ЭС: ГАХН 1921

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК (ГАХН, в 1921–1925 гг. Российская академия художественных наук), научно-исследовательское учреждение, созданное в 1921 г., при НКП РСФСР с целью «всестороннего исследования всех видов искусств и художественной культуры».
 
ГАХН была детищем Московского университета. Среди инициаторов создания РАХН – выпускники историко-филологического факультета Б.Р. Виппер (1911), А.Г. Габричевский (1915), П.С. Коган (1896, президент РАХН 1921–1930), А.А. Сидоров (1913), В.М. Фриче (1894). Сотрудниками являлись многие профессора факультета общественных наук.
В идейное основание академии были положены теоретические работы и планы художника В.В. Кандинского (выпускника юридического факультета 1893 г.), разрабатывавшего цели, методы и задачи принципиально новой науки об искусстве, которые он изложил в статье «Схематическая программа института художественной культуры» (1920).
«Наука об искусстве, основанная на исследовании средств выражения отдельных искусств и искусства в целом», – стала одной из главных целей работы ГАХН.
Художник предлагал искать (перво)элементы искусства и лабораторным, «научно-объективным» способом изучать их воздействие на человека, исследовать «позитивные законы, на основе которых формируется» и воспринимается «художественное произведение» – «законы восприятия тех общих явлений света, цвета, формы, пространства, времени, которые предшествуют чисто художественному восприятию произведения искусства». Он также считал необходимым «составление словаря по терминологии искусства и по определениям основных понятий».
Философа и психолога Г.Г. Шпета привлекала идея философского обоснования науки об искусстве, возможные формы его изучения и интерпретации. Его знаменитые «Эстетические фрагменты» неслучайно выходили в Москве именно в первые годы деятельности РАХН (1922–1923). С 1924 г. он был вице-президентом академии. В направлении изучения восприятия пространства работал Г.И. Челпанов, перешедший в ГАХН из Психологического института. Его доклады – «Психологическое объяснение красоты элементарных форм», «Проблемы психологии художественного творчества», «О методах изучения художественного творчества», «Роль подсознательного в процессе творчества» представляют интерес и для современного исследователя.
Социологическое отделение ставило вопросы социологии искусства, изучало современное революционное искусство, пролетарскую и новокрестьянскую литературу. В этом направлении работали профессора ФОН В.Ф. Переверзев, Н.К. Пиксанов, П.Н. Сакулин, будущий декан филологического факультета Н.К. Гудзий и философскогоБ.С. Чернышёв.
 
Научная деятельность ГАХН, кроме разработки чисто искусствоведческих проблем, изучения физических и психологических основ творчества и восприятия была тесно связана с современной художественной практикой, популяризацией гуманитарного знания и применением его в школах, студиях, музеях, библиотеках.
Вела большую экспертно-консультативную и организационную работу, в частности, являлась исполнительным органом НКП по организации художественных выставок в России и за рубежом, разрабатывала и оценивала программы школьного образования.
 
В 1929–1930 гг. на общем фоне ужесточения режима академия была распущена.
 
ГАХН размещалась в здании бывшей гимназии Л.И. Поливанова по улице Пречистенка, д. 32 (1921–1925).
 
Литература: Искусство как язык – языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х гг. В 2-х т. – М., 2017; Государственная академия художественных наук.