Крупным планом: Факультет журналистики
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ, один из гуманитарных факультетов, был основан в 1952 г. на базе отделения журналистики филологического факультета и редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института. Первым деканом был назначен Е.Л. Худяков. В 2007 г. деканом избрана проф. Е.Л. Вартанова.
Факультет журналистики является лидером в университетской системе подготовки специалистов широкого гуманитарного профиля для всех секторов современной российской медиаиндустрии: в газетах, журналах, издательствах, редакциях телевидения и радиовещания, Интернет-СМИ, в рекламных агентствах и в службах по связям с общественностью, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях данного профиля. Предусмотрена подготовка журналистов-международников, фотожурналистов, специалистов в области редакционно-издательской деятельности, художественной культуры и дизайна средств массовой информации, специалистов по визуальной коммуникации и Интернет-журналистике.
«Эта профессия, кроме таланта, требует безупречного владения родным языком, широкого кругозора, знания профессиональных принципов, приёмов поиска проверки информации и создания журналистского текста. Журналисты – коммуникаторы современного общества, связывающие разные его институты. Они своего рода навигаторы в мире цифровой и социально значимой информации»[1].
В составе факультета 14 кафедр, ряд центров по исследованию зарубежных СМИ и Учебный мультимедийный центр, в состав которого входят цифровая телевизионная студия, цифровая радиостудия, редакция газеты «Журналист», учебная типография. Работают творческие мастерские известных журналистов и менеджеров СМИ.
Научная работа сотрудников связана с изучением различных аспектов журналистики и коммуникации в современном информационном обществе в условиях конвергенции, интерактивности и мобильности. Анализируется исторический опыт и закономерности развития отечественной и мировой журналистики: в центре внимания как традиционные газета, журнал и книга, так и электронные СМИ, непрерывно возникающие и трансформирующиеся в мультимедийной среде. Формируются теоретические концепции экономических механизмов функционирования СМИ в условиях рынка, рекламы как экономической базы СМИ, медиапланирования, управления СМИ. Разрабатывается теория и социология журналистики, теория массовых и корпоративных коммуникаций, исследуется язык средств массовой и межличностной коммуникации.
Среди партнёров факультета около 70 медиаорганизаций, в числе которых ведущие медиахолдинги, редакции известных газет и журналов, Интернет-СМИ, федеральные телеканалы и радиостанции, информационные агентства, рекламные и PR-компании. Система международного сотрудничества охватывает свыше 45 университетов. В рамках образовательных программ будущие журналисты ежегодно проходят стажировки в зарубежных вузах 20 стран.
Факультет издаёт научный журнал «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика» (1966) и ряд продолжающихся специальных изданий: «МедиаАльманах» (2003), электронный журнал «Медиаскоп» (2003).
В 1956 г. была основана факультетская студенческая газета «Журналист», которая с 1964 г. печатается в цвете. Выпускается новостная телевизионная программа «Моховая, 9».
Учебный процесс. Факультет осуществляет приём на программы высшего профессионального образования в рамках самостоятельно установленных образовательных стандартов МГУ по направлениям подготовки бакалавриата («Журналистика», «Медиакоммуникации»), магистратуры («Журналистика») и аспирантуры («Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»).
В рамках бакалавриата направление «Журналистика» включает освоение комплекса гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных филологических и журналистских дисциплин и делится на два этапа. В первые два года особое внимание уделяется подготовке универсального журналиста, способного разрабатывать новостной контент для разных медийных платформ. Базовыми здесь являются курсы «Основы журналистики», «Мультимедийные технологии» и «Практикум».
На III‒IV курсах в рамках вариативной части программы осуществляется углублённая профессиональная подготовка, содержание которой зависит от конкретного профессионального модуля: индустриально-отраслевого или предметно-тематического. В первом варианте предлагаются такие модули, как «Телевизионная журналистика», «Журналистика печатных СМИ», «Радиожурналистика», «Интернет-журналистика», «Фотожурналистика», «Медиабизнес», «Реклама», «Дизайн СМИ», «Связи с общественностью», «Социология журналистики». Во втором ‒ «Международная журналистика», «Художественная культура в СМИ», «Деловая журналистика», «Социальная проблематика в СМИ», «Политическая журналистика», «Журналистика моды и стиля жизни», «Спорт в СМИ», «Музыкальная журналистика». Вариативная часть бакалавриата также включает модуль «Язык СМИ», в рамках которого студенты изучают функциональные стили русского языка и овладевают практическими навыками редактирования медиатекстов.
Студенты проходят производственную практику в редакциях газет, журналов, радио и телевидения, занимаются в творческих мастерских и студиях.
