Шевырёв Степан Петрович

ШЕВЫРЁВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ (18(30).10.1806, Саратов – 8(20).05.1864, Париж, Франция), литературовед.
 
Студент Благородного пансиона Московского университета (1818–1822). Ученик И.И. Давыдова.
Доктор философии (1837, «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов»).
Академик отделения русского языка и словесности Санкт-Петербургской АН (1852, член-корреспондент с 1847).
 
Декан (1850–1855); ординарный профессор кафедры российской словесности и истории российской литературы (1850–1857), ординарный профессор кафедры педагогики (1851–1857) историко-филологического факультета. Декан (1847–1850); ординарный профессор кафедры российской словесности и истории российской литературы (1840–1850), экстраординарный профессор (1837) историко-филологического отделения философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история и теория русской поэзии; классическая филология; история искусства; история Средних веков. Путешествовал по Европе (1829–1832, 1838–1840, 1860–1864, Италия, Германия, Франция, Великобритания).
Возвращение С.П. Шевырёва в Россию совпало с началом деятельности министра народного просвещения С.С. Уварова, известного своим триединым принципом народного воспитания «Православие, Самодержавие и Народность». По его распоряжению С.П. Шевырёв был назначен адъюнктом на кафедру российской словесности и истории российской литературы Московского университета, а с 1840 г. начал читать университетский курс «История русской словесности, преимущественно древней». Это был первый систематический курс по истории древней русской литературы. Помимо скрупулёзно собранного научного материала, в нём нашли отражения идеи, выдвинувшие С.П. Шевырёва, наряду с И.И. Давыдовым и М.П. Погодиным, в число главных представителей славянофильства: проповедь смирения, идеализация допетровской Руси, трактовка древней Руси как единственного источника всех нравственных идеалов, попытка растворить историю государства и его культуры в истории церкви.
В 1844 г. начал чтение публичных лекций по истории древнейшей русской литературы, сокровищам древнерусской письменности, задуманных в противовес пользующимся необыкновенной популярностью лекциям по западноевропейской культуре Т.Н. Грановского. Развивал идеи противостояния «гниющего, бездуховного Запада» и высокодуховной, «слушающей слово Божье» Руси. В этом же ключе С.П. Шевырёв определял наиважнейшую задачу православной педагогики – создание русских воспитателей, руководствуясь тесной связью науки с христианским вероучением, тщательным изучением русского языка, отечественной истории («Вступление в педагогию», «О цели воспитания», 1851). В торжественном собрании университета произнёс речь: «Об отношении семейного воспитания к государственному» (1842), «О значении Жуковского в русской жизни и поэзии» (1853).
На основе своих университетских курсов по истории всеобщей литературы и теории поэзии опубликовал свои самые значимые научные труды – «История поэзии. В 2-х т.» и «Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов». В издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» был опубликован проект З.А. Волконской и С.П. Шевырёва «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете» (1831. №11. С. 385–399). Проект осуществлён не был, но содержавшаяся в нём идея нашла позднейшее воплощение в открытом И.В. Цветаевым при университете Музее изящных искусств.
 
Награждён Демидовской премией за сочинение «История поэзии. В 2-х т.» (1836, половинная).
 
1855 год. Заместитель председателя комитета по празднованию 100-летия Московского университета (1851–1855, председатель ректор А.А. Альфонский). К юбилею подготовил первую историю университета – «История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855» и «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета, за истекающее столетие, со дня учреждения января 12-го 1755 г., по день Столетнего Юбилея января 12-го 1855 г., составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 г., и расположенный по азбучному порядку. В 2-х ч.». Эти книги, во многом, опирались на уцелевшие после Московского пожара 1812 г. источники, собранные по инициативе И.М. Снегирёва и И.И. Давыдова. Они хранятся в Научной библиотеке МГУ и до настоящего времени служат десяткам поколений исследователей истории Московского университета. На юбилее выступил с речью «Обозрение 100-летнего существования Московского университета». По Шевырёву – история создания российского университета восходит к ключевой роли Петра I (основание Академии наук 22 января 1724 г. и университета при ней), а Московского – к его дочери императрице Елизавете и развивается в духе православия и народности.
 
Государственные награды: ордена – св. Анны (II ст. – 1848, 1851, III ст. – 1842), св. Владимира (IV ст. – 1846).
 
Основные труды: «Обозрение русской словесности в XIII в.» (1854); «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете. Проект» (соавт., 1831), «А.А.Прокопович-Антонский. Воспоминание, посвящённое воспитанникам университетского Благородного пансиона» (1848).
 
Литература: Петров Ф.А. С.П.Шевырёв – первый профессор истории российской словесности в Московском университете. – М.,1999; С.П.Шевырёв. Президентская библиотека. Управление делами президента РФ.