МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

 
8(19).11.1711 – 4(15).04.1765
 
 
М.В. Ломоносов и Московский университет
1748–1750
Знакомство с И.И. Шуваловым
19.05.–19.07. 1754
Письмо И.И. Шувалову с кратким планом Московского университета. Совместная разработка проекта
14.02.1755
Ученики М.В. Ломоносова – магистры А.А. Барсов, Н.Н. Поповский и Ф.Я. Яремский переведены в университет
26.04.1755
Торжественное открытие Московского университета, на которой выступают Н.Н. Поповский (о пользе Философии) и А.А. Барсов («О пользе учреждения Московского университета»)
10.07.1756
Чтение на заседании Конференции Санкт-Петербургской АН «Проекта регламента для московской гимназии»
08.1757
В типографии Московского университета издан первый том сочинений М.В.Ломоносова (вторая книга вышла в 1759 г.). В отличие от академического издания 1751 г., оно содержало не только стихотворные, но и научные, научно-популярные, публицистические произведения, ранее не известные широкому читателю
12.1759
Беседа М.В. Ломоносова с лучшими учениками университетской гимназии в доме И.И. Шувалова в Санкт-Петербурге 
 
 
Масштаб личности М.В. Ломоносова поражает. О его вкладе в науку, культуру, образование писали многие выдающиеся отечественные деятели: С.Т. и К.С. Аксаковы, В.Г. Белинский, С.И. Вавилов, В.И. Вернадский, Н.В. Гоголь, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, М.К. Любавский, Г.В. Плеханов, М.П. Погодин, А.С. Пушкин, А.Н. Радищев, С.М. Соловьёв, К.А. Тимирязев, А.Е. Ферсман, Н.Г. Чернышевский, О.Ю. Шмидт. В их высказываниях М.В.Ломоносов предстаёт перед нами как национально-российское явление.


«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».
(Пушкин А.С. О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова)
Сложность его натуры проявилась ещё в детстве. В то время, когда свободные от выходов в море, холмогорские подростки дрались на кулачках или строили снежные крепости, юный Ломоносов пристрастился к чтению. Любовь к русскому языку он пронёс через всю жизнь. И как истинный гений он совершенно преображал то, к чему прикасался. Интерес к словесности и поэзии привёл его к созданию современного русского литературного языка и совершенно новому способу стихосложения.
 
Интерес к поэзии сблизил его с И.И. Шуваловым. Благодаря этой встрече был основан Московский университет. Письмо М.В. Ломоносова к И.И. Шувалову 1754 г. определило «краткий план» университета – цель создания, структуру, штаты. Указало на гимназию при университете как на источник внутреннего его развития.
М.В. Ломоносов предложил положить в основу первого российского университета, три классических факультета того времени – философский, медицинский и юридический. Философский факультет давал общее образование, включавшее основы, как естественных, так и гуманитарных наук.
 
Университетская гимназия играла роль «пашни». В «Проекте регламента для московской гимназии» М.В. Ломоносов определил правила приёма «абитуриентов», их социальный состав, выстроил классно-урочную систему обучения, продумал материальное и бытовое обеспечение гимназистов и студентов. Крестьянский сын М.В. Ломоносов преодолел немало препятствий на пути к знаниям, поэтому считал, что «в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды».
 
М.В. Ломоносов большое значение придавал фигуре учителя, профессора. Он рекомендовал в штат университета своих учеников Н.Н. Поповского – преподавателя  российского красноречия, А.А. Барсова, ставшего первым лектором по математике и Ф.Я. Яремского, обучавшего гимназистов русскому и латинскому языкам.
 
Московский университет уже третий век следует трём постулатам М.В. Ломоносова: фундаментальности образования; самой широкой его доступности, как для российской, так и для зарубежной молодёжи; и высочайшем качестве профессорско-преподавательского состава.
 
