Портрет: Л.И.Поливанов

ПОЛИВАНОВ ЛЕВ ИВАНОВИЧ (27.02.(11.03.).1838, с. Загарино Сергачского уезда Нижегородской губ. – 11(23).02.1899, Москва), педагог, литературовед, филолог.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1861). Ученик Ф.И. Буслаева.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов методика русского языка и литературы в школе, литературная критика и перевод. Возникновение методики преподавания русского языка обычно связывают с книгой Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844), работавшего в то время старшим учителем 3-й московской реальной гимназии. В этой работе впервые в истории русской педагогики дана научно обоснованная методическая система. На первый план ставится осознанное усвоение учащимися материала, умение учащихся правильно использовать полученные знания в собственной речи, соединение «знаний и умений, учения и упражнения». Говоря о методах обучения, Ф.И. Буслаев выделяет два способа преподавания: ученик с помощью учителя сам доискивается до истины (эвристический метод) или же получает сведения о языке в готовом виде (догматический метод); при этом первому методу отдается предпочтение. Большое место отводится развитию речи учащихся, чтобы ученики научались «выражаться легко, благозвучно, ясно, определённо, с толком и со смыслом».
Л.И. Поливанов также считал основной целью уроков умственное развитие учащихся, пропагандировал филологическое изучение литературы. При обучении русскому языку уделял основное внимание установлению научных основ и принципов преподавания грамматики, выявлению значения и связей различных частей курса, выступал за исторический принцип в преподавании языка. Стремился сочетать анализ содержания литературного текста с анализом грамматического строя речи, обращая внимание учащихся на то, как форма изложения помогает раскрытию содержания, передаче смысловых оттенков, учил «ощупывать слово» (А. Белый).
С другой стороны, целью преподавателя-словесника, по его мнению, является не воспитание, не развитие эмоциональной сферы и художественного воображения, но логическое мышление и литературная речь учащегося, что возможно «лишь при действительном усвоении прозаических форм в самом широком смысле этого слова, то есть начиная элементарной техникой отрывистой и периодической речи и кончая полным умением облекать мысли в изящную форму, столь же разнообразную, как могут быть разнообразны предметы изложения».
Л.И. Поливанов составил фундаментальную «Русскую хрестоматию», три части которой были адресованы учащимся I–II классов (1870), III–IV классов (1875) и V–VIII классов (1878), и содержали специально подобранные короткие рассказы и стихи, образцовые в художественном отношении и интересные с точки зрения их языка и стиля: в том числе А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, И.И. Хемницера, В.А. Жуковского, Г.Х. Андерсена, Г.Э. Лессинга, А. Кантемира, С.Т. Аксакова. Учебное пособие давало обработанный методически разнообразный и содержательный материал для изучения и усвоения как слога отдельных писателей, так и литературных форм вообще.
Хрестоматия была удостоена малой премии императора Петра Великого «по русскому языку с церковно-славянским и словесностью и логике» (Министерство народного просвещения, 7-е присуждение).
«Нет ничего ошибочнее предположения, что ученик, приступивший к изучению логики после того, как полтора года не расширял области своих наблюдений над словесным выражением логической стороны образцовой прозы, сумеет освоиться с положениями этой науки настолько, чтобы легко признавать её законы в произведениях слова и сознательно применять их в своих сочинениях. Кто из преподававших логику не знает, как предательски скрыты железные обручи этой математической науки в формах изящной прозы? С полною уверенностью можно утверждать, что, кто не основал изучения словесности, на первых же шагах его, на логике, кто не вёл методически последовательно изучение прозаических форм рука об руку с ней во всё продолжение курса, тот не отучит уже своих учеников от привычки писать сочинения, как Бог на душу положит, подтасовывая наскоро составляемый “план”, нередко изготовленный уже после окончания сочинения»[1].
 
В гимназии царил культ А.С. Пушкина. Л.И. Поливанов являлся одним из крупнейших русских пушкинистов конца XIX века и вдохновенно читал его стихи.
«Осенью 1890 г. я держал экзамены в VI класс, в гимназию Поливанова. Все сошло добропорядочно. По русскому языку предложил мне Л.И. Поливанов изложить “Капитанскую дочку” Пушкина. Классическая гимназия Л.И. Поливанова, учреждённая то время, когда еще само правительство колебалось в выборе системы гимназического курса, с самого основания выработала своеобразный характер школы, где изучение древних языков и авторов приведено было в согласие с изучением языка и словесности русской. В этом направлении составлены и учебники, и пособия по родному языку Л.И. Поливанова, назначаемые им для гимназического курса», – вспоминал В.Я. Брюсов.
Ему вторил Лев Толстой, сын великого писателя и ученик Л.И. Поливанова:
«Кто из нас не помнит, с какой любовью и пониманием Лев Иванович, может быть в сотый раз в жизни, но все с той же свежестью чувства, читал перед нами стихи Пушкина? Кто не помнит, как он радовался хорошей и осмысленной передаче произведений наших классиков учениками и ценил такие ответы? Кто не помнит той горячности и страстности, с какими вообще он относился к своему главному излюбленному предмету – русской литературе? Потому-то русская словесность и вообще русский язык проходились в нашей гимназии так, как нигде».
 
«Сочинения А.С. Пушкина с подробными объяснениями их и сводом отзывов критики» в 5-ти томах под редакцией Л.И. Поливанова (1887) удостоились большой премии императора Петра Великого «по русскому языку с церковно-славянским и словесностью и логике» (Министерство народного просвещения, 12-е присуждение).
 
