ЭС: Т.И.Ойзерман

ОЙЗЕРМАН ТЕОДОР ИЛЬИЧ (1(14).05.1914, с. Петроверовка Тираспольского уезда Херсонской губ. – 25.03.2017, Москва), философ.
 
Окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского (1938). Кандидат философских наук (1941, «Марксистско-ленинское учение о превращении необходимости в свободу»). Доктор философских наук (1951, «Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г.»). Профессор (1953).
Академик отделения философии и права (философия) АН СССР/РАН (1981, член-корреспондент с 1966).
 
Профессор (1953–1968), заведующий кафедрой истории зарубежной философии (1948–1968) философского факультета. Профессор кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук (1971–1987).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, теория познания, социальная философия, философия истории, философия политики.
Сыграл важную роль в формировании нового этапа развития советской историко-философской науки, в преодолении догматического подхода к философской проблематике. Исследовал творчество представителей немецкого классического идеализма (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте) и основоположников марксистско-ленинской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за работу «Формирование философии марксизма» (1965). Эта новаторская работа представляет собой целостное исследование процесса формирования философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Т.И. Ойзерман проявил себя как творческий исследователь, способный критически и без оглядки на общепринятые «партийные догмы» ставить историко-философские проблемы развития марксистского учения, опираясь исключительно на аутентичные тексты, не игнорируя конкретные противоречия исторического развития марксизма и отстраняясь от заведомой апологетики. Эти принципы стали основой для переосмысления истории становления марксистской доктрины, осуществленного учёным в XXI в.  В фундаментальных трудах «Марксизм и утопизм» (2003) и «Оправдание ревизионизма» (2005) в виде «самокритики марксизма» представлен обновлённый взгляд на соотношение науки и утопии в марксизме в свете исторической перспективы европейского утопизма; проанализированы тенденции превращения марксизма в догматическую систему и их историко-политическая реализация; поставлена проблема идеологического статуса марксистского учения.
 
Монографии «Проблемы историко-философской науки» (1969) и «Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса» (1971) знаменуют переход внимания учёного к осмыслению природы философского знания и созданию теории истории философии как мирового процесса исторического развертывания философии в её смысловом единстве (метатеории историко-философского процесса). Немаловажным моментом новой постановки являлось преодоление «историко-философского нигилизма» советской философской науки 2-й половины ХХ в., в особенности по отношению к немецкому идеализму как к одному из теоретических источников марксизма. Из этих и последующих работ сложилась панорамная концепция философии, дополненная позже принципами плюралистичности («философия существует как философии») и амбивалентности («противоречивость философских систем вытекает из природы предмета философии»).
 
Инициатор дискуссии по теме «Естествознание и философия», основным докладом которой стали тезисы ассистентов кафедры Э.В. Ильенкова и В.И. Коровикова «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», в которой участвовали А.А. Зиновьев, П.В. Копнин, Г.П. Щедровицкий. Дискуссия получила широкий резонанс в научных и партийных кругах.
«Большую роль в развитии нашего поколения сыграли лекции Т.И. Ойзермана по истории марксистской философии. Именно от Теодора Ильича мы узнали об идеях раннего Маркса, которые в то время не популяризировались. В 1954 г. Теодор Ильич прочитал нам спецкурс по “Критике чистого разума” Канта, который я считаю революционным. Т.И. Ойзерман тщательно, параграф за параграфом, разбирал знаменитую кантовскую “Критику”, комментировал её и сопоставлял с ходячими представлениями о познании, которые преподносились нам до этого в курсе диалектического материализма… На факультете происходили большие, поистине революционные изменения, и исключительная заслуга в этом принадлежит Теодору Ильичу. На мой взгляд, та проблематика, которая наиболее интересно разрабатывалась в нашей философии в последующие 1960–1980-е гг., была сформулирована именно на философском факультете МГУ в 1954–1955 гг.» (В.А. Лекторский).
 
Лауреат Государственной премии СССР за цикл работ «Исследование формирования и развития философского учения К.Маркса» (1983, соавт.).
Награждён премией имени  Г.В. Плеханова за работу «Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса» (АН СССР, 1980).
 
Великая Отечественная война. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на факультете, но ушёл добровольцем на фронт.
«Я защищался перед войной. Незадолго, конечно, всего лишь за месяц до начала войны. Но это, пожалуй, меня спасло. Иначе я бы едва ли уцелел. Потому что из тех ребят, аспирантов, которые со мной учились и которые не успели защититься, уцелели один–два человека, потому что солдатская жизнь – или убьют, или ранят. Вот кого искалечили, тот уцелел. А кто не был искалечен, тот был убит. Через нашу 6-ю армию за годы войны прошло 900 тыс. человек, а в армии обычно бывает не более 80–90 тыс. Представляете, сколько раз обновлялся её состав... … Я помню такой даже комический случай. Был у нас аспирант Шейдабек Мамедов. Он тоже защитил диссертацию в мае 1941 г. И когда началась война, мы с ним пошли к секретарю Сокольнического райкома партии Леонтьевой. Мы её хорошо знали, так как одно время она работала у нас доцентом политэкономии. Мы говорим ей: “Людмила Васильевна, мы хотим добровольно пойти на фронт”. Она отвечает: “Что вы, ребята, вы же научные работники. Вы должны заниматься наукой, война окончится через три месяца”».
 
Направлен в офицерскую школу и через 3 месяца назначен старшим инструктором политотдела дивизии. В 1944 г. переведён лектором отделения агитации и пропаганды политотдела 6-й общевойсковой армии. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах, в захвате Шерпенского плацдарма, Польше, участвовал в битве на Днестре, форсировании Одера, осаде Бреслау. После Победы был оставлен, как знающий немецкий язык, лектором политуправления Центральной группы войск для ведения разъяснительной работы с местным населением. В 1947 г. вернулся на преподавательскую работу на философский факультет.
 
Государственные награды: ордена – Дружбы (2004), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1974), «Знак Почёта» (1961), Красной Звезды (1944), Отечественной войны (II ст. – 1945, 1985).
 
Основные труды: «Возникновение марксизма – революционный переворот в философии» (1948), «Католическая философия империалистической реакции» (1954), «Немецкая классическая философия – один из теоретических источников марксизма» (1955), «Основные ступени процесса познания» (1957), «Карл Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма» (1958), «Неотомизм – философия современной реакционной буржуазии» (1959), «Основные черты современной буржуазной философии» (1960), «Марксистско-ленинское понимание свободы» (1967), «Философия Канта и современность» (соавт., 1974), «История диалектики. Немецкая классическая философия» (соавт., 1978), «Диалектический материализм и история философии. Историко-философские очерки» (1979), «Историко-философское учение Гегеля» (1982), «Основы теории историко-философского процесса» (соавт., 1983), «Рациональное и иррациональное» (1984), «Ленин. Философия. Современность» (1985), «Научно-философское воззрение марксизма» (1989), «Философия как история философии» (1999), «Кант и Гегель: опыт сравнительного исследования» (2008), «Метафилософия: теория историко-философского процесса» (2009), «Возникновение марксизма» (2011), «Амбивалентность философии» (2011), «Размышления. Изречения» (2013), учебное пособие «Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1948 г. Лекции» (1965).