ЭС: Р.В.Хохлов
Окончил физический факультет МГУ (1948). Кандидат физико-математических наук (1952). Доктор физико-математических наук (1961, «Метод поэтапного упрощения укороченных уравнений и его применение к некоторым проблемам радиофизики»). Профессор (1963).
Академик отделения общей физики и астрономии (квантовая электроника) АН СССР (1974, член-корреспондент с 1966).
Заведующий кафедрой волновых процессов (1965–1977), заведующий лабораторией нелинейных оптических процессов (1962–1977) физического факультета.
Ректор (1973–1977).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория колебаний и волн, радиофизика, квантовая электроника, акустика, лазерная физика, рентгеновская и гамма-оптика, фотохимия, биофизика. Стажировался в Стэнфордском университете (США, 1959–1960).
Первые научные статьи по теории колебаний, получившие высокую оценку Л.Д. Ландау и В.А. Фока, опубликовал на IV курсе. В работе «К теории захватывания при малой амплитуде внешней силы» развил метод (метод Хохлова), значительно расширивший число задач нелинейной теории колебаний, решаемых аналитически. С конца 1950-х гг. начал разрабатывать физику волновых систем. Создал чёткую классификацию нелинейных волновых процессов, предложил регулярный математический аппарат и решил ряд основных для нелинейной оптики и нелинейной акустики задач (1961). Метод положил начало новому этапу развития физики волновых процессов и является сегодня математической базой для исследования нелинейных волновых процессов различной физической природы, включая световые и акустические волны, волны в плазме.
В области лазерной физики выдвинул идею параметрических усилителей и генераторов света (1962, совместно с С.А. Ахмановым) – совершенно новых оптических устройств, генерирующих мощное когерентное излучение с плавно перестраиваемой частотой и уникальными корреляционными свойствами. Генераторы совершили революцию в оптической спектроскопии и открыли новые возможности в изучении воздействия оптического излучения на вещество. Именно эти устройства были призваны дать наиболее общее и полное решение задачи о превращении излучения, идущего от лазера или какого-то другого источника монохроматических оптических волн, в световую волну с любой нужной частотой. Идея Р.В. Хохлова и С.А. Ахманова заключалась в том, чтобы «возложить обязанности» обеспечения нужного изменения параметров среды на сам свет. В «линейной» оптике это принципиально невозможно. Параметрические оптические устройства основаны именно на том, что сильная световая волна вызывает весьма быстрые периодические изменения показателя преломления. Поскольку частота изменения показателя преломления задаётся самой световой волной, то открывается возможность вторжения в оптический диапазон. Физика получила строгий математический аппарат для решения реальных «нелинейных» оптических задач. Первый оптический параметрический генератор был создан под руководством Р.В. Хохлова в 1965 г.
Организатор кафедры волновых процессов, основной задачей которой ставилось исследование природы акустических и световых волн в диапазоне от инфракрасного до ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучения. Совместно с учениками развивает направления по изучению селективного воздействия мощного лазерного излучения на вещество, лазерной фотобиологии, лазерной спектроскопии, лазерному зондированию, контролю состояния окружающей среды.
Лауреат Ленинской премии за исследования нелинейных когерентных взаимодействий в оптике (1970, соавт.).
Лауреат Государственной премии СССР за цикл «Разработка физических основ нелинейной акустики и её приложений» (1985, посмертно).
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за исследование волновых нелинейных процессов в радиофизике и оптике (1964, соавт.).
Административная деятельность. Перед вступлением в ректорскую должность Р.В. Хохлов около 10 лет работал в партийном комитете МГУ, тесно контактируя с представителями всех факультетов. Как руководитель университета отдавал приоритет развитию межфакультетских связей, открывая научно-исследовательские проблемные центры и лаборатории, поддерживая комплексные экспедиции. Была создана сеть научных координационных советов, призванных структурировать научный процесс, в том числе по решению – социально-экономических и философских проблем экологии, взаимодействия человека и биосферы, по вопросам демографии, молекулярной биологии, освоения территории БАМ, коммунистического воспитания молодёжи.
«Если говорить о перспективах, о развитии науки в Московском университете, то они непосредственно связаны с коренными особенностями университета как научного и учебного заведения. Под его крышей собираются разные науки. У каждой своя сфера действия, свой подход к изучению мира. Но такое разделение, в известной мере, искусственно. Природа едина в своей сущности. Не потому ли на пограничных полюсах часто и совершаются блестящие прорывы в область непознанного!».
Самым крупным преобразованием стало фактическое разделение биолого-почвенного факультета на два самостоятельных факультета – биологический и почвоведения. Это решение, обсуждаемое ещё при И.Г. Петровском, значительно укрепило позиции почвоведения, улучшило условия для дальнейшего развития биологии, почвоведения и совершенствования подготовки специалистов в этих областях, способствовало концентрации научных и педагогических кадров на решении важных народнохозяйственных задач.
