Портрет: З.Я.Белецкий

БЕЛЕЦКИЙ ЗИНОВИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1901, с. Лазуки, Белоруссия – 1969, Москва), философ.
 
Окончил медицинский факультет МГУ (1925), Институт красной профессуры (1929). Профессор (1929).
 
Заведующий кафедрой диалектического и исторического материализма философского факультета (1943–1953). Заведующий общеуниверситетской кафедрой диалектического и исторического материализма (1937–1943), заведующий общеуниверситетской кафедрой диалектического и исторического материализма гуманитарных факультетов (1953–1955). Работал в МГУ с 1942 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов исторический и диалектический материализм, история философии, история естествознания. Несмотря на практически полное отсутствие публикаций, оказал большое влияние на философскую общественность. Известен как автор нескольких писем И.В. Сталину.
 
Первое письмо от 27 января 1944 г. Выступил с критикой 3-го тома «Истории философии» под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина, посвящённого немецкой классической философии (первые два тома были удостоены Государственной премии СССР, 1943). Обвинил редакторов и авторов в искажении точки зрения классиков марксизма-ленинизма на немецкую классическую философию, в приписывании немецкому идеализму революционности, в неправильной оценке диалектики немецкого классического идеализма, в аполитичности и безыдейном изложении истории философии. Письмо легло в основу постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О недостатках и ошибках в освещении истории немецкой философии конца XVIII и начала XIX вв.» (1944).
 
Второе письмо от 18 ноября 1946 г. Выступил с критикой книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии», обвинив автора в серьёзных политических ошибках, безыдейности, академизме. На основании письма Секретариат ЦК ВКП(б) принял решение о проведении Всесоюзной научной философской дискуссии по книге (14–18 января, 16–25 июня, 1947). По итогам дискуссии были внесены кардинальные изменения в методику преподавания философии и в содержание курсов, был основан журнал «Вопросы философии» (гл. редактор Б.М. Кедров). Результаты дискуссии послужили теоретическим обоснованием развёртывания кампании по борьбе с космополитизмом, нашедшей своё наиболее яркое выражение в августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Выступал в поддержку Т.Д. Лысенко и И.И. Презента, с резкой критикой «учёных-морганистов» биологического факультета:
«События, происходящие в биологии, в большой степени напоминают события, имевшие место и в философии. Как в философии, так сейчас и в биологии мы сталкиваемся с явлениями одного и того же порядка. Идёт борьба двух направлений – буржуазного, идеалистического, и нашего диалектико-материалистического. У нас кое-где имеет хождение буржуазная точка зрения о том, что наше марксистское мировоззрение, наша теория возникли не из условий новых общественно-материальных отношений людей, а в результате обобщения всех предшествующих идейных достижений. Эта буржуазная концепция ставит перед собой абстрактную задачу познания явлений мира вообще и требует признать, что науки развивались вне политики, вне классовой борьбы. Такой учёный может поэтому работать в тиши кабинета. Он “жрец” науки. Ему нет дела, соответствуют ли его умозрительные построения жизни или нет. Важна теория, а не жизнь, не практика. Вот почему наши советские морганисты, вроде Шмальгаузена, Юдинцева, Алиханяна, Жебрака и других, усвоившие мудрость моргановско-менделевской генетики, решили, что они и есть подлинные учёные, что по ним должна равняться наша советская практика. И если практика не подтверждает их теорий, то тем хуже для неё. Вот почему они с такой развязностью и пренебрежением на протяжении многих лет относились к практическим успехам мичуринской биологии. Вот почему биологический факультет Московского университета, являющийся оплотом в нашей стране моргано-менделевской реакционной генетики, вёл ожесточённую борьбу с новой подлинно научной биологией, созданной И.В. Мичуриным и так блестяще продолженной и развитой в наши дни Т.Д. Лысенко. Учение И.В. Мичурина и Т.Д. Лысенко оказалось проверенным практикой социалистического строительства. Теоретическим фундаментом этого учения является диалектический материализм. За этим учением будущее».
 
Показательно восклицание С.И. Алиханяна в адрес Белецкого:
«Зиновий Яковлевич Белецкий! Меня удивило ваше выступление. Вы неверно изложили всё дело. Трудно даже поверить, как можно так дезориентировать присутствующих здесь товарищей. К вам в Московском университете отнеслись неплохо. Вашу просьбу о том, чтобы вам, ввиду отсутствия у вас учёной степени, дали возможность работать над диссертацией, и ректорат и партийная организация университета удовлетворили, предоставив вам двухмесячный творческий отпуск. Нельзя, Зиновий Яковлевич, так клеветать на свой университет».
 
На партийном собрании философского факультета в марте 1949 г. З.Я. Белецкий сам подвергся обвинениям в космополитизме, сионизме, антимарксизме.
 
Третье письмо от 9 апреля 1949 г. посвящено теоретическим проблемам марксизма-ленинизма, в частности, проблеме объективной истины. Автор защищает свою точку зрения, которую считает подлинно марксистской, и обвиняет своих оппонентов в антимарксистских взглядах. По поручению ЦК ВКП(б) была назначена проверка фактов, излагавшихся в письме, но борьба продолжалась:
«Теперь между парткомом МГУ, ректоратом и философским факультетом, с одной стороны, и профессором Белецким, поддержанным, несомненно, сверху, с другой – развернулась длительная, затяжная война. …Несмотря на грозные решения партбюро факультета и парткома МГУ, профессора не только не удалось уволить с факультета, но он по-прежнему оставался заведующим кафедрой».
 
В МГУ вёл аспирантский семинар. Уволен в 1955 г. по обвинению в гносеологизме.
 
Государственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1944).
 
Литература: Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Дело профессора З.Я.Белецкого: эпизод из истории советской философии // Свободная мысль. 1993. №11; Бирюков Б.В., Верстин И.С. Идеологические события сороковых годов прошлого столетия и проблема русского национального сознания. Постановление ЦК ВКП(б) по третьему тому «Истории философии» и «философская дискуссия» 1947 г.: роль Зиновия Яковлевича Белецкого // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. №3; Есаков В.Л. К истории философской дискуссии 1947 г. // Вопросы философии. 1993. №2; Соколов В.В. Философские страдания и просветления в советской и постсоветской России: воспоминания и мысли запоздалого современника. – М., 2016.