МГУ–2016: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 50 лет факультету психологии. Во Дворце культуры МГУ состоялось торжественное заседание. (8 дек.). Факультет провёл Летнюю психологическую школу «Мозг, разум, культура: гибридная психология», посвящённую юбилею (30 июня –3 июля). Студенты и сотрудники отметили день рождения факультета творческим концертом (18 дек.).
 

Ректор В.А. Садовничий поздравил факультет

Юбилейная ЛПШ

 

 

22 августа исполнилось 85 лет со дня рождения старшего научного сотрудника лаборатории психологии профессий и конфликта Кринчик Елены Петровны. Награждена медалью «Ветеран труда». Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2006).

 
25 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения профессора Учебного Центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ кафедры психологии образования и педагогики Салминой Нины Гавриловны. Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997). Заслуженный профессор Московского университета (2001).
 
14 марта исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры общей психологии Наенко Нины Ивановны. Специалист в области изучения эмоций. Ей принадлежит приоритет исследования психических состояний человека в нашей стране.
 
1 июля исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры психологии труда и инженерной психологии Чернышёвой Ольги Николаевны. Награждена медалью «Ветеран труда». Заслуженный преподаватель Московского университета (2011).
 
12 апреля исполнилось 75 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры психофизиологии Шехтер Евгении Дмитриевны. Специалист в области механизмов восприятия мимических и словесных эмоциональных выражений в норме и при аутизме, психофизиологических механизмов монохроматического зрения. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2014).
 
9 августа исполнилось 75 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника кафедры психологии личности Романова Валерия Яковлевича. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1995). Заслуженный преподаватель Московского университета (2000).
 
15 августа исполнилось 75 лет со дня рождения заведующего лабораторией нейропсихологии Ахутиной Татьяны Васильевны. Специалист в области нейропсихологии, нейролингвистики, восстановительного и коррекционного обучения. Награждена медалями «Ветеран труда», К.Д.Ушинского, Г.И.Челпанова. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (1998).
 
29 августа исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры психологии образования и педагогики Смирнова Сергея Дмитриевича. Специалист в области психологии восприятия, методологических и теоретических вопросов психологии, педагогики и психологии высшего образования. Заслуженный профессор Московского университета (2003).
 
8 августа исполнилось 65 лет со дня рождения доцента кафедры общей психологии Березанской Наталии Борисовны. Специалист в области психологии мышления и творчества, инновационной деятельности и инновационного образования. Заслуженный преподаватель Московского университета (2005).
 
27 марта исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры социальной психологии Дубовской Екатерины Михайловны. Специалист в области социальной психологии детства. Заслуженный преподаватель Московского университета (2007).
 
14 мая исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры нейро- и патопсихологии Печниковой Леоноры Сергеевны. Специалист в области разработки проблем социального сиротства, девиантного поведения детей и подростков, исследования механизмов и факторов нормальной и аномальной психологической адаптации детей и подростков.
 
6 июня исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии личности Гусева Алексея Николаевича. Специалист в области психофизики, психологии ощущения и восприятия, компьютерной психодиагностики. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010). Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (1998).
 
24 ноября исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры психологии личности члена-корреспондента РАО Солдатовой Галины Уртанбековны. Специалист в области культурно-исторической психологии, этнопсихологии, культурной антропологии, психологии Интернета. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010). Награждена медалями им. Л.С.Выготского, им. К.Д.Ушинского, им. Г.И.Челпанова.
 
13 июля исполнилось 50 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии члена-корреспондента РАО Ковязиной Марии Станиславовны. Специалист в области проблем межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.
 
23 декабря исполнилось 50 лет со дня рождения декана факультета академика РАО Зинченко Юрия Петровича. Специалист в области методологических проблем психологической науки и психологии безопасности. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010). Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Награждён медалью им. Л.С.Выготского (РАО), золотой медалью РАО, медалью «За содружество во имя спасения». Президент Российского психологического общества.
 
