ЭС: И.А.Ильин

ИЛЬИН ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ (28.03.(9.04.)1883, Москва – 21.12.1954, Цолликон, Швейцария), философ, публицист, общественный деятель.
 
Окончил юридический факультет Московского университета (1906). Ученик П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого.
Магистр и доктор философии (1918, «Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека»).
 
Профессор юридико-политического/правового отделения факультета общественных наук (1919–1922). Профессор кафедры энциклопедии права и истории философии права (1918–1919) юридического факультета. Действительный член Института научной философии при факультете общественных наук (1921–1922). Работал в Московском университете с 1909 г.
Председатель Московского психологического общества при МГУ (1921–1922).
 
В Московском университете. Окончил Первую мужскую гимназию, одну из старейших в Москве. Среди её питомцев будущие профессора и выпускники Московского университета: ректоры – Н.П. Боголепов (1864), Г.А. Иванов (1846), С.М. Соловьёв (1838), И.Д. Удальцов (1903); экономист Н.И. Бухарин (1906), историк П.Н. Милюков (1877), химик С.С. Намёткин (1896), физик Н.А. Умов (1863), филолог А.Н. Шварц (1864, министр народного просвещения).
Влияние на выбор профессии оказал отец, окончивший Московский университет в 1874 г. и служивший присяжным поверенным.
«Учиться на юридический факультет я пошёл скрепя сердце, – вспоминал И.А. Ильин. Поступая в университет, я мечтал о филологическом факультете. Отец мой настаивал на поступлении в инженерное училище, к коему я питал отвращение. Под его влиянием я в 8-м классе гимназии вёл даже добавочные занятия по математике, работая у Д.А. Бема. В аттестате зрелости, ввиду моего указания на инженерное училище, пометили даже особую одарённость к математическим наукам, чего в действительности вовсе не было. Я только овладел геометрическим и алгебраическим созерцанием под влиянием талантливейшего преподавателя Фёдора Семёновича Коробкина и давал хорошие ответы. Летом отец, заметив мое противление и депрессивное состояние, согласился отказаться от своего требования, но с условием, чтобы я поступил студентом не на филологический факультет, а на юридический… Заинтриговал только Новгородцев, читавший энциклопедию права, как своего рода мало понятное введение в философию идеализма».
Три брата Ивана Ильина также окончили юридический факультет.
 