Итогом обучения является подготовка выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, при успешной сдаче которого студент может продолжить обучение в магистратуре данного направления.
План приёма бакалавров очной формы обучения составляет 170 человек на бюджетные места и 120 – на договорной основе; на очно-заочное отделение – 25 человек на договорной основе[2].
В 2021 г. вступительные экзамены включали дополнительное вступительное испытание творческой направленности (письменно), а также ЕГЭ по литературе, русскому языку и иностранному языку.
В 2019 г. факультет открыл набор на новое направление подготовки бакалавров «Медиакоммуникации». Программа, базирующаяся на фундаментальных знаниях и большом объёме проектной работы по созданию контента и услуг для цифровой среды, ориентирована на подготовку специалистов, обеспечивающих информационное сопровождение и продвижение в цифровой медиасреде различных предприятий. План приёма бакалавров очной формы обучения составляет 26 человек на бюджетные места и 30 – на договорной основе [3].
В 2021 г. вступительные экзамены включали дополнительное вступительное испытание творческой направленности (письменно), а также ЕГЭ по литературе, русскому языку и обществознанию.
Магистратура была открыта в 2011 г. при переходе факультета на двухуровневую систему образования. Учебный план включает базовую часть с общенаучными и общепрофессиональными разделами, а также вариативную часть, содержание которой зависит от конкретной магистерской программы, список которых варьируется. Обучение также включает дисциплины по выбору студента, практики в СМИ и научно-исследовательскую работу.
Обучение завершается итоговой государственной аттестацией ‒ подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы и сдачей государственного экзамена.
План приёма на программы магистратуры составляет 95 человек на бюджетные места, 30 – на договорной основе и 30 – на очно-заочное отделение на договорной основе [4].
В 2021 г. вступительное испытание в магистратуру проходило в форме письменного экзамена по журналистике.
Выпускники получают диплом с присвоением степени бакалавра/магистра по направлению «Журналистика».
Срок обучения на дневном отделении в бакалавриате – 4 года, на очно-заочном отделении – 5 лет; в магистратуре – 2 года. Срок освоения полной образовательной программы по направлению подготовки «Журналистика» («интегрированный магистр») – 6 лет.
По окончании аспирантуры присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Стипендии. На факультете учреждены именные стипендии А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, В.В. Маяковского и А.П. Чехова (1960).
Традиции и современность. В 1968 г. по инициативе Я.Н. Засурского появилась традиция проведения ежегодного «Дня журналиста», на котором торжественно произносилась «Клятва журналиста»:
«С тех пор в течение двадцати с лишним лет, до конца 1980-х гг., первокурсники и пятикурсники шли на Красную площадь, которую специально ради такого случая закрывали для посещения. Студенты выстраивались в каре перед мавзолеем Ленина. Перед ними выступал декан журфака Я.Н.Засурский. Затем первокурсники произносили идеологическую клятву журналиста, в которой, в частности, были слова “Клянёмся по-ленински писать историю современности!”. Затем процессия направлялась в Александровский сад. Там тоже был небольшой митинг. Пятикурсники зажигали от Вечного огня факел и торжественно передавали первокурсникам – это символизировало смену поколений на журфаке. Горящий факел приносили на факультет. На главной лестнице студентов и преподавателей встречал университетский хор в белых одеждах, исполнявший студенческий гимн Gaudeamus igitur. В последний раз такое действо происходило в октябре 1989 г.»[5]
|
В октябре 1996 г. праздник посвящения без идеологической составляющей был возобновлён. По традиции, каждая группа I курса демонстрирует видеоролик о себе, а затем в присутствии декана и президента будущие журналисты торжественно произносят клятву «работать профессионально, правдиво и во благо человечеству». Поздравить студентов приходят известные выпускники факультета.
В лучших традициях просветительства, восходящих к основанию Московского университета, факультет журналистики организовал публичные лекции и мастер-классы своих лучших преподавателей на летней сцене ЦПКиО имени А.М.Горького. С 2015 г. Е.Л. Вартанова открывает первой лекцией «Школу журналистики на свежем воздухе». Лекции осенне-зимнего сезона ‒ «Открытый журфак» ‒ читаются на факультете.
Факультет журналистики и физический факультет совместно проводят в здании журфака предновогодний бал Физиков и Лириков. Программа включает несколько различных танцев. Репетируют с ноября на площадках обоих факультетов. В 2017 г. бал отметил 5-летие. Поздравить участников пришли оба декана – Е.Л. Вартанова и Н.Н. Сысоев.
