Московский университет в 1917 году
|
1917 год – поворотный в истории России. В жизни Московского университета он ознаменовался чередой кардинальных изменений, на фоне предшествующих событий его истории носивших позитивный характер.
Ещё в ходе Первой русской революции 1905-1907 гг. университет получил некоторую автономию, которую так ждали профессора. Однако для радикально настроенного студенчества университет стал в большей степени площадкой для «отработки политических методов борьбы», нежели научной школой.
|
|||||||||||
Многолетнее противостояние царского правительства, революционного студенчества и по преимуществу либеральной профессуры достигло своего пика в 1911 г., когда в знак протеста против реакционной политики правительства в отношении Московского университета в отставку подали ректор А.А. Мануйлов, его помощник М.А. Мензбир и проректор П.А. Минаков, а затем ещё около 100 профессоров и приват-доцентов университета. В созданном в результате Февральской революции 1917 г. Временном правительстве – новом центральном органе государственной власти – пост министра просвещения получил бывший ректор Московского университета А.А. Мануйлов, и уже в конце марта 1917 г. в университет вернулись профессора, уволенные в 1911 г. |
Профессора, покинувшие Московский университет в знак протеста в 1911 году
|
|||||||||||
Но и в период 1911-1917 гг., во многом благодаря ректору М.К. Любавскому, удалось, по словам «отца русской авиации» профессора Н.Е. Жуковского, «охранить достоинство университета и поддержать его на той высоте, на какой он стоял раньше». Во время Первой мировой войны Московский университет впервые в своей истории становится частью оборонного потенциала страны. Его развитие именно как учебно-научного учреждения – не только учебного – продолжилось уже в новых условиях после революций 1917 года. Во многом позицию учёных объясняют слова ректора М.А. Мензбира, сказанные при вступлении в должность в апреле 1917 г.: Подобное мировоззрение членов университетской корпорации революционного периода хорошо передают воспоминания члена-корреспондента АН СССР, математика Д.Е. Меньшова: Так математик Д.Е. Меньшов, один из учеников Н.Н. Лузина, вспоминал о периоде начала XX века: в это время в Московском университете формировалась знаменитая Московская школа теории функций – Лузитания. Примечательно, что именно за исследования в области тригонометрических рядов Меньшов получит Сталинскую премию в 1951 г. |
||||||||||||
Однако, как вспоминал о настроениях рубежа веков лидер кадетской партии, бывший приват-доцент университета П.Н. Милюков, «значительная часть общества и всё либеральное общественное мнение втайне сочувствовали революционерам. Не могло такое настроение не задеть и университета, этого "барометра общества", как выразился Пирогов». | ||||||||||||
|
Увидеть кем были студенты-революционеры нам помогут книги, подготовленные Научной библиотекой МГУ под редакцией профессора В.И. Злобина. Выходившие с 1977 по 1982 гг. тома объединили сведения о 68 участниках революционного движения, чьи биографии были связаны с Московским университетом. |
|||||||||||
Давайте посмотрим, кто попал на эти страницы!
|
||||||||||||
Здание университета на Моховой улице, повреждённое при обстреле. Фото сделано между 25 октября и 31 декабря 1917 г.
1917 год в «Летописи Московского университета»
|
||||||||||||
Последствия Революций 1917 года для Московского университета 1. Демократизация Московского университета |
||||||||||||
Рисунок из газеты «Первый университет» от 7 ноября 1927 г.
|
2 августа 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет СНК РСФСР «О правилах приёма в высшие учебные заведения РСФСР» и Постановление СНК РСФСР «О преимущественном приёме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства». С этого момента каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, могло стать слушателем любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо иной школы. Приём на I курс 1918/19 учебного года, произведённый на основании аттестатов или конкурсных экзаменов, объявлялся недействительным. В вузах РСФСР отменялась плата за обучение; плата, внесённая за первое полугодие 1918/19 учебного года, подлежала возвращению. Наркомпросу РСФСР поручалось подготовить ряд постановлений, обеспечивающих возможность учиться всем желающим лицам из среды пролетариата и беднейшего крестьянства и ликвидировать не только юридически, но и фактически «привилегии имущих классов». |
|||||||||||
До 2 августа в Московский университет на 2350 мест было подано 2632 заявления от выпускников средних школ. После 2 августа – 5892 заявления, в основном от лиц, не имевших законченного среднего образования, шедших «в Московский университет часто с трогательной верой, что здесь можно будет взять высшую науку “нутром”». И если в 1917 г. в университете обучались 6888 студентов, то на 1 января 1919 г. число их составило 22972 человек. Это число составляет примерно половину числа студентов, обучающихся в МГУ в настоящее время, а учебные здания университета располагались лишь на Моховой (напомним, что комплекс зданий МГУ на Ленинских горах был построен в середине XX века). |
Московский университет на картине «Вузовцы» (К. Юон, 1929)
|
|||||||||||
Каким же образом Московский университет вышел из ситуации с таким количеством желающих в нём учиться? |
||||||||||||
Для обеспечения возможности учиться в Московском университете 16 января 1919 г. при МГУ были открыты курсы подготовки рабочих и крестьян для поступления в вузы. Преподавали здесь в основном молодые университетские профессора. Обучение было бесплатным, учащиеся получали стипендию. Длительность обучения в зависимости от предварительной подготовки составляла 1-2 года. На курсы сразу записалось около 1500 человек. В сентябре 1919 г. эти курсы при Московском университете были признаны рабочим факультетом (рабфаком). Выполнив задачу по «регулированию социального состава студентов» к 1936 г., рабфак МГУ был закрыт. |
||||||||||||
2. Московский университет и новая власть Создание рабочего факультета – не единственное изменение в структуре Московского университета, связанное с революционными событиями в стране. Смена идеологии закономерно отразилась на гуманитарном секторе университета. В 1918 г. был упразднён юридический факультет, а в 1921 г. – историко-филологический. Параллельно с этим в 1919 г. был создан факультет общественных наук (ФОН).