Под руководством П.И. Новгородцева студент второго курса И.А. Ильин начал осваивать азы философии по классическим произведениям древнего и нового времени. Особенно сильное впечатление произвели на него Платон, Кант, Фихте и Шеллинг, философским системам которых он посвятил свои ученические работы, проявляя «совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединённую с величайшей преданностью избранной им специальности».
Строгий учитель сразу отметил «вдумчивого ученика, увлечённого предметом своих занятий… удачно соединяющего известный обобщающий дар со способностью прилежного и тщательного анализа… Все данные заставляют считать, что из него выработается не только дельный преподаватель, но и даровитый учёный, который сделает честь воспитавшему его университету».
Наряду с работой в философском семинаре П.И. Новгородцева, принимал участие в Студенческом историко-философском обществе, созданным по инициативе С.Н. Трубецкого, изучал историю кооперативного движения и фабричного дела в России у И.Х. Озерова.
«Подготовка Ильина оказалась одинаково серьёзной как в юридических дисциплинах, по которым ему пришлось подвергаться испытанию, так и в области философии права». В конце мая 1906 г. он получил диплом 1-й степени об окончании юридического факультета с предложением остаться для подготовки к профессорскому званию по кафедре энциклопедии права и истории философии права.
Через 12 лет – 18 мая 1918 г. И.А. Ильин защищал магистерскую диссертацию по первому тому своего труда «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Буквально за минуты до начала защиты издатель книги Г.А. Леман-Абрикосов привёз для вручения членам совета только что напечатанный второй том. По итогам защиты и, «принимая во внимание появление второго тома», соискателю сразу присудили докторскую степень.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психология, философия Гегеля, правоведение, государственное устройство Российского государства. Стажировался в Гейдельбергском, Фрейбургском, Берлинском, Гёттингенском университетах у крупнейших философов Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля (1911–1912).
Всё эмигрантское творчество И.А. Ильина посвящено России, её грядущему духовному возрождению. Он не только не сомневался в падении большевистского режима, но и написал ряд статей с предостережениями, как после самоизживания коммунистической власти защититься от атак «міровой закулисы» на ослабевшую Россию, подготовил и проект «Основного закона России» (1938). В проекте нашли свою реализацию все конституционно-правовые идеи философа. Исходя из положения, что государство есть инструмент, который совершенствует общество и ответственно за судьбы народа, объявлял Россию правовым союзом, в котором каждый гражданин будет иметь свои права и обязанности, причём праву должны быть подчинены «все без исключения». Общие интересы ставились выше частных.
Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие.
Являлся активным пропагандистом Белого движения, рассматривая его как духовный подвиг служения родине – «мыслью и любовью обращаюсь к вам, белые воины, носители православного меча, добровольцы русского государственного тягла». В многочисленных публичных выступлениях представлял Белую армию победительницей, избравшей путь сохранения православной веры и поклонения русским святыням, путь, представлявший собой «смертельно опасное дело», под мечом пролетарской революции. Вступая в полемику с тезисом Л.Н. Толстого «о непротивлении злу насилием» опубликовал работу «О сопротивлении злу силою» (1925), в которой дал свои ответы на вопросы, «что есть зло? и что есть добро?» «можно ли применить силу, чтобы остановить зло?», «где грань допустимого оправдания применения силы?», «как вести себя при встрече с социальным и моральным злом?» и множество других. Н.А. Бердяев (выпускник Киевского университета), также высланный в 1922 г. на «Философском пароходе», подверг критике эти рассуждения в статье «Кошмар злого добра» (1926).
Свои взгляды на общую теорию государства и его функции изложил в работах «О сущности правосознания», «Путь духовного обновления», опубликованных посмертно. Обосновал идею первостепенной роли государства в процессе морального совершенствования человечества. Полагал, что для каждого народа существует своя оптимальная форма государства. Предложил систему «аксиом власти», согласно которым можно было оценить её эффективность, в том числе: правовую полномочность и духовную компетентность власти, привлечение лучших людей к власти, следование власти единой цели и общему национальному интересу.
Применительно к России: ей необходима сильная государственная власть (при этом не военная, бюрократическая или полицейская), что обусловлено огромной территорией, многообразием национальным и религиозным и так далее. Глава государства должен стать связующим звеном, символом примирения и общенародного согласия. Слабую власть называл самообманом, а сильная власть диктаторского типа должна вобрать в себя лучшие черты демократии.
 
Первая мировая война. Согласно секретному циркуляру военного министерства преподаватели вузов освобождались от воинской повинности. И.А. Ильин, соответственно, не был призван в действующую армию, однако в стороне не остался. В октябре 1914 г. под руководством Е.Н. Трубецкого в Москве было организовано чтение публичных лекций по «идеологии войны». Первая лекция приват-доцента И.А. Ильина называлась «Духовный смысл войны», затем в заседании Московского психологического общества последовал доклад «Основное нравственное противоречие войны». В дальнейшем эти выступления стали основой книги «О сопротивлении злу силою» (1925).
В статьях и письмах, написанных в годы Первой мировой И.А. Ильин не скрывал своего отрицательного отношения к любой подобной бойне. Однако при этом он выражал твёрдое убеждение в том, что в условиях, когда Россия оказалась втянутой в войну, совершенно недопустимым является распространение в русском обществе пораженческих настроений.
 
«Философский пароход». Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. воспринял как катастрофу.
«Отпадение старой власти создало в революционных кругах уверенность, что властвовать от лица государства уполномочен всякий, кто захочет. Полномочие править и повелевать стало рассматриваться как бесхозная вещь, которая может принадлежать всем и каждому, первому, кто её подберёт и захватит», – писал он в октябрьской статье «Чего ждать?» (1917).
Известно о шести арестах И.А. Ильина и о двух судах над ним, окончившихся освобождением за недоказанностью вины. Приводится также факт благотворного вмешательства В.И. Ленина в судьбу учёного. А именно, 24 августа 1918 г. один из профессоров Московского университета историк А.И. Яковлев, сын чувашского просветителя Ивана Яковлева, бывшего другом семьи Ульяновых, обратился с просьбой к В.И. Ульянову-Ленину прекратить дело. Высоко ценивший не только философию Гегеля, но и труды Ильина, только что защитившего диссертацию по этой теме, вождь мирового пролетариата вмешался – один раз.
В документах по делу Ильина приводится протокол одного из последних допросов:
«– Скажите, гр-н Ильин, Ваши взгляды на структуру Советской власти и на систему пролетарского государства.
– Считаю Советскую власть исторически неизбежным оформлением великого общественно-духовного недуга, назревшего в России в течение нескольких сот лет.
– Ваши взгляды на задачи интеллигенции и так называемой общественности.
– Задача интеллигенции воспитать в себе новое мировоззрение и правосознание и научить ему других; задача старой русской общественности – понять свою несостоятельность и начать быть по-новому.
– Скажите, Ваши взгляды на политику Советской власти в области высшей школы и отношение к реформе её.
– Высшая школа прошла при Советской власти целый ряд реформ; боюсь, что в результате этих сломов от высшей школы останется одно название. На высшее учебное заведение Советская власть смотрела всё время не как на научную лабораторию, а как на политического врага».
 