Премии и звания. Выдающиеся достижения профессоров, преподавателей и сотрудников факультета отмечены множеством государственных и университетских наград. 2 сотрудника – лауреаты Государственной премии СССР, 10 человек награждены премией имени М.В.Ломоносова, 7 – премией имени М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность, 3 – премией имени И.И. Шувалова. Почётного звания «Заслуженный профессор Московского университета» удостоены 23 сотрудника, «Заслуженный преподаватель Московского университета» – 36, «Заслуженный научный сотрудник Московского университета» – 12.
Членами-корреспондентами АН СССР/РАН избраны 2 выпускника факультета.
Дополнительное и второе высшее образование. Получение второго высшего образования по программе бакалавриата проходит на контрактной основе в очно-заочной форме в течение 4 лет. Зачисление производится по результатам письменного вступительного испытания творческой направленности.
Открыт приём для лиц с высшим или средним профессиональным образованием на программы профессиональной переподготовки, такие как «Деловая журналистика», «Журналистика новых медиа», «Менеджмент цифровых медиа», «Редактор текстов для СМИ», «Реклама и маркетинг», «Современный копирайтинг», «Специалист по связям с общественностью и рекламе», «Спортивная журналистика», «Фотожурналистика», «Школа современного телевидения». Обучение ведется на контрактной основе с октября по май.
МГУ–школе. Для учащихся 9‒10 классов работает Школа юного журналиста (1968). Приём осуществляется в первой декаде сентября на основании конкурсного отбора по результатам творческого конкурса. Продолжительность обучения 1–2 года.
Открыта программа дополнительного платного довузовского образования ‒ Медиашкола (2016). Обучение учащихся 9‒10 классов рассчитано на 2 года.
Ежегодно проводится набор на очные и дистанционные подготовительные курсы, для учащихся 11 класса и выпускников школ прошлых лет, планирующих поступать в бакалавриат, и курсы для абитуриентов магистратуры.
В рамках комплексного проекта «Медиаобразование в школе» ежегодно проводится всероссийский фестиваль школьных СМИ с конкурсом медийных проектов и мастер-классами для участников (2008).
Для руководителей школьных СМИ организованы Летние школы (2009).
«Клуб выпускников» – широкие перспективы. Как великая школа, Московский университет даёт не только глубокое профессиональное образование, но и способствует всестороннему развитию и раскрытию интеллектуальных и творческих сторон человеческой личности. За годы существования факультета его выпускниками стали более 27 тысяч студентов. Безусловно, каждый выпускник факультета журналистики – высококлассный специалист, но интересно узнать, что многие выдающиеся и известные персоны получили журналистское образование в стенах МГУ. Среди них: театральный режиссер М.Г. Розовский (1960) ‒ художественный руководитель театра «У Никитских ворот»; И.С. Саввина (1958) ‒ актриса театра и кино; Чрезвычайный и Полномочный посол Б.Д. Панкин (1953) ‒ последний министр иностранных дел СССР; Д.О. Рогозин (1986) ‒ директор «Роскосмоса»; Герой России Ю.М. Батурин (1981) ‒ лётчик-космонавт РФ; чемпионки Олимпийских игр И.А. Привалова (1989), М.А. Киселёва (2002).
Факультет учредил звание «Почётного выпускника», которого удостоены 24 человека. Среди них А.И. Аджубей (1952), М.И. Дмуховский (1982), В.Н. Игнатенко (1963), И.С. Лесневская (1979), Л.С. Петрушевская (1961).
Территория. Факультет расположен в Аудиторном корпусе (Моховая ул., д. 9. стр. 1).
***
Из истории
Название «четвёртая власть» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) закрепилось за журналистами и средствами массовой информации (СМИ) во всём мире неслучайно. В СССР журналистике придавалось исключительное значение, её рассматривали как важнейшее средство пропаганды и агитации, как коллективного организатора трудящихся для выполнения грандиозных планов партии и правительства. Необходимость подготовки «политработников мирного времени» встала на повестку дня в период послевоенного восстановления народного хозяйства.
Специальность и самостоятельное отделение журналистики впервые были созданы на филологическом факультете в 1947 г. Отделение состояло из единственной кафедры ‒ истории русской журналистики, организованной на высокой патриотической волне, охватившей страну после победы. Её заведующим был назначен секретарь партийного комитета факультета, участник Гражданской войны Е.С. Ухалов, а заведующим отделением стал выпускник губернских партийных курсов Т.И. Антропов, работавший перед войной в газете «Известия». Великую Отечественную прошли многие из первых профессоров и 40 студентов – бывших политруков и корреспондентов фронтовых газет.
