ЭС: В.В.Миронов

МИРОНОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (4.04.1953, Москва – 20.10.2020, Москва), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1979). Кандидат философских наук (1984, «Диалектико-материалистическое понимание специфики философии и его значение для критики концепций сциентизма и антисциентизма»). Доктор философских наук (1997, «Наука и философия в системе мировоззренческих ориентаций современной культуры»). Профессор (1999).
Член-корреспондент отделения общественных наук (философия) РАН (2008).
 
Декан (1998–2020); заведующий кафедрой философии/онтологии и теории познания (1998–2020) философского факультета. Проректор-начальник Управления академической политики и организации учебного процесса (2001–2006), проректор-начальник Управления академического планирования и методического обеспечения образовательной деятельности (2006–2008). Работал в МГУ с 1981 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, метафизика, онтология, теория познания, этика, аксиология; философия и методология науки; философия языка и коммуникации, философские проблемы культуры, цифровая культура; история и философия образования, история философии в Московском университете.
Поставив проблему генезиса сциентистской и антисциентистской концепций в истории философии, раскрыл причины их появления как результат утраты европейской философией гармонического сочетания ценностного и рационального измерений, кардинального отхода мыслителей с конца XIX в. от аутентичного, то есть софийного и метафизического, понимания философии. Выдвинул идею о философии как самосознании культуры в её целостности и единстве на основании обобщения исторического развития дилеммы сциентизма и антисциентизма, в том числе и её трансформацию в советском обществе (спор «физиков и лириков»). Развитие этой идеи привело к осмыслению философии как глобального смыслового пространства метаисторического диалога мыслителей всех эпох, к концептуализации роли философии в культуре и в саморазвитии человечества. Обосновал идею об особом статусе философского текста, о герменевтическом измерении философии.
Центральное место среди тем научного творчества последних лет занимала проблема отношений философии и культуры в истории и в современном мире.
«Философия, прежде всего – это элемент культуры и поэтому мы не должны, как и к другим явлениям культуры, подходить к ней только с точки зрения критериев её практичности и полезности. Философия – это попытка человека мыслить о себе, о мире, о своём месте в мире – это вообще кардинальные и первичные вопросы человека, начиная с периода мифологического сознания и заканчивая нашим временем. Поэтому даже если гипотетически это было бы нечто, что ничего нам не даёт в практическом плане, всё равно это было бы нам нужно. Попробуйте выбросить из вашей жизни всё то, что представляется бесполезным, и вы сразу увидите, что жизнь окажется пустой. Кроме того, существуют две сферы философии: сфера преподавания философии и сфера философии как таковой. Эти вещи, безусловно, отличные друг от друга. В первом случае философия выступает как учебная дисциплина, немецкий философ Иммануил Кант назвал её “школярской философией”, задачей которой является знакомство учащихся с философией как частью культуры наравне с другими дисциплинами. Во втором случае философия, с позиции выявления её всемирно-исторического значения, определяет цели человеческого разума и придаёт ценность другим видам знания, что, безусловно, подчёркивает практическую значимость философии для науки. Поэтому я думаю, что философия жива и имеет право на существование, она есть и будет, несмотря на все упрёки, которые периодически возникают в её адрес».
 
Проанализировав последствия глобализации и тенденции перехода человечества к глобальному типу культуры, раскрыл противоречия и опасности трансформации культуры под воздействием глобализационных процессов, показал причины кризиса культуры и науки, выявил истоки разрушения целостного восприятия мира и основные направления развития «глобальной клиповой культуры» (дегуманизация, ценностная девальвация, стандартизация, фрагментация, превращение культуры в шоу). Подвергая критическому анализу концепции толерантности и мультикультурализма, доказал, что в современном мире принцип толерантности искажается, в результате чего «терпимость становится не средством взаимной адаптации культур друг к другу, а лишь регламентирующим правовым механизмом признания».
Выдвинул и развернул теорию трансформации культуры, понимая её как «внутренний процесс изменения системы, реализуемый за счёт встраивания в неё чужеродных элементов, внешне не разрушающих саму систему, но постепенно заставляющий её работать иным образом», в результате которого происходит становление доминирующей глобальной культуры.
В качестве противодействия «культурным инфекциям» предложил путь возвращения философии к своим античным истокам, к своей метафизической сущности, с особой силой настаивая на антидогматическом потенциале философии:
 
