ЭС: Бакалавр
БАКАЛАВР, академическая степень, присуждаемая лицу, освоившему образовательную программу бакалавриата.
Бакалавриат – это первый уровень (начальная ступень) профессионального высшего образования в РФ и в большинстве стран-участниц Болонского процесса.
В 2007 г. Правительством РФ был принят закон о переходе на двухуровневую систему подготовки, предусматривавший введение в России таких уровней высшего профессионального образования, как бакалавриат (первый уровень) и магистратура/подготовка специалиста (второй уровень).
Процесс перестройки высшего образования сопровождался широким обсуждением нововведений всем заинтересованным сообществом. Московский университет, в лице ректора В.А. Садовничего, предложил ряд существенных поправок, направленных на сохранение и дальнейшее развитие фундаментального образования.
«Я по-прежнему убеждён, что подготовка бакалавров – а это скоро начнут делать и техникумы – не должна стать главной задачей университетов. Наше предназначение в другом. Миссия университета – давать образование самого высокого уровня, готовить специалистов, магистров, аспирантов, докторантов… Несмотря на некоторые минусы нововведения, мне всё же кажется, что в отдельных случаях бакалавриат вполне имеет право на существование. Главное здесь – право выбора. Студент должен сам понять, что для него лучше – отучиться 4 года и стать бакалавром или 5 лет и выйти из стен вуза специалистом. А если человек хочет посвятить себя наукам, то он может быть и магистром, и аспирантом, и кандидатом наук, и доктором наук – кем по душе придётся. Я выступаю за многообразие путей подготовки специалистов.»[1]
Программы бакалавриата (направления подготовки) – широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Бакалавр получает фундаментальную подготовку, как правило, без узкой специализации: «физик», «геолог», «географ», «филолог», «историк» и т.д.
Структура программы бакалавриата состоит из обязательной (базовой) и вариативной частей и включает блоки: «дисциплины (модули)» базовой и вариативной части, «практики», «государственную итоговую аттестацию», а также защиту выпускной квалификационной работы.
Приём на обучение по программам бакалавриата проводится, как правило, на основании результатов Единого государственного экзамена, итогового сочинения, а также результатов участия в олимпиадах школьников с учётом индивидуальных достижений и особых прав, прямо указанных в законе.
Правительством РФ посредством отбора может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приёме на обучение по программам бакалавриата образовательным организациям высшего образования.
Срок получения образования по программе бакалавриата в РФ составляет 4 года. Выпускник программы получает квалификацию «бакалавр». После принятия федерального закона №259 от 21 октября 2009 г. «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определившем особый статус ведущих университетов, МГУ разработал и выдаёт диплом бакалавра собственного образца.
Первый массовый (более 5000 человек) выпуск бакалавров в Московском университете состоялся в 2015 г. Переход на двухуровневую систему образования бакалавр–магистр был завершён в 2016 г.
Наряду с работающими по двухуровневой системе, существуют подразделения, дающие смешанную подготовку «бакалавр–специалист–магистр». Есть и отдельные магистерские программы. Но подобную схему применяют не везде. Факультеты механико-математический, химический, биоинженерии и биоинформатики, фундаментальной медицины, психологии работали и работают только по программам специалитета (6 лет).
Московский университет ведёт огромную работу по созданию инновационных образовательных стандартов. Во главу угла ставится, с одной стороны контингент принимаемых в университет лучших из лучших, с другой – высококвалифицированный научно-педагогический персонал. Цель стандартов – подготовить университетского выпускника как активного строителя новой экономики знаний, высоких технологий, лидерства и инноваций. В 2017 г. МГУ реализовывал разработанные по собственным образовательным стандартам 163 программы бакалавриата.
Университет защищает честь своего диплома и отвечает за его качество.
«Если мы хотим выдавать полновесный диплом университета, то всё, начиная с приёма и кончая выпуском, должно полностью соответствовать принятым у нас нормам, установленной планке. Десятилетиями, столетиями создавались, складывались наши научно-педагогические школы, сам стиль, форма, методика, содержание университетского образования. Все это кристаллизуется в таком ёмком понятии как “Диплом МГУ”»[2]
***
Из истории
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в СССР, а затем и РФ, начался объективный процесс становления массового высшего образования, втягивающего более значительное в пропорциональном отношении количество населения страны. Система высшего образования обрела динамику, подвижность, достаточно мобильно откликаясь на изменения социальной среды и адаптируясь, стихийно или осознанно, к новым потребностям общества, модернизируя свои содержание, структуру и формы. Ранее такой рост наблюдался для общего среднего образования.
