Ойзерман Теодор Ильич

(1(14).05.1914, село Петроверовка Тираспольского уезда Херсонской губ. – 25.03.2017, г. Москва). Окончил Московский институт философии, литературы и истории им. Н.Г.Чернышевского (1938). Участник Великой Отечественной войны.

Кандидат философских наук (1941). Доктор философских наук (1951). Профессор (1953). Академик отделения философии и права (философия) АН СССР/РАН (1981, член-корреспондент с 1966).

Профессор (1953–1968), заведующий кафедрой истории зарубежной философии (1954–1968, и.о. 1948–1953) философского факультета. Профессор кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук (1971–1987). Работал в МГУ с 1947 г.

Награждён орденами Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1974), «Знак Почёта» (1961), Красной Звезды (1944), Отечественной войны (1945, 1985).

Лауреат Государственной премии СССР (1983), премии им. М.В.Ломоносова (1965).

Область научных интересов: история домарксистской, марксистской и современной западноевропейской философии, теория историко-философского процесса, теория познания.

Ломоносовскую премию получил за работу «Формирование философии марксизма» (1962).

Тема кандидатской диссертации «Марксистско-ленинское учение о превращении необходимости в свободу». Тема докторской диссертации «Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г.».

Читал курсы «История философии», «История зарубежной философии», «Основные проблемы истории философии как науки».

Основные труды: «Католическая философия империалистической реакции» (1954), «Немецкая классическая философия – один из теоретических источников марксизма» (1955), «Основные ступени процесса познания» (1957), «Карл Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма» (1958), «Неотомизм – философия современной реакционной буржуазии» (1959), «Основные черты современной буржуазной философии» (1960), «Марксистско-ленинское понимание свободы» (1967), «Проблемы историко-философской науки» (1969), «Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса» (1971), «Философия Канта и современность» (соавт., 1974), «История диалектики. Немецкая классическая философия» (соавт., 1978), «Диалектический материализм и история философии. Историко-философские очерки» (1979), «Историко-философское учение Гегеля» (1982), «Основы теории историко-философского процесса» (соавт., 1983), «Рациональное и иррациональное» (1984), «Ленин. Философия. Современность» (1985), учебное пособие «Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1948 г. Лекции» (1965).

«Я только начинал читать историю философии. Диамат-то я читал по Сталину, как дважды два четыре просто. Теодор Ильич пришёл ко мне на лекции и говорит: “Да ничего страшного, ты правильно все говоришь, но лектора из тебя не получится”. – “Почему?” – “А ты трепаться не умеешь”. Я стал посещать его лекции. Да... Ойзерман, конечно, мастер слова. Иовчук, кстати тоже, хотя философски малообразован... Константинов – “лирический марксист”, довольно умелый говорун. Вот Федосеев скучно говорил. Но Ойзерман выше их всех, да и философски куда как более подкован. Слушаю лекции: одну, другую, третью. Вслушиваюсь внимательно... А что он, собственно, сказал? Диалектика “Капитала”, как раз. “Ты знаешь, – говорю, – ты прав, лектор из меня не получится, потому что если бы я говорил то, о чем ты тут говорил полтора часа, у меня бы через 15 минут в горле пересохло. А ты заливал ой-ой-ой”».
(В.В.Соколов. Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова: страницы истории)