ЭС: Н.С.Хрущёв

ХРУЩЁВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ (3(15).04.1894, с. Калиновка Дмитриевского уезда Курской губ. – 11.09.1971, Москва), государственный деятель.
 
Государственная деятельность. Первый секретарь ЦК КПСС (1953–1964). Председатель Совета министров СССР (1958–1964).
 
Деятельность на благо Московского университета. За весь период своего правления, часто называемый «оттепелью», Н.С. Хрущёв ни разу официально не посетил Московский университет, однако в это время ЦК КПСС и Советом министров СССР были приняты постановления и решения, имевшие важное значение для его функционирования.
За неделю до вступления Н.С. Хрущева в должность руководителя страны – 1 сентября 1953 г. была торжественно открыта территория МГУ на Ленинских горах, куда переехали естественные факультеты: в Главное здание – механико-математический, геологический и географический факультеты, в отдельные корпуса – физический, химический и биолого-почвенный. А уже 14 сентября 1953 г. вышло одно из первых постановлений нового правительства – «О строительстве зданий для гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова» на резервной территории тех же Ленинских гор. Строительство, рассчитанное на 1954–1955 г., должно было обеспечить новыми площадями факультеты исторический, философский, филологический, экономический, юридический, журналистики, а также отделение заочного обучения. Однако после распоряжения СМ СССР №3887р от 30 июня 1956 г. «О проектировании строительства комплекса новых зданий для гуманитарных факультетов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова на Ленинских горах в районе, прилегающем к построенным зданиям университета» дело застопорилось почти на 10 лет. Переезд ряда гуманитарных факультетов состоялся только в начале 1970-х гг. уже при Л.И. Брежневе.
 
Нерядовым событием стало награждение МГУ орденом Трудового Красного Знамени в связи с его 200-летием (Постановление СМ СССР №2197 от 18 октября 1954 г., Указ Президиума Верховного совета СССР от 6 мая 1955 г.). Государством тогда впервые было принято решение о признании заслуг отдельного вуза в развитии науки, культуры и подготовке квалифицированных кадров. Торжественное собрание широкой общественности, проходившее в Большом театре, посетили Председатель СМ СССР Н.А. Булганин и Председатель Президиума ВС СССР К.Е. Ворошилов.
Внимание к Московскому университету указывало на наметившуюся переоценку властью вклада высших учебных заведений в развитие народного хозяйства. Великая Отечественная война ярко продемонстрировала решающую роль современной военной техники в обеспечении победы, подчеркнула приоритет научной и инженерной мысли в вопросах конструирования средств нападения, защиты и обороны. Успешное послевоенное восстановление страны и создание ядерного оружия привели руководство СССР к пониманию необходимости поддержки и развития науки (в первую очередь прикладной физики и математики) и техники.
«Отличительной чертой нашей эпохи является небывало бурное развитие техники во всех отраслях производства. Если XIX в. был по преимуществу веком пара, то XX в. – век электричества, на наших глазах начинает превращаться в век атомной энергии, которая таит в себе безграничные возможности развития производительных сил. Величайшее открытие XX в. – атомную энергию мы, коммунисты, должны в полной мере поставить на службу тому делу, осуществление которого является конечной программной целью нашей партии, – делу построения коммунизма. По использованию атомной энергии в мирных целях наша страна идёт впереди других стран. Эту ведущую роль нам надо закрепить и в будущем», – говорил Н.С. Хрущёв на знаменитом XX съезде КПСС (14–25 февраля 1956 г.).
 
