ЭС: С.В.Бахрушин

БАХРУШИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (26.09.(8.10.)1882, Москва – 8.03.1950, Москва), историк.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904). Ученик В.О. Ключевского.
Доктор исторических наук (1943, без защиты диссертации). Профессор (1927).
Член-корреспондент отделения истории и философии (история) АН СССР (1939).
Академик отделения методик преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе АПН РСФСР (1945).
 
Профессор кафедры истории народов СССР/истории СССР исторического факультета (1935–1950). Профессор кафедры русской истории этнологического факультета (1925–1930). Профессор исторического/общественно-педагогического отделения (1919), профессор кафедры истории европейских и внешнеевропейских обществ (1921–1925) факультета общественных наук. Профессор кафедры истории русской историко-филологического факультета (1918–1919).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история Киевской Руси, история Русского государства XV–XVII вв., социально-экономическая история народов Сибири и Средней Азии.
Основными темами его творчества была история ремесла, торговли, городов, классовой борьбы горожан. Широкую научную известность получили его труды по истории и освоению Сибири. Начало сибирского исследовательского цикла было положено статьёй «Туземные легенды в “Сибирской истории” С.Ремезова» (1916). В дальнейшем С.В. Бахрушин проанализировал генезис сибирского летоисчисления, тщательно изучил главные сибирские летописи – Строгановскую и Есиповскую, проследил пути русских людей в Сибирь и события, приведшие к включению Севера Азии в состав Русского государства. Всего в этом направлении им было создано около 60 работ.
Участвовал в подготовке и издании фундаментального труда «История СССР. В 3-х т.» (1939), написав для первого тома разделы и главы: «Народы СССР в эпоху монгольского владычества», «Начало превращения русского государства в многонациональное централизованное государство в XVI в.», «Русское государство в XVII в.», «Феодальные государства Средней Азии и Закавказья в XI–XII вв.», «Феодальные образования на территории Средней Азии, Поволжья и Крыма», «Народы Поволжья, Средней Азии и Крыма в XVII в.», «Народы Восточной Сибири и завоевание их страны царизмом». В книге «История дипломатии. Т. 1. XV в. до н.э. – 1871 г.», вышедшей под редакцией В.П. Потёмкина, написал разделы и главы, характеризующие политику и дипломатию российского государства в период Средних веков и Нового времени: «Дипломатия Киевской Руси», «Дипломатия на Руси XII–XV вв.», «Дипломатия Московского государства в XVI в.», «Международное положение Московского государства в XVII в.», «Дипломатия Российской империи в XVIII в.». Работал над созданием первого советского учебника для 8–10 классов средней школы «История СССР» под редакцией А.М. Панкратовой (1940). Первая часть учебника, рассчитанная на 8-й класс, охватывала область научных интересов С.В. Бахрушина: историю страны с древнейших времён до XVII в.
 
Значительное место в работах учёного занимает история Москвы. Как многие историки его поколения он состоял членом «Комиссии по изучению Старой Москвы» – научного кружка, созданного в 1909 г. при Археологическом обществе. Усилиями этой комиссии в здании бывшего Английского клуба на Тверской ул. был организован в 1921 г. существующий и в настоящее время «Государственный центральный музей современной истории России». К 100-летию Отечественной войны 1812 г. С.В. Бахрушин написал обзор «Москва в 1812 г.», а к 800-летию города – «Старая Москва» (1947) и «Москве 800 лет. 1147–1947» (соавт., 1947).
 
Не обошёл он вниманием и родной университет, выступая в Лектории МГУ, участвуя в работе общеобразовательных курсов для молодёжи. Принял активное участие в создании на историческом факультете совместно с другими учёными Научного студенческого общества, разработав его устав и наметив перечень научных секций.
В 1940 г. его выступление «Возникновение Московского университета и его деятельность в конце XVIII в.» открыло цикл публичных лекций на предприятиях Москвы и Московской области по истории Московского университета в связи с празднованием его 185-летия. Являлся редактором и соавтором юбилейной серии очерков, опубликованных в «Учёных записках Московского государственного университета. Выпуск 50. История», и написал для сборника статью «Московский университет в XVIII в.» (1940).
Среди его учеников К.В. Базилевич, С.С. Дмитриев, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин.
 
Лауреат Государственной премии СССР за книгу «История дипломатии. Т. 1. XV в. до н.э. – 1871 г.» (1942, соавт.).
Заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1943).
 