Выслан из Советского Союза в 1922 г. на «философском пароходе». К этому времени относится один из известнейших портретов И.А. Ильина – «Мыслитель», написанный художником М.В. Нестеровым.
 
Основные труды: «Понятия права и силы» (1910), «Общее учение о праве и государстве. Ч. 1» (1915), «Проблема оправдания мира в философии Гегеля» (1916), «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. Учение о Боге» (1918); Собрание сочинений в 10-и т. (сост. Ю.Т. Лисица, 1993–1999); Собрание сочинений. Доп. Т. 1 «Дневник. Письма. Документы. 1903–1938» (сост. Ю.Т. Лисица, 1999); Собрание сочинений. Доп. Т. 2 «Письма, мемуары. 1939–1954» (сост. Ю.Т. Лисица, 1999).
 
Память. После 1938 г. И.А. Ильин переехал из Германии в Швейцарию, где и скончался. В 2005 г. его останки были перезахоронены на кладбище Донского монастыря в Москве.
Творческое наследие учёного не было в достаточной мере издано при его жизни. Основная его часть сохраняется в архивах разных стран.
«Мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю – одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам... И моё единственное утешение вот в чём: если мои книги нужны России, то Господь сбережёт их от гибели, а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».
26 мая 2006 г. в Научную библиотеку МГУ в соответствии с завещанием И.А. Ильина поступил его архив, переданный Университетом штата Мичиган. В американский университет бумаги попали в середине 1960-х гг. благодаря философу Н.П. Полторацкому, ученику И.А. Ильина, вывезшему их в США после смерти учителя.
МГУ принял на хранение 88 коробок документов и писем, 12 коробок книг – весом около 500 кг. Обработка архива поручена Российскому фонду культуры.
9 апреля 2008 г. в ознаменование 125-летия со дня рождения на Старом здании МГУ (Моховая, д. 11, стр. 1) открыта мемориальная доска с именем И.А. Ильина.
 
Литература: Ермичев А.А. И.А.Ильин и В.И.Ленин. Об одном факте двух биографий. URL: https://leninism.su/lie/4292-i-a-ilin-i-v-i-lenin-ob-odnom-fakte-dvukh-b... Киселёв А.Ф. Идеолог Белого движения: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ideolog-belogo-dvizheniya-i-ilin; Томсинов В.А. Мыслитель с поющим сердцем. Судьба и творчество Ивана Александровича Ильина. URL: https://scicenter.online/teoriya-gosudarstva-prava-scicenter/myislitel-p... Воспоминания Г.А.Лемана-Абрикосова о философе Иване Ильине. URL: http://abrikosov-sons.ru/vospominaniya_g.a._lemena-abrikosov; Иван Александрович Ильин (1883–1954). URL: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/ilyin; Иван Александрович Ильин (1883–1954). Биографический очерк. URL: http://lawdiss.org.ua/books/a1901.doc.html#sub_4600
Е.В. Ильченко
***
Михаил Нестеров писал в 1940 г. в предисловии к своим мемуарам: «Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью. И в портретах моих, написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их».
Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. В нём художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.
Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография, иногда – портрет-символ. Часто он решается художником как картина, со включением нестеровского пейзажа-настроения или интерьера, заполненного «говорящими» вещами, способствующими постижению образа.
 
В своих портретах-обобщениях Нестеров часто прибегал к приёмам нового стиля: отбору и утрировке определённых черт модели, выявляющих её сущность, выразительности силуэта или характерности жеста, доходящих до гротесковой остроты, декоративной стилизации, музыкально-ритмической организации полотна, одухотворенному колориту. Проблемы передачи сходства или чисто художественные задачи не становились для Нестерова самодовлеющими, они подчинены выражению поэтического мира героя.
Одним из портретов-обобщений стал портрет Ивана Ильина, названный автором «Мыслитель».

1921–1922 гг. «Мыслитель». Портрет И.А. Ильина. Худ. М. Нестеров