МГУ–2017: Факультет психологии

Юбилеи. Исполнилось 45 лет кафедре социальной психологии (зав. проф. Т.Г. Стефаненко). Основателем и первым заведующим кафедрой была проф. Г.М. Андреева. На кафедре проводятся фундаментальные и прикладные исследования в области социального познания, психологии общения, социальной психологии групп, социальной психологии личности, психологии межгрупповых и межэтнических отношений, психологии СМИ, психологии экономического поведения, гендерной психологии, психологии управления персоналом, индивидуального и группового консультирования, управленческого консультирования, психологического сопровождения организационных изменений и др. Кафедра готовит специалистов в области социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Проведена всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики», посвящённая юбилею кафедры и памяти её создателей Г.М. Андреевой, Л.А. Петровской, Н.Н. Богомоловой (5–7 дек.).
 
Исполнилось 115 лет со дня рождения Гальперина Петра Яковлевича (2.10.1902 – 25.03.1988), одного из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии. Работал в МГУ с 1943 г. В начале 1950-х гг. выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и новым пониманием основных проблем психологии. Дал оригинальное решение проблемы предмета психологии как науки о психической деятельности как ориентировочной по своей жизненной функции, представил все проявления психики (восприятие, память, мышление, внимание, волю и др. психические функции) как разные формы ориентировочной деятельности субъекта. Наметил решение таких трудных вопросов психологии, как вопрос об объективных критериях психики и об отличии психики человека от животных, психофизическая проблема и др. Создал новый метод исследования психических процессов – метод их планомерного поэтапного формирования.
Лауреат премии Президента РФ в области образования (1997, посмертно). Заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Аудитории 403 факультета психологии присвоено имя учёного.
Проведена международная научно-практическая конференция «Научная школа П.Я.Гальперина: история, современное состояние, перспективы развития» (2–3 окт.).
 
Исполнилось 115 лет со дня рождения Лурия Александра Романовича (16.07.1902 – 14.08.1977), выдающегося психолога, основателя нейропсихологии. В 1920-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом. Изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов показал значение речи в организации психических функций у детей. С 1940-х гг. проводил исследования, посвящённые анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга (в годы Великой Отечественной войны в восстановительном госпитале клиники нервных болезней Всесоюзного НИИ экспериментальной медицины в г. Кисегаче, а после войны – в Институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко АМН СССР) создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение. Им разработана новая теория локализации высших психических функций, внесён важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов. Изучил различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за труды по нейропсихологии (1967). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».
Проведён V международный конгресс памяти А.Р.Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке» (13–16 окт.).
 
23 июля исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры психофизиологии Девишвили Важи Михайловича. Специалист в области проблем психологии и физиологии движений, эффективно работает в области эргономики и является создателем ряда новых оригинальных методик. Заслуженный преподаватель Московского университета (1998).
 
26 мая исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры нейро- и патопсихологии Микадзе Юрия Владимировича. Специалист в области нейропсихологического подхода к изучению нарушений высших психических функций (особенно памяти) при поражениях мозга различной этиологии и локализации и особенностей формирования психических процессов в онтогенезе. Результаты его работы используются при диагностике, коррекции и реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, в нейропсихологическом сопровождении детей. Заслуженный профессор Московского университета (2014).
 
30 сентября исполнилось 70 лет со дня рождения старшего научного сотрудника лаборатории инженерной психологии кафедры психологии труда и инженерной психологии Нежновой Татьяны Александровны. С 1987 г. является научным редактором журнала «Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология». По её инициативе налажен выпуск тематических номеров журнала, посвящённых памятным датам, связанным с именами выдающихся отечественных психологов.
 
23 ноября исполнилось 70 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника кафедры психологии личности факультета Шлягиной Елены Ивановны. Специалист в области ключевых проблем культурно-исторической этнопсихологии, являющейся одной из значимых основ формирования поликультурной национальной политики в сфере образования России, дифференциальной психологии толерантности, психологии совладания, проблем гражданской идентичности. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2006).
 
14 марта исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой возрастной психологии, члена-корреспондента РАО Карабановой Ольги Александровны. Специалист в области проблем развития в детском и подростковом возрасте. Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактики рисков ксенофобии в системе общего образования» (2010, соавт.). Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2001). Заслуженный профессор Московского университета (2013). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
8 ноября исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии Тхостова Александра Шамилевича. Крупный специалист в области психодиагностики и коррекции психических и поведенческих расстройств, педагогической, клинической психологии и психологии здоровья. Основатель нового направления исследований – психология телесности.
 
Юбилеи отметили
80 лет
Ильясов Ислам Имранович, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженный профессор Московского университета (2000).
70 лет
Бабаева Юлия Давидовна, старший научный сотрудник лаборатории психологии труда, Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2008).
Войскунский Александр Евгеньевич, ведущий научный сотрудник кафедры общей психологии, Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2002).
Гудков Владимир Николаевич, старший преподаватель кафедры психофизиологии. Специалист в области изучения ритмов мозга человека и животных.
Насиновская Елена Евгеньевна, доцент кафедры психологии личности, Заслуженный преподаватель Московского университета (2006).
Подольский Андрей Ильич, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженный профессор Московского университета (2002).
Пузырей Андрей Андреевич, доцент кафедры общей психологии, Заслуженный преподаватель Московского университета (2003).
Пылаева Наталия Максимовна, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2003).
65 лет
Бурменская Галина Васильевна, доцент кафедры возрастной психологии, Заслуженный преподаватель Московского университета (2009).
60 лет
Можаровский Игорь Львович, доцент кафедры психологии образования и педагогики, Заслуженный преподаватель Московского университета (2008).
 