Общественная деятельность. Гласный (депутат) Московской городской думы от партии кадетов (1908–1917). Занимался вопросами детской беспризорности, призрения нищих и сирот. В его ведении, как работника думы, находились также Женское профессиональное училище имени Варвары Лепёшкиной, готовившее учительниц для городских и сельских школ, и городской Рукавишниковский исправительный приют для детей, «состоящих под следствием или судом, подлежащих отдаче на поруки или остающихся без надзора после суда над ними, а также для детей, занимающихся нищенством».
Деятельность на благо общества была близка и понятна С.В. Бахрушину. Купеческая семья Бахрушиных, родом из Зарайска Рязанской губернии, была известна не только своими кожевенными и суконно-ткацкими фабриками, но и щедрыми пожертвованиями для больниц, школ, училищ. С 1821 г. Бахрушины обосновались в Москве, но малую родину не забывали. Скажем, на деньги Алексея Петровича, дяди Сергея Владимировича, в Московском университете была учреждена именная стипендия для лиц «христианского вероисповедания и русского происхождения, преимущественно уроженцев Рязанской губернии» (1905). А в 2002 г. руководство Театрального музея имени А.А. Бахрушина (другого дяди) и администрация Зарайского муниципального района организовали первый музейный Бахрушинский благотворительный фестиваль, который проводится одновременно в Москве и в Зарайске. Он направлен на поддержку детей-сирот и многодетных семей, приобщение детей к искусству, взаимодействие существующих детских образовательных учреждений и культурно-общественных структур.
Пример благотворительности давало и среднее учебное заведение – Императорский лицей в память Цесаревича Николая, который окончил Сергей. Лицей был основан как образцовое классическое учебное заведение на личные средства выпускников Московского университета М.Н. Каткова (1838) и П.М. Леонтьева (1841) и был известен в Москве как «Катковский лицей». Среди его воспитанников был И.Э. Грабарь.
Одной из заметных построек Москвы начала XX в. являлся комплекс зданий для детей, покинутых родителями, – «Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных», который деды Сергея Владимировича построили в Сокольничьей роще, за линией Ярославской дороги. Он открылся в 1901 г., а директорствовал там с первых дней Николай Васильевич Несмеянов – отец будущего ректора МГУ А.Н.Несмеянова. С.В. Бахрушин являлся председателем совета этого приюта с 1910 г.
С.В .Бахрушин не просто состоял гласным, но серьёзно изучал историю вопроса и выступал в думе с конкретными предложениями:
«В целях успешного развития дела призрения малолетних необходим, во-первых, систематический план и необходима единая организация, которая бы приводила его в исполнение. Инициатива в этом деле должна принадлежать городскому управлению, на которое, после уничтожения приказов общественного призрения, возложена законом забота о призрении неимущих, которое в состоянии изыскать на то необходимые средства и, вместе с тем, является единственным авторитетным общественным учреждением, могущим провести в жизнь сложную и широкую организацию. Однако город должен привлечь к участию в общем деле земство, которое не менее его заинтересовано в разрешении поставленной задачи. Одновременно с организацией дела призрения малолетних необходимо приступить к выработке плана профессионального обучения. В заключение можно выразить пожелание, чтобы сложный вопрос о малолетних подвергся законодательной разработке, и чтобы законодательные учреждения дали общественному самоуправлению необходимые материальные средства и юридические права. Это тем более необходимо, что затронутый вопрос не является местным, а представляет общегосударственную важность. Между тем, с 1838 г. он не получил никакого развития. Такие вопросы, как об ограничении родительской власти над детьми, о принудительном воспитании беспризорных, о возмещении расходов по призрению неспособных к труду или о введении специального налога на покрытие таковых, наконец, об охране малолетних от эксплуатации и от нравственной порчи – все эти вопросы в значительной степени ещё ищут своего разрешения».
 
Академическое дело. Наряду с научной и педагогической деятельностью в МГУ С.В. Бахрушин работал старшим библиографом библиотеки Государственного Румянцевского музея, ставшего в 1925 г. Российской публичной библиотекой имени В.И. Ульянова-Ленина (1922–1930). В 1930 г. был арестован, осуждён и сослан в Семипалатинск, где преподавал в педагогическом и геологическом институтах. В государственной печати обвинялся в том, что уводил историков и краеведов от насущных проблем советского строительства. В 1933 г. был амнистирован и возвратился в Москву, на должность профессора Института красной профессуры.
 
Государственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1945), медаль «За трудовую доблесть» (1946).
 
Основные труды: «Малолетние нищие и бродяги в Москве: исторический очерк» (1913), «Ясак в Сибири в XVII в.» (1927), «Очерки по истории колонизации Сибири в XVI–XVII вв.» (1927), «Остяцкие и вогульские княжества в XVI–XVII вв.» (1935), «Разгром Ливонского ордена в Прибалтике (XVI в.)» (1942), «Иван Грозный» (1942).
 
Литература: Тихонов В.В. Московская историческая школа в первой половине ХХ в. Научное творчество Ю.В.Готье, С.Б.Веселовского, А.И.Яковлева и С.В.Бахрушина. – М.; СПб., 2012