«Журналистское отделение отличалось тем, что почти все мы были фронтовиками, многие носили военную форму не только на первом, но даже на втором и третьем курсах. С невероятным азартом приступили мы к занятиям, с особым старанием записывая каждую лекцию Т.Н. Антропова, Е.С. Ухалова, А.Л. Мишуриса, И.А. Портянкина, М.С. Черепахова, К.А. Ковалевского. Мы были первыми студентами, слушавшими лекции по американской литературе Я.Н. Засурского, ставшего потом на многие десятилетия бессменным деканом факультета журналистики. Мы были вообще первыми студентами-журналистами в МГУ», – вспоминал И.В. Кузнецов[6].
Среди первого и единственного выпуска этого отделения в 1952 г. – блестящий журналист и редактор-организатор А.И. Аджубей, профессора И.В. Кузнецов и В.В. Учёнова.
7 июня 1952 г. Совет министров СССР издал распоряжение о создании факультета журналистики. Оно было рассчитано на перспективу: в 1953 г. планировался переезд всех естественных факультетов с Моховой на Ленинские горы, высвобождавший для гуманитариев значительные площади. А пока философскому и филологическому факультетам пришлось потесниться, были также арендованы помещения на Бабаевской улице (район Стромынки), на улице 1905 г., в районе Красной Пресни.
Факультет журналистики открылся в составе газетного и редакционно-издательского отделений и кафедр: истории, теории и практики советской печати (Е.Л. Худяков), истории русской журналистики и зарубежной печати (Е.С. Ухалов), редактирования и издательского дела (В.Г. Вдовиченко) и русского языка и литературы (К.И. Былинский). Приём на I курс составил 25 человек, а всего к учёбе приступили 426 студентов газетного и 344 – редакционно-издательского отделений.
«В отличие от чисто филологического образования, направленного главным образом на изучение формы и правил написания текста, факультет журналистики должен готовить широко образованных журналистов, знающих не только как писать, но и то, что писать – обстоятельство, имеющее чрезвычайно важное значение для идеологической работы в период развёрнутого строительства коммунистического общества» – акцентировал внимание на задачах нового факультета ректор И.Г. Петровский[7].
В 1965 г. в правилах приёма появилась фраза: «На факультет журналистики принимаются лица, положительно проявившие себя в литературной деятельности»[8], а с 1976–1977 уч.г. был введён творческий конкурс. Поступающие должны были предоставить не менее пяти публикаций, написать творческое сочинение и пройти собеседование. Сегодня творческий конкурс модифицировался в дополнительное вступительное испытание в форме сочинения на одну из тем и творческого задания.
Основу учебного плана первоначально составляли филологические дисциплины, касающиеся общих проблем языкознания, истории и современного состояния русского языка и литературы. Число профессионально-практических курсов было невелико: история журналистики и большевистской печати, теория и практика партийно-советской печати[9].
Кафедре истории русской журналистики предстояло создать основы новой специальности для всех вузов страны. Становление русской журналистики естественным образом связано с развитием отечественной литературы, что определило междисциплинарный характер работы историков журналистики и специалистов-литературоведов. Появились первые учебные пособия: «Русская журналистика 30–60-х гг. ХVIII в.» (1957, А.В. Западов), «Русская литература ХХ в.: дооктябрьский период» (1959, В.А. Ковалёв). Через 50 лет был написан интегральный труд «Триста лет отечественной журналистики. 1702‒2002» (2002, Б.И. Есин, И.В. Кузнецов).
Сквозь призму журналистского взгляда были проанализированы как литературное мастерство крупнейших русских поэтов и писателей XVIII–XX вв., так и деятельность первых «учёно-литературных», «литературно-политических» журналов и газет, тематических направлений. А.В. Западов и Л.Е. Татаринова сосредоточились на истоках – истории русской литературы и журналистики ХVIII в.: от М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, В.И.Майкова и М.М.Хераскова до Г.Р.Державина.
Фундаментальный материал дал XIX в. с его расцветом русской классики. Тематика начала разрабатываться Е.С. Ухаловым, а современное звучание русской классики осмысливается в трудах В.Я. Линкова. В.А. Архипов изучал творчество Н.А. Некрасова и М.Ю. Лермонтова; Э.Г. Бабаев – Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина и А.И.Герцена; Е.П. Прохоров – В.Г.Белинского; Т.Ф. Пирожкова вычленяет проблемы славянофильской журналистики, деятельность И.С.Аксакова и Н.М.Карамзина как издателя «Московского журнала»; Г.С. Лапшина имеет приоритет в исследованиях «женского лица русской журналистики».
