ЭС: С.Л.Рубинштейн

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (6(18).06.1889, Одесса Одесского уезда Херсонской губ., Российская империя – 11.01.1960, Москва), философ, психолог.
 
Окончил Марбургский университет (1913). Ученик Г. Когена, П. Наторпа.
Доктор философских наук (1914, «К проблеме метода»). Доктор педагогических наук (1937, без защиты диссертации). Профессор (1937).
Член-корреспондент отделения истории и философии (психология) АН СССР (1943).
Академик отделения психологии АПН РСФСР (1945).
 
Профессор (1942–1949; 1953–1958), заведующий кафедрой психологии (1942–1949) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, психология эмоций, темперамента, способностей, история психологии.
Один из основоположников психологической теории деятельности. Фундаментальный принцип единства сознания и деятельности изложен С.Л. Рубинштейном в ранней работе «Принцип творческой самодеятельности» (1922) – «человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической; поэтому психика и изучается через её проявления в такой деятельности». Учёный стремился преодолеть конфликт между объективностью знания и творческой самодеятельностью субъекта. По его мнению, между ними нет антагонизма: объективность не только не исключает, а, наоборот, предполагает творческую самодеятельность, поскольку объективное знание не должно быть пассивным созерцанием непосредственной данности; оно является конструктивным, создаваемым в ходе творческой самодеятельности. Раскрывая диалектику объективного и субъективного, он показал, что чем более активен в своей деятельности субъект, тем более объективным становится конструируемое им знание об объекте. В деятельности личности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции. Действие – это «единица» деятельности, а практическое действие – первичная форма мышления. Полагал, что деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» – поступок. В деятельности и других видах активности субъекта вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами), считая его основным способом существования психического.
Сформулировал общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе, педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. Разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического; раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Занимался исследованиям проблем эмоций, памяти, восприятия, речи.
 
С.Л. Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания психологии не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. Специальные курсы по психологии вошли в учебные планы философского и филологического факультета во время Великой Отечественной войны. В 1946 г. на филологическом факультете было создано отделение логики, психологии и русского языка. С.Л. Рубинштейн руководил становлением специализации на обоих факультетах. Он пригласил на работу П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского.
 
Лауреат Государственной премии СССР за книгу «Основы общей психологии» (1942).
 
Великая Отечественная война. Заведующий кафедрой психологии Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена (1930–1942). До марта 1942 г. оставался в осаждённом Ленинграде, организуя работу института по жизнеобеспечению и охране города. Эвакуирован в Кисловодск, затем в Москву. Директор Психологического института (1942–1945).
 
1949 год. Освобождён от работы на кафедре по обвинению в космополитизме. С той же формулировкой с исторического факультета был уволен его брат Н.Л. Рубинштейн.
 
Государственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1945).
 
Основные труды: «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934), «Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Человек и мир» (1973, работа написана в 1958–1959), учебное пособие «Основы психологии» (1935).
 
Литература: Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности; Семёнов И.Н. C.Л.Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, №3. С. 63–89; С.Л.Рубинштейн. НПБ имени. К.Д.Ушинского.