«Невод рыбак расстилал по брегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. ОТРОК, ОСТАВЬ РЫБАКА!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
БУДЕШЬ УМЫ УЛОВЛЯТЬ, БУДЕШЬ ПОМОЩНИК ЦАРЯМ»
(Пушкин А.С. Отрок)
(художник В.В.Перцов)
(художник Н.И.Кисляков)


«Михаил Васильевич Ломоносов… вышел из среды крепкого телом и духом крестьянства русского Севера… Это крестьянство было преимущественно промысловое, ходившее по морям, тундрам и лесам севера за рыбою, зверем и солью, энергичное и сметливое, свободное и свободолюбивое, богатевшее и обогащающее казну русского государя. С незапамятных времён это крестьянство пользовалось широким самоуправлением, было предоставлено самому себе под условием исправного несения государственных повинностей. Крепостная неволя не коснулась этого края, не истощила ни физически, ни экономически, ни духовно здешнего мужика, не убила его ум и волю, не порвала его прямой связи с государством и не заглушила в нём здорового чувства государственности. Это мужичье царство из самого себя выделяло крупных землевладельцев, богатых торговцев и промышленников, свою интеллигенцию в лице попов, дьячков земских и церковных и разных других грамотеев. Но “живя о себе”, это крестьянство вместе с тем не стремилось к обособлению от остальных частей Руси, живо чувствовало и крепко поддерживало свою связь с ними… Живое национальное чувство совмещалось у этого крестьянства с религиозностью не только внешнею, но и внутреннею. Духовная жизнь била нередко ключом в этой трудовой массе, выражаясь в горячих спорах о вере, об обрядах, о настоящей христианской жизни…
 
Михаил Васильевич Ломоносов в полной мере был детищем этой своеобразной общественной среды и получил от неё все, как положительные, так и отрицательные свойства: трезвый практический смысл, УМСТВЕННУЮ ДАРОВИТОСТЬ, глубокую религиозность, здоровое и СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ, горячую ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ наряду с внешней грубоватостью и наклонностью к разным излишествам. Природные таланты Ломоносова нашли себе то, а не другое применение, благодаря особым условиям времени, в какое пришлось жить и действовать Ломоносову… Время это было продолжением времени Петра Великого…».
(Любавский М.К. XVIII в. и Ломоносов)


«Между ЛОМОНОСОВЫМ и ПЕТРОМ большое СХОДСТВО: тот и другой положил начало великому делу, которое потом пошло другим путём, другим образом, но которое не пошло бы без них. Дать ход идее, пробудить жизнь в автомате – великое дело, на которое мало здравого смысла, мало ума, мало таланта, на которое нужен ГЕНИЙ, а гений есть олицетворение, проявление идеи целого человечества, целого народа в лице одного человека».
(Белинский В.Г. Михаил Васильевич Ломоносов)
«Я НИКОГО НЕ ЗНАЮ, кто был бы в состоянии ЛУЧШЕ РАЗЪЯСНИТЬ этот ТРУДНЫЙ ПРЕДМЕТ, чем этот гениальный человек, который своими познаниями ДЕЛАЕТ ЧЕСТЬ не только императорской академии, но и ВСЕМУ НАРОДУ».
 
(Эйлер Л. Письмо к К.Г.Разумовскому. 13 августа 1748 г.)
(художник Л.С.Митропольский)
«Ломоносов был ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК. Между Петром I и Екатериною II он один является САМОБЫТНЫМ СПОДВИЖНИКОМ ПРОСВЕЩЕНИЯ. Он СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Он, лучше сказать, САМ БЫЛ ПЕРВЫМ НАШИМ УНИВЕРСИТЕТОМ».
 
(Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург)
 
(художник Ф.Н.Рисс)
«Открылась бездна звёзд полна;
ЗВЕЗДАМ ЧИСЛА НЕТ, БЕЗДНЕ ДНА»
 
(Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния", 1743)
 
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может СОБСТВЕННЫХ ПЛАТОНОВ
И БЫСТРЫХ РАЗУМОМ НЕВТОНОВ
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.»
 
(Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.)


