Портрет: Г.В.Жидков

ЖИДКОВ ГЕРМАН ВАСИЛЬЕВИЧ (13.08.1903, Москва – 29.01.1953, Москва), историк искусства, музеевед.
 
Профессор (1940, без защиты диссертации).
 
Профессор кафедры русского искусствознания филологического факультета (1942‒1950).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история древнерусского, русского и советского искусства, музееведение.
 
Административная деятельность. Первый директор Государственного музея Палехского искусства (1934–1938). 8 мая 1934 г. СНК СССР принял постановление об организации в пос. Палех (Ивановская обл.), славившимся в допетровские времена искусными иконописцами, «Музея древней живописи».
«Профессор <факультета общественных наук> Юрий Владимирович Сергиевский, игравший в то время большую роль в музейном отделе Наркомпроса, сказал мне однажды: “Мы организовываем художественный музей в Палехе. Как Вы думаете, подошёл бы для этой цели Жидков?” Я тотчас же передал это Герману Васильевичу, и он выехал в Палех для ознакомления с делом. Назначение Жидкова было на редкость удачным и абсолютно отвечавшим его характеру. Будучи видным исследователем древнерусского искусства, Герман Васильевич уже в те годы занимался народно-прикладным искусством и понимал его прелесть. Следовательно, он бесспорно мог принести пользу в организации музея в Палехе, тем более, что его влекло уже музейное дело, которое он любил и глубоко понимал. Лучшим доказательством тому несколько позднее явилась плодотворнейшая деятельность Германа Васильевича на посту заместителя директора по научной части Третьяковской галереи. Наконец, следует отметить подлинный организаторско-административный талант Жидкова, который, я бы сказал, был каким-то врождённым его свойством», – вспоминал профессор-искусствовед В.В. Павлов, выпускник этнологического факультета (1929).
 
Ещё до открытия, состоявшегося 13 марта 1935 г., Музей древней живописи был переименован в Государственный музей Палехского искусства (ГМПИ). Основой музея стали 62 произведения, купленные в декабре 1934 г. у Артели древней живописи/Палехского товарищества художников. Сама артель была организована в 1924 г. по инициативе группы талантливых иконописцев (И.М. Баканова, И.П. Вакурова, И.И. Голикова, И.И. Зубкова) при поддержке искусствоведа и профессора факультета общественных наук А.В. Бакушинского. Эта дата считается днём рождения нового вида искусства – палехской лаковой миниатюры. Темы современных произведений – излюбленные в фольклоре мотивы крестьянского труда, хороводы, тройки, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины.
В новых творческих условиях Г.В. Жидков предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. При этом его сотрудники являлись консультантами в процессе создания работ. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К. Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д. Вакурова «Емельян Пугачёв», шкатулка В.М. Салабанова «Чичиков у Коробочки».
Но большая часть работ, написанных палешанами в середине 1930-х гг., посвящена произведениям А.С. Пушкина. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И. Зубкова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В. Котухина, шкатулки «Сказка о Золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М. Баканова, «Три чуда» И.В. Маркичева, «Бесы» И.П. Вакурова, «Каменный гость» С.Д. Солонина. В 1937 г. к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина директор музея опубликовал прекрасно иллюстрированное издание «Пушкин в искусстве Палеха». Книга Г.В. Жидкова показывала те пути, по которым пушкинские произведения, сначала фольклорные и народно-эпические, а затем драматические и другие, проникали в своеобразное творчество Палеха, устанавливала новые связи его творчества с народным искусством.
В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» – от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.
Первая музейная выставка, посвящённая 10-летию искусства Палеха, представляла 540 экспонатов и занимала 4 комнаты. За 4 года директорства Г.В. Жидкова коллекции выросли до 1500 единиц. Для музея было построено специальное здание, а в 1936 г. передан Крестовоздвиженский храм, в котором разместился раздел древней живописи, хранящий образцы палехской иконописи с XVII в. Из семьи потомственных иконописцев происходил П.Д.Корин, дом-музей которого считается самой старой деревянной постройкой в Палехе (конец 1860-х – начало 1870-х гг.). П.Д. Кориным создано огромное мозаичное панно в Актовом зале Главного здания МГУ на Ленинских/Воробьёвых горах.
 
Основные труды: «Московская живопись середины XIV в.» (1928), «Тропинин Василий Андреевич. 1776‒1857» (1943), «Образ Шубина. К 140-летию со дня смерти великого русского скульптора. 1805‒1945» (1946), «Дмитрий Григорьевич Левицкий ‒ русский художник XVIII в.» (1946), «Русское искусство XVIII в. Архитектура. Скульптура. Живопись» (1951).