Юбилеи отметили:
70 лет
Карлинская Ия Михайловна, старший преподаватель кафедры методологии психологии;
65 лет
Коршунова Светлана Григорьевна, старший научный сотрудник кафедры психофизиологии. Лауреат II премии конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета в номинации «Достижения в научно-исследовательской деятельности»;
60 лет
Захарова Елена Игоревна, доцент кафедры возрастной психологии;
Родина Ольга Николаевна, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда;
Румянцева Анна Николаевна, старший преподаватель кафедры общей психологии;
Степанова Ольга Борисовна, доцент кафедры методологии психологии;
55 лет
Балашова Елена Юрьевна, ведущий научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2011).
50 лет
Первичко Елена Ивановна, доцент кафедры нейро- и патопсихологии. Принимает участие в разработке нового направления клинической психологии, связанного с изучением психосоматической проблематики с позиций культурно-исторического подхода. Награждена Благодарностью министра здравоохранения РФ;
Фоломеева Татьяна Владимировна, доцент кафедры социальной психологии. Проводит исследования социально-психологических характеристик личности и особенностей потребительского поведения, факторов принятия потребительский решений в ситуации экономических изменений;
Шайгерова Людмила Анатольевна, доцент кафедры методологии психологии. Проводит научные исследования в области адаптации и аккультурации мигрантов, разрабатывает методы и подходы к организации психологической помощи, применяемые в рамках реализации программ Российского Красного Креста и Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН.
 
Новое в структуре. Создана кафедра экстремальной психологии на базе Учебно-научного центра психологической помощи (приказ №848, 22.07.2016). Заведующим назначена доц. Ю.С. Шойгу.
Кафедра экстремальной психологии и психологической помощи переименована в кафедру психологической помощи и ресоциализации (приказ №1287, 15.11.2016).
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с Программой развития МГУ в рамках приоритетных направлений «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированные для психологической науки приоритетными направлениями: «Культурно-историческая психология развития психики, сознания и личности», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Продолжена работа Центра коллективного пользования, включающего в свой состав 4 комплекса для проведения научно-исследовательской и научно-образовательной работы:
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Виртуальная реальность»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Психофизиология»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Движение глаз»;
– Научно-образовательный комплекс мультимедийного образования.
Приоритетными принципами деятельности центра являются фундаментальность задач; междисциплинарный подход; коллективное использование оборудования; привлечение студентов и аспирантов; включение в учебный процесс; привлечение грантов и средств ФЦП; опережающее развитие на основе прогнозирования направлений исследования и разработки стратегии научных исследований.
 
«Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках»
 
Проведён комплекс научно-исследовательских работ по изучению механизмов когнитивных процессов (восприятие, внимание, принятие решений, рабочая память) и функциональных состояний (эмоции, стресс). Проводились комплексные междисциплинарные исследования в области векторной психофизиологии, клинической психофизиологии и прикладной психофизиологии.
Активное применение инновационных технологий позволило расширить класс фундаментальных и прикладных задач. Начали развиваться исследования процессов взаимодействия с виртуальными средами: восприятия трёхмерных зрительных иллюзий, динамики формирования рабочей памяти, коммуникации с виртуальными партнёрами – аватарами; а также новые методы диагностики (проф. А.М. Черноризов, д.пс.н. Г.Я. Меньшикова, доц. Б.Б. Величковский, ст.н.с. А.А. Кисельников, мл.н.с. А.И. Ковалёв).
 