Однако его убеждённость в необходимости концентрации усилий исключительно на развитии производительных сил сослужила плохую службу для фундаментальной науки, требующей организации теоретических и практических исследований по всему широкому фронту человеческого знания. В привилегированное положение были поставлены физики и математики, в меньшей степени внимание уделялось химикам (востребованным в области технологии получения ядерного горючего и химии искусственных трансурановых элементов) и биологам. Это наглядно подтверждает перечень учёных (по открытым спискам), удостоенных наивысшей награды – Ленинской премии за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства (учреждена Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР №1127 от 15 августа 1956 г.). Первым её лауреатом стал «отец советской атомной бомбы» А.Д. Сахаров, а всего «за время Хрущёва» премией были награждены более 100 выпускников и профессоров Московского университета, многие из которых участвовали в атомном проекте, запуске искусственных спутников Земли (1957–1958) и обеспечении полёта первого космического корабля «Восток-1», пилотируемого Ю.А. Гагариным (1961). Среди гуманитариев премию получили всего трое – зять Н.С. Хрущёва А.И. Аджубей (1960), академик-историк В.П. Волгин (1961) и психолог А.Н. Леонтьев (1963).
Такое утилитарное понимание результатов научного труда привело к распространению в среде руководителей партийного и государственного аппарата взгляда на Академию наук как на бесполезный чрезмерно разросшийся и плохо функционирующий придаток («наука должна быть в отраслях производства, там она с большей пользой идёт»). В начале 1960-х гг. правительство пришло к мысли о необходимости реформы АН СССР, разукрупнения и передачи её институтов, занимавшихся прикладными исследованиями, под контроль отраслевых ведомств. Тем не менее, при поддержке Н.С. Хрущёва и по инициативе математика М.А. Лаврентьева в 1957 г. началось строительство Новосибирского академического городка и формирование Сибирского отделения академии, основу которого составили выпускники и профессора МГУ (Постановление СМ СССР №564 от 18 мая 1957 г. «О создании Сибирского отделения АН СССР»). Это исключение лишний раз подчеркнуло приоритет физико-математических наук, позволяющих быстро решать технические задачи, выдвигаемые государством.
 
При Н.С. Хрущёве был также положен конец конфликту между двумя группами физиков, восходящему к началу 1920-х гг. и известному как противостояние науки «университетской» и «академической». В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 5 августа 1954 г. «О мерах по улучшению подготовки физиков в МГУ» и №1863 от 30 августа 1954 г. «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации» на факультете были проведены кадровые перестановки: деканом был назначен В.С. Фурсов, совмещавший до 1957 г. эту должность с работой по атомному проекту, открыт ряд кафедр с актуальной научной тематикой, в профессорско-преподавательский состав вошли учёные, тесно связанные с выполнением государственных оборонных заказов. На этом фоне не выглядит странным единственное неофициальное посещение Н.С. Хрущёвым университета, связанное с вечером выпускников физического факультета в Доме культуры МГУ, на котором глава государства выступил (по воспоминаниям присутствовавших) с трёхчасовой речью о ядерном щите государства (1959).
 
20 января 1959 г. Встреча с выпускниками физического факультета: В президиуме – Л.Д. Ландау, К.И. Иванов, А.Н. Матвеев, В.С. Фурсов, И.Г. Петровский, ?, Н.С. Хрущёв, Е.М. Чехарин (секретарь партийного комитета МГУ), Г.Д. Вовченко
 
Студенты-физики оказались активными сторонниками эпохальной идеи Н.С. Хрущёва в области сельского хозяйства – освоения целины (Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» 23 февраля – 2 марта 1954 г.). Они стояли у истоков организации всесоюзного движения студенческих строительных отрядов, которое существует и в настоящее время.
 
Нельзя не упомянуть и о создании физико-математических школ-интернатов при МГУ и некоторых других университетах (Постановление СМ СССР №905 от 23 августа 1963 г.). Ходатайство о создании московской школы перед СМ СССР было подписано тремя академиками: математиками – президентом АН СССР М.В. Келдышем, ректором МГУ И.Г. Петровским и физиком – заместителем руководителя атомного проекта И.К. Кикоиным. Решение поддержали главы заинтересованных ведомств – председатели Государственного комитета СМ СССР: по электронной технике (А.И. Шокин), по радиоэлектронике (министр В.Д. Калмыков), по авиационной технике (министр П.В. Дементьев), председатель Государственного комитета по оборонной технике СССР (С.А. Зверев), а также министр просвещения РСФСР Е.И. Афанасенко и министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин. В настоящее время Специализированный учебно-научный центр – Школа-интернат имени А.Н. Колмогорова входит в состав МГУ на правах факультета.
 
