Ойзерман Теодор Ильич

ОЙЗЕРМАН ТЕОДОР ИЛЬИЧ (1(14).05.1914, с. Петроверовка Тираспольского уезда Херсонской губ. – 25.03.2017, Москва), философ.
 
Окончил Московский институт философии, литературы и истории имени Н.Г. Чернышевского (1938). Кандидат философских наук (1941, «Марксистско-ленинское учение о превращении необходимости в свободу»). Доктор философских наук (1951, «Развитие марксистской теории на опыте революций 1848 г.»). Профессор (1953).
Академик отделения философии и права (философия) АН СССР/РАН (1981, член-корреспондент с 1966).
 
Профессор (1953–1968), заведующий кафедрой истории зарубежной философии (1948–1968) философского факультета. Профессор кафедры философии Института повышения квалификации преподавателей общественных наук (1971–1987).
 
В Московском университете. Инициатор дискуссии по теме «Естествознание и философия», основным докладом которой стали тезисы ассистентов кафедры Э.В. Ильенкова и В.И. Коровикова «К вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития», в которой участвовали А.А. Зиновьев, П.В. Копнин, Г.П. Щедровицкий. Дискуссия получила широкий резонанс в научных и партийных кругах.
«Большую роль в развитии нашего поколения сыграли лекции Т.И. Ойзермана по истории марксистской философии. Именно от Теодора Ильича мы узнали об идеях раннего Маркса, которые в то время не популяризировались. В 1954 г. Теодор Ильич прочитал нам спецкурс по “Критике чистого разума” Канта, который я считаю революционным. Т.И. Ойзерман тщательно, параграф за параграфом, разбирал знаменитую кантовскую “Критику”, комментировал её и сопоставлял с ходячими представлениями о познании, которые преподносились нам до этого в курсе диалектического материализма… На факультете происходили большие, поистине революционные изменения, и исключительная заслуга в этом принадлежит Теодору Ильичу. На мой взгляд, та проблематика, которая наиболее интересно разрабатывалась в нашей философии в последующие 1960–1980-е гг., была сформулирована именно на философском факультете МГУ в 1954–1955 гг.» (В.А. Лекторский).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, теория познания, социальная философия, философия истории, философия политики.
Внёс крупный вклад в формирование нового этапа развития советской историко-философской науки, в преодоление догматического подхода к философской проблематике. Исследовал творчество представителей немецкого классического идеализма (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг, И.Г. Фихте) и основоположников марксистско-ленинской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). В монографии «Формирование философии марксизма» дал целостное представление о процессе развития философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Т.И.Ойзерман проявил себя как творческий исследователь, способный критически и без оглядки на общепринятые «партийные догмы» ставить историко-философские проблемы развития марксистского учения, опираясь исключительно на аутентичные тексты, не игнорируя конкретные противоречия исторического развития марксизма и отстраняясь от заведомой апологетики. Эти принципы стали основой для переосмысления истории становления марксистской доктрины, осуществлённого учёным в XXI в. В фундаментальных трудах «Марксизм и утопизм» (2003) и «Оправдание ревизионизма» (2005) в виде «самокритики марксизма» представлен обновлённый взгляд на соотношение науки и утопии в марксизме в свете исторической перспективы европейского утопизма; проанализированы тенденции превращения марксизма в догматическую систему и их историко-политическая реализация; поставлена проблема идеологического статуса марксистского учения.
Монографии «Проблемы историко-философской науки» (1969) и «Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса» (1971) знаменуют переход внимания учёного к осмыслению природы философского знания и созданию теории истории философии как мирового процесса исторического развертывания философии в её смысловом единстве (метатеории историко-философского процесса). Немаловажным моментом новой постановки являлось преодоление «историко-философского нигилизма» советской философской науки второй половины ХХ в., в особенности по отношению к немецкому идеализму как к одному из теоретических источников марксизма. Из этих и последующих работ сложилась панорамная концепция философии, дополненная позже принципами плюралистичности («философия существует как философии») и амбивалентности («противоречивость философских систем вытекает из природы предмета философии»).
 
Лауреат Государственной премии СССР за цикл работ «Исследование формирования и развития философского учения К.Маркса» (1983, соавт.).
Награждён премией имени  Г.В. Плеханова за работу «Главные философские направления. Теоретический анализ историко-философского процесса» (АН СССР, 1980).
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за работу «Формирование философии марксизма» (1965).
 