Проводилось исследование мозговых механизмов понятийного опосредования когнитивных функций сознания, механизмов речевой деятельности и формирования знаковой системы (языка с учётом роли эмоций в звуковой коммуникации). Исследовались процессы формирования, удержания и сохранения информации, когнитивного контроля, в т.ч., с учётом латеральной организации мозга. Исследовалась специфика зрительного восприятия эмоционального выражения асимметричного лица в связи с межполушарной асимметрией. Проведено исследование восприятия и актуализации в памяти полимодальных стимулов. Проведено экспериментальное психометрическое исследование процесса словесного описания человеком своих внутренних переживаний и состояний – вербализации эмоционального опыта. Проанализированы традиционные подходы к изучению субъективных семантических пространств в отечественной и зарубежной психологии, разработан новый оригинальный подход, вытекающий из наработок научной школы векторной психофизиологии Е.Н. СоколоваЧ.А. Измайлова. Проведено исследование валидности экспериментальной методики цветоопосредованной диагностики эмоционального профиля семантических объектов, построена четырёхмерная сферическая модель взаимодействия между эмоциональной и цветовой семантикой. Проведено экспериментальное психофизиологическое исследование нейрональных механизмов ахроматического зрения виноградной улитки. Разработан метод измерения эффекта присутствия в виртуальной среде, позволяющий контролировать и оценивать субъективное переживание нахождения в виртуальной среде. Метод включал разработку опросника, оценку эффективности выполнения процессов запоминания, а также оценку поведенческих реакций. Результаты исследований выявили фундаментальные закономерности процессов зрительного восприятия, запоминания, распределения внимания при использовании современных технологий виртуальной реальности и айтрекинга (д.пс.н. Г.Я. Меньшикова).
 
Продолжены психофизиологические исследования, посвящённые разработке технологий по использованию методов биологической обратной связи (БОС) для формирования отдельных профессионально важных качеств спортсменов (стрессоустойчивость и мобилизация внимания). Разрабатывались системы развития когнитивных процессов в детском возрасте с применением инновационных технологий (проф. Ю.П. Зинченко, доценты А.Н. Веракса, С.В. Леонов).
Продолжена работа над технологией одновременной записи движений глаз двух испытуемых, что открывает возможность микроанализа совместной деятельности ребёнка и взрослого, протекающей в момент обучения (ст.н.с. А.Ю. Шварц). Продолжено изучение этнокультурной идентичности, а также современных исследований этносоциальных процессов, проводимых с применением технологии виртуальной реальности и других аппаратных методик (проф. Ю.П. Зинченко, д.пс.н. Г.Я. Меньшикова, доц. Л.А. Шайгерова).
 
«Культурно-историческая психология развития сознания и личности»
 