Начало XX в. ознаменовано усилением звучания сатирической журналистики. На арену выходят А.П.Чехов и В.А.Гиляровский (Б.И. Есин), М.А.Булгаков и М.М.Зощенко (Е.И. Орлова). Широкую известность приобрели исследования И.Л. Волгина о Ф.М.Достоевском, а также руководимая им уже более 50 лет Литературная студия «Луч».
Кафедра издаёт ежегодный международный научный журнал «Русская литература и журналистика в движении времени» (2012).
Изучение журналистики, литературы и публицистики было бы неполным без обращения к иностранному культурно-историческому опыту. С одной стороны, это достигается введением в учебный процесс курсов по иностранным языкам, круг которых постоянно расширяется. Основные европейские языки (английский, французский, немецкий, испанский и итальянский) дополнены китайским. Знание языка в сфере профессионального общения, и анализ особенностей дискурса зарубежных СМИ обеспечивает в настоящее время кафедра медиалингвистики (2017, П.В. Балдицин).
С другой стороны, на факультете существует кафедра зарубежной журналистики и литературы (1955), бессменным руководителем на протяжении 60 лет являлся Я.Н. Засурский, специалист в области американской литературы. Вклад в англо-американскую тематику внесли П.В. Балдицын, С.И. Беглов, шекспироведы Ю.Ф. Шведов, Н.Э. Микеладзе. Легендарной популярностью пользовались лекции Е.П. Кучборской, знатока античной и французской литератур. Воспоминания о ней вошли в книгу «Человек с другой планеты» (2014). Начали развиваться итальянское и испанское направления (А.А. Красиков, Е.Н. Корнилова), скандинавское (Е.Л. Вартанова), германистика (Г.Ф. Вороненкова).
В 1974 г. была введена специальность «международная журналистика» и подготовка журналистов-международников стала главной задачей кафедры. Учебная программа предусматривает серьёзное изучение страноведения, истории и современного состояния средств массовой информации зарубежных стран. Кафедра курирует работу факультетских центров сотрудничества со СМИ и исследовательскими организациями за рубежом: Свободного российско-германского института публицистики (1994), Французско-российского центра журналистики (1994), Центра по изучению СМИ Финляндии и Скандинавии «НордМедиа» (1996), Российско-японского центра по изучению СМИ и культуры (1999), Российско-индийского центра СМИ (2001) и других. Обучение в этих центрах позволяет студентам в совершенстве овладеть иностранными языками, стать специалистами по медиасистемам других государств, получить практические навыки в отдельных сферах медиабизнеса.
Среди выпускников кафедры много известных журналистов: В.Н. Листьев (1982), Л.М. Млечин (1979), С.К. Медведев (1981), В.Т. Третьяков (1976).
Осмысление и оценка литературных произведений дополнялись изучением основ литературно-художественной критики и публицистики. Основателем кафедры этого профиля в 1976 г. стал участник Великой Отечественной войны А.Г. Бочаров, занимавшийся военной советской прозой одновременно как литературовед и критик. Он проанализировал практически все значительные тематические произведения многонациональной советской прозы. Проблемам поэзии посвящены труды Н.А. Богомолова. Научное творчество В.И. Новикова ‒ в широком спектре от А.С.Пушкина до В.С.Высоцкого ‒ связано с литературной пародией, авторской песней. Премии имени И.И.Шувалова были удостоены исследования акмеизма как литературной школы О.А. Лекманова.
В поле деятельности сотрудников попадают также наиболее значительные направления и течения. В частности, деятельность известной литературно-критической группы “Перевал” существовавшей в конце 30-х гг. (Г.А. Белая), или политическая публицистика русского зарубежья (Л.Ш. Вильчек, А.Ю. Сергеева-Клятис).
Прочная связь с филологическим образованием поддерживается существованием на факультете отдельной кафедры стилистики русского языка (1952). Спецификой обучения журналистов стало не столько освоение теоретических положений, сколько повышение практического навыка. Известность получили многочисленные научные и учебные труды К.И. Былинского и Д.Э. Розенталя, в разные годы руководивших кафедрой. Их совместное учебное пособие «Литературное редактирование» (1957) стало одним из основных в журналистском образовании и сегодня входит в перечень изданий, рекомендованных УМО по классическому университетскому образованию. Различные аспекты стилистики также изучали В.Н. Вакуров, В.П. Вомперский, Н.Н. Кохтев, Т.Г. Почтенная, С.В. Светана-Толстая, И.В. Толстой.
Оригинальную концепцию газетной речи разработал руководившей кафедрой более 20 лет Г.Я. Солганик. Сегодня сотрудниками активно исследуются проблемы медиастилистики – языка рекламы и электронных СМИ, современной орфоэпии, звучащей речи, дискурсологии (И.В. Анненкова, Н.И. Клушина, В.В. Славкин).
