапов развития стартап-команд (ст.н.с. А.В. Журавлёв). Проведено исследование взаимосвязи Я-концепции и потребительского поведения в социальных сетях. Апробирован метод диагностики Я-концепции на основе записей в социальных сетях. Проведённое исследование ценностей и установок в финансовом поведении у молодёжи позволило выделить два этапа финансовой социализации (ст.н.с. Ф.Н. Винокуров).
Продолжены исследования интертекстуальности как механизма взаимодействия вербальных и невербальных знаков в языковой картине мира. В исследованиях применялся унидирекциональный метод контрастивного анализа, при котором использованный профессиональным переводчиком способ передачи смысла анализируемой единицы текста оригинала рассматривается как её квазитолкование, обнаруживающее возможные имплицитные компоненты её значения (доц. Г.В. Денисова).
Проведены экспериментальные серии исследования стратегий поиска осмысленных единиц в буквенном материале на английском языке. Продолжен сбор и обработка данных эмпирического исследования с использованием специального оборудования и программного обеспечения для фиксации движений глаз в процессе обработки когнитивной информации. Экспериментальные серии позволяют анализировать трансформацию стратегий вербального поиска с развитием иноязычной компетенции, в зависимости от опыта когнитивной переработки вербальной информации представителями разны языковых культур, а также от выполнения задания на родном или изучаемом языке (н.с. М.Д. Рабесон, доц. А.Е. Раевский).
Продолжена работа по исследованию этнокультурной идентичности. Осуществлён сбор данных и описаны некоторые аспекты идентичности, проявляющиеся в русской, немецкой, британской и итальянской лингвокультурах. Особое внимание уделено переводческой деятельности как форме вхождения в специфику лингвокультуры (проф. Т.В. Юдина, доц. Г.В. Денисова). Продолжено исследование методического инструментария для преподавания профессионально-ориентированного английского языка на примере преподавания английского языка студентам психологам. Апробирован новый подход к письму – коллаборативный подход (collaborative writing) с использованием «Вики» (wiki) – вебсайтов, содержимое которых наполняется и изменяется самостоятельно студентами, а затем проверяется преподавателем. Проведён теоретический обзор литературы по теме и определены основные преимущества использования данного метода для развития навыков письма. Выявленные особенности успешно применены для создания нескольких «Вики» по разным психологическим темам студентами психологами I–III курсов. Использование данного метода, объединяющего коллаборативное письмо с электронной средой обучения, способствовало развитию мотивации и навыков самоорганизации студентов. Осуществляется разработка и реализация психологического подхода к организации учебного процесса, а именно организации процесса обучения иностранным языкам. Апробированы технологии преподавания иностранных языков с учётом психологических особенностей учащихся (мл.н.с. Е.А. Редькина, научные сотрудники М.Д. Рабесон, А.С. Антипова).
 
«Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование»
 