Рассматривая образование как основополагающую часть национальной культуры, много внимания уделяет образовательной политике в современной России, развитию университетского философского образования, проблемам истории образования. Концептуализировав понятие «классическая культура», выявил её основные атрибуты; показал роль и место университета в классическом образовании, раскрыл сущность университета как ключевого звена культуры и модели культуры традиционного классического типа, развил идею миссии университета в истории Европы и России и в современной системе образования. Часто выступает в печатных, телевизионных и виртуальных средствах массовой информации.
Руководитель направления «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества» Программы развития «Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова до 2020 г.» (2010–2020). Соруководитель ведущей научной школы МГУ «Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление».
Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 7: Философия» (1998–2020).
«Фундаментальное образование не сводимо к математическому или естественнонаучному; история или филология могут быть не менее фундаментальны. Гуманитарное знание связано с понятием гуманности, человечности, то есть с системой духовных ценностей. Научные достижения должны соизмеряться с целями развития и сохранения общества. Гуманитарные науки учат воспринимать общество как сложную систему, связанную с особенностями той или иной культуры. Для решения сложных системных задач развития общества нужны люди с широкой культурой и мышлением, которое даёт именно классический университет. Духовная жизнь современного общества, для которой характерны попытки подменить систему ценностных ориентиров некритической пропагандой индивидуальных ценностей, требует усиления роли гуманитарного образования. У философии особая роль: она является связующим звеном между гуманитарными и естественнонаучными предметами, особенно в рамках современных процессов интеграции научного знания».
 
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за монографию «Философия и метаморфозы культуры» (2007).
Заслуженный профессор Московского университета (2008). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2002).
 
Административная деятельность. Перед вступлением в должность декана 10 лет работал заместителем декана А.В. Панина по учебной работе. Под руководством В.В. Миронова началась разработка новых учебных стандартов и планов, ориентированных на подготовку высококвалифицированных специалистов широкого гуманитарного профиля. Кроме философского и религиоведческого направлений, появилась возможность открытия отделений рекламы и связей с общественностью (2000) и культурологии (2005). В 2011 г. факультет разработал программы высшего профессионального образования в рамках самостоятельно установленных образовательных стандартов МГУ по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры – «Философия», «Религиоведение», «Культурология», «Реклама и связи с общественностью», и аспирантуры – «Философия, этика и религиоведение».
В 2008 г. был создан ряд новых кафедр, образование которых отражало насущные потребности интеграции и развития на качественно иной основе специальных отраслей знания, в том числе: философии образования, философии языка и коммуникации, философии политики и права.
Факультет выступил инициатором диалога с естественнонаучными факультетами. Стали традиционными конференции, проводимые совместно с механико-математическим факультетом – «Философия математики: актуальные проблемы», с физическим факультетом – «Философия физики: актуальные проблемы».
Под эгидой декана налажено многостороннее сотрудничество и партнёрство с университетами Франции, Германии, Китая и других стран. В рамках различных мероприятий, в том числе встреч-конференций «Философские среды» и «Дипломатические чтения», проходит обмен научными достижениями с представителями современной философии. В числе звёзд мировой философии Ю. Хабермас, Т. Нагель, К.-О. Апель, Дж. Сёрл, Д. Деннетт, Д. Чалмерс.
Несколько лет В.В. Миронов совмещал деканство с работой в ректорате в должности проректора, отвечающего за формирование академической политики и организации учебного процесса, курируя разнообразные стороны образовательного процесса – выработку учебных программ, контроль за приёмом и формированием контингента обучающихся, работу по лицензированию и государственной аккредитации образовательной деятельности и другие.
 
Государственные награды: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» (I ст. – 2013, II ст. – 2005).
 
Основные труды: «Образы науки в современной культуре» (1997), «Университетские лекции по метафизике» (соавт., 2004), «Современные трансформации в культуре» (2011), «Размышления о реформе российского образования» (2011), «Единство разнообразия. Разнообразие единства» (2015), «Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации» (2019), «Бытие, Познание и Человек в цифровую эпоху» (соавт., 2019), учебники «Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования» (соавт., 1999), «Философия» (соавт., 2000), «Университетские лекции по метафизике» (соавт., 2004), «Онтология и теория познания» (соавт., 2005), учебные пособия «Философия. Хрестоматия. В 2-х ч.» (соавт., 1996), «Философия. Введение в метафизику и онтология» (соавт., 2014), «Философия. Гносеология и аксиология» (соавт., 2014), «Философия. История и теория» (соавт., 2016), «Бытие, Познание и Человек в цифровую эпоху» (соавт., 2019), «Метафизика не умирает: избранные статьи, выступления и интервью» (2020).
 
Литература: Корсаков С.Н., Калашникова Л.А. (сост.) Миронов Владимир Васильевич. – М., 2020.