«Студенты факультета в процессе обучения должны усвоить теорию марксизма-ленинизма, изучить исторический опыт КПСС, методы идеологической работы нашей партии. Особое внимание в учебном плане факультета уделяется актуальным проблемам социалистической экономики, вопросам организации социалистического соревнования»[10].
За идеологическую составляющую журналистского образования отвечала кафедра истории, теории и практики большевистской печати (1952, Е.Л. Худяков), которая с 1953 г. (после переименования РКП(б) в КПСС) стала называться кафедрой партийно-советской печати. Во главу угла ставилась практика. Неслучайно, первые преподаватели курса Е.Л. Худяков и Т.И. Антропов имели большой опыт редакторской работы, в том числе, в газете «Известия», а перед Великой Отечественной войной Т.И. Антропов возглавлял Орловскую областную школу газетных работников.
Объём учебного материала непрерывно возрастал и в 1963 г. произошло разделение кафедры на две: истории партийно-советской печати (И.А. Портянкин, современное название – истории и правового регулирования отечественных средств массовой информации) и теории и практики партийно-советской печати (Е.Л. Худяков, современное название – периодической печати). Историки – И.А. Портянкин, А.Л. Мишурис, И.В. Кузнецов акцентировали внимание на истоках пропагандистской печати, её роли и участия в революционной, военной и трудовой жизни и деятельности советского народа. Все преподаватели имели реальный практический опыт в редакциях различных газет и журналов.
Кафедральная тематика постепенно прирастала как исследованиями «вглубь», так и «вширь». Выпускник Московского историко-архивного института Б.Д. Дацюк интересовался журналистикой времён декабристов, журналами «Отечественные записки» и «Современник»; О.Д. Минаева – изучала формирование и развитие системы периодических изданий для женщин в 1917–1941 гг., в том числе журналов «Работница» и «Крестьянка». Появились курсы, затрагивающие темы интернационализма: от уровня «многонациональной печати большевиков» (Р.П. Овсепян) до «журналистики русского зарубежья» (И.В. Кузнецов). Современные исследователи оперируют категориями: «правовые основы журналистики за рубежом», «свобода массовой информации в постсоветских государствах» (А.Г. Рихтер); «авторское право», «интеллектуальная собственность журналиста печатного СМИ» (И.А. Панкеев); «профессиональная этика журналиста» (И.М. Дзялошинский).
Е.Л. Худяков был назначен заведующим кафедрой теории и практики партийно-советской печати, однако руководил ей не больше года. Большой вклад в теорию журналистики внёс заведовавший кафедрой почти 20 лет В.Д. Пельт, создавший наиболее полную классификацию газетных жанров. На факультете учреждена премия имени В.Д. Пельта за лучшую практику в газете. С именем С.М. Гуревича связано начало исследований в направлении медиаэкономики и менеджмента СМИ. Благодаря этим разработкам, а также научной работе Е.Л. Вартановой появилась кафедра теории и экономики СМИ (2004). Различные аспекты специфики построения и функционирования печатных текстов в своих трудах освещали Л.А. Коханова (научная журналистика), Е.И. Пронин (особенности журналистского произведения, системы выразительных средств журналистики), А.А. Тертычный (аналитическая журналистика), В.В. Учёнова (история рекламы, творческие методы в журналистике). Сотрудники кафедры Е.А. Блажнов и М.В. Шкондин (совместно с Я.Н. Засурским) были удостоены премии имени М.В.Ломоносова за монографию «Журналистика в политической структуре общества» (1976). Этот фундаментальный труд раскрыл роль журналистики, как инструмента политической организации общества, как механизма постоянного информационного взаимодействия между субъектами политических отношений в масштабе всего субъективного фактора исторического процесса.
Выпускники факультета должны были также обладать практическими навыками в редакционно-издательском деле. С 1950 г. студенты старших курсов регулярно проходили двухмесячную практику в редакциях центральной и областной печати, а в 1956 г. основали собственную газету «Журналист», над всеми этапами выпуска которой (от планирования и сбора информации до составления макета) работали и продолжают работать сами учащиеся. Многие годы свой бесценный опыт в литературном редактировании передавали студентам М.И. Алексеева, Р.С. Гиляревский, В.В. Попов. В современном информационном пространстве речь уже идёт об Интернет-изданиях, редактировании медиатекстов (О.Р. Лащук).
Факультет журналистики в момент своего создания был ориентирован на подготовку специалистов для работы, прежде всего, в газетах, журналах, издательствах. На преподавательскую работу, в первую очередь, приглашались опытные «газетчики», решавшие задачи грамотной подачи определённой информации. На наш взгляд старые подшивки выглядят крайне просто и сухо: обилие официальных протокольных заметок, две–три фотографии вождей или передовиков производства на весь выпуск, «слепые» колонки статей, небольшие неброские заголовки, минимум рисунков.