Продолжается реализация проекта «Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразия» как попытка рефлексии различных измерений современности. Особый акцент делается на изучении механизмов выработки неопределённости в развитии открытых структур (проф. А.Г. Асмолов). В связи с 120-летним юбилеем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского проведён теоретико-методологический анализ его вклада в развитие отечественной и мировой психологии. Раскрыто понятие «школа Выготского» в междисциплинарном и международном контекстах (профессора А.Г. Асмолов, А.Н. Ждан). Проведён междисциплинарный анализ психофизической проблемы в контексте изучения эволюционного смысла порождения психического (проф. А.Г. Асмолов, ст.н.с. Е.Д. Шехтер).
Разработан конструктивно-деятельностный подход к когнитивной психологии внимания. Проведено эмпирическое исследование устойчивых проявлений волевого поведения в разных сферах жизнедеятельности человека. Показаны различия в уровне и структурной организации волевых качеств в разных видах активности человека и особенности взаимосвязи волевой регуляции с различными аспектами смысловой сферы личности (проф. В.А. Иванников).
Проведён мониторинг учащихся Подмосковья на предмет выявления буллинга в средних классах (доц. С.В. Кривцова).
Начато экспериментальное исследование влияния когнитивных стилей на эффективность выполнения сенсорных задач по обнаружению и различению пороговых сигналов (проф. А.Н. Гусев).
Изучены особенности межличностного взаимодействия и когнитивной сферы человека в условиях космического полёта. Выявлены критические периоды и значимые события космического полёта, изучены стратегии совладания в эти периоды (ст.н.с. А.И. Чекалина).
Проведён аналитический обзор современных исследований психологических предикторов успешности межкультурного взаимодействия в рамках концепции «культурного интеллекта». Показано, что культурный интеллект не только сам выступает в качестве такого предиктора, но и выполняет медиаторную функцию, опосредуя сложные процессы взаимоотношений между личностными особенностями и феноменами, возникающими в ситуациях межкультурного взаимодействия (проф. Г.У. Солдатова).
Выполнены теоретический и эмпирический анализ связей между направлением и типом вербальных реакций в фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта – толерантность/интолерантность к неопределённости, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля (вед.н.с. Е.И. Шлягина).
Разработаны методические средства для исследования представлений у школьников старших классов и студенческой молодёжи о сценариях коллективного будущего. Проведены исследования представлений о глобальных рисках и сценариях мирового развития и представлений молодёжи о будущем. Разработаны теоретико-методологические принципы и методический инструментарий для анализа феномена технофобии (ст.н.с. Т.А. Нестик).
Исследовалась динамика толерантных установок в подростковом возрасте (проф. В.С. Собкин).
Осуществлён ряд исследований соотношения когнитивных репрезентаций риска и личностной готовности к риску в саморегуляции (проф. Т.В. Корнилова). Обнаружено и описано влияние механизмов индивидуальной саморегуляции на показатели эффективности решения пороговой сенсорной задачи. Проведён качественный анализ индивидуальных способов различения сигналов, используемых наблюдателями в качестве средств решения сенсорной задачи. Соотнесены результаты диагностики индивидуальной саморегуляции с результатами качественного анализа, что позволило объяснить изменение количественных показателей различения (время и показатели стабильности реакции, сенсорная чувствительность) (ст.н.с. С.А. Емельянова). Изучены формы невербальной коммуникации между людьми и животными и связанные с их особенностями процессы атрибуции антропоморфных характеристик животным; показана роль животных-домашних питомцев в регуляции функционирования семейных систем (ст.н.с. Е.Ю. Федорович)
Проведены аналитико-эмпирические исследования опосредствованных Интернетом процессов познания в игровой и коммуникативной деятельности. Разработаны фундаментальные психологические принципы применения современных информационных технологий пользователями (вед.н.с. А.Е. Войскунский).
Исследованы ценностно-смысловые аспекты деятельности в кризисных ситуациях развития личности. Показана роль духовно-нравственных ориентиров в развитии личности в зрелых возрастах (проф. Б.С. Братусь).
Реализован цикл работ по анализу политических, экономических, моральных, ценностных, эстетических, межличностных представлений людей из различных социальных групп. В рамках политической психологии проведено построение семантических пространств имиджей политических партий, выделены типологии политического менталитета населения, анализ динамики менталитета населения, анализ представлений населения о качестве жизни (чл.-корр. РАН В.Ф. Петренко, вед.н.с. О.В. Митина).
 
«Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания»
 
Разработана новая психологическая концепция развития толерантности в межличностных отношениях в структурно-функциональном единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в детском и подростковом возрасте; обоснован оригинальный возрастно-психологический подход к изучению толерантности в межличностных отношениях, позволяющий выявить значение социальной ситуации развития детей и подростков для развития толерантности в межличностных отношениях (проф. О.А. Карабанова).
С позиций психологии развития и возрастной психологии проведено научно-теоретическое обоснование актуальных социальных проблем – управление рисками, психологическое развитие и благополучие в сфере социализации, безопасности, психического здоровья, позитивного развития семьи, образования, профориентации (проф. О.А. Карабанова, доц. Е.И. Захарова).
В рамках типологического подхода к психическому развитию завершён цикл исследований, посвящённый онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам её влияния на психическое развитие (доц. Г.В. Бурменская). Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в детском, подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора старших подростков (доценты Т.Ю. Садовникова, С.В. Молчанов).
Продолжены исследования по выявлению закономерностей возрастного развития в раннем, дошкольном и в младшем школьном возрасте в сфере познания, социального интеллекта, креативности и одарённости (проф. О.А. Карабанова, доц. С.М. Чурбанова). Проведён цикл исследований с использованием методов психологического сопровождения детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжёлыми хроническими заболеваниями, как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ им. А.Н.Бакулева.
Продолжилось изучение внешней учебной мотивации (доц. Т.О. Гордеева). Построена теоретическая модель детерминации формирования и развития познавательных структур как сложной самоорганизующейся системы: выделены внутренние и внешние детерминанты, их взаимосвязи (доц. И.Н. Погожина). Исследовались стратегии межличностного познания у учителей, психологов-консультантов и студентов психологических и технических специальностей (проф. Н.А. Рождественская).
 
«Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала»
 
Продолжилось изучение психологических условий становления профессионала; психологии конфликтного поведения. Начато эмпирическое исследование методов и средств психотехнического сопровождения профессионального становления начинающих специалистов (ст.н.с. Т.М. Буякас, н.с. В.А. Михеев). Начата разработка новой концепции самоуправления в области профессионального становления, открывающей возможность для самоорганизации деятельности профессионала. Ведётся изучение психологических проблем профориентации и карьерного консультирования.
Продолжен цикл работ, включающий экспериментальные и эмпирические исследования эффективности деятельности персонала организаций, ключевых мотивационных факторов произвольной регуляции деятельности индивидуального и коллективного субъекта труда, обеспечивающих успешную адаптацию специалистов к напряжённым рабочим условиям (доценты В.В. Барабанщикова, А.С. Кузнецова, М.М. Абдуллаева, ст.н.с. Ю.Д. Бабаева, ст.н.с. А.А. Качина, н.с. М.М. Заварцева).
 
«Психология социального познания»
 
Проведены исследования социального познания в различных социальных контекстах. Начато исследование роли коллективной памяти в конструировании образа межгруппового конфликта: реализован теоретический анализ психологической традиции изучения культурной и исторической памяти в контексте межгрупповых конфликтов (ст.н.с. Е.О. Голынчик). Проводятся прикладные исследования коммуникации и повышения коммуникативной компетентности в различных сферах. Проведены эмпирические исследования обратной связи как метода социального влияния (ст.н.с. М.А. Иванов). Проведено исследование мобильных социальных сетей как средств фасилитации межличностного общения (ст.н.с. Ф.Н. Винокуров).
Проведён анализ особенностей поведения участников творческих групп: оценены особенности групповой творческой деятельности в реальных и виртуальных группах, с применением различных приёмов стимулирования решений творческих задач (ст.н.с. Ю.Э. Ширков).
Особое внимание уделяется изучению социального поведения в организационном контексте. Разработан ряд прикладных методик работы с личными, групповыми и организационными ценностями в коммерческих организациях (ст.н.с. М.А. Иванов). Исследовалось восприятие и переживание изменений сотрудниками производственных предприятий в условиях экономического кризиса (ст.н.с. А.Н. Онучин). Продолжена работа над созданием технологии общественной экспертизы масштабных проектов (ст.н.с. А.В. Журавлёв).
Разработана программа игрофикации трудовой деятельности, проведено её внедрение в рабочий процесс, замерены ключевые показатели эффективности. Получен результат, показывающий ограничения игрофикации трудовой деятельности как компонента системы мотивации персонала. Есть данные о связи эффективности игрофикации и базовых личностных черт (экстраверсия, сознательность, интеллект) (ст.н.с. Ф.Н. Винокуров). Продолжена работа по изучению исследовательского потенциала качественной методологии и методов в социальной психологии (ст.н.с. Д.А. Хорошилов).
 
«Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование»
 
Реализовывался нейропсихологический подход к исследованию психических функций, их нарушению и восстановлению на разных возрастных этапах развития человека. Продолжалось обследование состояния когнитивных функций у больных с черепно-мозговой травмой лёгкой и средней степени тяжести в рамках совместной темы с НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко (проф. Ю.В. Микадзе).
Изучались аномалии психического и психосоматического развития, их коррекция и психотерапия (проф. А.Ш. Тхостов).
Продолжилось исследование особенностей высших психических функций при различной патологии мозолистого тела, а также исследование межмодальных связей с учётом особенностей межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия на примере изучения математических способностей (проф. М.С. Ковязина).
Продолжена работа, направленная на исследование особенностей восприятия и переживания времени при нормальном старении и аффективных расстройствах позднего возраста, а также изменений пространственных и временных представлений на разных этапах онтогенеза и роли этих изменений в процессах социокультурной адаптации (вед.н.с. Е.Ю. Балашова).
Начат новый цикл экспериментальных исследований и подготовки образовательных программ и методических разработок по прикладным аспектам клинико-психологической реабилитации (проф. Ю.П. Зинченко, ст.н.с. Н.А. Варако, проф. М.С. Ковязина, доц. Е.И. Рассказова).
Разрабатывается и апробируется комплекс методик, направленных на изучение когнитивно-аффективного взаимодействия в психической деятельности. Разработана методика оценки и прогноза развития аффективно-поведенческих комплексов у детей с расстройствами аутистического спектра, другими общими расстройствами развития, нарушениями развития поведения и эмоций, с шизофренией, умственной отсталостью (доц. М.К. Бардышевская).
Продолжена разработка и апробация методов диагностики принимающих родителей (доц. Л.С. Печникова).
Проводилось изучение особенностей функционирования семьи, её структурных и коммуникативных параметров, их взаимосвязи с психической патологией и феноменом суицидального поведения у подростков. Проведено исследование актуального состояния проблемы профилактики суицидального поведения подростков по материалам зарубежных и отечественных работ, выделены основные современные тенденции (ст.н.с. А.Л. Рыжов, доц. Л.С. Печникова).
Разрабатывалась программа исследования манипулятивного стиля личности в контексте проблемы аутодеструктивного поведения. Выявлено, что стилевая модель манипулятивного парасуицидального поведения позволяет дифференцированно и комплексно исследовать вклад взаимодействующих когнитивных, мотивационно-личностных и коммуникативных факторов в генез, структуру, функционирование широкого круга феноменов аутодеструктивного поведения как целостного манипулятивного стиля личности (проф. Е.Т. Соколова).
В проводимых исследованиях аддиктивного поведения обосновывалась необходимость комплексного подхода к психотерапии зависимостей, охватывающего сотрудничество самых различных практик: анонимных групп самопомощи, семейной психотерапии, групповой психотерапии и индивидуальной психотерапии (доц. Р.Ф. Теперик).
Продолжено изучение влияния тревожности матери на психосоматическое здоровье и развитие ребёнка (проф. В.В. Николаева, ст. препод. Г.А. Арина).
Исследовались психологические проблемы реабилитации онкологических больных (проф. А.Ш. Тхостов).
Разработана и эмпирически обоснована модель регуляции эмоций в норме и патологии с позиций культурно-деятельностного подхода (доц. Е.И. Первичко)
Проведён теоретический анализ вклада концепций Л.С. Выготского в развитие прикладной нейропсихологии и роль клинической практики для формирования основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским. Разработаны и апробированы компьютерные методики, направленные на оценку развития регуляторных функций, особенности переработки слуховой информации и зрительно-пространственной информации у детей младшего школьного возраста (проф. Т.В. Ахутина, ст.н.с. А.А. Корнеев, ст.н.с. Н.М. Пылаева).
С помощью широкого набора нейропсихологических и психофизиологических методик проанализирована качественная специфика трудностей произвольной регуляции и их связь с механизмами школьной неуспешности. Создана и начата апробация компьютерной программы использования метода движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания и улучшения ориентировочной деятельности у детей (проф. Ж.М. Глозман).
На основании нейропсихологических исследований разработано представление о регуляторных механизмах речи и мышления. Изучалась роль полюсных отделов левой лобной доли в организации психической активности, направленной на длительное удержание намерения выполнять речевые программы; роль префронтальных отделов левого полушария в процессах речевого целеобразования; роль заднелобных отделов в организации операций линейной организации речевого высказывания (ст.н.с. О.А. Гончаров).
Проведена работа по анализу эмпирических данных о понимании логико-грамматических конструкций детьми младшего школьного возраста в норме и при нарушениях речевых функций (проф. Т.В. Ахутина, ст.н.с. А.А. Корнеев).
 