Химическим наукам правительство Н.С. Хрущёва отводило место основы материальной базы тяжёлой и лёгкой промышленности. В соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС «Об ускорении развития химической промышленности и особенно производства синтетических материалов и изделий из них для удовлетворения потребностей населения и нужд народного хозяйства» (6–7 мая 1958 г.) и Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №795 от 23 июля 1958 г. началось масштабное строительство сотен заводов и крупных химических производств по выпуску синтетических смол и пластмасс, химических волокон и минеральных удобрений, синтетического каучука, автомобильных шин, серной кислоты. На территории МГУ было предусмотрено строительство лабораторно-учебного корпуса полимеров (лабораторный корпус «А») с помещениями для межкафедральной лаборатории физико-механических свойств полимеров (А.А. Ильюшин, А.Ю. Ишлинский, П.В. Козлов, Ю.Н. Работнов, Л.И. Седов, Н.А. Слёзкин). Но уже через 5 лет химии была отведена главная роль в реализации нового курса аграрной политики (Постановление ЦК КПСС, СМ СССР №267 от 22 марта 1962 г. «О перестройке управления сельским хозяйством»). В соответствии с докладом Н.С. Хрущёва «Ускоренное развитие химической промышленности – важнейшее условие подъёма сельскохозяйственного производства и роста благосостояния народа» на Пленуме ЦК КПСС (9–14 декабря 1963 г.) капитальные вложения в развитие химической промышленности и комплексную химизацию сельского хозяйства должны были составить свыше 42 млрд рублей, в том числе затраты, связанные только с химизацией сельского хозяйства, определялись в 10,5 млрд рублей.
«Почему партия уделяет такое внимание химической промышленности? В нашей стране на вооружение была принята травопольная система, которая, по существу, отрицала роль минеральных удобрений. Она исходила из того, что плодородие почвы достигается за счёт многолетних трав. В земледелии нашей страны сложились две школы: школа травопольного земледелия академика В.Р. Вильямса и школа агрохимии академика Д.Н. Прянишникова. К нашему несчастью, в земледелии возобладала точка зрения Вильямса, что явилось немалым тормозом в развитии химической промышленности. ЦК КПСС принял меры к исправлению допущенных ошибок. В соответствии с требованиями науки мы намечаем сегодня большую программу производства минеральных удобрений, гербицидов, ядохимикатов и других средств защиты растений. Сельскому хозяйству причиняют огромный ущерб сорняки, а также различные вредители и болезни растений, потери урожая от которых во многих случаях достигают 20%. Наши научные учреждения обязаны усилить исследования по созданию новых, более эффективных и дешёвых химических препаратов, а также по совершенствованию технологии производства и техники их применения. Наиболее трудной и острой проблемой в животноводстве является обеспечение животных белками. Белковая недостаточность рационов вызывает перерасход кормов, снижает продуктивность и замедляет рост животных. Восполнение недостатка белков может быть осуществлено двумя путями: либо прямой добавкой в корма синтетических препаратов, из которых организм вырабатывает белки, либо косвенным путём за счет улучшения усвоения животными грубых белковых кормов при помощи добавки в рацион химических и биохимических препаратов. Учитывая большое экономическое и государственное значение химических добавок к кормам, необходимо принять быстрые и радикальные меры, направленные на организацию и расширение производства химических средств, а также комбикормов на индустриальной основе».
 
Заменив учение Вильямса на учение Прянишникова, Н.С. Хрущёв не спешил решать проблемы биологических наук – в этой области продолжалось абсолютное доминирование «мичуринской биологии» Т.Д. Лысенко, наносящее непоправимый ущерб развитию современных разделов биологии, биохимии, генетике. Попытки противостоять лысенковщине особенно ярко иллюстрирует история «Письма трёхсот», подписанного в октябре 1955 г. группой крупнейших советских учёных – представителей различных отраслей научного знания, которое Н.С. Хрущёв назвал «возмутительным».
 
Серьёзные изменения произошли в области гуманитарного сектора. В университет на должность проректоров, курирующих это направление, направлялись сотрудники аппарата ЦК КПСС (И.К. Верещагин, К.П. Горшенин, Н.И. Мохов). В повестку заседаний партийного комитета МГУ часто включалась тема о состоянии идеологической работы и мерах её улучшения. После XX съезда КПСС, вошедшего в историю осуждением культа личности И.В. Сталина, историческая наука была признана частью идеологической пропаганды:
«Борясь за всемерное развитие творческой активности коммунистов и всех трудящихся, Центральный комитет принял меры к широкому разъяснению марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. ЦК решительно выступил против чуждого духу марксизма-ленинизма культа личности, который превращает того или иного деятеля в героя-чудотворца и одновременно умаляет роль партии и народных масс, ведёт к снижению их творческой активности. Распространение культа личности принижало роль коллективного руководства в партии и приводило иногда к серьёзным упущениям в нашей работе… На протяжении последних 17-и лет в основу нашей пропаганды был положен главным образом Краткий курс истории партии. Славная история нашей партии и впредь должна быть одним из важнейших источников воспитания кадров. Поэтому необходимо создать популярный, опирающийся на исторические факты, марксистский учебник по истории партии, в котором был бы научно обобщён всемирно-исторический опыт борьбы партии за коммунизм, и в котором изложение было бы доведено до наших дней».
 
