ЭС: М.К.Мамардашвили

МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ (15.09.1930, Гори, Грузия – 25.11.1990, Москва), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1954). Кандидат философских наук (1961, «К критике гегелевского учения о формах познания»). Доктор философских наук (1970, «Формы и содержание мышления»). Профессор (1972).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, марксистская философия, философия сознания, философия языка, феноменология.
В МГУ М.К. Мамардашвили поступил после окончания тбилисской средней школы и сразу попал в обстановку острых идеологических и научных дискуссий начала 1950-х гг. Философский анализ «Капитала» К.Маркса и попытки «неофициального» его толкования открыли совершенно новую страницу марксистской философии. Дипломной работой по теме «Проблема исторического и логического в “Капитале” Маркса» руководил Т.И. Ойзерман.
«Большим авторитетом среди студентов и аспирантов пользовался Мераб Мамардашвили. Это был скромный студент с высоким чувством ответственности. Его выступления на семинарах, научных студенческих конференциях отличались сложностью построения, с большими языковыми барьерами. Нередко его трудно было понимать, но иногда прорывалась яркая и свежая мысль, которая освещала ранее опутанную туманом мысль. Со студентами он был всегда в дружеских отношениях. С преподавателями у него не было конфликтов, так как новые и оригинальные идеи, которые он высказывал, не выходили за общепризнанные тогда методологические рамки. <…> Сквозной проблемой его научного творчества была тема сущности человеческого сознания и мышления. Он глубоко изучал историю философии и труды Маркса» (А.Д. Косичев).
 
Б.А. Грушин, А.А. Зиновьев, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий составили ядро Московского логического кружка, ставившего целью построение на новых основаниях теории мышления, «содержательной логики» и гносеологии (1952–1957). В этой связи М.К. Мамардашвили интересовали процессы анализа и синтеза «диалектического целого» (системы), взаимосвязь формы и содержания мышления, соотношение логического и исторического. Эти искания нашли отражение в одной из немногих прижизненных работ философа «Формы и содержание мышления: к критике гегелевского учения о формах познания» (1968), ставшей основой для докторской диссертации.
Недогматические интерпретации наследия Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса привели М.К. Мамардашвили к философии Нового времени. Особенно его интересовали идеи Р. Декарта и И. Канта. Вдумываясь в них, Мераб Константинович развил оригинальную идею активного и самоорганизующего мышления, которое только и может открыть путь к подлинной свободе личности. Одновременно это свободное, но дисциплинированное мышление является основанием европейской культуры и, шире, цивилизованности вообще. Это положение дало ему ключ и к эстетике, в частности, к творчеству М. Пруста.
М.К. Мамардашвили был и остаётся известен как философ «сократического» типа. Он часто выступал в различных вузах и организациях, считаясь мастером размышления вслух, импровизации и мудрой философской беседы. Его лекции (о Р. Декарте, Г.В.Ф. Гегеле, И. Канте, М. Прусте, античной и современной философии) – рукописные или записанные на магнитофон, затем расшифровывались.
Изданием наследия М.К. Мамардашвили занимается специально созданный Фонд философских и междисциплинарных исследований имени М.К. Мамардашвили.
 
Основные труды: «Классический и неклассический идеалы рациональности» (1984), «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» (соавт., 1982), «Как я понимаю философию» (1990), «Картезианские размышления» (1993), «Лекции о Прусте» (1995), «Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки» (1996), «Кантианские вариации» (1997), «Лекции по античной философии» (1997), «Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии» (1997), «Эстетика мышления» (2000).
 
Память. Установлен памятник на проспекте Шота Руставели в Тбилиси (2001, скульптор Э. Неизвестный).
О его жизни снят ряд фильмов.
 
Литература: Пущаев Ю.В. Философия советского времени: М.Мамардашвили и Э.Ильенков: энергии отталкивания и притяжения. – М., 2018; Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. – М., 1994; М.К.Мамардашвили. Гуманитарный портал; М.К.Мамардашвили. Философский факультет МГУ.
***