Разрабатывалась проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия (профессора М.С. Ковязина, Ю.В. Микадзе); нейропсихологическая диагностика и реабилитация в клинике многоочаговых и диффузных поражений мозга. Получены результаты исследований нарушений когнитивной сферы у детей и подростков с разными нозологическими формами. Проведена работа по сбору нормативных данных для создания протокола обследования детей младшего школьного возраста с эпилепсией (проф. Ю.В. Микадзе, ст.н.с. Е.Ю. Балашова). Проведена комплексная психологическая диагностики развития детей с малоизученным заболеванием «опсоклонус-миоклонус синдром» (ст.н.с. Н.С. Бурлакова, проф. Ю.В. Микадзе).
Проведено исследовние по проблеме клинико-психологической реабилитации в клинике инсульта (ст.н.с. Н.А. Варако, проф. М.С. Ковязина), а также технологии нейропсихологической реабилитации и восстановительного обучения больных с поражениями мозга органического генеза с нарушениями когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы (психолог Л.Е. Селявко). По результатам обследования нейрокогнитивного функционирования при психотических и депрессивных расстройствах получены новые данные, разработана новая скрининговая методика, продолжена валидация ранее созданных шкал для оценки автономии у больных шизофренией (доц. Г.Е. Рупчев). Продолжено изучение когнитивных нарушений пациентов с личностными расстройствами (ст.н.с. М.Г. Виноградова). Изучены ценностные ориентации больных шизофренией (проф. А.Ш. Тхостов). Проведено исследование психологических особенностей подростков с суицидальным и самоповреждающим поведением; разработаны основы психологической профилактики подростковых суицидов с использованием Интернет-ресурсов. Продолжено изучение особенностей психического развития детей и подростков при разных видах опеки над ними (доц. Л.С. Печникова, ст.н.с. А.Л. Рыжов).
Изучены особенности ментализации у пациентов с личностными расстройствами (проф. Е.Т. Соколова).
Осуществлён ряд теоретических и эмпирических исследований по теме «Развитие феноменологических и диалогических аспектов культурно-исторического анализа в клинической психологии» (ст.н.с. Н.С. Бурлакова), а также ряд работ, посвящённых проблемам психосоматики и клинической психологии телесности (проф. В.В. Николаева, н.с. Г.А. Арина, мл.н.с. М.А. Иосифян).
Разработана и эмпирически обоснована модель регуляции эмоций в норме и патологии с позиций культурно-деятельностного подхода (доц. Е.И. Первчико).
Продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования, направленного на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность и чувствительность (вед.н.с. Т.В. Ахутина, ст. научные сотрудники А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева).
Продолжена разработка новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в т.ч. детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара (вед.н.с. Т.В. Ахутина).
Проведён нейролингвистический анализ понимания и порождения речи. Исследования в рамках этого направления посвящено возрастным и индивидуально-типологическим особенностям построения связной речи у детей 6–8 лет, направлено на изучение понимания логико-грамматических конструкций. Проведено сопоставительное исследование понимания и порождения речи у учащихся 2–3 классов, которое показало наличие как общих тенденций, так и вариативность в развитии понимания и построения грамматических конструкций (вед.н.с. Т.В. Ахутина, ст. научные сотрудники Е.Ю. Матвеева, А.А. Корнеев). Проведена работа по разработке и апробации методов развития и коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста (ст.н.с. Н.М. Пылаева).
В рамках направления реализовано и завершено лонгитюдное исследование процесса формирования компетентностей, в т.ч., личностного развития профессионала, включающая дидактику и персональную работу, преодоление возрастных, жизненных, профессиональных кризисов психолога. Проанализированы методы проведения оценки качества оказываемых психологических услуг, а также супервизии и интервизии профессиональных компетентностей специалистов в области психологической помощи, такие как наблюдение за процессом психологической помощи, балинтовские группы, коррекцию внутренних проблем и профессиональную оценку (проф. М.Ш. Магомед-Эминов).
Выявлены проблемы создания эффективного имиджа службы психологической помощи; велась разработка коммуникативной стратегии, подготовки презентаций, рекламирования, формирования потребительского спроса, маркетинга психологических услуг, организации благоприятного освещение деятельности службы в социальных сетях, СМИ). Разрабатывались вопросы предоставления дистантной психологической помощи и использования в этой связи виртуального пространства, возможностей и ограничений интернет-консультирования (проф. М.Ш. Магомед-Эминов, доценты О.Г. Квасова, О.О. Савина).
Проведена теоретическая проработка концепции ресоциализации. В модели значимое место занимает понятийный конструкт – идентичность и его трансформации в современной науке (проф. М.Ш. Магомед-Эминов). Проведены исследования психологических проблем и реакций людей в ситуациях, предполагающих ресоциализацию.
 
Учебная работа. В 2018 г. по программам специалитета обучались 940 человек, в т.ч. 888 – по очной форме обучения; по программам магистратуры 58 человек – по очной форме, 150 – по очно-заочной (вечерней); более 1000 человек – слушателей по программам дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации. На подготовительных курсах прошли обучение 286 человек, в Школе юного психолога – свыше 110 старшеклассников. Обучаются 108 аспирантов, 6 соискателей, 1 докторант.
 