«Есть имя, которому университет Московский, празднуя своё столетие, обязан в особенности ВОЗДАТЬ ТОРЖЕСТВЕННО подобающую ЧЕСТЬ.
Это ПЕРВОНАЧАЛЬНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ, славный СЕЯТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ, естествоиспытатель, химик, физик, географ, металлург, историк, филолог, прозаик, поэт, тот, кто в умственной области поднял один на могучие плечи свои преобразовательное дело Петра Великого, кто посвятил всю жизнь свою наукам, боролся до последнего истощения сил с их противниками, защищал их святое дело пред кем было нужно, употреблял все усилия для распространения их в Отечестве, возделывал одинаково все отрасли знания, везде оказал блистательные успехи и сделал славные открытия, везде представил образцы и УКАЗАЛ ПУТЬ НАДОЛГО СВОИМ ПРЕЕМНИКАМ, дал почувствовать впервые прелесть родного языка, извлёк из него неслыханные дотоле звуки, открыл новый мир наслаждений высоких и прекрасных, привёл в восторг несколько поколений и повёл этот славный хор деятелей мысли и слова, которыми гордится кому по праву Отечество, которые составляют чистейшую его славу, – тот, наконец, кому ПРИНАДЛЕЖИТ НАЧАЛЬНЫЙ ЧЕРТЁЖ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, кто обрадовался прежде всех высокою радостию его благодетельному для Отечества учреждению, кто ДОСТАВИЛ ЕМУ ПЕРВЫХ НАСТАВНИКОВ РУССКИХ, своих воспитанников, ваших прародителей, кто ПРЕДСКАЗАЛ его будущую, – теперь уже НАСТОЯЩУЮ СЛАВУ...
Милостивые Государи! Это имя перелетает уже верно по вашим устам, и сердце ваше благоговейно бьётся в нетерпеливом ожидании, чтобы я прекратил скорее исчисление заслуг и достоинств, действительно бесчисленных, и произнёс скорее, во всеуслышание, это славное, это драгоценное, это священное в отечественных летописях имя, которым лучше, яснее и сильнее выразится всё мною сказанное и не сказанное, – несказанное.
ЛОМОНОСОВУ, ЛОМОНОСОВУ, должны мы ныне воздать подобающую ему ЧЕСТЬ!»
(Погодин М.П. Воспоминание о Ломоносове)


«Ломоносов был первый индивидуум, возникший в истории нашей литературы и начавший собою новый её период. Он оторвал русский язык от исключительной национальности и поставил существенные, истинные отношения между им и церковнославянским, ввёл язык в высшую сферу и дал ему там самобытное место, право гражданства. Вот великий подвиг, осуществляющий в себе великое значение Ломоносова! ... Он принялся за дело своё, и дело пошло.
Но Ломоносов во всё время своей деятельности, и за границей и в России, ревностно принимая плоды просвещения от Запада, оставался и душою и характером и всем – русским вполне. Он скоро заметил необходимую односторонность подвига Петра и необходимое одностороннее направление – внешнюю форму и результат этого подвига. Он видел, как, во имя науки, чужеземное одолевало русское, как выписывали немцев, чтобы объяснять русским русскую историю, немцам чуждую совершенно, как во всех отношениях одолевала немецкая партия. Ломоносов видел всё это; великий сын русской земли, он восстал против этой односторонности, тогда сильной, ибо она была в естественном ходе развития.
Одарённый гением, он понимал настоящее значение просвещения, общечеловеческих благ; может быть, и сама сфера, в которой был он, по праву, истинным деятелем, сфера поэзии, сфера полная, становила ему это доступным. Ломоносов видел, что вместо просвещения, вместо общего, человеческого, чего он желал для России, в России составилось общество немецких учёных, со всею немецкой особенностью, – немецкий университет; и он вступил в жаркую, непримиримую борьбу с немецким направлением; здесь обнаруживался его пылкий, неукротимый характер. В то же время он излагал свои необыкновенно верные и глубокие мысли, необыкновенно ясно выраженные об устройстве Университета и вообще учёной части, и замечания на современное состояние учения в России.
Видя, как выписывают из-за моря профессоров, видя немецких учёных, приехавших за деньги в Россию, не имеющих ни малейшего к ней сочувствия, нисколько не заботящихся о просвещении и вместе с тем забирающих в руки все его средства; видя, что деятельность их нисколько не переходит в обладание России и остается чуждой для неё, – Ломоносов негодовал всею душою, и в одной отметке на поле проекта Академического регламента, им составленного, он говорит: “Дивлюсь, что и студентов из-за моря не велено выписывать”».
(Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка)

