ЭС: А.В.Луначарский

ЛУНАЧАРСКИЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (11(23).11.1875, Полтава, Российская империя – 26.12.1933, Ментона, Франция), искусствовед, государственный деятель.
 
Студент Цюрихского университета (1895–1898).
Академик отделения гуманитарных наук (история литературы) АН СССР (1930).
 
Профессор кафедры теории и истории искусств факультета общественных наук (1921–1925). Профессор кафедры истории западного искусства этнологического факультета (1925–1930). Заведующий кафедрой театроведения факультета литературы и искусства (1930–1931). Работал в МГУ с 1921 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история искусства и литературы, формирование социалистической культуры.
А.В. Луначарский был направлен советским правительством в Московский университет, на факультет общественных наук, в числе многих членов коммунистической партии, бывших в прошлом активными участниками революционного движения. Эти люди не всегда имели дипломы российских или зарубежных университетов, но все они на деле доказали преданность революции, обладали целеустремлённостью, организаторским и ораторским талантом, и, конечно, постоянно занимались самообразованием.
Окончил киевскую Первую гимназию (1895) – лучшую в городе, однако по выражению его самого «тлетворным началом и негодной попыткой царского правительства овладеть душой и наполнить её вредным содержанием». Во время обучения он увлёкся марксизмом, вошёл в состав нелегального общеученического марксистского центра и вёл пропаганду среди рабочих. С усердием самостоятельно он изучал классиков русской демократической мысли Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова, «Капитал» К. Маркса и «Систему логики» Дж. Милля. Поскольку он считался политически неблагонадёжным – в аттестате об окончании гимназии по поведению была выставлена «четвёрка», означавшая значительные трудности в получении российского высшего образования.
А.В. Луначарский уехал в Швейцарию, где учился в Цюрихском университете на юридическом факультете. Лекции по философии и психологии он слушал у основателя эмпириокритицизма Рихарда Авенариуса – того самого, с которым полемизировал В.И. Ленин в своей знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм». Там же он познакомился с деятелями международного революционного движения Розой Люксембург, Г.В. Плехановым и П.Б. Аксельродом.
Автор значительного числа работ по вопросам литературы, музыки, театра, живописи, архитектуры, эстетики и этики, по международной политике, антирелигиозной пропаганде. Он оставил множество статей о творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, М. Горького, В.В. Маяковского. По воспоминаниям современников отличался необыкновенным ораторским талантом.
«Двадцатые годы были временем ораторов. Едва ли не самым любимым оратором был Анатолий Васильевич Луначарский. Раз тридцать я слышал его выступления – по самым разнообразным поводам и вопросам – всегда блистательные, законченные, всегда – ораторское совершенство... После каждой его речи мы чувствовали себя обогащёнными. Радость отдачи знания была в нём. Если Ломоносов был “первым русским университетом”, то Луначарский был первым советским университетом», – вспоминал Варлам Шаламов[1], в то время студент факультета советского права.
Именно эти увлечённые студенты МГУ конца 1920-х гг. потребовали проведения довыборов в Академию наук и выдвинули кандидатуры от имени 8000 человек «профессора А.В. Луначарского по кафедре искусства и литературы и профессора В.П. Волгина по кафедре истории». Оба были избраны в 1930 г.
 
Административная деятельность. Первый народный комиссар просвещения Российской Советской Республики/СССР (1917–1929).
В.И. Ленин в статье «О работе Наркомпроса» писал:
«В комиссариате просвещения есть два – и только два – товарища с заданиями исключительного свойства. Это – нарком, т. Луначарский, осуществляющий общее руководство, и заместитель, т. Покровский, осуществляющий руководство, во-первых, как заместитель наркома, во-вторых, как обязательный советник (и руководитель) по вопросам научным, по вопросам марксизма вообще. Вся партия, хорошо знающая и т. Луначарского и т. Покровского, не сомневается, конечно, в том, что они оба являются, в указанных отношениях, своего рода “спецами” в Наркомпросе. Для всех остальных работников такой “специальности” быть не может. “Специальностью” всех остальных работников должно быть уменье наладить дело привлечения к работе спецов-педагогов, осуществить правильную постановку их работы, использовать указания практического опыта систематически»[2].
 
Основные труды: «Диалог об искусстве» (1905), «Бывшие люди. Очерк по истории партии эсеров» (1922), «В мире музыки» (1923), «Введение в историю религии» (1923), «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах. В 2-х ч.» (1924), «Беседы по марксистскому миросозерцанию» (1924), «7 лет пролетарской диктатуры» (соавт., 1925), «Воспоминания. Из революционного прошлого» (1926), «Вопросы социологии музыки» (1927), «Виктор Гюго. Творческий путь писателя» (1931), «Диккенс» (соавт., 1931).
 
Литература: Борев Ю.Б. Луначарский. Серия «Жизнь замечательных людей». – М., 2010; Стейла Д. В.В.Тронин и А.В.Луначарский в Цюрихе: судьбы двух русских философов-эмигрантов // Русская эмиграция до 1917 г. – лаборатория либеральной и революционной мысли. – СПб., 1997. С. 128–141.

[1] Шаламов В.Т. Двадцатые годы. Юность, №№11–12, 1987.
[2] Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 324.