С целью интегрирования в международную систему образования, были сделаны попытки подготовки специалистов с высшим образованием на уровне бакалавра. Первоначально они осуществлялись и носили технический характер сопоставления и приравнивания различных дипломов, планов и принципов обучения. В 1989 г. подготовка бакалавров (наук/искусств) была введена на подготовительном факультете для иностранных граждан с целью предоставления возможности студентам из развивающихся стран завершить высшее образование на доступном для них уровне.
Широкое обсуждение зарубежного и отечественного опыта в этом направлении состоялось в 1990 г. на Учёном совете МГУ. С докладом «О концепции двухступенчатого университетского образования» выступил первый проректор В.А. Садовничий.
«Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к её осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнёрам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы системы образования России»[3].
В.А. Садовничий отметил серьёзные проблемы: потерю приоритетности высшего образования, переставшего служить «маяком, к которому стремились лучшие слои общества»; массовую эмиграцию населения; рост стоимости обучения; снижение жизненного уровня студентов, аспирантов; падение престижа научной, преподавательской деятельности. В этих условиях возникла необходимость разработать новую академическую стратегию, предполагающую, в частности, введение разноуровневой подготовки выпускников – ступеней бакалавра и магистра.
«Многоступенчатая система должна быть конической, то есть на вершину поднимаются только те, кто действительно хочет получить больше знаний, овладеть ими. Тогда на вершине получается тот самый слой, который хочет быть специалистом экстра-класса. До сих пор наша система – система Московского университета – носила прямоугольную форму: в основании 4000 студентов и на вершине 4000 выпускников. Никакого сужения нет. Потеряны стимулы, появились принципы, что из Московского университета не отчисляют, а если отчисляют, год поработает, восстановят. Следовательно, мы занимаемся общим образованием. Фактически же жизнь потребовала специалистов высшей квалификации, способных конкурировать. Тут масса вопросов. Я бы с удовольствием поддержал факультеты, которые готовы перейти на многоступенчатую систему. Надо сказать, что это сэкономит нам ресурсы, аудитории, компьютеры, денежные средства. Я думаю, что появятся большие денежные стимулы и это, наверно, принесёт большую пользу»[4].
В этой сложной ситуации Московский университет искал собственные решения и ориентировался на собственные силы. «Речь не идёт о том, чтобы что-то слепо копировать, как сейчас принято. Наши традиции и наша школа не уступают, а может быть, и превосходят в чём-то зарубежные достижения. Надо подумать, чтобы были интегрированы и наши дипломы, и наши планы, и наши принципы обучения»[5].
В 1992 г. на двухступенчатую систему подготовки перешли экономический факультет и факультет вычислительной математики и кибернетики – 4 года (первая ступень), затем 2 года – магистратура (вторая ступень).
В 1992 г. Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ принял временное положение о многоуровневой структуре высшего образования, а именно, трёхуровневой структуре, различающейся по содержанию и срокам обучения. Она была утверждена постановлением Правительства РФ, вводящего государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, который стал обязательным для всех вузов (1994).
В 1996 г. федеральный закон заменил понятие «уровень высшего профессионального образования» понятием «ступень высшего профессионального образования», исходя из того, что достигнуть определённой ступени высшего профессионального образования можно как последовательно переходя с одной ступени на другую, так и не разделяя образовательную программу на ступени, а «непрерывно»: «бакалавр» – срок освоения основных образовательных программ не менее чем 4 года; «дипломированный специалист» – срок освоения основных образовательных программ не менее чем 5 лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; «магистр» – срок освоения основных образовательных программ не менее чем 6 лет.
В 2007 г. в законодательстве снова был совершён поворот от слова «ступени» к слову «уровни». Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста начали осуществлять раздельно. Приём в вузы для обучения по программам, предусматривающим квалификацию «дипломированный специалист», был прекращён.
В 2012 г. был принят единый законодательный акт, установивший уровни профессионального высшего образования: «бакалавриат»; «специалитет» и «магистратура».
При этом каждая из программ бакалавриата, специалитета и магистратуры относится к самостоятельному виду основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Приём на обучение проводится отдельно по каждой из этих программ.
[1] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 2. – М., 2009. С. 654–655, 578
[2] Садовничий В.А. Россия. Московский университет. Высшая школа. – М., 1999. С. 90–91
[3] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 2. – М., 2009. С. 88–89
[4] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 2. – М., 2009. С. 202–203
[5] Садовничий В.А. Слово о Московском университете. Избранные доклады, выступления, статьи, интервью. Т. 1. – М., 2009. С. 38