Портрет: А.А.Сидоров

СИДОРОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1(13).06.1891, с. Николаевка Путивльского уезда Курской губ. – 30.06.1978, Москва), историк искусства, музеевед.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1913). Ученик И.В. Цветаева, В.К. Мальмберга.
Магистр (1921, «Эволюция художественного образа в истории искусства»). Доктор искусствоведения (1936). Профессор (1925).
Член-корреспондент отделения истории и философии (история искусств) АН СССР (1946).
 
Профессор кафедры искусствоведения/всеобщего искусствознания филологического факультета (1942–1950). Заведующий кафедрой западного искусства факультета литературы и искусства (1930–1931). Профессор кафедры истории западного искусства этнологического факультета (1925–1930). Профессор литературно-художественного отделения (1921), профессор кафедры теории и истории искусств (1921–1925) факультета общественных наук.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история западноевропейского и русского рисунка, книжная графика, изобразительное искусство. Стажировался в музеях Италии и Австрии, слушал лекции в Мюнхенском университете (1913–1914).
Развивал положение о книговедении как комплексной науке о книге, уделяя отдельное внимание искусству её оформления. В его работах, первоначально отрицавших художественное оформление как «ненужное украшательство», постепенно формировалось понимание книги как целостного организма, элементы которого (шрифт, заставки, виньетки, композиция наборной полосы) должны были создавать единый образ. В статье «Искусство книги» (1922) сформулировал основные принципы книжного искусства применительно к современным задачам книгоиздательства. Внимание уделялось «печати» (искусству шрифта, набора и вёрстки), «внешности» (художественному оформлению обложки и переплёта) и «иллюстрации». «Для иллюстратора всё больший смысл приобретает чтение. Он должен быть хорошим читателем, быть может прежде, чем быть хорошим рисовальщиком». Автор монографий о крупнейших художниках-графиках и мастерах книги: О. Бердслее, Г. Гольбейне Младшем, А. Дюрере, К. Кольвице, А.Д. Гончарове, Е.С. Кругликовой, И.Ф. Рерберге, В.Н. Яковлеве.
Собрал большую коллекцию русской и зарубежной графики и экслибрисов. Коллекция экслибрисов была приобретена Государственной библиотекой имени В.И. Ленина (1969). Подарил Третьяковской галерее своё собрание русской графики (1969), а Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – коллекцию западноевропейского рисунка и гравюры XV–ХХ вв. (1969).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
 
Административная деятельность. Первый экскурсовод (1913–1921), заведующий отделом христианского искусства (1916–1921), заведующий гравюрным кабинетом (1927–1936) Музея изящных искусств при МГУ/ГМИИ имени А.С. Пушкина. При нём произошло разделение коллекции отдела музея на русское и зарубежное отделения. Была создана реставрационная мастерская графики. В 1928 г. организовал юбилейную выставку гравюр А. Дюрера из собрания музея и подготовил к ней каталог.
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1953), «Знак Почёта» (1943), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1975).
 
Основные труды: «Портреты из истории искусств. Сонеты гравюры на дереве» (1922), «Современный танец» (1922), «Русская графика за годы революции. 1917–1922» (1923), «Русские портретисты XVIII в.» (1923), «Книга в России. В 2-х ч.» (1924–1926), «Уголки Москвы: миниатюры в гравюрах на дереве Ивана Павлова» (1925), «Искусство Обри Бердслея. Юношеские рисунки» (1926), «Катэ Колльвиц» (1931), «Леонардо да Винчи. 1452–1519» (1945), «Уильям Хогарт. 1697–1764» (1946), «История древней русской книжной гравюры» (1946), «И.Ф.Рерберг» (1947), «А.А.Шовкуненко – народный художник СССР» (1948), «Графика» (1949), «И.Е.Репин» (1949), «В.Н.Яковлев. Народный художник РСФСР» (1949), учебное пособие «История оформления русской книги» (1946).
 
Литература: Немировский Е.Л. А.А.Сидоров. Журнал «КомпьюАрт». 2007. №8; А.А.Сидоров. Немецкая гравюра.