ЭС: А.Ф.Лосев

ЛОСЕВ АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ (10(22).09.1893, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская империя – 24.05.1988, Москва), философ.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1915). Ученик Г.И. Челпанова.
Доктор филологических наук (1943, honoris causa). Профессор (1922).
 
Профессор кафедры истории философии философского факультета (1942–1944).
 
В Московском университете.
«В Московский университет я поступил в 1911 г. одновременно на философское отделение и на отделение классической филологии историко-филологического факультета. Эти два отделения я закончил в 1915 г. И природа, сманившая меня на эти два пути, тут же указала ту область, в которой обе эти науки сливаются до полной неразрывности. Эта область – история античной философии. Тут нужно много заниматься и древними языками, и чётко ориентировать себя среди хотя бы основных философских направлений, без каковой ориентации решительно всякие занятия античной философией совершенно напрасны и являются только пустой проволочкой времени».
 
Прекрасно с гимназических лет владел немецким, французским, английским, читал на итальянском, польском и чешском языках. В студенческие годы участвовал в работе религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьёва. Был знаком с Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.Ф. Егоровым, И.А. Ильиным, Н.Н. Лузиным, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским. В Психологическом институте занимался экспериментальным исследованием эстетической образности, анализировал идеи Г.Т. Фехнера, И. Фолькельта, П. Штерна, О. Кюльпе. Дипломную работу «О мироощущении Эсхила» писал под руководством Н.И. Новосадского.
После окончания университета оставлен при кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию. Однако в связи с закрытием в 1921 г. историко-филологического факультета преподавать в университете в качестве филолога-классика ему не пришлось.
«Но была ли столь актуальна и нужна в те 20-е гг. античность, с которой начинал А.Ф.Лосев? Античность совершенно необходима в те времена, когда пытаются уничтожить фундамент культуры, оторвать человека от его естественной почвы. Именно в ней, в античности, залегают корни современных жизненных основ. Там рождается древнейшая форма мышления – миф. Там заложено учение об имени и числе».
 
В 1942 г. был приглашён в МГУ на философский факультет деканом Г.Г. Андреевым по согласованию с Г.Ф. Александровым для преподавания логики. Г.Ф. Александров как директор Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б) выдвинул идею «о привлечении на факультет дореволюционных русских профессоров с философским образованием» и выразил мнение, что столь «солидный автор заслуживает присвоения степени доктора философских наук без формальной защиты. Совет МГУ принял к исполнению это “мнение”, но проявил осторожность и присвоил ему степень доктора филологических наук».
В 1944 г. был уволен на основании обвинений в мистике и идеализме.
«Своё приглашение на философский факультет Лосев понял как просьбу обосновать в терминах марксистской философии гегелевскую идеалистическую диалектику. Курс, читавшийся Лосевым, не контролировался. Лекции Лосева пользовались большой популярностью, их посещали не только студенты, но и аспиранты и научные работники» (З.Я. Белецкий).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов античная философия, мифология, эстетика; русская религиозная философия; философия языка, языкознание, теория и философия музыки, богословие.
Создатель целостной философской системы, объединившей философию, математику, астрономию и музыку и пронизанной тесной связью с современностью, последними достижениями математических и естественных наук. Античный космос переплетался с теорией относительности Эйнштейна, течениями новоевропейской культуры, философскими аспектами теории аналитических функций, анализа бесконечно малых, теории комплексного переменного, пространств разного типа. Духовным соратником и помощником была его жена – специалист в области небесной механики В.М. Соколова-Лосева (1898–1954), выпускница физико-математического факультета (1924), ученица В.Г. Фесенкова и Н.Д. Моисеева.
Свои идеи выразил в «восьмикнижье»: «Античный космос и современная наука» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1» (1930), «Диалектика мифа» (1930). Главный труд, второе «восьмикнижье», А.Ф. Лосев писал и печатал несколько десятков лет. Первый том вышел в 1963 г., последний (VIII том в 2-х книгах: 1992, 1994) – уже после смерти автора.
 
Профессор Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина (1944–1988).
«На занятиях у А.Ф. Лосева мы “погружались” в Аристотеля, Николая Кузанского, Платона, Гегеля… Мы не только учились мыслить. Мы становились эрудированными специалистами. Потому что Алексей Фёдорович преподносил каждую тему, каждый раздел чётко, системно, с приложением обширного списка литературы. Он требовал, чтобы мы читали не только Аристотеля, Платона, Гегеля, Канта, но и Чичерина, Ильина, Гуссерля, Лосского, Шпета… Он считал, что учитель не должен ограничивать себя узкой специализацией. Требовал также, чтобы мы знакомились с математическими исследованиями. Рекомендовал “Курс математического анализа”» Пуссена, “Теорию множеств” Хаусдорфа, “Трансфинитные числа” Жегалкина, “Неэвклидову геометрию” Клейна, работы Колмогорова, Александрова…».
 