Наука. Фундаментальные и прикладные исследования осуществлялись в соответствии с Программой развития МГУ в рамках приоритетных направлений «Комплексные исследования человека» и «Духовно-нравственные ценности, язык, сознание и культура как основа консолидации российского общества», конкретизированные для психологической науки приоритетными направлениями: «Культурно-историческая психология развития психики, сознания и личности», «Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания», «Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала», «Психология социального познания», «Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование», «Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках».
Продолжена работа Центра коллективного пользования, включающего в свой состав 4 комплекса для проведения научно-исследовательской и научно-образовательной работы:
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Виртуальная реальность»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Психофизиология»;
– Научно-исследовательский междисциплинарный комплекс «Движения глаз»;
– Научно-образовательный комплекс мультимедийного образования.
Приоритетными принципами деятельности центра являются фундаментальность задач; междисциплинарный подход; коллективное использование оборудования; привлечение студентов и аспирантов; включение в учебный процесс; привлечение грантов и средств ФЦП; опережающее развитие на основе прогнозирования направлений исследования и разработки стратегии научных исследований.
В 2017 г. зарегистрирован 1 патент: Программа для ЭВМ «Fact_fMRI» для комплексного факторного анализа нескольких массивов индивидуальных данных функциональной МРТ (SOFT) (доц. А.В. Вартанов)
 
«Инновационные методы и высокие информационные технологии в фундаментальных и прикладных психологических исследованиях когнитивных процессов и нейронауках»
 
Работа велась в рамках разделов: изучение методологических вопросов развития современной психологии для разработки инновационных методов и применения новых информационных технологий при проведении научных психологических исследований, подготовке и переподготовке специалистов в области психологии, а также для решения прикладных психологических проблем. Изучение общепсихологических и психофизиологических аспектов когнитивных процессов и функциональных состояний человека в различных условиях. Исследование зрительного восприятия с применением технологии айтрекинга и виртуальной реальности. Комплексные междисциплинарные исследования в области векторной психофизиологии, клинической психофизиологии и прикладной психофизиологии.
С помощью технологии айтрекинга изучались механизмы и стратегии движения глаз, проявляющиеся при распознавании лицевой экспрессии у мужчин и женщин. Выявлено, что женщины в целом значимо лучше распознают эмоции, чем мужчины, причём это различие обусловлено тем, что женщины лучше мужчин справляются с задачей идентификации лицевой экспрессии в вариантах инвертированного и тэтчеризированного предъявления. Кроме того, женщины значимо более успешны в распознавании эмоций на женских лицах, в то время как в распознавании эмоций по мужским лицам значимых гендерных различий нет.
Было обнаружено, что в процессе восприятия экспрессии лица задействованы аналитические и холистические процессы кодирования лицевой информации, более важную роль в процессе кодирования экспрессии в условиях нормального наблюдения играют холистические механизмы.
Были исследованы особенности памяти и факторы, обусловливающие эффект запоминания последовательностей дебютных ходов у шахматистов. Обнаружено, что запоминание шахматистов опосредовано знанием дебютных последовательностей, так же использованием вербальных кодов. Проанализированы механизмы компенсации негативных возрастных изменений. (ст.н.с. Е.Е. Васюкова).
Проведено исследование возрастных особенностей переживания ценностных конфликтов, в основе которых лежит выраженное рассогласование между субъективной доступностью ценности и её значимостью. Для каждого возрастного периода были выявлены свои особенности переживания проблемных ценностей и отношения к их реализации, связанные с ориентацией на труднодостижимые значимые или доступные незначимые ценности, с использованием разных защитных стратегий для совладания с ценностными конфликтами (ст.н.с. А.В. Визгина, доц. Д.А. Джерелиевская).
Проводилось изучение компьютерной игры как особого вида деятельности, опосредованного киберсредствами, изучение особенностей мотивации и смыслообразования в компьютерных играх. Исследованы психофизиологические механизмы семантического кодирования пространственных представлений в условиях семантического конфликта. Показано, что семантический конфликт присутствует как на ранних, так и на поздних этапах обработки информации в случае «семантической» задачи. Обнаруженная задержка ответа на конфликтные стимулы объясняется существованием системы «подстройки» и обратных связей между концептуальным модулем восприятия и модулем семантической обработки (ст.н.с. А.А. Кисельников).
Было изучено влияние аффективной симптоматики на структуру имплицитного эмоционально-семантического пространства с использованием методики перцептивно-семантического ассоциирования, которая обладает дифференциально-диагностическим потенциалом в области изучения эмоциональных расстройств. Показано, что эмоционально-семантическое пространство людей с аффективными нарушениями претерпевает структурные и содержательные изменения, что может внести вклад в понимание механизмов патогенеза симптомов тревоги и депрессии (ст.н.с. А.А. Кисельников).
Выдвинута гипотеза о преадаптации к неопределённости как стратегии навигации развивающихся систем, являющаяся первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающем её с науками, изучающими непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества (ст.н.с. Е.Д. Шехтер, профессора А.М. Черноризов, А.Г. Асмолов).
В лаборатории психологии восприятия ведутся исследования работы психической системы определения положения и ориентации тела в пространстве с использованием технологии виртуальной реальности. Нарушения в работе данной системы приводят к возникновениям иллюзий движения собственного тела у лётчиков и космонавтов, появлению дезориентации у водителей и спортсменов. Разрабатываются методики диагностики устойчивости системы определения положения тела в пространстве, основанные на анализе глазодвигательной активности человека.
Продолжаются исследования процессов взаимодействия с виртуальными средами: восприятия трёхмерных зрительных иллюзий, динамики формирования рабочей памяти, коммуникации с виртуальными партнёрами – аватарами; а также новые методы диагностики (проф. А.М. Черноризов, зав. лаб. Г.Я. Меньшикова, доц. Б.Б. Величковский, ст.н.с. А.А. Кисельников, мл.н.с. А.И. Ковалёв).
С применением технологии виртуальной реальности и других аппаратных методик проведено исследование этнокультурной идентичности, а также современных этносоциальных процессов (проф. Ю.П. Зинченко, зав. лаб. Г.Я. Меньшикова, доц. Л.А. Шайгерова, доц. Р.С. Шилко).
Проводились исследования в области психологии чрезвычайных и экстремальных ситуаций, военной психологии (доц. Ю.С. Шойгу, проф. А.Г. Караяни). Получены результаты исследования стратегий совладания, предпочитаемых способов восстановления и оценки потенциально стрессовых событий (ст.н.с. М.В. Филиппова), результаты используемых способов совладания с трудными жизненными ситуациями у молодёжи (доц. Е.В. Битюцкая, н.с. Д.В. Юхненко). Разработана методика оценки поведения человека в экстремальных ситуациях (ст.н.с. Т.А. Шмарина). Проанализированы методологические аспекты оценки эффективности психологических исследований в психологической службе МЧС России (ст.н.с. Н.А. Лебедева).
 