По инициативе ректора началась разработка современных образовательных программ, соответствующих задаче интеграции университетского знания:
«Это, пожалуй, даже не просто изменение программ, а создание новой стратегии подготовки специалистов. В вольном изложении она может звучать так: “Максимум общих фундаментальных знаний за счёт сокращения конкретных знаний” … Хочу сразу же предупредить: фундаментальные знания – это не некая абстракция, не полупрозрачная вуаль, за которой то ли что-то есть, то ли ничего нет … То, что в данном случае вкладывается в понятие “фундаментальные знания”, – это те же конкретные знания, но в более концентрированном виде».
Университет активно взаимодействовал с промышленными организациями страны, используя результаты фундаментальных исследований для решения тех или иных прикладных проблем. Были заключены договоры с предприятиями Авто-ЗИЛ, «Красный пролетарий», «Москабель», «Красная заря», Автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Сотрудники университета решали не только отдельные частные вопросы, но ориентировались на долговременную систему мер по подъёму научно-технического и культурного уровня производства.
«Диапазон поиска чрезвычайно широк. Он включает в себя, в частности, изобретение оригинальных методов обработки материалов, открытие неизвестных прежде явлений, позволяющих по-новому подойти к совершенствованию существующих производственных процессов. Решаются проблемы взаимоотношения человека и машины. Например, для Первого часового завода нашими психологами разработана система обучения операторов поточных линий. С её помощью людям легче будет входить в мир сложной техники … Одна из важных работ ведётся Институтом механики совместно с управлением по проектированию образцового перспективного жилого района ГлавАПУ Москвы. Изучаются аэродинамика обтекания воздушными массами района Северное Чертаново, нагрузки на строящиеся там высотные дома при различных направлениях ветра».
В 1975 г. страна отмечала 30-летие Победы в Великой Отечественной войны. Перед 1-м учебным корпусом гуманитарных факультетов состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Вечный огонь», посвящённого погибшим студентам и преподавателям университета. Вышло первое издание книги «Московский университет в Великой Отечественной войне» (3-е изд. 2015).
На проспекте Вернадского было построено новое студенческое общежитие на 2400 мест, получившее название «Дом студента на Вернадского» (ДСВ).
Как дальновидный руководитель и организатор науки, Р.В. Хохлов сумел верно определить вектор развития университета на десятилетия вперед:
«Что сказать о Московском университете, каким он будет в ближайшие десятилетия? У нас есть конкретный план пятнадцатилетнего развития – до 1990 г. Но, по-видимому, этот план в основном определит картину на 2000 г. Если говорить о материальных вещах, университет разрастётся, его здания составят целый район города. Но он будет расти не только экстенсивно – как центр образования, науки, послевузовского обучения, центр просвещения широких слоёв населения».
Великая Отечественная война. В 1941 г. после окончания 7-го класса работал на оборонных работах в 79-м Военно-полевом строительстве (август – октябрь). В 1943 г. работал в московских авторемонтных мастерских, одновременно обучаясь в вечерней школе для подготовки к сдаче экстерном экзаменов за курс средней школы. Поступил на авиамоторный факультет Московского авиационного института. Работал на рыбинском заводе №36 по заданию Народного комиссариата авиационной промышленности (март – август). В апреле 1945 г. перешёл на II курс физического факультета МГУ, сдав ряд математических дисциплин.
Государственные награды: ордена – Ленина (1975), Трудового Красного Знамени (1967).
Основные труды: «Проблемы нелинейной оптики. Электромагнитные волны в нелинейных диспергирующих средах» (соавт., 1964).
Память. В соответствии со специальным постановлением Совета министров СССР №82 от 3 февраля 1978 г. «Об увековечении памяти академика Р.В. Хохлова» в МГУ были учреждены две ежегодные стипендии имени Р.В. Хохлова для студентов-отличников физического факультета МГУ.
Его имя присвоено улице, прилегающей к Главному зданию МГУ между Мичуринским проспектом и проспектом Вернадского, лаборатории нелинейной оптики (Ленинские горы, д.1, стр. 62), Центральной физической аудитории физического факультета и ежегодному конкурсу научных работ молодых учёных.
Литература: Григорьев В.И. Рэм Викторович Хохлов. – М., 1981; Девяткова Л.И. Академик Р.В.Хохлов – ректор Московского университета. – М., 2005.
***
Корпус нелинейной оптики (Ленинские горы, д.1, стр. 62). В 1981 г. здесь была открыта мемориальная доска с именем Р.В. Хохлова
|