«Входя в аудиторию, я иной раз встречал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное ощущение, безотрадную скуку. Но когда я становился на кафедру и начинал говорить, я часто замечал, что лица у студентов становятся живее и бодрее, что у моих слушателей на унылом лице появляется вдруг знающая улыбка. В аудитории вместо мёртвой тишины начинался какой-то творческий шумок, какое-то вдруг вспыхнувшее желание высказаться, поделиться, задать вопрос, появлялись задор и веселая мысль. Люди даже переставали записывать лекцию, откладывали в сторону перо и начинали смотреть на меня как на какого-то оракула и слушали не только ушами, но и всем своим духовным организмом. Переход от незнания к знанию был для меня всегда предметом и тайного, и явного услаждения, будь то у других или у самого себя. Живая мысль делает человека бодрее, здоровее, сразу и сильнее, и мягче, открытее, менее замкнутым, более простым и откровенным, так что радость живой мысли распространяется как бы по всему телу и заставляет сладко вздрагивать какие-то бессознательные глубины психики. Живая мысль сильнее всего и красивее всего. От неё делается теплее на душе и беззаботнее, а жизненное дело становится эффективнее и легче, сильнее и скромнее».
 
Лауреат Государственной премии СССР за монографию «История античной эстетики. В 6-и т.» (1986).
 
1930 год. 18 апреля 1930 г. арестован по делу №100256 контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинного Православия» как «теоретик и философ наиболее активного контрреволюционного движения – имяславства». 5 июня 1930 г. была арестована его жена В.М. Соколова-Лосева за активное участие в преступных действиях А.Ф. Лосева, «антисоветскую пропаганду», «распространение антисоветской литературы», «разжигание религиозных предрассудков». По этому делу проходили также профессора физико-математического факультета Д.Ф. Егоров и Н.Н. Бухгольц.
Одним из поводов ареста стала публикация книги «Диалектика мифа» (1930), в которой власти увидели идейно-теоретическое обоснование правомонархической контрреволюции. А.Ф. Лосев осмысливает миф как необходимый компонент жизни общества, выводя его истоки из родоплеменных и семейных отношений древних греков. Миф есть древнейшая форма освоения мира, обобщающая в одном слове множественные конкретности жизни (земля – мать, небо – отец, и т.д.), являющая собой тождество идеального и материального. По мысли А.Ф. Лосева «бытие и сознание не являются абстрактными сторонами одного и того же живого тела культуры», «не только бытие определяет сознание, но и сознание – бытие», мир представляет собой «диалектическое саморазвитие единого живого телесного духа». В свою очередь миф тесно связан с именем. Мифы могут создавать/разрушать один другой, фетишизироваться, заставляя общества жить по законам мифотворчества. Учёный анализирует ряд естественнонаучных и философских теорий, получивших статус подлинного мифа (Декарт, Ньютон, Кант – мифологизировавших пространственные идеи), приводит примеры множества социальных мифов, таких как мифы о «бесправном пролетариате», о страшном мире, где «призрак бродит по Европе», «чёрной рати мракобесов», «красной заре мирового пожара». Книга была отредактирована советской цензурой, однако при печати А.Ф. Лосев вернул вычеркнутые места.
«В те годы я стихийно рос как философ, и трудно было (да и нужно ли?) держать себя в обручах советской цензуры… я задыхался от невозможности выразиться и высказаться. Я знал, что это опасно, но желание выразить себя, свою расцветавшую индивидуальность для философа и писателя превозмогает всякие соображения об опасности».
«Диалектика мифа» удостоилась специального упоминания партийных руководителей 28 июня 1930 г. на XVI съезде ВКП(б) как произведение «философа-мракобеса, реакционера и черносотенца».
Ждал решения суда почти полтора года (Лубянка, Бутырская тюрьма). В тюрьме сблизился с А.Е. Снесаревым.
31 сентября 1931 г. по приговору коллегии Объединённого государственного политического управления осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей (Кемь, Свирьлаг, Белбалтлаг).
Освобождён досрочно по инвалидности (1933) и восстановлен в гражданских правах как ударник строительства Беломорско-Балтийского канала. Благодаря этому был выдан документ, разрешающий жить в Москве и снимающий судимость.
Реабилитирован в 1994 г.
 
Государственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1983).
 
Основные труды: «Гомер» (1960), «Эстетика Возрождения» (1978), «Эллинистически-римская эстетика» (1979), «Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию» (1982), «Языковая структура» (1983).
 
Память. В Москве работает Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева» (ул. Арбат, 33) под руководством А.А.Тахо-Годи, хранительницы архива учёного.
С 2002 г. проводится международная научная конференция «Лосевские чтения». XVI Лосевские чтения были организованы на философском факультете (2018).
 
Литература: Лосев А.Ф. Я сослан в ХХ век… В 2-х т.  – М., 2002; Соколов В.В. Философские страдания и просветления в советской и постсоветской России: воспоминания и мысли запоздалого современника. – М., 2016; Тахо-Годи А.А. Лосев. Серия «Жизнь замечательных людей». – М., 1997; А.Ф.Лосев. Из творческого наследия. Современники о мыслителе. Серия «Русский мир в лицах». – М., 2007.
***
                                                Г.И. Челпанов со студентами в Психологическом институте. Крайний справа – А.Ф. Лосев