«Культурно-историческая психология развития сознания и личности»
 
Продолжается реализация проекта «Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразия» как попытка рефлексии различных измерений современности. Особый акцент делается на изучении механизмов выработки неопределённости в развитии открытых структур (проф. А.Г. Асмолов). Продолжены исследования процесса мотивации. Проанализированы три парадигмы научного анализа мотивации человека: дуалистическая, потребностная и культурно-историческая. Разработаны концептуальная модель социокультурного мотивирования и модель мотивационного диалога как ядра процесса самоопределения. Выделены уровни мотивационной организации человеческих действий и соответствующие им мотивационные механизмы и акты (доц. Е.Ю. Патяева).
Проведён анализ природы мотивации трудовой деятельности, показана полимотивация трудовых действий. В исследования волевой регуляции изучена связь смысловых образований человека при влиянии на самооценку волевых качеств (проф. В.А. Иванников). Изучен неосознаваемый семантический прайминг, представляющий собой частный случай перцептивной готовности.
Продолжен анализ методов практической работы на стыке психологии личности и искусства, направленной на поддержку и стимулирование саморазвития личности. Особо проанализирована терапия поэзией как направление современной психологической практики. Закончено экспериментальное исследование роли когнитивно-стилевых особенностей личности в решении пороговых и около пороговых сенсорных задач, при этом разработан ряд новых исследовательских компьютерных методик (проф. А.Н. Гусев, А.Е. Кремлев). Закончена разработка и получила практическое внедрение оригинальная компьютерная он-лайн система для профориентации школьников (профессора А.Н. Гусев, Н.С. Пряжников). Создана и внедрена в практику оригинальная компьютерная психодиагностическая полупроективная методика для оценки профессионального выгорания работников социономических профессий (проф. А.Н. Гусев).
Продолжены исследования проблем экзистенциальной психологии в контексте психологии личности; проведена валидизация методики диагностики переживаний в профессиональной деятельности (проф. Д.А. Леонтьев). Проводилось исследование роли движения в становлении личности. Способ, которым человек решает двигательную задачу поддержания вертикального положения тела, отражает определённую личностную стратегию или установку. Также рассматриваются двигательные практики, направленные на целостное включение и воздействие на личность. Музыкально-двигательная активность не только отражает, но и преобразует опыт личности, и тем самым запускает сложную работу по осознанию и переосмыслению своих ценностей и мотивов, соотнесению их со своими возможностями, перестройке образа «я» на ментальном и телесном уровне (доц. А.М. Айламазьян).
Продолжилось изучение особенностей межличностного взаимодействия и когнитивной сферы человека в условиях долговременного космического полёта. Разработана методология контент-анализа радиопереговоров «экипаж-ЦУП», повышающая точность и дифференцированность дистанционного психологического мониторинга состояния членов экипажа, групповой динамики в экипаже и эффективности взаимодействия.
Проведено исследование эмоциональной сферы женщин, страдающих расстройствами пищевого поведения. Высокий уровень стыда связан со склонностью к эмоциональному и экстернальному перееданию, озабоченностью едой, является одним из критериев эмоциональной дисрегуляции, которая составляет ядро нервной булимии и неспецифического расстройства пищевого поведения (ст.н.с. А.И. Чекалина).
Разработана модель негативной креативности, которая включает в себя параметры ресурсы, условия, цель, средства, результат, мишень, объяснения и поиск виноватого (доц. С.Н. Ениколопов).
Проведено исследование представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы, что может быть учтено при организации воспитательного процесса (проф. В.С. Собкин). Возрастная трансформация представлений об идеальном образце у мальчиков и девочек, связана со снижением значимости персонажей художественных произведений (персонажей литературы, кино и мультфильмов) и переориентацией на реальных людей. Показано, что среди идеалов и антиидеалов достаточно часто фигурируют одни и те же персоналии, что является следствием ситуации ценностно-нормативной неопределенности.
Научно-исследовательская деятельность велась в направлении изучения психологических аспектов цифровой социализации и кибербезопасности.
Были выделены и описаны особенности использования инфокоммуникационных технологий в современных семьях и их влияние на высшие психические функции, рассматриваются векторы изменений представителей цифрового поколения, особенности новой социальной ситуации развития и цифровой социализации, проблемы онлайн-безопасности и возможности совладания подростков с онлайн-рисками, связь особенностей пользовательской активности детей и подростков с различными стратегиями родительской медиации и цифровой компетентностью как детей, так и взрослых.
Также были получены новые данные о связи культурного интеллекта с межкультурной сензитивностью, толерантностью и жизнестойкостью.
