Портрет: И.Э.Грабарь

ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (13(25).03.1871, Будапешт, Австро-Венгрия – 16.05.1960, Москва), искусствовед, реставратор, музейный деятель, живописец.
 
Окончил Санкт-Петербургский университет (1893). Профессор (1925).
Академик отделения истории и философии (история искусства) АН СССР (1943).
 
Заведующий кафедрой русского искусствознания филологического факультета (1945–1947). Профессор кафедры истории русского искусства этнологического факультета (1925–1930). Профессор литературно-художественного отделения (1921), профессор кафедры теории и истории искусств (1921–1925) факультета общественных наук. Действительный член Института искусствознания и археологии (1921–1925).
 
В Московском университете. Первая встреча юного Игоря с университетом состоялась в 1884 г.
«Когда из Киева приехал брат Владимир, поступивший в Московский университет, он стал брать меня к себе, а когда он куда-нибудь уезжал, ко мне заходил и брал меня его товарищ, студент-юрист Павел Иванович Новгородцев, будущий профессор-философ. В 1888 г. брат надолго уехал в Париж продолжать свои занятия по международному праву, и я ходил то к Новгородцеву, то к Ключарёвым, моим давним знакомым…».
 
В Московском университете с 1863 г. существовала кафедра теории и истории искусств. После Октябрьской революции 1917 г. искусствоведческое направление было сохранено на факультете общественных наук и этнологическом. Профессорско-преподавательский костяк составили как выпускники кафедры теории и истории искусств, так и представители других российских и зарубежных университетов. Был приглашён и И.Э. Грабарь, на тот момент совмещавший множество должностей, в том числе руководство, основанных им Государственных центральных реставрационных мастерских. После Великой Отечественной войны он снова пришёл в университет, заняв кафедру русского искусствознания.
«Начиная с 1925 г. я всецело посвятил себя работе в реставрационных мастерских, отказавшись постепенно от директорства в Третьяковской галерее, от заведования реставрационным подотделом музейного отдела и под конец от преподавательской деятельности в первом Московском государственном университете, где я в течение десяти лет читал курс “Теория и практика научной реставрации памятников искусства и старины”».
 
О тесной связи преподавательской и профессиональной деятельности художника говорит тот факт, что в 1920 г. он проводил работы по реставрации фасада Старого здания на Моховой улице. В 1922 г. перед обновлённым корпусом были установлены статуи А.И. Герцена и Н.П. Огарёва. И.Э. Грабарю принадлежит ряд портретов крупнейших советских учёных, выпускников и профессоров МГУ:
«Ещё в 1934 г. я получил согласие академика С.А. Чаплыгина мне позировать для портрета, давно уже мною задуманного. В июле 1935 г. сеансы, наконец, состоялись; в два первых была окончена голова, на остальное понадобилось ещё два. Из всех портретов, написанных до того, этот был лучшим по силе характеристики, свободе кисти и простоте живописных средств. Меня в нём впервые захватила проблема взгляда, ставшая вскоре актуальной для всех дальнейших работ. Мне было давно ясно, что из всех частей человеческого лица совершенно особую природу имеют глаза. В то время как остальные черты неподвижны, глаза всегда производят впечатление если не прямо двигающихся, то и не застывших: они влажны, то моргают, то напрягаются, то расширяются, то суживаются. Этот контраст между динамичностью глаз и статичностью других органов лица следовало бы как-то передать в живописи.
Во взгляде С.А. Чаплыгина эта увлажнённость глаз мне как будто впервые удалась, и в следующих портретах я пытался, по возможности, закрепить этот успех.
Академия наук решила заказать серию портретов академиков. Мне были заказаны портреты С.А. Чаплыгина, Н.Д. Зелинского, В.И. Вернадского и А.Н. Северцова. Первый был у меня уже готов, вторым я написал Н.Д. Зелинского. Он пришёл ко мне в мастерскую в таком же сером костюме, как С.А. Чаплыгин, в совершенно таком же синевато-сером галстуке, и я, по оплошности, забыл даже переменить фон, посадив его на том же сером фоне моей стены. Когда я кончил портрет, то к ужасу своему заметил, что он вышел совсем тождественным по общей гамме и даже по деталям с предыдущим, почему решил его при первой возможности переписать. Такая возможность вскоре представилась».
 
Научная и профессиональная деятельность. В сфере научных интересов история русского искусства, музееведение, реставрационное дело, охрана памятников архитектуры, искусства и старины.
Со специальностью определился не сразу. Получил классическое гуманитарное образование в Императорском лицее в память Цесаревича Николая, основанном как образцовое классическое учебное заведение на личные средства выпускников Московского университета М.Н. Каткова (1838) и П.М. Леонтьева (1841) и известного как «Катковский лицей». Среди его воспитанников был С.В. Бахрушин.
Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, совмещая учёбу с занятиями по рисованию. Одно время занимался в мастерской И.Е. Репина.
Попечитель/директор Третьяковской галереи (1913–1925). 31 августа 1892 г. П.М. Третьяков написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания и коллекции брата (с домом), известным ныне как «Третьяковская галерея».
Дума официально приняла дар и решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Было выработано специальное «Положение о галерее», во главе которой должен был стоять «попечитель», избираемый думой и являющийся одновременно председателем совета галереи. В 1913 г. эта должность была предложена И.Э. Грабарю:
«Не знаю, кому пришло в голову выдвинуть мою кандидатуру в попечители галереи, знаю лишь, что эта идея исходила из кадетских кругов... Из разных соображений мою кандидатуру поддерживал и тогдашний городской голова Н.И. Гучков… Я согласился, поставив два условия: чтобы моё попечительство было недолгим, впредь до находки другого кандидата, и чтобы мне было разрешено провести в галерее ряд реформ, в которых назрела надобность. На это согласились. Выборы состоялись, и я прошёл».
 
«Период реформ Грабаря» заключался в решении перестройки всей экспозиции по научному принципу, соответствующему уровню крупнейших европейских музеев, чтобы, по словам И.Э. Грабаря, «раскрылась в строгой последовательности эволюция искусства, и чтобы при этом посетитель с наименьшей затратой времени и энергии мог получить наиболее ясное представление о содержании данного музея». В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников.
 
Лауреат Государственной премии СССР за монографию «Репин. В 2-х т.» (1941).
Заслуженный деятель искусств СССР (1927). Народный художник СССР (1956).
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1945, 1946), Трудового Красного Знамени (1941, 1954).
 
Основные труды: «Феофан Грек. Очерк из истории древнерусской живописи» (1922); «Моя жизнь» (1937).
 
 
***
 
1934 г. Автопортрет с палитрой
1934 г. Портрет Н.Д. Зелинского
1934 г. Портрет С.А. Чаплыгина
 
1934 г. Портрет В.И. Вернадского
1945 г. Портрет Е.В. Тарле
1946 г. Портрет В.П. Волгина