«Психология человека в экстремальных условиях. Методология и технология психологической помощи»
 
Проведён поиск новых теоретических оснований психологической помощи для оптимизации модели деятельности психологических служб населения (проф. М.Ш. Магомед-Эминов). Проанализированы и критически переработаны современные теоретические концепции и технологии психологической помощи, зарубежный и отечественный опыт функционирования служб психологической помощи, организация работы и регламентация, модели службы психологической помощи за рубежом, этические, юридические основания службы психологической помощи, модели службы психологической помощи в России. Особое внимание уделено выявлению проблем профессиональной подготовки и дальнейшей профессионализации специалистов в области психологической помощи, повышению компетентностей, профилактике профессионального выгорания и деформации. Продолжено изучение личности в экстремальной ситуации с точки зрения определения условий, способствующих субъективному благополучию личности, способов преодоления негативных последствий травматического опыта, становления позитивных факторов, способствующих проявлению стойкости, роста, трансгрессии и развития личности.
 
Учебная работа. Студенты I–VI курсов обучаются по новым образовательным стандартам, самостоятельно устанавливаемым МГУ, по специальностям «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения». По каждой из базовых дисциплин и дисциплин вариативной части основных профессиональных образовательных программ указанных специальностей разработаны рабочие программы. Студенты очной формы обучаются 6 лет, очно-заочного (вечернего) – 7 лет. Подготовка специалистов позволит выпускникам получить Европейский диплом по психологии EuroPsy, соответствующий стандарту EuroPsy, который включает в себя: академический диплом о высшем психологическом образовании, соответствующий Европейскому стандарту психологического образования, и квалификационный сертификат, подтверждающий готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области практической психологии.
В рамках специальности «Психология служебной деятельности» были открыты новые специализации «Психология познания и деятельности субъекта», «Психология личности и дифференциальная психология».
В рамках основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» магистерской программы подготовки открыты новые программы «Клинико-психологическая реабилитация при нарушениях когнитивных и эмоциональных процессов», «Психоаналитическая психология, психотерапия и консультирование», «Психология искусства».
По программам специалитета первого высшего образования обучались 814 человек очной и 100 человек на очно-заочной формах обучения; по программам магистратуры на очной форме – 52 человека, на очно-заочной (вечерней) – 43 человека; второе высшее образование – 8 человек; слушателей по программам дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации – более 1000 человек. На подготовительных курсах проходили обучение свыше 200 человек. В Школе юного психолога проходили обучение более 700 старшеклассников.
 
Приём. В 2016 г. открыт набор на специальности «Психология служебной деятельности» (бюджет, договор), «Клиническая психология» (бюджет, договор), «Педагогика и психология девиантного поведения» (бюджет, договор).
На специальность 37.05.01 «Клиническая психология» подано 347 заявлений, на специальность 37.05.02 «Психология служебной деятельности» – 294 заявления на специальность 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» – 42 заявления.
Подано 400 заявлений в магистратуру по направлению подготовки 37.06.01 «Психология».
По программам специалитета зачислены 182 человека (в т.ч. по договору 65 человек, на бюджет – 116).
В магистратуру зачислены 25 человек (в т.ч. 15 на бюджет), на вечернее отделение магистратуры – 40 человек. С общежитием зачислены более 30% от общего числа поступивших.
 