История живописных портретов М.В. Ломоносова связана с именем австрийского художника Георга фон Преннера (Georg von Prenner, 1720–1766), приехавшего в Россию ко двору Елизаветы Петровны в 1750 г. и пробывшего здесь пять лет. Среди множества увековеченных им лиц был М.В. Ломоносов. Заказчиком и владельцем портрета являлся канцлер Российской империи М.И. Воронцов. После его смерти в 1767 г. портрет перешёл к дочери учёного Елене. И этот единственный прижизненный портрет, написанный в 1755 г. был УТЕРЯН в начале XX в. Однако Фессаром и Вортманом с него были сделаны две гравюры, послужившие основой многочисленных копий и вариаций.

В 1757 г. И.И. Шувалов заказал французскому граверу Э. Фессару портрет М.В. Ломоносова, предназначавшийся для фронтисписа к издаваемому Московским университетом первому тому сочинений учёного. В Париж был послан рисунок, выполненный неизвестным рисовальщиком с портрета Преннера. Гравюра Фессара была показана М.В. Ломоносову, который с помощью российского гравера Х. Вортмана внёс правку.

Копия портрета, выполненная петербургским художником Л.С. Миропольским в 1787 г., была сделана по заказу директора Санкт-Петербургской академии наук Е.Р. Дашковой.

Определённый интерес представляет скульптурный портрет М.В. Ломоносова, созданный его земляком Ф.И. Шубиным в 1792 г. «по памяти». Федот Иванович, выпускник Академии художеств, встречался в Петербурге и с М.В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым, портрет которого был выполнен в 1771 г.

Прижизненное издание трудов М.В.Ломоносова, отпечатанное в типографии университета
(гравированный портрет Э.Фессара, Х.Вортмана)
(скульптор Ф.И.Шубин)


«Через ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ нёс я на себе ЧЕТЫРЕ ПРОФЕССИИ, то есть в обоем КРАСНОРЕЧИИ, в ИСТОРИИ, в ФИЗИКЕ и в ХИМИИ, и оные отправлял не так, чтобы только как-нибудь препроводить время, но ВО ВСЕХ ПОКАЗАЛ ЗНАТНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ: в красноречии ввёл в наш язык свойственное стихов сложение и штиль исправил грамматическими и риторическими правилами и примерами в разных сочинениях; в физике разные публичные речи и диссертации в “Комментариях”, от великих учёных людей весьма похваленные; в истории показанное истинное происхождение российского народа в первом томе “Истории российской”; в химии, кроме других изобретений, мусия (мозаика). Сверх сего уже три года отправляю дела канцелярские, стараясь о распространении наук в Отечестве.»
(Письмо М.И.Воронцову. 30 декабря 1758 г.)
 

(скульптор С.И.Иванов)

Первый памятник М.В.Ломоносову перед Аудиторным корпусом Московского университета был установлен и открыт в 1876–1877 гг. Высокий постамент был разрушен во время авиационного налёта 1941 г. Бюст М.В. Ломоносова ныне находится в храме св. Татианы

(скульптор С.Д.Меркуров)

Временный памятник М.В.Ломоносову перед Аудиторным корпусом был установлен в 1944 г.

«Вот-вот взойдёт на кафедру, окинет
Студентов взором умных, смелых глаз,
Ту руку, с глобусом, наверное, поднимет
И лекцию начнёт читать сейчас...
 
Наш Ломоносов! Наша гордость, слава!
Мы слово “наш’ с волненьем говорим,
И новый памятник, простой и величавый,
Как образ вдохновенный сохраним.
 
Взгляни теперь, Михайло Ломоносов,
На эту землю, где через века
Народ взрастил богатырей-колоссов,
Чей дерзок ум и сила велика.
 
Великим подвигом народа-исполина
Дни сочтены жестокого врага.
Туда, вперёд! К надменному Берлину
Идут победоносные войска!
 
...У обновлённых стен университета,
Огнями радостных салютов озарён,
Ты как живой, стоишь в сияньи света
Великих нынешних и будущих времён!»
 
(Доценко З. Московский университет. 27 ноября 1944 г.)