Великая Отечественная война. В 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на факультете, но ушёл добровольцем на фронт.
«Я защищался перед войной. Незадолго, конечно, всего лишь за месяц до начала войны. Но это, пожалуй, меня спасло. Иначе я бы едва ли уцелел. Потому что из тех ребят, аспирантов, которые со мной учились и которые не успели защититься, уцелели один–два человека, потому что солдатская жизнь – или убьют, или ранят. Вот кого искалечили, тот уцелел. А кто не был искалечен, тот был убит. Через нашу 6-ю армию за годы войны прошло 900 тыс. человек, а в армии обычно бывает не более 80–90 тыс. Представляете, сколько раз обновлялся её состав... … Я помню такой даже комический случай. Был у нас аспирант Шейдабек Мамедов. Он тоже защитил диссертацию в мае 1941 г. И когда началась война, мы с ним пошли к секретарю Сокольнического райкома партии Леонтьевой. Мы её хорошо знали, так как одно время она работала у нас доцентом политэкономии. Мы говорим ей: “Людмила Васильевна, мы хотим добровольно пойти на фронт”. Она отвечает: “Что вы, ребята, вы же научные работники. Вы должны заниматься наукой, война окончится через три месяца”».
 
Направлен в офицерскую школу и через 3 месяца назначен старшим инструктором политотдела дивизии. В 1944 г. переведён лектором отделения агитации и пропаганды политотдела 6-й общевойсковой армии. Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах, в Польше, участвовал в захвате Шерпенского плацдарма, в битве на Днестре, форсировании Одера, осаде Бреслау. После победы был оставлен, как знающий немецкий язык, лектором политуправления Центральной группы войск для ведения разъяснительной работы с местным населением. В 1947 г. вернулся на преподавательскую работу на философский факультет МГУ.
 
Государственные награды: ордена – Дружбы (2004), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1974), «Знак Почёта» (1961), Красной Звезды (1944), Отечественной войны (II ст. – 1945, 1985).
 
Основные труды: «Возникновение марксизма – революционный переворот в философии» (1948), «Католическая философия империалистической реакции» (1954), «Немецкая классическая философия – один из теоретических источников марксизма» (1955), «Основные ступени процесса познания» (1957), «Карл Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма» (1958), «Неотомизм – философия современной реакционной буржуазии» (1959), «Основные черты современной буржуазной философии» (1960), «Марксистско-ленинское понимание свободы» (1967), «Философия Канта и современность» (соавт., 1974), «История диалектики. Немецкая классическая философия» (соавт., 1978), «Диалектический материализм и история философии. Историко-философские очерки» (1979), «Историко-философское учение Гегеля» (1982), «Основы теории историко-философского процесса» (соавт., 1983), «Рациональное и иррациональное» (1984), «Ленин. Философия. Современность» (1985), «Научно-философское воззрение марксизма» (1989), «Философия как история философии» (1999), «Кант и Гегель: опыт сравнительного исследования» (2008), «Метафилософия: теория историко-философского процесса» (2009), «Возникновение марксизма» (2011), «Амбивалентность философии» (2011), «Размышления. Изречения» (2013), учебное пособие «Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1948 г. Лекции» (1965).

«Я только начинал читать историю философии. Диамат-то я читал по Сталину, как дважды два четыре просто. Теодор Ильич пришёл ко мне на лекции и говорит: “Да ничего страшного, ты правильно все говоришь, но лектора из тебя не получится”. – “Почему?” – “А ты трепаться не умеешь”. Я стал посещать его лекции. Да... Ойзерман, конечно, мастер слова. Иовчук, кстати тоже, хотя философски малообразован... Константинов – “лирический марксист”, довольно умелый говорун. Вот Федосеев скучно говорил. Но Ойзерман выше их всех, да и философски куда как более подкован. Слушаю лекции: одну, другую, третью. Вслушиваюсь внимательно... А что он, собственно, сказал? Диалектика “Капитала”, как раз. “Ты знаешь, – говорю, – ты прав, лектор из меня не получится, потому что если бы я говорил то, о чем ты тут говорил полтора часа, у меня бы через 15 минут в горле пересохло. А ты заливал ой-ой-ой”».
(В.В.Соколов. Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова: страницы истории)