Требования сегодняшнего дня неизмеримо сложнее. Любой современный информационный продукт ‒ газета, журнал, реклама, различные мультимедийные и web-проекты, ТВ-программы ‒ нуждаются в визуальной презентации, своеобразной «упаковке» из шрифтов; гармоничных форм, образованных текстовыми комплексами, графическими элементами и иллюстрациями; пропорций построения колонок и заголовков, цветовых пятен, линий, изобразительных элементов и знаков. В 1999 г. кафедра техники газетного дела и средств информации (1962, В.В. Попов; с 2013 г. ‒ фотожурналистики и технологий СМИ) открыла специализацию «Дизайн средств массовой информации и коммуникации». Огромный вклад в развитие кафедры внесли: выпускница Московского полиграфического института Э.А. Лазаревич, заведовавшая ей почти 40 лет, А.П. Киселёв, С.И. Галкин. В.В. Поповым был издан «Общий курс полиграфии» (1952) и пособие «Производство и оформление газеты» (1964, совместно с С.М. Гуревичем).
Научные интересы О.А. Бакулина (заведующий кафедрой с 2009 г.) сосредоточены на цифровой обработке и хранении текстовой и фотовизуальной информации.
Научно-технический прогресс потеснил главенство в передаче информации печатных средств и передал его радиовещанию, телевидению, кино-, видео- и звукозаписи, а затем и Интернету.
Возможность работы на телевидении до сих пор привлекает многих поступающих на факультет. Телезрителям знакомы имена выпускников МГУ: факультета журналистики ‒ В.Н. Листьева (1982, «Взгляд»); В.П. Флярковского (1985, «Время»); Д.Л. Быкова (1991, «Времечко», «Дождь»; в 2022 г. писатель и «Дождь» внесены в реестр СМИ – «иностранных агентов»); Э.Г. Мацкявичуса (1994, «Вести»); М.А. Максимовской (1992, «Неделя»); Т.Р. Митковой (1980, «Сегодня»); Г.В. Кузнецова (1967, «Голубой огонёк»); исторического ‒ М.Г. Осокина (1975), Н.К. Сванидзе (1977); филологического ‒ С.И. Бэлзы (1965), В.А. Кикнадзе (1985); географического – Н.Н. Дроздова (1963); философского – В.Э. Пельша (1988); юридического – В.В. Егорова (1954).
16 мая 1957 г. постановлением Совета министров СССР радио и телевидение были выведены из подчинения Министерству культуры и обрели собственный статус. При Совете министров СССР был образован Госкомитет по радиовещанию и телевидению. А через год на факультете журналистики появилась кафедра телевидения и радиовещания. Её первым заведующим был назначен специалист в области истории отечественной радиожурналистики В.Н. Ружников. С 2013 г. факультет проводит мемориальную конференцию «Ружниковские чтения».
Многие преподаватели кафедры стояли у истоков отечественного телевидения, творили его теорию и историю, создавали программы, завоевавшие популярность миллионов зрителей. В их числе Н.П. Карцов ‒ генеральный директор программ Центрального телевидения; С.-М. Муратов ‒ один из авторов легендарного КВН; Р.А. Борецкий и А.Ю. Юровский, защитившие первые диссертации по телевизионной тематике и написавшие первый в СССР учебник по телевизионной журналистике, существенно дополненный впоследствии Э.Г. Багировым. К этим именам обращаемся мы, когда говорим об истоках отечественной теории телевидения.
Распространение и включение в повседневную жизнь Интернет-технологий качественным образом изменило взгляд на создание, передачу, использование и хранение информации. Факультет отреагировал на требование времени организацией кафедры новых медиа и теории коммуникации (2008, И.И. Засурский). В фокусе внимания сотрудников исследование новейших цифровых медиа и технологических платформ, анализ особенностей коммуникационных процессов в Интернет-пространстве, социальные аспекты воздействия конвергентных СМИ на общество и человека.
Наряду с профессиональными и идеологическими дисциплинами в учебную сетку вводились вспомогательные, но необходимые для полноценного фундаментального образования выпускника междисциплинарные курсы. Так, в частности, в 1960-е гг. Ю.А. Левада и Б.А.Грушин знакомили слушателей с элементами социологии и социальной психологии.