Автор учебника «Русские народные былины» (1888), вышедшего с посвящением:
«Дорогому наставнику, заслуженному профессору, ординарному академику Фёдору Ивановичу Буслаеву, в год истекающего пятидесятилетия его служения русской науке, искусству и школе, с чувством беспредельного уважения этот сборник былин посвящает благодарный его ученик».
 
Общественная деятельность. В 1868 г. открыл в Москве (и оставался директором до конца жизни) частную мужскую гимназию, получившую известность как «Поливановская» (ул. Пречистенка, 32).
Гимназическая программа была рассчитана на 9 лет. В I классе – Закон Божий, русский язык, чистописание, чтение, арифметика и французский язык. В II—IV – добавлялись латынь, немецкий, греческий языки, алгебра, геометрия, география, русская и всеобщая история. В V – появлялись курсы стилистики, теории литературы, истории античной литературы. В VI – риторика, фольклористика, древнерусская литература, физика. Два последних года преподавались история русской литературы, зарубежная литература, логика, начала высшей математики, космография. Во всех классах были рисование и гимнастика, а по многим дисциплинам велись факультативы.
Число гимназистов не превышало 200 человек. Поступали в неё дети московской профессуры, аристократии, крупных коммерсантов. Здесь учились сыновья медиков Ф.Ф. Эрисмана и В.Ф. Снегирёва, зоолога С.А. Усова, гистолога И.Ф. Огнёва, старший сын Л.Н. Толстого Лев.
Среди известных воспитанников: общественный и государственный деятель Г.Е. Львов (1881), поэты В.Я. Брюсов (1893) и А. Белый (1899), биологи А.Н. Северцов (1885) и С.И. Огнёв (1905), философ и богослов Н.М. Зёрнов (1917). Гимназия поддерживала устойчивые связи между воспитанниками после окончания курса. Существовало Общество бывших воспитанников Поливановской гимназии, его члены постоянно посещали занятия шекспировского кружка, принимали участие в спектаклях, бывали на традиционных субботниках. Они приходили студентами, приходили, окончив высшую школу, и нередко возвращались в гимназию в качестве преподавателей.
«Поливанов вложил в свою школу живую душу, поднял и удержал эту школу выше обычной казённости и умел зажигать в своих воспитанниках искры того огня, который горел в нём самом. Вышедшие из Поливановской гимназии не только сохраняли о ней самое теплое воспоминание, но и оставались с Львом Ивановичем и его сотрудниками в тесной личной дружбе», – Вл.С. Соловьёв, оставивший эти яркие строки, не был «поливановцем», но дружил с Л.М. Лопатиным и его старшим братом Николаем, ставшими учениками первого набора гимназии.
 
Преподавательский состав набирался из университетских выпускников. С историко-филологического факультета – философ и логик Л.М. Лопатин (1879), филолог-классик, преподаватель латыни М.М. Покровский (1891), филолог-словесник Л.П. Бельский (1878), историк Ю.В. Готье (1895); выпускник Санкт-Петербургского университета, физик и математик Н.И. Шишкин.
Л.И. Поливанов вёл латынь в I классе, а русский язык и словесность начиная со второго и до самых старших классов.
«Льва Ивановича Поливанова, учившего ощупывать слово, я не мыслю себя ни в какой иной гимназии, кроме Поливановской; один факт встречи с Л.И. Поливановым считаю счастьем. Поздней, восьмиклассником, я логике учился у Лопатина; получая сплошные пятерки; странно: у него было скучно учиться; Поливанов, преподававший логику в седьмом классе, логику мне зажёг; логика Лопатина мне вовсе потухла. Лев Иванович поражал воображение: всех воспитанников (от приготовишек до восьмиклассников) … поражал воображение всех, приходящих с ним в конкретное соприкосновение. Воспоминания о Льве Ивановиче оттого так трудны, что они сводятся не к описанию этой неописуемой внешности, точно соскочившей с потолка Сикстинской капеллы, а к воспоминаниям эффектов возжжения им в нас, “воспитанниках”, разного рода “любвей”; градация этих “любвей” – градация классов; в каждом на что-нибудь открывались глаза; в третьем классе на скульптуру фразы (и под формою этой эстетики прояснялся синтаксис); в четвёртом – превращения “юсов” лишь – портал, под которым мы проходили для восприятия красот “Слова о полку Игореве”; в пятом – огромной трубою Поливанов-трубач нам вструбливал Шиллера, гёттингенскую душу и высокое, чистое отношение к женщине. Каждый класс – новое действие раскрытия нам живого слова; и Поливанов нёсся с каждым из классов сквозь классы, опять для себя переживая заново основные свои увлечения: римской историей, эстетикой синтаксиса, учением о драме Аристотеля, чтобы в восьмом классе добить уже усатых молодых людей: любовью к Пушкину», – А. Белый посвятил Л.И. Поливанову главу в своей книге-воспоминании «На рубеже двух столетий». Кроме того, в сборнике «Москва» (1928) он создал образ директора гимназии Льва Петровича Веденяпина, основанный на чертах характера Льва Ивановича.
Гимназия была закрыта в 1918 г.
 
 
Литература: Ашукин Н.С., Щербаков Р.Л. Брюсов. – М., 2006. Серия ЖЗЛ; Белый А. На рубеже двух столетий. – М., 1989; Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы.

[1] Поливанов Л.И. О хрестоматии как пособии при учении отечественному языку в старших классах средних учебных заведений. Из предисловия к первому изданию. URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303004