Изучались психологические предикторы успешности межкультурного взаимодействия.
Проведено исследование личностных черт в ситуации межкультурного взаимодействия. Было продемонстрировано, что такие личностные факторы как доброжелательность, добросовестность и открытость опыту связаны со способностью замечать культурные различия, принимать и учитывать их в процессе взаимодействия, в то время как экстраверсия, доброжелательность и открытость опыту связаны со способностью индивида быть эффективным и успешно взаимодействовать в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием.
Предполагается дальнейшая разработка целостной модели межкультурной компетентности и исследование личностных предикторов успешности межкультурного взаимодействия
Показано существование детерминационных и опосредствующих связей между личностными ресурсами и стратегиями совладания; описаны возможные изменения характера влияния личностной характеристики на выбор стратегии совладания под воздействием переменной-модератора (переменной, воздействующей на каузальную связь между зависимой и независимой переменной) (ст.н.с. Е.И. Шлягина).
Выявлены предикторы выраженности глобальной идентичности: позитивные базовые убеждения личности (убеждение в доброте людей, в неслучайности происходящего в мире), озабоченность глобальными рисками, религиозность, убеждение в способности определять свою судьбу, а также ориентация на гедонистическое настоящее, предполагающая общение с друзьями и позитивную самооценку. Проведён цикл исследований, демонстрирующий связи когнитивной и личностной регуляции принятия решений на материале фрейминг-эффекта. Апробирован для российских выборок опросник С.Эпстайна «Рациональный–Опытный». Продолжены кросс-культурные исследования по апробации ряда личностных методик на азербайджанских выборках; завершена апробация опросника ЭмИн Д.Люсина для азербайджанской выборки (проф. Т.В. Корнилова). Проведены аналитико-эмпирические исследования опосредствованных Интернетом процессов познания в игровой и коммуникативной деятельности (вед.н.с. А.Е. Войскунский). Продолжено изучение особенностей стилевой регуляции при решении пороговых и околопороговых слуховых сенсорных задач. Была выявлена роль индивидуально-психологических особенностей в регуляции процесса решения сенсорных задач (ст.н.с. С.А. Емельянова). В контексте теории проблемных ситуаций А.М. Матюшкина и смысловой теории мышления О.К. Тихомирова были продолжены исследования понимания проблемной ситуации как предпосылки успешности её разрешения. Процесс понимания рассматривается как форма продуктивного мышления, направленного на разрешение проблемных ситуаций (доц. А.А. Матюшкина).
Продолжен анализ направлений деятельности психологических научных отечественных школ. Рассмотрено наследие Л.С. Выготского как синтез психологической науки и практики, искусства и культуры (проф. А.Н. Ждан). Проведён теоретический анализ понимания психики как ориентировочной деятельности в работах П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева. Намечены возможные пути развития современной концепции истории психологии (доц. Е.Е. Соколова, ст.н.с. Е.Ю. Федорович, ст.н.с. М.Г. Чеснокова).
Исследованы ценностно-смысловые аспекты деятельности в кризисных ситуациях развития личности (проф. Б.С. Братусь). Продолжено изучение психологических механизмов совладания человека с трудными жизненными ситуациями. Проведено теоретико-эмпирическое исследование, направленное на изучение типов ориентаций в трудных ситуациях (доц. Е.В.  Битюцкая).
Продолжено изучение форм невербальной коммуникации между людьми и животными и связанные с их особенностями процессы атрибуции антропоморфных характеристик животным; показана роль животных-домашних питомцев в регуляции функционирования семейных систем (ст.н.с. Е.Ю. Федорович).
Проведено эмпирическое исследование особенностей представлений о странах Востока и Запада у молодёжи европейского и азиатского регионов России (проф. Л.В. Матвеева, ст.н.с. Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, Е.Е. Петракова).
Проводились кросс-культурные сравнения категориальных пространств восприятия политических лидеров в разных странах или в разные моменты времени в одной стране (проф. В.Ф. Петренко, вед.н.с. О.В. Митина). Было показано, что при восприятии политических лидеров структура общественного сознания в любой стране имеет общие категории (профессиональная компетентность политического лидера и моральность его политической деятельности) и специфические категории, которые зависят от особенностей менталитета страны. Продолжались исследования когнитивных параметров межличностного восприятия с использованием методики «Сказочный семантический дифференциал» (проф. В.Ф. Петренко, вед.н.с. О.В. Митина). Анализ отношения ребенка к тому или иному сказочному персонажу позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Сопоставление оценок сказочных персонажей с оценками значимого взрослого позволяет выявить специфику отношения ребенка к этому взрослому. Были определены нормативные показатели выраженности когнитивной сложности в сфере межличностного восприятия и меры социализации для детей младшего школьного возраста.
 
«Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития, обучения, воспитания»
 
Разработана новая психологическая концепция развития родительства (доц. Е.И. Захарова).
В рамках типологического подхода к психическому развитию продолжен цикл исследований, посвящённый онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам её влияния на психическое развитие в детстве и взрослости (доценты Г.В. Бурменская, О.В. Алмазова, Т.Ю. Садовникова). Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социоморального развития в подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора юношей (доценты С.В. Молчанов, О.В. Алмазова, Н.Н. Посребышева).
Продолжены исследования по выявлению закономерностей возрастного развития на всех этапах онтогенеза в сфере познания, социального интеллекта, по разработке практических аспектов возрастно-психологического консультирования, современного школьного и вузовского образования. (проф. О.А. Карабанова, доценты Г.В. Бурменская, С.М. Чурбанова, Е.И. Захарова).
Продолжены исследования в рамках направления изучения методов психологического сопровождения и реабилитации детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжёлыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ им. А.Н.Бакулева (доц. С.М. Чурбанова).
Продолжены исследования по изучению межкультурных различий эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры, оценивались связи между ценностями горизонтального и вертикального индивидуализма, горизонтального и вертикального коллективизма и особенностями проявления эмоций (ст.н.с. А.А. Панкратова).
Сопоставлены две формы внешней учебной мотивации – уважения другими людьми и самоуважения. На материале изучения профилей учебной мотивации старшеклассников показано, что мотивация самоуважения является характерным типом учебной мотивации, который в отличие от других типов внешней мотивации выступает предиктором учебной настойчивости, в свою очередь вносящей позитивный вклад в академические достижения (доц. Т.О. Гордеева).
Исследовалось эмоциональное отношение учащихся разного возраста к проектно-исследовательской деятельности на основе использования невербальной методики, где требовалось выразить свое отношение к учебной исследовательской и проектной деятельности, а также к учению в целом. Показано, что при общем позитивном отношении к вышеназванным образовательным технологиям, выявились различия в отношении учащихся к учебным исследованиям и к проектам (вед.н.с. Г.А. Глотова).
Построена теоретическая модель детерминации формирования и развития познавательных структур как сложной самоорганизующейся системы: выделены внутренние и внешние детерминанты, их взаимосвязи. Разработан алгоритм изучения системы детерминационных влияний для эффективного решения задач формирования и развития состава и структуры когнитивного компонента коммуникативной компетенции субъекта (доц. И.Н. Погожина). Проведено теоретическое исследование толерантности к неопределённости в онтогенезе (проф. С.Д. Смирнов).
 
«Психология формирования и функционирования социальных групп, организаций и развития человека как профессионала»
 
Проведены исследования, направленные на обоснование и разработку психологических технологий диагностики и интегральной оценки эффективности профессионального труда персонала организаций и предприятий в сферах экономики, бизнеса, культуры и науки. Разработаны инновационные программы повышения эффективности трудовой деятельности, основанные на внедрении психологических технологий развития организационного потенциала сотрудников, работающих в напряжённых условиях отраслевых и организационных трансформаций, на базе применения комплексных методов развития адаптационных ресурсов разных категорий служащих организаций. Определены психологические предикторы повышения профессиональной успешности специалистов госслужбы (на базе результатов проведения эмпирических обследований сотрудников организаций, работающих в системе силовых министерств и ведомств, надзорных и контрольных органов). Разработаны системы мероприятий для обеспечения психологической поддержки профессионалов социономического профиля, которые отвечают требованиям обеспечения их эффективного взаимодействия в процессе оказания помощи населению, включая образовательные, медицинские, консультативные, информационные и коммуникационные услуги. Продолжилось изучение психологических условий становления профессионала (ст.н.с. Т.М. Буякас). Подготовлены и апробированы эргономические технологии совершенствования рабочей среды и технической оснащённости рабочих мест для повышения эффективности труда сотрудников производственных организаций, нацеленных на внедрение методов и средств для минимизации рисков ошибочных действий как причин производственного травматизма. Разработаны психологические технологии повышения индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости профессионалов и формирования навыков оптимизации функционального состояния в целях поддержки работоспособности и устранения факторов риска срыва деятельности в условиях повышенной напряжённости труда (проф. А.Б. Леонова, доценты В.В. Барабанщикова, А.С. Кузнецова, М.М. Абдуллаева, ст.н.с. Ю.Д. Бабаева, ст.н.с. А.А. Качина, н.с. М.М. Заварцева).
 