В соответствии с новой политикой курс марксизма-ленинизма, читавшийся с 1938 г. во всех вузах, был заменён курсом истории КПСС, а одноимённые кафедры – переименованы в кафедры истории КПСС. Во всех университетах страны на всех факультетах, кроме философских и экономических, был введён государственный экзамен по курсу «История КПСС». Несколько позже изучение и сдача экзаменов по общественным наукам было распространено на весь период обучения в вузе: I–III курсы – «История Коммунистической партии Советского Союза», II–III курсы – «Марксистско-ленинская философия», III–IV курсы – «Политическая экономия», V курс – «Основы научного коммунизма» (приказ Минвуза СССР №214 от 27 мая 1963 г.).
 
В целом, во времена «оттепели», политика в области образования находилась под пристальным вниманием власти. Указы и постановления ЦК КПСС, Верховного совета СССР и Совета министров СССР определяли и регламентировали каждый шаг в развитии высшей школы. На государственном уровне следили за учебными планами (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1863 от 30 августа 1954 г. «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации»); указывали на необходимость увязки теоретических проблем с практическими задачами важными для народного хозяйства (Постановление СМ СССР №456 от 12 апреля 1956 г. «О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях»); давали возможность повышения квалификации работников, имеющих высшее образование, и получения ими второй специальности (постановления СМ СССР №577 от 3 июня 1960 г. «О системе повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников отраслей народного хозяйства и работников государственного аппарата», СМ РСФСР №1148 от 30 июля 1960 г.). Молодые преподаватели, добившиеся серьёзных научных успехов, получали ряд послаблений в области педагогической нагрузки, а пожилые учёные могли перейти на должности профессоров-консультантов (постановления ЦК КПСС и СМ СССР №536 от 13 июня 1961 г. «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров», СМ СССР №163 от 20 февраля 1964 г. «О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях»).
Особые ограничения накладывались на выпускников, которые были обязаны отработать непосредственно на производстве не менее 3-х лет (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1863 от 30 августа 1954 г. «Об улучшении распределения и использования специалистов высшей и средней квалификации»), а непродолжительное время даже существовала практика выдачи дипломов об окончании вуза только через год после работы молодого специалиста на предприятии – до этого он обходился временным удостоверением (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 9 мая 1963 г. «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования, улучшению подготовки и использования специалистов»).
К началу 1960-х гг. относятся и небольшие шаги в направлении демократизации системы управления в высшей школе. В соответствии с Постановлением СМ СССР №251 от 21 марта 1961 г. было утверждено «Положение о высших учебных заведениях СССР», разрешавшее советам вузов проводить выборы деканов. Первые демократические выборы деканов прошли в МГУ в 1962 г.
 
Одновременно с техническими задачами создания современной материальной базы народного хозяйства была инициирована реформа в области образования, главной целью которой объявлялась подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. ВС СССР принял 24 декабря 1958 г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Вместо 7-летнего образования вводилось всеобщее обязательное 8-летнее, утвердившееся повсеместно к 1963 г. Было признано необходимым значительное увеличение выпуска специалистов по новым разделам математических, биологических, физических, химических наук, усиление теоретической и практической подготовки студентов.
На основании этого закона учебная и научная работа в МГУ была значительно перестроена – приём стал проводиться с учётом производственного стажа поступающих (не менее 2-х лет). Несколько позже на университет была возложена обязанность готовить преподавателей для средней школы (Постановление СМ РСФСР №699 от 19 мая 1962 г. «Об увеличении плана приёма на дневные отделения и по педагогическим специальностям на 1800 человек»). Такое решение вытекало из определённой недооценки властью научного потенциала Московского университета. Формально это выражалось в подчинении его республиканскому Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР (1959) – только в 1966 г. МГУ был выведен на уровень вуза общесоюзного значения и передан под эгиду Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
 
Факт. Дочери Н.С. Хрущёва окончили МГУ: Рада – факультет журналистики (1952) и вечернее отделение биологического факультета; Елена – юридический факультет (1960); Юлия Леонидовна (удочерённая Н.С. Хрущёвым внучка) – факультет журналистики (1964).