«Катастрофическое хозяйственное положение» университета, голод, обыски и аресты профессоров были фоном жизни университета в 1917-м и в первые послереволюционные годы. Большим идеологическим ударом по университетскому сообществу стала высылка нескольких видных профессоров университета на «философском пароходе» в 1922 г. В числе высланных из страны оказались философы С.Л. Франк и И.А. Ильин, историк А.А. Кизеветтер, юрист А.Л. Байков, астрофизик В.В. Стратонов (декан физико-математического факультета в 1920-1922 гг.) и бывший ректор МГУ зоолог М.М. Новиков. Однако эта акция всё же была исключительной и носила показательный характер.
|
|
|||||||||||
|
1922 г. Химики МГУ отмечают главный праздник Московского унвиерситета - Татьянин день (в центре - Н.Д. Зелинский). Советское правительство, не рискнув совсем упразднить «традиционный праздник старого буржуазного студенчества», назвало праздник Днём революционного студенчества.
|
|
||||||||||
Попытки новой власти провести комплексную реформу высшей школы были начаты уже в 1918 г., однако не встретили поддержки сообщества Московского университета. В начале 20-х гг., когда во главе университета встали первые «советские ректоры» – юрист Д.П. Боголепов (1920-1921) и историк В.П. Волгин (1921-1925), реформа высшего образования была проведена. | ||||||||||||
Ректоры революционного периода
В сентябре 1920 г. Наркомпрос учредил новый высший орган управления в университете – Временный Президиум МГУ, который должен был стать руководящим органом вместо традиционного Совета, состоящего из профессоров, до издания нового положения об управлении университетами. В его состав входили представители от научных работников (профессоров, преподавателей, научных сотрудников), студентов (один обязательно от рабфака), представитель от служащих университета, военный комиссар и представители от Наркомпроса. Оба последовательно занимавших пост Председателя Временного Президиума МГУ, как в тот период называлась должность ректора, были участниками революционного студенческого движения (Д.П. Боголепов был участником и Октябрьской революции), оба – выпускники Московского университета (Боголепов – 1909 г., Волгин – 1908 г.), оставленные при кафедрах для подготовки к профессорскому званию и начавшие преподавать в университете до 1917 г. Таким образом, по своему образованию они были носителями традиций Московского университета, по своему опыту и мировоззрению – «строителями молодого советского государства». Они и стали проводниками советизации Московского университета.
|
||||||||||||
2 сентября 1921 г. СНК РСФСР утвердил «Положение о высших учебных заведениях РСФСР». Этот первый устав советской высшей школы был введён в действие с 1922 г. В нём определялось, что целью вузов является подготовка кадров специалистов по различным отраслям и научных работников для обслуживания научных, научно-технических и производственных учреждений Республики. Обучение в вузах бесплатное. Студентами вузов могут быть граждане обоего пола, достигшие 16 лет и удовлетворяющие правилам приёма, установленным НКП.