«Психология социального познания»
 
Продолжились исследования феноменологии социального познания в различных социальных контекстах. В междисциплинарном пространстве психологии, истории и эстетики разрабатывается новая концепция социального познания, предлагающая эстетико-психологический подход к изучению повседневности (ст.н.с. Д.А. Хорошилов). С помощью системы виртуальной реальности анализировались гендерные и этнические факторы взаимодействия респондентов с аватарами. Выявлены различия в дистанции взаимодействия (доц. О.А. Тихомандрицкая, зав. лаб. Г.Я. Меньшикова). С помощью технологии айтрекинга изучались особенности восприятии внешности людей с «типичной» и «нетипичной» гендерной самопрезентацией. Полученные результаты демонстрируют большее время рассматривания стимула и количество фиксаций, а также наличие высокого интереса к некоторым зонам лица (линия волос, лба и носа) при оценке лиц людей с «нетипичной» гендерной самопрезентацией (доц. Н.Г. Малышева, ст.н.с. Е.Г. Лунякова). Выявлены ключевые проблемы адаптации иногородних студентов, обнаружено, что стиль реагирования на изменения играет важнейшую роль в становлении самодетерминации (проф. Т.Ю. Базаров). В исследовании особенностей структуры идентичности студентов Баку, Ташкента и Москвы, было показано, что рефлексивные характеристики занимают наибольшую долю объёма в свободном самоописании во всех городах. Особенностью студентов Ташкента является высокая значимость «физического Я» и низкая – «трансцендентного Я». Для бакинских студентов важны внутренние, субъективно переживаемые характеристики личности (ст.н.с. Ю.Э. Ширков). Изучались особенности идентичности студентов, склонных к манипулятивному поведению с партнёрами. Выявлены стратегии поддержания позитивной идентичности у студентов с разным отношением к манипуляции (ст.н.с. Е.О. Голынчик). Проведено исследование социальных представлений молодёжи об измене в романтических отношениях. Различия в представлениях о мужских и женских изменах соответствуют традиционным гендерным представлениям о мужской и женской ролях, что приводит к оценке мужской измены как более допустимой и менее преднамеренной (ст.н.с. Е.О. Голынчик). Особое внимание уделено изучению организационного контекста. Получила эмпирическое подтверждение модель «включённости работника в организацию» (доц. С.А. Липатов). В рамках клиентцентрированного подхода разработаны и апробированы новые методы и техники консультирования по стратегическим коммуникациям руководителей организаций. На основе исследований влияния обратной связи на Я-концепцию и развитие социальной компетенции была разработана и апробирована программа тренинга (ст.н.с. М.А. Иванов).
Проведено исследование особенностей карьеры в области радиоэлектроники. Выявлен эффект «стеклянного потолка» для женщин, занятых в этой сфере (ст.н.с. А.Н. Онучин). Проведено исследование особенностей копинг-стратегий представителей разных профессий. В сфере работы с людьми обнаружено предпочтение стратегий поиска социальной поддержки и положительной переоценки, в исследовательской деятельности выбирают стратегию принятия ответственности в качестве основной; в планово-экономической деятельности обращаются к стратегии планирования решения проблем, а работающие на производстве используют стратегии самоконтроля, принятия ответственности и конфронтации (ст.н.с. В.А. Баранова).
Изучались особенности экономического поведения, связь потребительского поведения и когнитивно-ориентированных стилей идентичности (доц. Т.В. Фоломеева). На материале оценки эффективности рекламных сообщений проводились исследования формирования ориентировочной основы потребительского поведения (ст.н.с. Ю.Э. Ширков).
Продолжаются исследования психологии больших социальных групп и массовой коммуникации (мл.н.с. И.А. Зеленев). Ведутся разработки по качественным и количественным методам изучения социального познания. Проведена апробация методов сбора социально-психологических, психодиагностических и поведенческих показателей в социальной сети ВKонтакте. Разработано веб-приложение для проведения социально-психологических исследований в Интернете с помощью методов опроса, теста и эксперимента (ст.н.с. Ф.Н. Винокуров).
 
«Психическое и психологическое здоровье: норма, отклонения, кризисные состояния – диагностика, коррекция, психологическое консультирование»
 
Разрабатывалась проблема нейропсихологической диагностики и реабилитации в клинике многоочаговых и диффузных поражений мозга (доц. Н.С. Бурлакова, проф. Ю.В. Микадзе), клинико-психологической реабилитации в клинике инсульта (проф. М.С. Ковязина); проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия (профессора М.С. Ковязина, Ю.В. Микадзе).
Подготовлены и апробированы методики обследования детей, подведены предварительные итоги сравнительного анализа состояния слухоречевой памяти у детей двух поколений возраста 6–7 лет (доц. Н.К. Корсакова, проф. Ю.В. Микадзе, ст.н.с. Е.Ю. Балашова).
Продолжилось работа по развитию новой парадигмы восстановления высших психических функций и восстановительного обучения больных с поражениями мозга органического генеза с нарушениями когнитивных функций и эмоционально-личностной сферы (спец. Л.Е. Селявко, по результатам работы получено 6 патентов РФ). Оценена эмпирическая и клиническая валидность нейропсихологической компьютеризированной (сенсорная панель) батарей Кембриджских тестов «CANTAB» для оценки когнитивной дисфункции при шизофрении. Разработан инструмент для оценки суицидального риска «Диагностика и коррекция суицидального поведения у больных шизофренией» (проф. А.Ш. Тхостов, ст.н.с. Г.Е. Рупчев). Продолжено исследование особенностей психической деятельности при шизотипическом расстройстве личности (ст.н.с. М.Г. Виноградова).
Продолжается внедрение методики диагностики и коррекции аффективно-поведенческих комплексов (АПК) в НПЦЗДП ДЗ г. Москвы им. Г.Е.Сухаревой (доц. М.К. Бардышевская). Изучались социально-психологические аспекты реабилитации принимающих семей с детьми с нарушениями психического здоровья. Продолжается исследование диагностики риска совершения суицидальных попыток в подростковом возрасте (доценты Л.С. Печникова, А.Л. Рыжов). Проведена адаптация зарубежных методик исследования образа тела на русскоязычной бакинской выборке, а также апробация ряда оригинальных методик, основанных на технике репертуарных и импликативных решёток, для выявления значения отношения к телу (внешности) в структуре самоотношения (доц. А.Л. Рыжов).
В традиции культурно-исторической психологии реализовано исследование нарушения процессов социального познания (ментализации) с позиции распада их уровневого строения, культурной опосредованности и межфункциональных связей (проф. Е.Т. Соколова).
Исследованы факторы, влияющие на ремиссию при аддикциях (доц. Р.Ф. Теперик). Продолжена разработка методик и теоретическое обоснование беатотерапевтического консультирования и семейной беатотерапии (проф. А.С. Спиваковская).
Продолжено изучение структурно-функциональных характеристик «внутренней картины здоровья». Проведено исследование, посвящённое клинико-психологическим эффектам высокотехнологичного аппаратурного воздействия биологической обратной связи на основе инфранизких частот ЭЭГ на нейрогенную регуляцию при мигрени (нейроБОС) (проф. В.В. Николаева, асс. Г.А. Арина). Осуществляется исследование связи представлений о сне у подростков с их субъективным сном (доц. Е.И. Рассказова). Разработана модель регуляции эмоций в норме и патологии с позиций культурно-деятельностного подхода (доц. Е.И. Первичко). Проведён ряд теоретических и эмпирических исследований влияния современных технологий на психическое здоровье, выделены возможные пути патологического развития (проф. А.Ш. Тхостов).
Создана и апробирована батарея компьютеризированных методик нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста, что позволяет оценить состояние функций произвольной регуляции деятельности, переработки слуховой, и зрительно-пространственной информации, функции регуляции активности (вед.н.с. Т.В. Ахутина, ст.н.с. А.А. Корнеев, н.с. Е.Ю. Матвеева).
Проведена работа по адаптации методов нейропсихологического обследования детей и взрослых, говорящих на португальском языке (проф. Ж.М. Глозман).
Разработаны и апробированы методы диагностики состояния регуляторных функций у дошкольников с помощью игры, позволяющие оценить степень сформированности функций программирования и контроля (вед.н.с. Т.В. Ахутина, ст.н.с. Н.М. Пылаева). Разработаны методики, сфокусированные на исследовании состояния наглядно-образной познавательной активности при поражении правой лобной доли. Показана их диагностическая эффективность в выявлении снижения наглядно-образной познавательной активности больных и в случаях значительного поражения префронтальной области правой лобной доли и в случае лёгкой дисфункции этой зоны мозга (н.с. О.А. Гончаров).
Проводилось исследование структуры рабочей памяти на материале серийных движений у детей и взрослых. Показано что у детей при увеличении времени задержки ответа растёт число ошибок, которые могут быть вызваны падением чёткости репрезентации (ст.н.с. А.А. Корнеев). Разработан коррекционный курс, направленный на развитие когнитивных процессов у детей с трудностями в обучении, обусловленными отставанием в развитии различных компонентов ВПФ (ст.н.с. М.Ю. Максименко). Проведена теоретическая и практическая разработка методов нейропсихологической реабилитации. Проведена исследовательская работа по современным методам реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения с использованием биологической обратной связи (проф. М.С. Ковязина). Проведена теоретическая проработка концепции ресоциализации. В модели значимое место занимает понятийный конструкт – идентичность и его трансформации в современной науке (проф. М.Ш. Магомед-Эминов). Проведены исследования психологических проблем и реакций людей в ситуациях, предполагающих ресоциализацию.
 
Учебная работа. В 2017 г. по программам специалитета первого высшего образования обучалось 854 человека из них 757 человек на очной форме обучения и 97 человек на очно-заочной (вечерней) форме обучения, по программам магистратуры на очной форме – 49 человек, на очно-заочной (вечерней) – 52 человека, второе высшее образование – 8 человек, слушателей по программам дополнительного образования, профессиональной переподготовки, повышения квалификации – более 1000 человек.
Обучаются 107 аспирантов, 21 соискатель, 1 докторант,1 стажёр.
На подготовительных курсах прошли обучение 209 человек. В Школе юного психолога прошли обучение свыше 110 старшеклассников.
 
Студенты I–VI курсов обучаются по новым образовательным стандартам, самостоятельно устанавливаемым МГУ, по специальностям «Психология служебной деятельности» (37.05.02), «Клиническая психология» (37.05.01) и «Педагогика и психология девиантного поведения» (44.05.01). Проведена коррекция примерных учебных планов подготовки по каждой из специальностей, разработаны рабочие программы по каждой из базовых дисциплин и дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы этих специальностей.
Студенты очной формы обучаются 6 лет, очно-заочного (вечернего) – 7 лет. Подготовка специалистов позволит выпускникам получить Европейский диплом по психологии EuroPsy, соответствующий стандарту EuroPsy, который включает в себя: академический диплом о высшем психологическом образовании, соответствующий Европейскому стандарту психологического образования, и квалификационный сертификат, подтверждающий готовность к самостоятельной профессиональной деятельности в области практической психологии.
В 2017 г. проводилось обучение вторым иностранным языкам: английскому, немецкому, японскому французскому.
В рамках основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» магистерской программы подготовки, открыты новые магистерские программы: «Клинико-психологическая реабилитация при нарушениях когнитивных и эмоциональных процессов», «Психоаналитическая психология, психотерапия и консультирование», «Психология искусства».
В целях дальнейшего повышения качества реализации образовательных стандартов и в ответ на социальные запросы открываются новые магистерские программы: «Киберпсихология», «Космическая психология».
 