Выпуск. Дипломы специалиста по специальностям «Психолог. Преподаватель психологии» и «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии» получили 143 выпускника очной формы обучения, 44 – очно-заочной формы обучения, 16 выпускников магистратуры и 4 бакалавра. Процедура государственного экзамена по психологии проходила в три этапа: тестовое компьютеризированное испытание, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; письменное испытание по экзаменационным вопросам, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; устное испытание по экзаменационным вопросам и защита проекта решения специализированной профессиональной задачи.
Проводилось обучение второму иностранному языку: английскому, немецкому, японскому французскому.
На факультете работает научно-популярный лекторий Praxis, в котором проходят лекции Большого лектория (их читают профессора и преподаватели факультета), занятия Малого лектория (их проводят студенты и аспиранты, интересующиеся какой-то конкретной тематикой), дебаты. Успехом пользуется лекционный проект «Искусство переговоров: опыт профессионалов», организованный командой специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов».
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения–2016. Секция Психология (26–27 апр.);
– XXIII международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2016. Секция “Психология”» (11–15 апр.);
– IV международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (9–13 сент.);
‒ V международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (12‒14 мая);
‒ VII международная научная конференция «Социальные и психологические проблемы современной семьи» (8–9 нояб.);
– VI всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (4–6 мая);
‒ научно-практическая конференция «Психосоциальные риски в современном обществе» (26 окт.);
– научно-практическая конференция «Система психологического сопровождения образования: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию» (22–23 нояб.);
– Летняя психологическая школа–2016 «Мозг, разум, культура: гибридная психология» (30 июня – 3 июля);
– торжественное заседание, посвящённое 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского (3–4 нояб.) и круглые столы заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам, вузов Москвы и Московского региона (29 марта, 13 дек.);
– международный конгресс «Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам», посвящённый 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева (23–25 мая);
– международная научная конференция «Человек-нейрон-модель», посвящённая памяти Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова (19–20 авг.);
– международная научно-практическая конференция «Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова» (12–15 окт.).
 

Заседание, посвящённое 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. В президиуме: декан Ю.П. Зинченко, ректор В.А. Садовничий,  уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка А.Ю. Кузнецова

Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти Е.А. Климова. В президиуме: декан Ю.П. Зинченко, проф. А.Б. Леонова, доц. В.В. Барабанщикова

Доктора и кандидаты наук 2016 г. Доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии Барабанщикова Валентина Владимировна защитила докторскую диссертацию «Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы». Дано теоретическое, методическое и эмпирическое обоснование направления исследований профессиональных деформаций в профессиях инновационной сферы как ситуации развития деструктивных или адаптивных механизмов реализации профессиональной деятельности.

Доцент кафедры психологии образования и педагогической психологии Погожина Ирина Николаевна защитила докторскую диссертацию «Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности». Дано теоретическое построение постнеклассической модели детерминации формирования и развития познавательных структур, её конкретизация и экспериментальная проверка на материале формирования и развития структур логического мышления и познавательных умений разной степени сложности.
 
Персоналии. Членами-корреспондентами отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования избраны профессора О.А. Карабанова, М.С. Ковязина, доц. А.Н. Веракса.
 
Публикации.
Монографии
 
Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И. и др. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсмена;
Зверева Т.В., Носкова О.Г. Психологическое наследие К.К.Платонова;
Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А. Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. В 2-х т.;
Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределённости и риска;
Малахова С.И. Психометрический интеллект и личностная саморегуляция у студентов;
Погожина И.Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель.
 
Учебники, учебные пособия
 
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации. Психология общения;
Гусев А.Н., Девишвили В.М., Носкова О.Г. и др. Практикум по основам эргономической психофизиологии;
Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне;
Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологическая помощь военнослужащим в боевой обстановке;
Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности;
Магомед-Эминов М.Ш., Квасова О.Г., Савина О.О. Оптимизация современной системы психологической помощи;
Марцинковская Т.Д., Дубовская Е.М., Белинская Е.П. и др. Социализация в мультикультурном пространстве;
Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста;
Хлудова Л.К. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы.