ЭС: Лузитания

МОСКОВСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА («Лузитания»), математическая школа, созданная Н.Н. Лузиным и существовавшая с середины 1910-х до начала 1930-х гг.
 
В 1914 г. Д.Ф. Егоров и его ученик Н.Н. Лузин решили организовать для студентов научный семинар/семинарий. Н.Н. Лузин находился в это время за границей, и занятия начал проводить Д.Ф. Егоров, сконцентрировавшийся на вопросах теории функций.
«Егоров знал, что Лузин приедет осенью, и решил, насколько я теперь понимаю, подготовить для него хорошую аудиторию. И поскольку Лузин был специалист по теории функций, то в весеннем семестре 14-го года Егоров объявил специальный семинар по теории функций. Но это был семинар всё-таки довольно официальный. Было шесть групп. В каждой из групп было по нескольку человек, не больше шести, по разным отделам теории функций. Ну, я был в одном из разделов, который мне казался наиболее интересным.
Состоял семинар в следующем: раз в неделю эта группа сама собиралась на квартире одного из участников семинара, и разбиралась предназначенная нам литература. Без руководителя. А раз в неделю вся группа собиралась у Егорова дома. И мы консультировались по тем вопросам, которые мы не могли сами разобрать или не были уверены, что мы достаточно до конца все разбирали. Ну, и тут обсуждались вопросы, как доклад ставить, какие вопросы из прочитанной литературы включать в доклад, – вообще такая организационная работа была… Таких было шесть коллективов, значит: шесть групп – каждая группа собиралась каждую неделю… Когда Лузин приехал осенью в университет и объявил специальный курс, то у него была подготовленная аудитория, которая, действительно, могла слушать теорию функций» (Д.Е. Меньшов).
 
По возвращении Н.Н. Лузина активное руководство семинаром перешло к нему, а за Д.Ф. Егоровым была оставлена роль «верховного судьи», дававшего окончательную оценку работы. Качественную роль в расширении семинарской тематики сыграла диссертация Н.Н. Лузина «Интеграл и тригонометрический ряд», подготовленная им как магистерская, а защищённая как докторская.
«Книга Н.Н. Лузина резко отличалась от обычных диссертаций: наряду с конкретными результатами, в каждом разделе книги содержались новые постановки, новые подходы к классическим задачам. В книге ставились задачи с наброском доказательств, в этих случаях попадались такие фразы: “мне кажется”, “я уверен”. Этот стиль не вписывался в классические традиции математических работ; ленинградцы не признали монографию Н.Н. Лузина существенным вкладом в науку. Академик В.А. Стеклов при чтении монографии Н.Н. Лузина делал на полях много иронических замечаний: “ему кажется, а мне не кажется”, “гёттингенская болтовня” и т.п. Сегодня мы видим, какое огромное значение сыграл новый стиль книги Н.Н. Лузина. Этот стиль делал книгу особенно ценной для математической молодёжи, и скоро после своего появления она стала нашей настольной книгой» (М.А. Лаврентьев).
 
Участники семинара собирались на квартире Н.Н. Лузина (ул. Арбат, д. 25, в настоящее время на доме установлена мемориальная доска). Их интересы концентрировались главным образом вокруг некоторых вопросов анализа (тригонометрические ряды, теория интегрирования), дескриптивной теории множеств и теории функций.
По воспоминаниям Л.А. Люстерника, само слово «Лузитания» возникло осенью 1920 г. Ядро школы составили первые ученики – П.С. Александров, Д.Е. Меньшов, М.Я. Суслин, А.Я. Хинчин; несколько позже к ним присоединились Н.К. Бари, В.Н. Вениаминов, В.И. Гливенко, Л.В. Келдыш, С.С. Ковнер, А.Н. Колмогоров, М.А. Лаврентьев, Е.А. Леонтович, Л.А. Люстерник, В.В. Немыцкий, П.С. Новиков, Ю.А. Рожанская, П.С. Урысон, Л.Г. Шнирельман. В исследованиях участвовали старшие математики – В.В. Голубев, И.И. Привалов и В.В. Степанов.
 
Расцвет школы относится к 1919–1925 гг., когда, с одной стороны, сравнительно простые задачи теории функций действительного переменного и дескриптивной теории множеств были уже решены, с другой, трудности в народном хозяйстве ослабили спрос на прикладные исследования. В силу этих причин получили развитие самые абстрактные математические направления.
Теория функций комплексного переменного получила развитие в трудах В.В. Голубева, М.А. Лаврентьева, Н.Н. Лузина, Д.Е. Меньшова, И.И. Привалова, А.Я. Хинчина. П.С. Александров и П.С. Урысон стали основателями топологической школы, из которой вышли А.Н. Тихонов и Л.С. Понтрягин. А.Я. Хинчин и А.Н. Колмогоров получил важные результаты по теории вероятностей, заложив традиции Московской школы теории вероятностей. А.О. Гельфонд, Л.Г. Шнирельман и А.Я. Хинчин внесли вклад в область теории чисел; Л.А. Люстерник, Л.Г. Шнирельман и А.Н. Колмогоров – в область функционального анализа. И.И. Жегалкин, В.И. Гливенко, А.Н. Колмогоров, П.С. Новиков занимались проблемами математической логики.
 
Рождение частных школ и направлений обогащало науку новыми идеями, но одновременно ослабляло общие связи и интересы между членами «Лузитании». Распад был неизбежен, но распадаясь, школа Н.Н. Лузина способствовала превращению Москвы в ведущий центр математической мысли.
 
Литература: Лаврентьев М.А. Н.Н.Лузин. Успехи математических наук. 1974. Т. XXIX. Вып. 5; Люстерник Л.А. Молодость Московской математической школы. Успехи математических наук. 1967. Т. XXII. Вып. 1, 2, 4; Беседа Д.Е.Меньшова с В.Д.Дувакиным. Устная история.
***