Портрет: В.Н.Топоров

ТОПОРОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (5.07.1928, Москва – 5.12.2005, Москва), лингвист, литературовед, семиотик, мифолог.
 
Кандидат филологических наук (1955, «Локатив в славянских языках»). Доктор Honoris causa Вильнюсского университета (1989).
Академик отделения литературы и языка (теории культуры и искусствоведения) АН СССР/РАН (1990).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов сравнительно-историческое языкознание; русская духовная культура, фольклор, мифология и религия; семиотика; славистика, балтистика, индоевропеистика, поэтика и культурология.
Вместе с В.В. Ивановым выдвинул теорию индоевропейского «основного мифа», создав гипотетическую реконструкцию исходного мифологического сюжета – борьбы бога-громовержца со хтоническим змееподобным существом. Предложенная исследователями реконструкция опирается на данные древней сакральной литературы, фольклорные и летописные источники, языковую семантику, этимологию и топонимику. В отечественной гуманитарной науке того времени она отличалась новаторским подходом, в том числе использованием в качестве основного структурного метода французского антрополога К. Леви-Стросса и исследований российско-американского лингвиста Р.О. Якобсона.
Реконструировал балто-славянский языческий пантеон и мифологию. Подробно изучил этимологию прусского языка и мифологию пруссов, которая до этого была известна лишь по разрозненным сообщениями различных источников. Нашёл прямое иранское соответствие былине о Святогоре, а также сходство древнеиндийского мифа о первочеловеке Пуруше с мотивами древнерусской «Голубиной Книги».
Предпринял первую попытку комплексного описания языка пали с помощью структурных методов (соавтор) и выполнил первый перевод (1960) на русский знаменитого буддийского трактата «Дхаммапада», возобновив научную серию «Bibliotheca Buddhica», прерванную в 1938 г., а вместе с ней – изучение буддизма в отечественном востоковедении.
Сопоставляя различные религиозные и мифологические символы, пришёл к идее существования на раннем этапе истории человечества особой «эпохи мирового древа», обнаружив её символику не только во всех мировых религиях, но и в древних мифологических системах, в шаманистских представлениях современных северных народов.
Занимался изучением финно-угорской и иранской топонимики на территории расселения восточных славян, историей святости в русской культуре. Проследил происхождение этого феномена, исконное значение слова «святость» и роль мифопоэтического субстрата, на основе которого формировалось данное понятие.
 
В области истории русской литературы изучал творчество А.А. Ахматовой, А.А. Блока, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.А. Кондратьева, М.Н. Муравьёва, А.С. Пушкина; основоположника литовской литературы – писателя и книгопечатника Мартинаса Мажвидаса.
Ввёл и обосновал понятие «петербургского текста» русской культуры. Работы, посвященные рассмотрению этого концепта, охватили широкий диапазон текстов от художественных произведений Ф.М. Достоевского до настенных граффити.
Лауреат литературной премии Андрея Белого «за обнаружение и расшифровку зыбкого петербургского палимпсеста в книге “Петербургский текст русской литературы”, за революционные методологические достижения, не отлившиеся в догму» (2003).
Один из основателей Тартусско-московской семиотической школы.
 
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры за фундаментальное исследование «Мифы народов мира. В 2-х т.» (1990, соавт.). В знак протеста против событий в Вильнюсе 13 января 1991 г. от премии отказался.
Лауреат литературной премии А.И. Солженицына «за исследования энциклопедического охвата в области русской духовной культуры, отечественной и мировой литературы, соединяющие тонкость специального анализа с объёмностью человеческого содержания; за плодотворный опыт служения филологии национальному самопознанию в свете христианской традиции» (1998).
 
Государственные награды: орден Почёта (1997).
 
Награды иностранных государств: ордена – «Великого князя Литовского Гядиминаса/Didžiojo Lietuvos kunigaikščio Gedimino ordinas» (Литовская Республика, 1999), «Трёх звёзд/Triju Zvaigžņu ordenis» (Латвийская Республика, 2002).
 
Основные труды: «Санскрит» (соавт., 1960), «Локатив в славянских языках» (1961), «Язык пали» (соавт., 1965), Славянские языковые моделирующие семиотические системы» (соавт., 1965), «Исследования в области славянских древностей» (соавт., 1974), «Прусский язык. Т.1–5» (1975–1990), «Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1–2» (1995–1998), «Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического» (1995), «Петербургский текст русской литературы» (2003), «Исследования по этимологии и семантике. Т. 1–4» (2004–2010).
 
Литература: Иванов В.В. В.Н.Топоров (5.07.1928 – 5.12.2005) // Одиссей: человек в истории. – М., 2006.С. 471–477; Кафедра русской литературы Тартуского университета. Памяти В.Н.Топорова.