Приём. Был открыт набор на специальности «Психология служебной деятельности» (бюджет, договор; 341 заявление), «Клиническая психология» (бюджет, договор; 425 заявлений), «Педагогика и психология девиантного поведения» (бюджет, договор; 133 заявления).
В рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению 37.04.01 «Психология» магистерской программы проводился набор по 16 магистерским программам на бюджетные (очная) и контрактные места (очная и очно-заочная). Подано 191 заявление (из них победители и призёры олимпиад – 11 человек: «Ломоносов» по психологии – 2, по биологии – 6, «Олимпиада школьников СПбГУ» – 1, «Высшая проба» по обществознанию – 2).
В целях дальнейшего повышения качества реализации образовательных стандартов и в ответ на социальные запросы открыт набор на новые магистерские программы: «Психология в цифровом мире» (Киберпсихология) и «Космическая психология».
 
Студенты I–VI курсов обучаются по новым образовательным стандартам, самостоятельно устанавливаемым МГУ, по специальностям «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения». Подготовка специалистов позволит выпускникам получить Европейский диплом по психологии EuroPsy, соответствующий стандарту EuroPsy, который включает в себя: академический диплом о высшем психологическом образовании, соответствующий Европейскому стандарту психологического образования, и квалификационный сертификат, подтверждающий готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области практической психологии.
В 2018 г. проводилось обучение вторым иностранным языкам: английскому, немецкому, японскому и французскому.
 
Выпуск. Дипломы специалиста по специальностям «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения» получили 152 выпускника.
Дипломы магистра по направлению «Психология» – 50 выпускников, в т.ч. 34 – дипломы с отличием.
Процедура государственного экзамена по психологии проходила в три этапа: тестовое испытание, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; письменное испытание по экзаменационным вопросам, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; устное испытание по экзаменационным вопросам и защита решения специализированной профессиональной задачи.
 
Внеучебная работа. Проведены традиционные студенческие мероприятия: День психолога, Новый год, День первокурсника; среди новых – студенческие версии шоу «Интуиция», Шоу «Голос», «Что? Где? Когда?», «Научные бои по психологии/Science Slam Psychology» в рамках Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+, собравшие более 700 зрителей.
Активизировалась работа волонтерского движения и движения помощи детским домам: студенты факультета приняли участие в нескольких акциях при официальной поддержке факультета.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения–2018. Секция «Психология» (16 апр.);
– XXV международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных Ломоносов–2018 (16–18 апр.);
– международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе» (13–14 дек.);
– III международная конференция «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (8–10 нояб.);
– VII международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста/ECCE 2018» (16–20 мая);
– VIII международная научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной семьи» (3–6 окт.);
– международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili» (17–18 дек.);
– межведомственное взаимодействие при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности при проведении крупных массовых мероприятий (24 авг.);
– научно-практическая конференция «Поколение Z: цифровая культура поведения и безопасность» (5 февр.);
– Летняя психологическая школа (19–24 июня).
 
Кандидаты наук 2018 г. Кандидатские диссертации защитили: н.с. лаборатории политической психологии Долгих Александра Георгиевна («Представления современной молодёжи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству»); н.с. лаборатории психологии труда Климова Оксана Анатольевна («Проявления синдрома выгорания у профессиональных фигуристов»); мл.н.с. лаборатории восприятия Ковалёв Артём Иванович («Психофизиологические механизмы иллюзии движения собственного тела»); н.с. лаборатории психологии труда Несмеянова Роксана Константиновна («Взаимосвязь образа корпоративной культуры и организационной идентификации сотрудников коммерческих предприятий»).
 
Публикации.
Монографии
 
Белинская Е.П., Бондарев Д.В., Бочавер К.А. и др. Человек Работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / под ред. К.А.Бочавера и А.Б.Данилова;
Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г. и др. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе;
Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. и др. Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества;
Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе;
Караяни А.Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий. Психология боевого стресса и стресс-менеджмента;
Марцинковская Т.Д., Балашова Е.Ю., Бурлакова Н.С. и др. Культурно-исторический подход: от Л.С.Выготского – к ХХI в. / под ред. Т.Д.Марцинковской, В.Р.Орестовой, О.В.Гавриченко;
Фаликман М.В. Парадоксы зрительного внимания. Эффекты перцептивных задач.
 
Учебники, учебные пособия
 
Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата;
Донцов А.И., Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю. и др. Психология безопасности;
Донцов Д.А., Донцова М.В. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности;
Матвеева Л.В., Крюкова Д.М., Гараева М.Р. Психология ведения переговоров;
Смирнов С.Д. Психология и педагогика в высшей школе.