Приём. Набор на специальности «Психология служебной деятельности» (бюджет, договор; 294 заявления), «Клиническая психология» (бюджет, договор; 347 заявлений), «Педагогика и психология девиантного поведения» (бюджет, договор; 42 заявления). Всего зачислены 170 человек, в т.ч.: 113 – на бюджет, 57 – по договору.
По направлению подготовки 37.06.01 «Психология» в магистратуру подано 170 заявлений. Всего зачислены на программы очной магистратуры 27 человек в т.ч.: 15 – на бюджет, 12 – по договору, на программы вечерней магистратуры – 55 человек. С общежитием было зачислено более 30% от общего числа поступивших.
 
Выпуск. Дипломы специалиста по специальностям «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения» получили 100 выпускников. Дипломы магистра по направлению «Психология» получили 55 выпускников.
Процедура государственного экзамена по психологии проходила в три этапа: тестовое компьютеризированное испытание, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; письменное испытание по экзаменационным вопросам, часть которого проводилось на изучаемом выпускником иностранном языке; устное испытание по экзаменационным вопросам и защита проекта решения специализированной профессиональной задачи.
 
 
6 февраля 2017. Торжественная церемония вручения дипломов первым выпускникам магистратуры вечернего отделения
Первый научный бой по психологии «Science Slam»
Внеучебная работа. Проведены традиционные студенческие мероприятия: День психолога, Новый год, День первокурсника, День Победы. Прошёл праздник «Посвящение в первокурсники» с выездом в пансионат «Университетский».
Появились аккаунты факультета в социальных сетях Facebook, Youtube, Instagram – студентами проводится наполнение и приобщение заинтересованных пользователей к данным каналам коммуникации.
Проводятся виртуальные и оффлайн-конкурсы, в частности, фотоконкурс «ФотоПсия», который в итоге был представлен в виде выставки работ, виртуальный конкурс в сети Instagram.
Активизировалась работа волонтёрского движения и движения помощи детским домам: студенты факультета приняли участие в нескольких акциях при официальной поддержке факультета.
Функционирует научно-популярный лекторий, дебаты. Успехом пользуется лекционный проект «Искусство переговоров: опыт профессионалов», организованный командой специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов».
Впервые в рамках Фестиваля науки были организованы всероссийские научные бои студентов по психологии «Science Slam». Более 150 участников со всей России посетили Летнюю психологическую школу.
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения–2017. Секция «Психология» (17–18 апр.);
– XXIV международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2017. Секция “Психология”» (20 апр.);
– Человек, Искусство, Вселенная (18–25 сент.);
– Безопасность цифрового детства: новые риски и цифровая культура (1 февр.);
– Летняя психологическая школа «ХХI в.: психологические эпидемии и прививки от них» (29 июня – 3 июля);
– V международный конгресс памяти А.Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке» (13–16 окт.);
– международная научно-практическая конференция «Научная школа П.Я. Гальперина: история, современное состояние, перспективы развития» посвящённая 115-летию со дня рождения учёного (2–3 окт.).
– всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики», посвящённая 45-летию кафедры социальной психологии и памяти её создателей Г.М. Андреевой, Л.А. Петровской, Н.Н. Богомоловой  (5–7 дек.).
 
Доктора и кандидаты наук 2016 г. Доцент кафедры возрастной психологии Захарова Елена Игоревна защитила докторскую диссертацию «Родительство как возрастно-психологический феномен». В работе исследован процесс освоения взрослым человеком социальной позиции родителя и сферы родительской деятельности в связи с наступлением жизненного события – рождения ребенка.
Кандидатские диссертации защитили: н.с. лаборатории психологии труда Заварцева Марина Михайловна («Роль организационного доверия в регулировании деятельности персонала государственных и коммерческих предприятий»); специалист по учебно-методической работе Коновалова Александра Михайловна («Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте»); специалист кафедры методологии психологии Львова Елена Николаевна («Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределённости»); н.с. кафедры психологии образования и педагогики Пшеничнюк Диана Владимировна («Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения»); специалист кафедры возрастной психологии Старостина Юлия Андреевна («Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье»).
 
Персоналии. Проф. З.А. Решетова награждена медалью Л.С.Выготского (Министерство образования и науки РФ) «за значительные достижения в области психологических наук и многолетний добросовестный труд».

Медаль Л.С.Выготского

Проф. З.А. Решетова получает награду от представителя министерства

Публикации.

Монографии
 
Емелин В.А. Идентичность в информационном обществе;
Зинченко Ю.П. Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность;
Иванов М.А. Консультирование первых лиц компаний: клиентцентрированный подход;
Патяева Е.Ю. Порождение действия. Культурно-деятельностный подход к мотивации человека;
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность;
Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения.
 
Учебники, учебные пособия
 
Абдуллаева М.М., Барабанщикова В.В., Величковский Б.Б. и др. Психология труда, инженерная психология и эргономика. Ч. 2 / под ред. О.Г.Носковой, Г.Н.Солнцевой;
Александрова В.Ю., Аникеева Т.Я., Визгина А.В. и др. Общий психологический практикум / под. ред. С.А.Капустина;
Базаров Т.Ю. Психология управления персоналом;
Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности;
Иванников В.А. Введение в психологию.