Управление вузами централизовано: все вузы переданы в подчинение НКП по Главному комитету профессионально-технического образования (Главпрофобр). Руководили вузами Правления, члены которого назначались НКП РСФСР (3-5 человек, во главе с Председателем Правления – ректором). Вуз делился на факультеты, которые объединяли основные группы дисциплин, представлявшие собой законченное целое в научно-учебном отношении и имевшие целью подготовку практических деятелей определённых профессий. Число факультетов в каждом вузе устанавливалось НКП. Президиумы факультетов подчинялись Правлению вуза.
|
МГУ, фрагмент плаката 20-х - 30-х гг.
|
|||||||||||
Главным структурным нововведением для вузов стали предметные комиссии, которые становились основной организационной ячейкой учебно-научной и методической работы, по сути заменяя собой кафедры. Предметную комиссию составляли все научные работники, объединённые родственными дисциплинами, а также представители студентов. Их целью являлось привлечение преподавателей и «широких масс пролетарского студенчества» к организации учебной и научной жизни «на новой основе», а также ослабление влияния «старой профессуры».
|
||||||||||||
3. Сохранение научных школ Московского университета В поисках оптимального взаимодействия с новой властью учёные Московского университета нашли способ сохранить и развить научные школы университета.
К началу 1920-х гг. в университете была создана система научно-исследовательских институтов как «надстройка над высшей школой» (В.С. Гулевич), вынесенная за пределы сферы подготовки массового специалиста, в рамках которой велись широкомасштабные эксперименты. В 1922 г. при физико-математическом факультете была создана Ассоциация научно-исследовательских институтов, ставшая «первым опытом» организации в высшей школе страны научно-исследовательской работы по точным и естественным наукам «на новых началах».
|
||||||||||||
Ассоциация НИИ находилась в ведении Главнауки, состояла на госбюджете и имела своей целью: а) организацию научных исследований в соответствующих областях знания; б) изучение с научной точки зрения вопросов, вызываемых государственными потребностями; в) подготовку научных работников; г) популяризацию научных знаний.
В этих институтах протекала вся научно-исследовательская работа кафедр МГУ, а педагогическая работа институтов была сосредоточена на подготовке специалистов высшей квалификации – будущих учёных – через аспирантуру. К 1928 г. в аспирантуре Ассоциации было 320 аспирантов – более 75% общего числа аспирантов по точным наукам в РСФСР. |
|
|||||||||||
Реалии университетской жизни постреволюционного времени, условия, в которых велась преподавательская и научно-исследовательская деятельность в указанный период, нашли отражение в художественной литературе. В Зоологическом музее МГУ, среди экспозиций, посвящённых истории музея, его знаменитым учёным и директорам, есть витрина «Кабинет профессора Персикова». Этот вымышленный персонаж фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца» (опубликованной в 1925) «работал» здесь в 1920-е гг. В витрине представлена обстановка кабинета «профессора зоологии IV государственного университета и директора зооинститута»*. На его кресле лежит журнал «Труды НИИ Зоологии», издаваемый Ассоциацией научно-исследовательских институтов при физико-математическом факультете МГУ, в котором «публиковался» учёный. (Напомним, что по сюжету повести, из-за вмешательства властей в эксперименты профессора Персикова, Москву чуть было не захватили гигантские змеи, крокодилы и страусы). Так пишет М.А. Булгаков о послереволюционных годах жизни профессора, основываясь на реалиях, которые должны были быть хорошо знакомы читателю первой половины 1920-х годов: |
||||||||||||
Экспозиция Зоологического музея МГУ «Кабинет профессора Персикова»
|
|
|||||||||||
* После Октябрьской революции до 1919 г. в Москве существовало три «государственных университета»: 1-й МГУ (такое название Московский университет носил в 1918-1930 гг.), 2-й МГУ (Московские высшие женские курсы), 3-й МГУ (бывший университет имени А.Л. Шанявского). | ||||||||||||
Опыт работы организованных в системе Московского университета НИИ оказался настолько удачным, что постановлением СНК РСФСР 4 июня 1933 г. Наркомпросу было указано на «целесообразность дальнейшего развёртывания в системе университетов научно-исследовательских институтов по естественным и физико-математическим наукам». Самостоятельная Ассоциация НИИ при физмате просуществовала до 1930 г., затем институты были переданы факультетам. В начале 1950-х при переезде в новые здания МГУ на Ленинских горах большинство институтов были объединены с факультетами, с передачей их функций отделениям. Подобная Ассоциация была создана и в гуманитарном секторе университета, при Факультете общественных наук. |
||||||||||||
|
Изучив списки действительных членов НИИ на 1 июля 1922 г. мы видим, что из 87 представленных учёных-гуманитариев подавляющее большинство – около 70% – и до революции были связаны с Московским университетом: половина из них была профессорами до 1917 г., другая половина состояла из выпускников и бывших студентов университета, ставших профессорами после 1917 г. Новыми для университета были около 20% процентов профессоров-членов НИИ. (Из-за недостатка биографических сведений 10% членов осталось за рамками подсчёта). | |||||||||||
Если продолжение традиций и развитие научных школ университета в естественных и точных науках после Октябрьской революции очевидно, то изучив списки действительных членов НИИ при ФОН МГУ на 1 июля 1922 г., можно утверждать, что к 1922 г. в Московском университете костяк классического гуманитарного образования был сохранён.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|