Со второй половины 80-х гг., вошедших в историю как период «гласности» и «перестройки» факультет кардинально пересмотрел свою структуру и учебные планы. В медиасфере возникла потребность в новых специалистах в области медиауправления, рекламы, связей с общественностью, рерайтинге, копирайтинге и спичрайтинге. Появились новые аспекты обучения: редакционный менеджмент и экономика СМИ, психология массмедиа, конфессиональная, расследовательская и гендерная журналистика.
От журналистов потребовалось умение разбираться в сущности социальных процессов и корректно отображать их в текстах. В 1990 г. были созданы сразу две актуальные кафедры: социологии журналистики (Е.П. Прохоров, с 2014 г. ‒ социологии массовых коммуникаций) и экономической журналистики и рекламы (Е.А. Блажнов, с 2010 г. ‒ рекламы и связей с общественностью).
В настоящее время специалисты-социологи сосредоточены на проведении социологического анализа аудитории СМИ, теории и практики медиаисследований (В.П. Коломиец, И.Д. Фомичёва).
«Социология – это методология восприятия общества, без знания которой нельзя заниматься обществом, знание социологических методов позволяет журналисту широко их применять в сборе информации об обществе, умение грамотно использовать социологические данные помогает журналисту готовить качественные тексты и формировать общественное мнение»[11].
Кафедра выступила инициатором двух мемориальных научных конференций ‒ «Грушинских» и «Прохоровских» чтений.
С появлением в России многопартийной системы стала активно развиваться не признающая политических границ коммерческая печать. Надпартийная пресса пользуется успехом у читателей независимо от их политических симпатий, имеет возможность публиковать большое количество разнообразных рекламных материалов, в силу чего может стать прибыльной. Рекламная тематика появилась в трудах учёных задолго до открытия специализированной кафедры. Производственно-экономическую пропаганду в газете исследовал в начале 1970-х гг. Е.А. Блажнов, специфику построения и функционирования публицистических и рекламных текстов в истории и современности ‒ В.В. Учёнова, политические коммуникации, связи с общественностью ‒ В.М. Горохов и Л.Н. Федотова.
Сегодня средства массовой информации и коммуникации образуют единую взаимосвязанную систему и охватывают все сферы человеческой жизни – бизнес, развлечения, медицину, образование, культуру, науку. Можно говорить о СМИ как об отдельной отрасли рыночного хозяйства, требующей огромных капиталовложений. На рубеже XX‒XXI вв. появилась новая научная дисциплина «экономика СМИ» или «медиаэкономика», изучающая медиаиндустрию как специфическую отрасль народного хозяйства, конкретные механизмы функционирования медиапредприятия, медиапроизводство. Основы теории медиаэкономики и менеджмента отечественных и зарубежных СМИ были заложены работами С.М. Гуревича и Е.Л. Вартановой. Кафедра теории и экономики средств массовой информации (2004, Е.Л. Вартанова) стала первым образовательным центром страны, который не только обучает студентов законам функционирования медиарынка, но и разрабатывает теоретические основы новой области знания.
Для лиц с высшим (нежурналистским) образованием в 1976 г. на факультете было создано специальное отделение со сроком обучения 2 года с отрывом от производства и 3 года – без отрыва. Зачисление проходило по результатам творческого конкурса.
В 2014 г. факультет занял 1-е место в рейтинге «100 вузов, осуществляющих подготовку бакалавров для медийной индустрии», подготовленного Министерством связи и массовых коммуникаций, а в 2016 г. стал единственным российским факультетом журналистики, вошедшим в топ-150 рейтинга лучших вузов мира QS World University Rankings by Subject по специальности «СМИ и коммуникации».
[1]Вартанова Е.Л. Журфак в Парке Горького.URL: https://career.ru/article/16890
[2] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: http://cpk.msu.ru/files/2021/kcp_bak.pdf
[3] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: http://cpk.msu.ru/files/2021/kcp_bak.pdf
[4] Центральная приёмная комиссия МГУ. URL: http://cpk.msu.ru/files/2021/kcp_bak.pdf
[5] Прутцков Г.В. URL: http://vk.com/dnevnik_msu
[6] Кузнецов И.В. «На судьбу я не в обиде…». 2010. С. 19–20
[7] Из доклада «Задачи Московского университета в свете решений XIX съезда партии». Июнь 1953 г. Архив МГУ, ф. 1, оп. 4, ед. хр. 230
[8] Наш дом на Моховой. URL: http://www.journ.msu.ru/about/history/
[9] Наш дом на Моховой. URL: http://www.journ.msu.ru/about/history/
[10] Справочник для поступающих в Московский университет. 1985. С. 72
[11] Коломиец В.П. Социология журналисту: зачем и почему? 4.08.2015. URL: http://www.journ.msu.ru/about/news/15862/
***